Роль словотворчества в развитии ребенка

Детское словотворчество

Калиниченко Ольга Викторовна

воспитатель

г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, МБДОУ «Детский сад №43»

Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии детского творчества сегодня особенно актуален.                                        

Проблема художественно творческой деятельности дошкольников, получила многостороннее освещение в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугина, М.М. Конина, В.А. Сухомлинский, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова и другие.

Среди проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста важное место занимает вопрос о развитии словесного творчества, так как именно период дошкольного детства является сензитивным для его формирования. В этой связи важной научной проблемой выступает поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности детского словесного творчества.                 

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.                                         

Способность к словесному творчеству, как одна из разновидностей художественно-речевого творчества имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность его проявления в дошкольном возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.        

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5-3 лет до школьного возраста.                                         

Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: “брос” — брошено, “умность” — качество ума, “долгее” — дольше и многие другие.                                 

К.И Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, … что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны…».  

Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.                                                         

1. Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово.                 

2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого.        

3. Синтетические слова: одно слово составляется из двух.         

Как получаются  “слова-осколки”, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова “молоко” он произносит только “ко”, позднее “моко” и, наконец, “молоко”. Отсюда “осколки слов” в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово “лепь” (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено — ребенок же выделяет ударный слог “леп” и т.д.                                

Второй способ создания ребенком новых слов — присоединение к корню слова “чужого” окончания — также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т.д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь “пургинку” ребенок создал по образцу слова — снежинка, “сухота” — сухость; “помогание” — помощь, “правдун” —  человек, говорящий правду.                        

Интересно, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения “чужих” приставок. Налить, набрать, накидать — это наши ”взрослыe”  обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить (“Вот набулькаю полную бутылку и уйду”, “Спасибо, я уже полный живот напирожила”).

Интересно также посмотреть, как создаются “синтетические слова”. В таких словах, как “ворунишка”, “бананас”, “огромадный”, происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор — врунишка, банан — ананас, огромный — громадный и т.п.                                                                

Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова “чай” и “пить” (получается глагол “чайпить”), “вынь” и “возьми” (“выньми мне занозу”), “все люди”, “всех людей” (всехлюдная), “в самом деле” (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и “синтетические слова” взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит…                                        

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно “новое” детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным — в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Таким образом, новое «детское»  слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.

Словесное творчество относится к художественно-речевой деятельности.

Художественно-речевая деятельность — это  деятельность, возникающая  у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения. Она включает в себя следующие компоненты:

— восприятие произведений художественной литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними;

— воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция), то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения (стихотворного), участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т.п.);

— создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений — загадок, рассказов и сказок и т.п.).

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях-рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:

— проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков), развитию связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

— своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

— воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Формирование словесного творчества происходит по этапам:

1 этап — накопление художественно–речевого опыта детей (фольклор, художественные произведения, рассказы взрослых);

2 этап — овладение детьми способами творческого действия в  процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования (овладение замыслом, нахождение композиции, выразительных средств языка).

3 этап — проявление самостоятельности в сочинении повествования собственной сказки, рассказа.

Имеется известная условность в определении границ этапов формирования творчества. Так, обогащение художественно–речевого запаса продолжается и в последующие периоды, когда дети переходят к самостоятельному сочинению.

Нередко у детей возникают трудности, связанные с творческим рассказыванием:

— их тексты оказываются бедными как в плане содержательности (малосодержательные, подражательные, невыразительные);

— название сказки, рассказа зачастую не соответствует ее содержанию, так и с формальной стороны (отмечается нарушения последовательности описаний событий, пропуск частей, несвязанность эпизодов между собой, вкрапление суждений с основой на свой жизненный опыт).

Эффективными приемами и методами обучения творческому рассказыванию, помимо традиционных вербально-логических (речевой образец, план, вопросы, анализ и оценка творческих рассказов детей) исследователи развития словесного творчества называют приемы, стимулирующие творческую активность, воображение и заинтересованность детей:

— придумывание детьми продолжения авторского текста,

— придумывание окончания сказки, начатой воспитателем, ее начала или середины,

— сочинение с использованием картины,

— сочинение по теме с использованием опорных слов, творческое рассказывание по литературному образцу –  с заменой героев, места действия или с придумыванием нового сюжета с теми же героями и другие.

Словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой — эффективным средством развития творческой личности.

Интерес к словесному творчеству в дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает.         

Способность к словесному творчеству, как одна из разновидностей художественно — речевого творчества дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода.

В основе детского словесного творчества, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.                 

Исследования педагогов показали, что простейшие, элементарные попытки творчества имеются лишь у детей, у которых в какой-то мере развит поэтический слух. Словесное творчество не наблюдается у детей с плохо развитым поэтическим слухом. Вместе с тем отсутствие словесного творчества у ряда детей говорит о том, что развитие поэтического слуха, являясь необходимым условием развития словесного творчества, само по себе не приводит к его возникновению. Необходима специальная работа по развитию словесного творчества на основе развития поэтического слуха. Одним из условий успеха детей в словесном творчестве является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря.

Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.

Познание мира детства — увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте, познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.

«…Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)

Список литературы:

  1. Ворошнина. Обучение творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание — №4, 1978.
  2. Карпинская Э.П. Воспитать интерес к творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание — №6, 7, 1973.
  3. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Учебно-методическое  пособие  —  М., 2004
  4. Художественное творчество в детском саду. – М., 1974.
  5. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1966.

Источник

Статья

«О детском словотворчестве и

развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

подготовила

                                                                                                        воспитатель ГБДОУ №23

                                                                                                        компенсирующего вида

                                                                                                  Невского района

                                                                                                  г. Санкт-Петербурга

                                                                                                  Броновская

                                                                                                  Светлана Руфиновна

Творчество – это активный, созидательный процесс деятельности человека, направленный на познание и преобразование действительности, созидающий новые оригинальные никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и  т.д., в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Т.е. имеющие общественную значимость. Основой творчества является воображение .

Воображение- это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

       От творчества взрослого детское творчество отличается субъективной новизной продукта детской  творческой деятельности. Оно значимо ,дорого для самого ребенка и его ближайшего окружения (семья). Лишь иногда оно может иметь общественную значимость (выставки и т.д.). Следует различать два понятия словотворчество и речетворчество.

      Словотворчество-появление новых слов в речи ребенка.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление в нашей стране изучалось многими учеными -педагогами, лингвистами ,психологами (Н.А.Рыбников, А.Н.Гвоздев, Т.Н.Ушакова и др.)

Факты, собранные учеными показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые слова-словечки наблюдаются в речи очень многих  малышей. Например, «всехний», «всамделишний» и др. Другие же встречаются только у данного конкретного ребенка.(«Мама, ты моя мояшечка») и другие примеры из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти ».

      Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас порой необычными словами?

       Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наименования. Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта.

Как объяснить словотворчество, наряду с обычным усваиванием детьми речевых шаблонов? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, посмотрим , как проявляется словотворчество в речи малышей.

Здесь уместно будет привести некоторые наблюдения психолога Т.Н.Ушаковой.

Т.Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.

1.  «Слова-осколки» — часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово.

Например:

  • Мы лепили, лепили и получилась « лепь»  (лепит)(3г.6м.)
  • Бабушка какой здесь «пах?» (пахнуть)
  • Собака прыгнула большим «прыгом» (прыгать).

Как получаются « слова-осколки»  легко понять. Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог.

2. Прибавление к корню слова «чужого » окончания.

-«Пургинки»(снежинки).Пурга кончилась, остались только пургинки.

-«Рваность» (дыра) «Я не вижу где на кофточке рваность.»

-«Помогание» (помощь). «Буду сам одеваться без помогания.»

-«Иметель» (тот, кто имеет) «Я иметель игрушки».

— «Страшность. » «Не рассказывайте про ваши страшности.»

Прибавление к слову чужого окончания и суффикса очень распространенный способ в детском словотворчестве. Эти слова звучат особенно своеобразно – «пургинки», «добрость», «умность». Мы взрослые так не говорим. Но если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких слово — образований . Здесь, в конечном итоге, действует механизм подражания.

Например, «горькота», «бурота» и т.д. по аналогии с со словами — глухота, теснота и др.

«Умность»- «Медведи первые по умности»- по аналогии со словом глупость и т.д.

Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют с помощью присоединения «чужих приставок» Например:

Мы говорим — налить, набрать, накидать,

А дети говорят – «набулькать», «напирожить» («Я уже полный живот напирожила!»)

 3.  «Синтетические слова» — способ, при котором одно слово составляется из двух.

Например :

-«Ворунишка» (вор+врунишка)

-«Бананас» ( банан+ананас)

-«Вкуски»-(вкусные куски)

-«Бабезьяна»- (бабушка обезьяны)

      Т.о. словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым  стереотипам, которым дети учатся от окружающих  их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец ,по которому это слово и построено. Образец для «создания» нового слова может быть дан только — что, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть. Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство свидетельствует о творческой личности ребенка. Поэтому детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей и является причиной конца любого творчества.

      Речевое творчество- это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов.

Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста.

Речевое творчество включает в себя пересказ, сочинительство, речевую импровизацию

      Пересказ — творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению   основной идеи литературного произведения.

Сочинительство — самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста соответствующее особенностям жанра.

Речевая импровизация — высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием активных речевых умений. Вот основные показатели высокого уровня развития  речевого творчества у детей:

  • наличие интереса и потребности в данной деятельности, проявлением эмоционального переживания , сопровождающим деятельность
  • способы творческой деятельности  (Стремление к преобразованию ,самостоятельный поиск в решении поставленной задачи)
  • качество продукта детской творческой речевой деятельности (наличие средств выразительности)

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи в первый месяц их перехода в старшую группу, я стала замечать, что тот запас слов, который они освоили в средней группе, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущем этапом в 2 -3 раза.

Причину некоторые исследователи склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы не считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении.

Эти изменения, изученные советскими психологами –исследователями Выготским, Люблинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а еще больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего опасаются, чего ждут. Необходимо научиться анализировать детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу.

 Свою работу по развитию детского речевого творчества я выстраивала в три этапа :

1.Обеспечение мотивации творческой речевой деятельности.

2.Накопление содержания для творческой речевой деятельности и развитие познавательных умений.

3.Развитие образно-речевых умений (знакомство со способами создания художественного образа).

Всем известна истина, что  принуждение-враг творчества.

Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации.

Самый мощный для ребенка мотив — игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу.

      Речевое творчество тесно взаимосвязано с восприятием литературных произведений.

Но переход от восприятия к творчеству не совершается механически .Основным фактором дающим толчок развитию речетворчества является поэтический слух.

Говоря о поэтическом слухе, нужно иметь ввиду не только поэзию (стихи).

Все литературные жанры- стихи, рассказы, сказки, загадки и т.д. являются образным отражением мира в художественном слове. Помимо общего каждый жанр имеет свою специфику. Дети должны чувствовать специфику каждого жанра, различать выразительные средства языка (в пределах возраста),воспринимать их и использовать потом при создании своих творческих сочинений.

 Для развития поэтического слуха ребенка, необходимо использовать следующие методы :

  • знакомство детей с произведениями  искусства (как авторскими, так и народными), которые помогут им ярче представить и почувствовать образный язык загадок ,сказок ,рассказов и т.д.
  • использование словесных игр-упражнений, которые будут расширять знания детей о художественном слове, его эмоциональной окраске в различных контекстах.
  • привлечение детей к творческим заданиям — придумыванию сравнений, эпитетов, подбору рифм и т.д.

Вся работа проводится в комплексе от  простого к сложному. Вот несколько примеров  работы по развитию речевого творчества у дошкольников. В этом процессе охотно участвуют и родители.

В работе с детьми я стараюсь постоянно придумывать что-то новое, чтобы увлечь этой темой. Использовала следующие способы:

  1. Создание игровых ситуаций. Утром, когда дети приходили в сад, их ждал какой –либо сюрприз: появлялась волшебная вещь (волшебная книга, волшебный карандаш, письмо, чудо –дерево, волшебный цветок, волшебный карандаш и др.), в котором помещалось задание для детей о придумывании слов. Например: как бы вы назвали осень и почему? Дети в течение дня придумывали слова, лучшие записывались в альбом.
  2. Введение элементов соревнований, которые обычно проводила между командами мальчиков и девочек.
  3. Использование поощрений. Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почетное звание и переходящую ленту «Лучший выдумщик». В командных соревнованиях лучшие представители команд получали звания: «Принцесса (принц) слов» с коронами.

