Роль спорта в развитии личности ребенка

Роль спорта в развитии личности ребенка thumbnail

Людмила Сотникова
Роль физической культуры и спорта в развитии личности

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно создает и творит культуру, раскрывая в ней собственные сущностные силы, формирует себя в качестве общественного существа, осваивая предшествующую культуру. И свести весь этот процесс только к чисто «духовной» деятельности, игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания — значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его сущности.

Физическая культура — особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной активности и способ удовлетворения этих потребностей.

В личностном аспекте она представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она, с помощью своих специфических средств и методов, позволяет раскрывать потенциальные возможности человека.

Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании.

Раскрытие потенциальных возможностей человека способствует формированию таких личностных качеств человека, как уверенность в себе, решительность, смелость, желание и реальная возможность преодолеть трудности. Критерием такого развития применительно к трудовым актам является его соответствие тем требованиям производства, которые предъявляются к физической деятельности человека.

Можно считать, что физические способности развиваются, если человек становится более универсальным с точки зрения расширения двигательной жизнедеятельности и возможности эффективного проявления им предметных операций в производстве. Физическая культура занимает в этом процессе ведущее место.

Физическая культура представляет собой единство практической и психической деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальнее будут его связи, тем более всесторонне и гармонично будет развит человек, тем универсальнее будут его связи со средой.

Функции физической культурыможно разделить на 4 группы:

1. Общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов инволюции и т. д.).

2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.).

3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени (развлечения, игры, компенсация).

4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

5. Для нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых, движение и т. п. Физическая и умственная активность, нормальное функционирование способностей возможны в ограниченном диапазоне условий. Физкультура расширяет эти возможности, а также решает задачи поддержания необходимого равновесия между человеком и окружающей средой в двигательном, эмоциональном и других аспектах. Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья, но и для того, чтобы адаптировать организм человека к различным потребностям общественной жизни, способствовать проявлению индивидуального творчества.

В обществе физкультура является важнейшим средством воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственной и общественной организации в области физической культуры и спорта (ФКС). На современном этапе решается задача превращения массового физкультурного движения в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического воспитания, которое охватывает все слои общества. Существующие государственные системы программно — оценочных нормативов к физическому развитию и подготовленности различных возрастных групп населения.

Обязательные занятия физкультурой по государственным программам проводятся в дошкольных учреждениях, во всех типах учебных заведений, армии, на предприятиях и др. — в режиме рабочего дня (производственная гимнастика, физкультурные паузы и т. п.). Для организации массовой физкультурно-оздоровительной работы на предприятиях, учреждениях, учебных заведениях и др. созданы коллективы физической культуры.

Основными задачами физическоговоспитания молодого поколения являются: укрепление здоровья и закаливание организма, правильное физическое развитие, сообщение детям и молодежи необходимых двигательных умений и навыков, совершенствование их физических способностей, содействие формированию важнейших морально — волевых качеств.

«Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования,задачи которых только в частности отличаются между собою: воспитание захватывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие; оно должно приучить молодого человека изолировать получаемые им ощущения и впечатления, сравнивать их между собой и составлять из представлений отвлеченные понятия, выяснять на основании усвоенных истин встречающиеся явления и, наконец, действовать с возможно большею целесообразностью и настойчивостью».

Физическое воспитание — одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека.

Источник

Елена Бледнова
Влияние спорта на всестороннее развитие личности

В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, который гармонически содержал в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияюти на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций

Читайте также:  Роль детской художественной литературы в развитии личности ребенка

В развитии и формировании личности большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду,что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле — здоровый дух. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях личностного становления. В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие всестороннего развития

В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Для успешности жизни и деятельности человеку необходимы такие морально-волевые качества, как дисциплинированность и ответственность, настойчивость и целеустремленность. Они позволяют личности легко адаптироваться к моральным и правовым нормам общества, без принуждения следовать им; качественно выполнять свои обязанности, стремиться к успеху и добиваться его, Поскольку данные качества относятся к сложным психическим образованиям, их воспитание должно начинаться с детства, и особое внимание этому следует уделять в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Особое значение имеют подвижные игры. которые проводятся на занятиях по физическому воспитанию и прогулках.

Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.

Игра является осмысленной и активной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается. Новый опыт, приобретенный в игре, становится личным достоянием ребенка.

Физическая культура обладает огромным потенциалом в нравственном развитии личности. Одним из наиболее значимых морально-волевых качеств личности являются дисциплинированность, ответственность, настойчивость и целеустремленность. Формирование этих качеств, как и формирование личности, происходит в, в физкультурно-спортивной деятельности. С раннего возраста физкультурная деятельность занимает важное место в воспитании детей.

Важно заметить, что физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил.

Занятия физическими упражнениями связаны со всеми другими сторонами воспитательного воздействия на человека и тем самым вносят свой вклад в формирование социально активной личности, сочетающей в себе и физическое и социальное и духовное здоровье, всемерно способствуя достижению главной цели всей системы воспитательной работы – формированию всесторонне развитой личности.

Источник

                                                                                                                                           Ю.И. Миляев,

                                                                                                              учитель физической культуры,

                                                                                                                    МБОУ СОШ №3 (г. Бийск)

Роль физической культуры в развитии личности ребёнка

Одной из важных проблем, стоящих перед общеобразовательными учреждениями в настоящее время, является создание условий по формированию физической активности школьников, правильному отношению к своему здоровью. Эта проблема может решаться различными социально-педагогическими средствами и методами, при этом следует учитывать разные факторы, которые могут способствовать формированию физической активности детей и подростков.

Поскольку ключевой проблемой педагогической теории и практики является проблема личности, её развитие в специально организованных условиях, то процесс социализации ребёнка приобретает определённую остроту, который  протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Процесс формирования и развития ребёнка, его становления как личности, происходит во взаимодействии с окружающей средой, оказывающей на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы. Первая – мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая – макрофакторы – страна, этнос, общество, государство: факторы, которые значительно влияют на социализацию всех живущих в определённых странах. Третья – мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу проживания, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Четвёртая – микрофакторы – факторы, влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют: семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников; общественные, государственные, религиозные и частные  организации.

Общеобразовательные учреждения могут оказывать своё влияние и помощь в формировании становления личности ребёнка, только в четвёртом факторе. Реализация на практике новых принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников. Тенденциями для ухудшения состояния здоровья школьников являются: интеллектуализация и интенсификация учебного процесса; информационная перегруженность; психоэмоциональная напряжённость; нерациональная организация внеурочной деятельности; слабый индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

Читайте также:  Что является движущими силами условиями и источниками развития ребенка

Хронические заболевания школьников Алтайского края и города Бийска остаются неизменными. За последние годы произошла небольшая рокировка в наиболее встречающихся заболеваниях. Так, например, нарушения желудочно-кишечного тракта с лидирующей позиции опустились на третью строчку, за счёт переоборудования школьных столовых и введения более качественного горячего питания детей. Нарушения костно-мышечной системы и нарушения остроты зрения постоянно меняются местами, потому что длительные статические нагрузки и компьютерная зависимость дают отрицательный эффект здоровью учащихся.

Общеобразовательные учреждения, которые ставят перед собой цели обеспечивающие учащимся возможность сохранять здоровье за период обучения, формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, а также их рациональное использование, будут всегда занимать лидирующие позиции в своих регионах и пользоваться большим спросом.

Здоровым стилем школьника принято считать: режим учёбы без перегрузки; организация свободного времени с преобладанием движений; личная гигиена и правильное питание; отсутствие травматизма и соблюдение техники безопасности; здоровые привычки и физическая активность. Установлено, что у детей, занимающихся физической культурой вне учебных занятий в школе, свободное время более насыщено музыкой, техническим творчеством, чтением литературы, кино и выставками.

Проблемами общеобразовательных учреждений в настоящее время являются: дефицит профессионалов; слабая материально-техническая база; загруженность преподавателей «бумажной» работой и отчётами; сдвоенные уроки физической культуры; отставание 5-классников в усвоении «Программы по физической культуре»; отношение к «Физической культуре», как к предмету с рейтингом 1.

