Особенности развития внимания ребенка младшего школьного возраста

Особенности развития внимания ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно разви­вается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание.

Само это внимание стано­вится более сильным и более устойчивым. 

На основе непроизвольного внимания у детей посте­пенно развивается внимание произвольное. Однако на про­тяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школь­ного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.

Возрастными особенностями внимания младших школь­ников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосре­доточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможнос­ти волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограничен­ные.

Значительно лучше у младших школьников развито не­произвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важ­ные существенные моменты в учебном материале и обра­тить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача — продумывать специальную ра­боту по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения об­стоятельств.

Безусловно, самый процесс учения способствует раз­витию произвольного внимания, его устойчивости и со­средоточенности. По мере того как расширяется круг ин­тересов ребенка и он приучается к систематическому учеб­ному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно, да и невозможно. Педагогический процесс пред­полагает умение: 1) использовать непроизвольное внима­ние; 2) содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является разнооб­разие сообщаемого материала, последовательность его рас­крытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, — воз­будить интерес, внести известную эмоциональную насы­щенность.

Детский интерес приобретает чрезвычайное педаго­гическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчер­кивал Л. С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной при­чиной рассеянности ребенка всегда является несовпаде­ние двух линий в педагогическом деле: собственно ин­тереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

«С этой точки зрения, — писал Л. С. Выготский, — всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько инте­рес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, нака­заний, страха, желания угодить и т.п. Но признание всеси­лия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бес­сильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребен­ка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять -заинтересовать; прежде чем заставить действовать — подго­товить к действию;… прежде чем сообщить что-нибудь но­вое — вызвать ожидание нового»’.

Л. С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как к вниманию, так и к рассеянности, и что глубоко ошибается тот учитель, ко­торый в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает истины, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного на­правления на другое и достигается он общим воспитатель­ным приемом переноса интереса с одного предмета на дру­гой, путем связывания их обоих. В этом и заключается ос­новная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произ­вольное»2.

Развитие произвольного внимания младшего школь­ника является одним из важнейших приобретений лич­ности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с форми­рованием у ребенка волевых качеств и находится в тес­нейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л. С. Выготский указывал на его интегральный целостный характер. От работы внимания зависит вся картина вос­принимаемого нами мира и самих себя. «Управляя внима­нием, мы берем в свои руки ключ к образованию, форми­рованию личности и характера»3.

————

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология, — М., 1991. — С. 155.
2 Там же.- С. 159.
3 Там же. — С. 167.

Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, 2003. — 464 с. С. 153-155.

Источник

Читайте также:  Реферат понятие о психическом развитии ребенка

Ольга Пиняйкина
Психологические особенности развития произвольного внимания младших школьников

Период развития человека с 6–7 до 10–11 лет в отечественной науке принято называть младшим школьным возрастом (по периодизации Д. Б. Эльконина [63], уточненной А. Н. Леонтьевым [35]). Начало младшего школьного возраста знаменует так называемый четвертый возрастной кризис 7 лет, обусловленный поступлением ребенка в школу, сопровождающийся трудностями школьной адаптации, утратой ребенком непосредственности, возникновении у него ярко выраженной внутренней жизни и дифференцированных переживаний. В этот критический период развития происходитформирование новообразований: переход от конкретно-образного к словесно-логическому мышлению, становление интеллектуальной рефлексии, развитие произвольности психических функций, формирование внутреннего плана действий, личностной рефлексии, самооценки, самоконтроля.

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте связана с появлением нового типа отношений – учебных отношений с учителем, который предъявляет новые обязательные требования и оценивает качество их выполнения. В младшем школьном возрасте ребенок привыкает к новому ведущему виду деятельности – учебе, когда перестраивается весь организм к новому ритму жизни.

Ряд отечественных психологов (Л. С. Выготский [13],Н. Ф. Добрынин [21], А. В. Запорожец [25], Д. Б. Эльконин [63] и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста.

В начале обучения,указывает И. Н. Вервейко, у младших школьников преобладающим является непроизвольный вид внимания. Поэтому ребенок пока не может управлять своим вниманием. Он постоянно отвлекается на броские, более заметные вещи. Ребенок не может заставить себя долго заниматься монотонной работой, а если и получается сосредоточить свое внимание, то ненадолго. Ему сложно переключаться с одного объекта на другой. Особенно сложно, когда ученик сталкивается с новой информацией, порой не очень интересной для него [9].

По мнению И. К. Григорьевой, дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание [20].Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают эмоциональное переживание, которое оказывает тормозное внимание на мыслительную деятельность. И если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники не замечают ее.

Как считает П. И. Зинченко, непроизвольное внимание у младших школьников в большей степени зависит от впечатляемости материала, его конкретности и наглядности, от характера воздействия на эмоциональную сферу ребенка [26, с. 547].

Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. М. И. Борискова, Н. Ю. Максимова считают, что на протяжении младшего школьного возраста, в связи с усложнением деятельности детей и их общим умственным развитием, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут сосредоточивать свое внимание на каком-то занятии 25–30 минут, то дети младшего школьного возраста – до 1–1,5 часов. Это объясняется тем, что занятия постепенно усложняются и интерес к ним поддерживается постоянным введением новых ситуаций[8].

