Роль слухового восприятия в развитии речи ребенка
Ольга Удалова
«Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов
Все мы часто сталкиваемся с проблемами произношения у детей. Считаю,что появление этих проблем даже у здоровых детей часто связано со слабым тонусом слуха. Мы знаем, что любая способность развивается только в соответствующей деятельности, а при отсутствии такой деятельности — угасает. Это происходит со слуховой способностью наших детей. Детям практически не ставят задач «прислушаться», «напрячь слух«, «сосредоточить слух«. А в школе как раз эти умения будут нужны. Предлагаю серьезно относиться в формированию навыка слухового сосредоточения с самого раннего детства.
Консультация «Роль слухового восприятия в развитии речи детей«
Автор: Удалова О. С. музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МБДОУ «ДСОВ №1» г. Братска Иркутской обл.
Уважаемые родители и педагоги!
Наш разговор сегодня пойдет о значении развития слуха детей.
Некоторые родители считают, что если их ребенок слышит нормально, то в развитии слуховой функции нет никакой особой необходимости.
Между тем, для становления речи важным условием является правильная организация слуховой деятельности.
Каждый из вас, надеюсь, согласится, что ребенку необходимо своевременное и полноценное овладение речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Однако в течение уже нескольких лет учителя начальных классов отмечают ухудшение состояния речи старших дошкольников на момент поступления в школу. Причем это здоровые дети, не имеющие отклонений в физическом развитии.
Учителя отмечают обеднение словарного запаса детей, пассивность речи, проблему четкого произношения слов.
Педагоги и родители применяют различные способы активизации речевых центров, например, развивают мелкую моторику.
Но стабильное снижение речевой нормы выпускников дошкольных учреждений свидетельствует о недостаточной эффективности используемых методов.
В чём же дело?
Обратимся за разъяснением сложившейся ситуации к специалисту — профессору кафедры логопедии МПГУ Селиверстову В. И.
Он указывает, что решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи у человека имеет развитие вовсе не мелкой моторики, а слухового восприятия.
Действительно, — ведущая роль в становлении речи принадлежит именно слуховому восприятию: ребенок учится говорить, подражая звукам и словам, которые он слышит от других людей!
Не что иное, как слух помогает ребенку контролировать собственное произношение, достигая более точного воспроизведения новых слов.
Особенно значительным для ребёнка становится чистое произношение звуков и слов, ведь на этой основе строится обучение грамоте.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и родители, и воспитатели.
Давайте запомним, что основой точного произношения и базой для успешного изучения как родного, так и иностранного языка является тренированный слух, — то есть слух, способный точно оценивать акустическую информацию.
Сегодня нам надо узнать несколько понятий, которые помогут более осознанно подходить к развитию слухового восприятия ребенка.
Прежде всего, надо помнить, что слух – это сенсорный анализатор.
А развитие сенсорики – это важнейшая часть общего развития ребенка. Интеллект, сообразительность, воображение, мысленные представления, память, умение анализировать — все эти способности возникают в детстве именно на базе впечатлений, полученных органами чувств.
Сенсорная система человека это — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кинестетика (чувство равновесия).
Для накопления опыта ребенку нужно,чтобы каждое чувственное впечатление получило словесное обозначение: солнца яркое и круглое; цвет неба голубой; мышка маленькая, а подушка — мягкая.
Так развитие сенсорной сферы обогащает словарный запас ребенка.
Дошкольное детство – это возраст, когда все сенсорные анализаторы интенсивно тренируются.
Наукой давно разработаны специальные игровые тренажеры для разных сенсорных анализаторов. Это развивающие игрушки.
По лексике, которая используется во время игры с такими игрушками, можно определить, на какой сенсорный анализатор направлено развивающее воздействие.
Например,если вы произносите: красный, жёлтый; круглый, треугольный; большой, маленький и тд. — то ваше игровое пособие предназначено для развития способности к анализу зрительных впечатлений, дети тренируются в определении цвета, формы и размера предметов.
Если в вашей речи присутствуют слова: гладкий, шершавый, ребристый, пушистый, твердый, мягкий и тд. — ваша игрушка направлена на развитие осязательной чувствительности.
Бывают занимательные игры для развития обоняния и вкуса: «Отгадай, чем пахнет?» «Отгадай, какой вкус?»Лексика: сладкий, горький, соленый; душистый, резкий, ароматный и т. д.
Если же вы имеете цель улучшить произношение ребенка, то прежде всего необходимо тонизировать его слуховые функции — слуховое восприятие и слуховое внимание.
Для развития слухового восприятия нужны такие игры,чтобы вам приходилось оперировать следующими понятиями: громкий, тихий, громче, тише; звенит, свистит, пищит; шуршащий, протяжный, скрипучий, певучий; высокий или низкий звук, и тд.
Часть этих игр связана с использованием детских музыкальных инструментов,которые позволяют определять основные свойства звука: громкость, длительность, высоту и тембр. Подойдут металлофон, флейта, барабан, цимбалы. Есть ли у вас такие слуховые тренажеры? Помните, что наличие этих игрушек в домашней игротеке ребенка очень важно! Дети любят звучащие предметы и будут рады такому подарку!