Актуальными решениями существующих проблем могло бы быть выполнение следующих пунктов: привлечение молодых специалистов и умение сохранять «золотой запас»; приобретение качественного, а не количественного инвентаря; возвращение учителям физической культуры приоритета практики, а не теории; участие в грантовых проектах и строительство новых спортивных объектов; пересмотр базисного плана, не ущемляющего учителей начальных классов и возвращение преподавания уроков физической культуры учителям-профессионалам; определение достойного рейтинга, значимости и сложности урока «Физическая культура».

Источник

Спорт в жизни школьника

Введение

В современном мире спорт является неотъемлемой частью жизни многих людей. Физическая культура и спорт в России – одно из важнейших средств воспитания человека, сочетающего в себе гармонические физическое совершенство, моральную чистоту и духовное богатство.

Известные педагоги и психологи в области спорта (Ф. П. Нечаев, А. Ц. Пуни, З. И. Чучмарев, П. А. Рудник, О. А. Черников, В. Г. Норакидзе, С. Ч. Геллерштейн, Н. А. Хухадов и др.), подчеркивают, что спорт выступает одним из главных средств воспитания движений, совершенствует их тонкую и точную координацию, развивает необходимые человеку двигательные физические качества. В процессе занятий спортом совершенствуется умение владеть собой, управлять своими эмоциями, ориентировки в различных сложных ситуациях, своевременного принятия решения, разумного риска, закаляет характер и волю. Спортсмен, тренируясь рядом с товарищами, соревнуясь с соперниками, обогащается опытом общения, учится понимать людей. ЛИТЕРАТУРАА

Спорт очень сложен и порой противоречив, поэтому его влияние на становление личности неоднозначно. Большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимаются и осмысливаются занимающимися различными видами спорта по-разному (О. П. Андронов, В. В. Белорусова, П. Ф. Лесгафт, Г. И. Скворцов, В. И. Столяров и др.).

Особенно важно развивать личностные качества в период подросткового возраста. В возрасте 13-14 лет у человека происходят значительные физиологические изменения, меняются представления о своем теле. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов.

Цель работы: исследование влияния занятий физической культуры и спорта на формирование личности школьников.

Задачи исследования: — изучить роль спорта в жизни школьников и педагогов; — изучить особенности личности школьников занимающихся и не занимающихся спортом.

Таким образом, гипотезой исследования является предположение о том, что занятия физической культурой и спортом имеет важное значение в жизни школьников; а также существуют различия в степени выраженности личностных качеств обучающихся занимающихся и не занимающихся спортом.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, тестирование, обработка и анализ полученных данных.

  1. Влияние физической культуры и спорта на формирование личности школьников

В настоящее время образовательные учреждения ставят перед собой цель содействия повышению роли физической культуры и спорта в гармоничном и всестороннем развитии личности, путем привлечения детей и подростков к систематичным занятиям спортом. И это происходит неслучайно.

Подростковый возраст – важнейший период в жизни человека. Это период, когда в человеке закладываются уважение к себе, самооценка, способы взаимоотношений с окружающими людьми, манера взаимодействия с людьми того же и противоположного пола. От того, к чему будет подготовлен человек в подростковом возрасте, зависят его самореализация, его карьера, то, кем он станет в жизни, чего добьется и будет ли он в конечном итоге счастлив.

В современном мире гораздо проще самореализоваться человеку, обладающему такими качествами как, коммуникативные навыки, умение гармонично вливаться в коллектив и взаимодействовать в среде сверстников, способности быстро адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.

Физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание — важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение подростками, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми, которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, знания и навыки в области физической культуры, а с другой — формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер подростка, его эстетических представлений и потребностей.    

Читайте также:  Труд влияет на общее развитие ребенка дошкольника

Занятия спортом существенно влияют на интеллект, это влияние состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.

Занятия спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта подростков: внимания (овладение сложно координированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.).

Так же положительное влияние занятий спортом на развитие личности проявляется в приобретении волевых черт характера, и состоит в том, что эти занятия связаны с необходимостью проявления волевых усилий. В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера подростков — нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у подростков возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств спортсмена.

В силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера (трусости, безволия, грубости и т.д.) воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, мужество — как пример для подражания. Тем самым учебно-тренировочные занятия способствуют формированию у подростков этически оправданных представлений о правильном поведении человека.

Также важное место в формировании личности подростка в процессе учебно-тренировочных занятий занимает и эстетическое воспитание

В формировании личности подростков, занимающихся спортом, следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий. Морально-этические положения, которыми руководствуются подростки, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юный спортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней. Также глубокое влияние на процесс формирования личности подростков оказывает коллектив, в котором подросток тренируется. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность — все это способствует воспитанию членов коллектива.      

Таким образом, важнейшая задача занятий физической культурой и спортом — формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося.

  1. Исследование влияния физической культуры и спорта на формирование личности школьников

Исследование по изучению влияния занятий физической культурой и спорта на формирование личности школьников проведено на базе МБОУ «СОШ № 1 р. п. Самойловка» в январе-феврале 2018 года.

Работа состояла из двух этапов. Первый этап – проведение анкетирования среди обучающихся 5-11 классов и педагогов школы. Второй этап – диагностика личностных особенностей школьников занимающихся и не занимающихся спортом.

Результаты исследовательской работы:

Первый этап исследования – анкетирование среди обучающихся 5-11 классов и педагогов школы с целью изучения роли спорта в жизни человека. В анкетировании приняли участие 217 обучающихся и 24 педагога. Среди обучающихся 45,0 % мальчиков и 55,0 % девочек, среди педагогов 8,0 % мужчин и 92,0 % женщин. На вопрос «Соблюдаете ли Вы ЗОЖ?», ответили «да» — 89,0 % школьников и 92,0 % педагогов. 36,0 % школьников делают зарядку. Распространенным видом спорта среди мальчиков является футбол, среди девочек – гимнастика. 40,0 % школьников посещают спортивную секцию. На вопрос «Какое значение, по Вашему мнению, имеет физическая культура и спорт в жизни школьника?», ответ «важное» дали 79,0 % обучающихся и 100,0 % педагогов. 56,0 % обучающихся и 63,0 % педагогов считают, что спорт является альтернативой пагубной привычки.

Второй этап исследования – выделены две группы обучающихся 6-11 кл. (по 20 человек) занимающихся и не занимающихся спортом с целью диагностики личностных качеств и особенностей характера. Всего 40 обучающихся, в возрасте от 12 до 17 лет. Для изучения особенностей личности использовался опросник Лири. Результаты второго этапа исследования показали, что имеется разница между группами обучающихся занимающихся спортом и не занимающихся спортом в степени выраженности личностных качеств. Проанализировав показатели двух групп обучающихся, можно с уверенностью констатировать, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на формирование личности школьников по сравнению с обучающимися, не занимающимися спортом. Обучающиеся, которые занимаются различными видами спорта более уверенны в себе, упорны, настойчивы, энергичны, успешны в делах, реалистичны в суждениях и поступках, ответственны, коммуникабельны.

Заключение

В результате проделанной работы мы получили возможность изучить взаимосвязь занятий спортом и выраженности лидерских способностей в личности подростков. По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы:

  1.  Гипотеза, сформулированная в начале работы, о значимых различиях в уровне развития лидерских способностей у подростков, которые занимались спортом и у подростков, которые не занимались спортом, была полностью подтверждена.

  2.  С помощью средств математической статистики было выявлено, что уровень выраженности лидерских способностей значительно выше у подростков, которые занимались спортом, чем у подростков, которые не занимались спортом.

  3.  По итогам исследования можно сделать вывод о том, что занятия спортом действительно могут выступать важным условием формирования лидерских способностей у подростков.

На наш взгляд, одним из возможных путей усовершенствования данного исследования могло бы стать его проведение с привлечением большего количества испытуемых, что позволило бы дать более значимые и надежные результаты.

Проведенное нами исследование может стать достойной основой для дальнейшего, более глубокого изучения данной проблемы. Мы будем трудиться над нашей работой и в дальнейшем, потому что, на наш взгляд, существует реальная потребность в изучении факторов и способов формирования и развития лидерских качеств личности.

Источник