Формирование произвольности внимания связано с развитием его свойств, т. к. внимание детей неустойчиво, одна из главных проблем в начальной школе для учителя – рассеянность детей. Рассеянность проявляется в сильной отвлекаемости и неумении надолго сосредоточиться на чем-то одном. А. В. Сухих, И. В. Страхов указывают, что причинами низкой сосредоточенности в младшем школьном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля [54].

Концентрация внимания у младших школьников может быть весьма большой только по отношению к особенно интересному предмету или явлению. Слушая яркий, живой рассказ учителя, дети могут не заметить звонка с урока. Концентрация внимания возрастает, если дети выполняют творческую работу.

Н. Ф. Добрынин установил, что устойчивость и концентрация внимания школьниковвозрастает при использовании разных видов мыслительной деятельности: анализ, сравнение, выделение главных признаков, классификация предметов требуют глубокого сосредоточения внимания. Необходимо четкое понимание учащимися учебного материала [21].

Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно, указывает В. И. Мурадова. Ребенку сложно одновременно следить за своим поведением, сидеть неподвижно при письме, рисовании, лепке, быть внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе[38].

Младшие школьники плохо распределяют внимание, у них нет автоматических умений, поэтому им сложно одновременно выполнять два дела. Но Н. Ф. Добрынин установил, что распределение внимания очень быстро развивается в процессе обучения, поэтому уже к третьему классу многие дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за письмом без ошибок, и за позой при работе. Они слышат указания учителя, не прекращая работы [21].

Читайте также:  Выготский умственное развитие ребенка в процессе обучения

По мнению А. В. Запорожца, ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его управлять своим вниманием. Развитие произвольного вниманияв этот период времени предполагает формирование трех инструкций:принятие постепенно усложняющихся инструкций;удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; развитие навыков самоконтроля [25].

Одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т. е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. Т. В. Калинина, М. А. Матвеева указывает, что становление умственного действия контроля может обеспечить развитие внимания: планировать действия контроля; действовать в соответствии с намеченным планом; постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом [29].

В младшем школьном возрасте, согласно Л. М. Хамхоевой, для того чтобы учеба привлекала внимание детей и вызывала искренний интерес ребенка, психологи рекомендуют педагогам сделать процесс изложения учебного материала наиболее интересным за счет использования современных технологий [59].

И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан считает, что от переутомления детей спасает отключение, или переключение внимания с одного вида деятельности на другой [22].

Л. М. Хамхоева считает, что большое значение для развития целенаправленного внимания в младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, т. к. она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности [59].

Итак, возрастные особенности внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания, малый объем (1-2 единицы информации, что объясняется малым опытом детей; низкая устойчивость, что связано с быстрой утомляемостью, частая переключение, что проявляется в неумении длительно сосредотачиваться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания; из-за неумения детей ставить перед собой конкретную и осознанную цель деятельности детям очень трудно распределять внимание, поэтому важна помощь педагога, его постоянный контроль.

Источник

Проблема развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте не потеряла свою актуальность и на современном этапе развития образования. В психологии развития человека остается неизменным, что развитие процесса внимания, как психического свойства человека, неотделимо от любой формы его деятельности. Произвольное внимание играет главную роль в усвоении учебного материала школьника.

Проблемой развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. В своих исследованиях выдающиеся отечественные психологи раскрыли основные особенности развития внимания младших школьников.

Развитием свойств внимания у детей младшего школьного возраста занимались наши современники: И.В. Крупник, А.Л. Румянцева, В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, М.Н. Скирдова, которые в своих трудах рассматривают вопросы влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников 23.

В процессе познавательной деятельности, когда младший школьник познает окружающий мир, он концентрирует свое внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не закончится интерес. В этом возрасте, когда ребенок занят игровой деятельностью, он может играть два — три часа, не переключая внимание. Так же долго он может заниматься и рисованием, конструированием, изготовлением значимых для него поделок. Эта сосредоточенность зависит только от интереса к тому, чем занят ребенок. Но как только младшего школьника начинают занимать деятельностью, которая ему безразлична или просто не нравится, то он начинает отвлекаться, ему становится дискомфортно.

На уроке учитель, используя словесные указания, напоминания, инструкции по выполнению задания, может управлять вниманием ребенка. Например: «Дети! Откроем тетради. Возьмем зеленый карандаш и в нижнем левом углу — вот здесь — нарисуем точку…».

В младшем школьном возрасте, в отличие от дошкольного, ребенок частично может планировать свою деятельность. Это выражается в словесном проговаривании того, что он будет делать, и в какой последовательности. Планирование, здесь выступает фактором, организующем внимание ребенка. Учеными замечено 14, что логические задачи позволяют удержать внимание младших школьников, но это требует больших усилий воли и высокой мотивации.

В младшем школьном возрасте, особенно у первоклассников, внимание отличается низким уровнем сосредоточенности. Они не могут выполнять однообразную деятельность, если она не связана с игрой. В начальных классах непроизвольное внимание преобладает над произвольным вниманием, поэтому детям трудно сосредоточиться, когда деятельность интересна, но требуется умственное напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Поэтому рекомендуется на занятиях с младшими школьниками включать игровые элементы и часто в процессе одного занятия менять формы деятельности 12, с.282.