Также можно прослушивать с детьми аудиосказки (без визуального ряда) и обращать внимание на звуковые эффекты, характеризовать их.
Применяются и словесные игры, развивающие внутренний слух, закрепляющие слуховые представления: «Назови пять предметов, которые гремят (скрипят, стучат, трещат и т. д.)», «Назови звуки на букву…» — например, на букву «с» начинаются такие звуки как скрип, стук, свист, скрежет, стон и т. д. ; на букву «г» — громыхание, гогот и т. д. ; на «т» — трещит, тарахтит, тинькает, тремолирует и т. д.
Можно строить разные словесные формы,обозначающие аудиальные явления: треск – трещит – трескучий, шелест – шелестит – шелестящий, пение – поет – певучий.
Помните, что задавать ребенку вопросы о звуках нужно так же часто, как и о видимых свойствах предметов (цвете, форме, размере). В этом случае вы можете быть уверены, что формируете у своего малыша активное слуховое восприятие, предотвращая нежелательные эффекты «ленивого слуха».
Желаю вам успеха!
Источник
Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы: развитие способности произнесения звуков связано с развитием способности их воспринимать. Человек не смог бы достичь такого уровня владения голосовым аппаратом, если бы параллельно с этим не развивались органы слуха. Для речи слух имеет столь важное значение, что при его отсутствии, например глухоте или тугоухости, человек становится немым. Глухонемота, в свою очередь, приводит к умственному отставанию, различным коммуникативным трудностям, личностным изменениям. Еще в Древней Греции глухим и слабослышащим запрещалось занимать руководящие должности.
Роль слухового восприятия очень велика в развитии познавательной деятельности, в обогащении воображения и представлений у человека об окружающем мире. Но слух имеет и более конкретное «речевое» назначение: с его помощью ребёнок имеет возможность расширять словарный запас, развивать устную речь, вносить в неё необходимые фонематические коррективы. Поэтому даже небольшое понижение слуха может привести к развитию дефектов произношения и нарушению грамматического строя речи.
Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него; во втором полугодии жизни – воспринимать определенные звукосочетания и связывать их с определенными предметами или действиями; в возрасте 7–9 мес. – подражать звукам речи окружающих. Уже к году у него появляются первые слова.
У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.
Постепенно деятельность слухового и речедвигательного анализаторов усложняется. Слух человека приобрел в процессе филогенеза особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Этим он отличается от слуха животных. Фонематическая звуковая система, используемая в разных видах речевой деятельности для различения значений слов, формируется у ребёнка в 2-5 лет под контролем слуха. Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 годам ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.
Однако в раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечётко, искаженно. Поэтому дети часто смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом. Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развитие второй сигнальной и фонематической систем постоянно контролируется взрослым.
Понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи, или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи, когда начинает нарушаться произношение звуков (например: умываться – муванти), смешивание звуков по звонкости – глухости, мягкости – твердости (например: бабочка – папочка).
К другим нарушениям речевого развития у глухих и слабослышащих можно отнести:
§ повторное неправильное произношение слов, при правильном произношении один раз;
§ нарушение лексико-грамматического строя речи – упускаются отдельные члены предложения, допускаются нарушение морфологических норм, ошибки в употреблении различных частей слова;
§ бедность словарного запаса, приводящая к затруднению понимания читаемого текста в силу того, что дети часто не понимают смысла отдельных слов;
§ трудное освоение навыков употребления наречий, союзов и, особенно, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выражающих целевые, причинно-следственные и другие логические зависимости. Это оказывается трудным для детей и подростков не столько из-за сложности лексико-граммати-ческих зависимостей, сколько из-за недостаточного понимания содержания пре-дложений, несформированности у них словесно-логического понятийного мышления, поскольку у них превалирует конкретно-понятийное мышление.
При нарушениях слуха у ребёнка наблюдается снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации:
§ трудность словесного опосредствования;
§ замедление процесса формирования понятий.
Задержка речевого развития у детей с дефектами слуха сказывается не столько на сужении объёма их словаря, сколько на своеобразии употребления и понимания значений слов. Чем хуже ребёнок слышит, тем хуже он говорит; чем раньше возникло нарушение слуха, тем тяжелее расстройство речи; чем раньше принимаются меры по сохранению или воспитанию нормальной речи, тем лучше сохраняется речь у ребёнка.
Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 6446; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8759 — | 7566 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Слуховое восприятие устной речи
Одной из важных задач работы со слабослышащими детьми является формирование у детей навыков восприятия устной речи. Устная речь — один из видов коммуникативной деятельности человека, средство общения и специфическое орудие мышления. В общественно — трудовой деятельности, в быту люди используют при общении главным образом устную речь. Роль ее с развитием новейших средств связи, позволяющих передавать устную речь на громадные расстояния, все возрастает. Устная речь — это произносимая и воспринимаемая речь. Известно, что характерной чертой устной речи является ее звуковая природа. Устная речь состоит из последовательности звуков речи (гласных и согласных), произносимых слитно, с паузами после отдельных слов или групп слов. Смежные звуки оказывают взаимное влияние друг на друга. Каждому человеку свойственна своя манера произнесения звуков. Поэтому при работе по развитию слухового восприятия можно ожидать, что один и тот же ребенок, особенно вначале, с разным успехом будет воспринимать на слух речь разных людей. Звуки речи неодинаково информативны: гласные звуки содержат малую смысловую информацию, наиболее информативны глухие согласные звуки. Разборчивость речи в значительной мере определяется разборчивостью глухих согласных. Это также может оказать свое воздействие на процесс восприятия ребенком речевого материала.
Все многообразие различных вариаций звучания служит тем материалом, из которого построена фонетическая система языка. В целом все материально — звуковые средства устной речи (фонемы, словесное ударение и интонация), используемые в языке для выражения и различения смысла, в конечном счете варьируют такие свойства звука, как его принадлежность к тонам или шумам, его высота, сила, длительность, прерывистость или непрерывистость. Они укладываются в определенный динамический и частотный диапазоны. Динамический диапазон речи характеризуется разной интенсивностью ее звучания в зависимости от силы голоса. Так, разность между обычной громкой и шепотной речью равна примерно 60 дБ2. Частотный диапазон речи — от самых низких тонов мужского голоса до самых высоких компонентов некоторых согласных — выходит за пределы зоны, охватывающей частоты от 100 до 10 000 Гц3. Этот диапазон определяется основным тоном голоса и формантами, характеризующими гласные и согласные фонемы. Средняя частота мужского голоса — около 125 Гц, женского — 250 Гц. Для опознавания гласных звуков русского языка, у которых отмечен ряд формант, достаточно двух первых формант. Первые форманты гласных располагаются в диапазоне около 300 — 700 Гц и 600 — 2300 Гц. Форманты согласных разбросаны шире, а некоторые располагаются в области частот более 4000 Гц4.
Особенно важной для разборчивости речи является область частот от 300 до 3000 Гц. Это следует учитывать при проведении работы по развитию восприятия речи на слух.
Устная речь у нормального слышащего формируется на основе ее слухового восприятия и подражания. Для формирования речи важное значение имеет развитие функции слухового и речедвигательного анализаторов. Произносительная сторона устной речи (произношение) и восприятие устной речи окружающих — две важные стороны речевой коммуникативной деятельности человека, от которых зависит его общение с другими людьми. Если навыки восприятия устной речи несовершенны, то общение человека с окружающими затрудняется.
Восприятие устной речи — одна из высших психических функций человека. Это внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование), включающая акт понимания, осмысления принимаемого речевого сообщения. При речевом общении один человек сообщает информацию, а другой ее воспринимает, определяя переданную мысль. Восприятие этого сообщения предполагает анализ и синтез воспринятых материальных — звуковых — средств языка: интонации, фразового ударения, ритмической и звуковой структуры слова. Восприятие звучащей речи тесно связано с пониманием ее содержания. Первичный анализ звуковых раздражений производится рецептором слухового анализатора. Результаты этого анализа подвергаются сложной переработке в головном мозгу. В процессе слухового восприятия речи актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний, образы, соответствующие фонемам, словесному ударению, интонации, что позволяет осмыслить принимаемое сообщение. Процесс восприятия устной речи носит активный характер. Воспринимающий речь не просто обрабатывает поступающую информацию, а проявляет встречную активность, сличает услышанное с пргнозируемой им моделью, вносит поправки и на основе этого принимает решение о смысле воспринятого сообщения. Подобное прогнозирование опирается на сочетаемость тех или иных единиц языка (фонем, морфем, слов), на смысловой контекст, на предшествующий жизненный опыт слушающего, догадку, его установку, настроение в момент приема звукового сообщения. Восприятие сообщения обусловливается рядом фактов: включенностью человека в активную деятельность, его индивидуально — личностными особенностями (особенностями мышления — гибкостью, продуктивностью и т.д.; памяти — ее объемом, типом и т.д.). Смысловое восприятие речевого сообщения зависит также от характера самого речевого сообщения (логико — смысловой структуры речи, длины и глубины фраз и т.д.). Развитие навыка слухового восприятия — длительный процесс, начинающийся с раннего детства, связанный с развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением им жизненного опыта, с усвоением словаря и грамматического строя речи, овладением ритмической и фонематической структурой слов.
Источник
Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность. Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувства.
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.
Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями (тик-так, иди-иди, дай-дай).
В возрасте 7 — 9 мес. малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова.
Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.
Исследования Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20 — 25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков (многих согласных, безударных окончаний слов и т.п.). Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи (когда начинает нарушаться произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).
У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.
Слух человека приобрел в процессе онтогенеза особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). (Этим он отличается от слуха животных.) В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.
Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 г. ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.
Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.
Источник