Из «словаря ласковых слов» придуманных и собранных детьми:

— Как бы вы назвали свою маму?

Мама – мамочка, мамонька, мамуленька, мамушечка, любименькая, приласкулечка, цветушечка, хорошуленька, роднулечка, милушечка, красотуленька, цветик –семицветик, развеселушка, дарюшенька и т.д.

Что для вас дом?

Дом – домик, домище, домишко, семейник, человечник, людильник, папамамаяшник и т.д.

1.Пословицы и поговорки..

Особенность пословиц и поговорок – в смысловой многогранности при краткости изложения. У них малый текстовой объем, но большая смысловая нагрузка.

Задание для детей и родителей: найти  пословицы и поговорки русские сходные по смыслу с иностранными.

Например:

Птицу можно узнать по песне (англ.)- Видно птицу по полету (русск.)

Зернышко к зернышку и будет мерка (польск.) — С миру по нитке — голому рубаха (русск.)

и т.д.

2.Загадки.

а) Простейшие загадки описательного характера.

Они закрепляют у детей знания о свойствах и качествах предметов ,о различных видах взаимосвязи между назначением и описанием предмета, между назначением и материалом из которого он изготовлен и т.д.

Примерные   схемы составления загадок.

Мяч

Какой ?                                    На что похож ?

Круглый                                  как шар

Прыгучий                               как зайчик

Звонкий                                   как хлопок

Свеча

Что делает?                                  На что похоже по функциям?

Светит                                           как лампочка

Греет                                             как солнышко

Тает                                               как  льдинка

Шарик для пинг-понга

На что похож?                                          Чем отличается?

Как жемчуг,                                                но крупный

Как яйцо,                                                     но не бьется

Как град,                                                     но легкий

Воспитательница

Весёлая, но не клоун,

Добрая, но не мама,

Умная, но не ученый.

2. 1 .Загадки – угадай последнее слово.

Например :

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла …

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …….

                       (листопад)

2.2. Загадки-дразнилки

Способ создания: Берем предмет, уточняем для чего он служит, что им можно делать и  т. д. Далее с помощью суффикса  – лк —  превращаем слова в дразнилки.

Например:

Бантик – украшает волосы, голову. К нему надо бережно относиться, не пачкать.

Не терялка, не пачкалка, а головуукрашалка .

Книга – источник знаний, развивает умственные способности, ее нельзя кидать, пачкать, рвать.

Не кидалка, не бросалка, а умозанималка .

3. «Объяснялки».

3.1. Работа с фразеологическими оборотами.

Забить тревогу. Витать в облаках. Все в руках горит и т.д.

Дети объясняют что, по их мнению,  означают эти выражения. Воспитатель поясняет, что то или иное выражение обозначает на самом деле. Дети иллюстрируют те и другие объяснения. Так можно оформить целую книгу-самоделку, и  назвать ее «Веселые фразы».

3.2.Азбука важных слов

АДРЕС — его важно знать иначе потеряешься.

БАБУШКА — потому что она самая добрая и ласковая.

ВОДА — потому что без нее нет жизни.  и т.д. И так на все буквы алфавита.

 На каждую букву дети называют множество важных- для них слов. Их опять набирается на целую книжку.

3.3 Наши имена.

Берется имя ребенка и разбирается по буквам:

Марина

М-милая

А — авторитетная

Р — решительная

И – игривая

Н — нежная

А — артистичная  

Т.о. набирается целый альбом «объяснялок» с именами всех детей группы.

       Таких заданий можно придумать самим великое множество. Важно помнить, что огромную роль в развитии речевого творчества детей всегда будет играть то большое внимание, которое вы будете уделять каждому, даже самому незначительному сочинению любого ребенка. Записывайте их высказывания, рассказы, сказки, оформляйте книжки вместе с ними, газеты для родителей.- это значительно повысит  самооценку ребенка, повысит его авторитет у сверстников, создаст атмосферу успеха, а все это даст толчок новым творческим проявлениям ребенка.

Источник