В основе непроизвольного внимания младшего школьника лежит врожденная реакция, рефлекс. Младший школьник активно реагирует на все новое, яркое, необычное и не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это объясняется в психологии тем, что в этом возрасте у ребенка преобладает наглядно-образное мышление. Внимание учащихся чувствительно реагирует на яркие, выразительные, необычные предметы.

Читайте также:  Чтобы предупредить развитие рахита у ребенка

Вместе с непроизвольным вниманием в период обучения ребенка в школе развивается и произвольное внимание учащихся. Произвольное внимание в это время развивается вместе с развитием мотивов учения. Здесь мы говорим о волевой регуляции, которая управляет вниманием младших школьников, но с ограниченными возможностями, так как ребенок в этом возрасте может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя).

Исследуя объем внимания младшего школьника в сравнении с взрослыми, ученые установили, что он меньше, а распределение внимания — слабее. В работе группы психологов А.К. Марковой, А.Г. Лидере, Е.Л. Яковлевой «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте» [11] приведены нормативы объема внимания: 8-9 лет — объем внимания 2-5 единиц (среднее — 3) 10-11 лет — объем внимания 3-6 единиц (среднее значение — 4) 12-14 лет — объем внимания 3-7 единиц (среднее значение — 5).

У младших школьников неразвитая устойчивость внимания, это зависит от слаборазвитого процесса торможения. У первоклассников внимание рассеянное, неразвитое. В младшем школьном возрасте до четвертого класса часто встречаются дети с низким уровнем произвольного внимания. Например, первоклассники могу сохранять внимание в течении 30-35 минут, а третьеклассники могут удерживать внимание без перерывов в течение всего урока. Поэтому смена видов деятельности на уроке важный аспект в профилактике утомления.

Другие свойства внимание, как переключение и распределение у младших школьников тоже малоразвиты. Детям не удается быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. А концентрация и устойчивость внимания развиваются только при создании определенных условиях организация обучения на уроках. Все свойства внимания интенсивно развиваются на протяжении всего школьного возраста.

Трудности в обучении, которые существуют у младших школьников, связанны не только с несформированностью внимания, но и с отсутствием навыков управления вниманием. Несформированность свойств внимания младшего школьника характеризуется низкой устойчивостью (10–15 минут), малым объемом, слабым распределением и концентрацией, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Опираясь на психолого-педагогические особенности развития внимания младших школьников, необходимо использовать педагогические технологии, направленные на развитие интереса, с широким применением наглядности. Для уменьшения утомляемости, особенно в первом и втором классе надо каждые 10–15 минут менять вид деятельности. Объем предъявляемого материала должен не достигать высокого уровня распределения внимания 23.

Русский психологов 19 века Ланге Н.Н. 9, 107 отмечал, что разный уровень развития внимательности у детей определяет индивидуальные особенности их развития. Одни дети отличаются устойчивым вниманием, но плохо могут распределять его, поэтому они достаточно продолжительно и усердно решают одну задачу, а перейти к следующей задаче им трудно в силу слабо развитой переключаемости внимания. Другие дети, легко переключаясь в процессе обучения с одной задачи на другую, также легко отвлекаются на внешние раздражители. Есть дети с высоким уровнем организованности внимания, при этом они имеют маленький объем внимания.

Наблюдая за школьниками начальных классов, Ланге Н.Н. говорил, что есть очень медлительные дети, которые тщательно исследуют и решают задачи, задания. Из-за этого учитель делает специальные паузы, которые помогают удержать общий темп класса. Другие дети, которые наоборот, работают на уроке очень быстро, но имеют низкий процент качества. Ученый пришел к выводу, что у медлительных детей внутренняя концентрация на точном выполнении работы, а у тех, кто торопиться с выполнением задания — установка на скорость. Дети с высоким темпом работы опережают в выполнении классных работ многих других детей, но результативность их очень низкая, при проверке их работ отмечается большое количество ошибок. Эти ошибки обычно бессмысленные, сделанные по причине недостатка внимания. Таким образом, высокий темп работы и большой объем просмотренной информации этих учеников не имеет собственного значения. По сравнению с остальными учениками в классе, ученики, имеющие хорошо развитое внимание отличаются продуктивностью и точностью при выполнении заданий. Выполняя задание со всем классом, эти дети за предложенный промежуток времени выполняют его, совершая минимальное количество ошибок.

Таким образом, получая начальное образование, младшие школьники получают основы развития всех психических процессов, которые являются фундаментом будущего обучения в основной школе и вузе. Развивая внимание в младшем школьном возрасте в ходе учебной деятельности, оно становится более произвольным, что является одним из новообразований в этом возрастном периоде. В четвертом классе в сравнении с первоклассниками, у детей более развита и продолжает совершенствоваться способность к продолжительной устойчивости внимания, совершенствуются переключение и распределение внимания. Процесс внимания имеет большое значение в становлении и развитии личности младшего школьника.

Источник