Роль сказки в развитии ребенка презентация

Роль сказки в развитии ребенка презентация thumbnail

Слайд 1

«Воспитание сказкой»

Слайд 2

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. А. Сухомлинский. У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать: • Волю — сложное и многогранное качество личности. • Веру в себя — умение противостоять неудачам. • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях. • Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду. • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели. • Обязательность — умение держать слово. • Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем. • Целеустремленност ь — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения. • Доброту и честность.

Слайд 3

С помощью сказки вы сможете развить у ребенка: умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь; интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора.

Слайд 4

Роль сказки в воспитании детей. Сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Очень важно, чтобы во время чтения сказок ребенок пребывал в хорошем настроении. Читать сказку надо не спеша и с удовольствием. С тарайтесь не отвлекаться во время чтения. Создайте ритуал чтения перед сном Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки

Слайд 5

Каким образом сказка воспитывает? В сказке важные для детей понятия даны образно. Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач. Через сказку ребенок познает свое место в этом мире. Сказка формирует характер, воспитывает душу. Сказки развивают воображение и фантазию. Ощутить близость общения с родными людьми, ощутить их любовь, пониманием и внимание к его проблемам. Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения. Сказка – это занимательный урок нравственности.

Слайд 6

Как правильно читать ребёнку сказку: 1.Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. 2.Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. 3.Поучительные беседы должны быть короткими. 4. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. 5. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями 6. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене.

Слайд 7

Рекомендации родителям по подбору сказок В возрасте с 2 до 3,5 лет — классические детские сказки с простым, повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка». Спустя некоторое время можно приступать к более длинным и содержательным сказкам: «Три поросенка», «Красная Шапочка». В 3 года происходит осознание ребенком собственного «Я». Для трехлетнего малыша наличие в сказке такого героя-образца для подражания (желательно одного пола с ним) обязательно. В возрасте 3-5 лет важно подбирать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло. Детям дошкольного возраста (5-6 лет) предложите прочитать детские детективы, повести Николая Носова. Отличный прием — сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы, которую нужно решить.

Слайд 8

Практические рекомендации: 1. Рассказывайте или читайте сказки вслух. 2. Рисуйте любимых персонажей. 3. Любимых сказочных героев можно сделать из разных материалов: пластилина, глины, старой куклы, из картона, цветной бумаги и других 4. Попросите ребенка пересказать отдельные эпизоды 5. Разыграйте диалог по ролям, имитируя действия и голос героев. 6. Предложите ребенку сделать аппликацию по сюжету сказки. 7. Попробуйте разгадывать сказки. 8. Выберите из знакомой книги со сказками картинку, попробуйте с ребёнком рассказать сказку по памяти. 9. Возьмите игрушку-героя из любой известной сказки и попробуйте всей семьей придумать рассказ о нем. Сказав одно предложение, передайте игрушку другому члену семьи, чтобы он продолжил рассказ.

Слайд 9

Спасибо за внимание!

Источник

1.

2.

Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не
подверженные влиянию современной цивилизации с ее
приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок
получает глубокие знания о человеке, его проблемах и
способах их решения.
Даже когда действующие лица сказки кажутся
неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены
огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в
реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма
восприятия этих понятий для взрослого не является
образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не
могут, им необходима игра воображения, образность.
В сказках это получается очень легко.

3.

Сказки ни в коей мере нельзя
рассматривать только как интересное
времяпрепровождение, как приятное,
доступное ребенку занятие; напротив,
они очень существенный механизм
развития в ребенке тонкого
понимания внутреннего мира людей,
способ снятия тревоги и воспитания
уверенности в своем будущем.

4.

С помощью сказок можно метафорично
воспитывать ребенка, помогать
преодолеть негативные стороны его
формирующейся личности.
Например, жадному, эгоистичному
ребенку полезно послушать сказку «О
рыбаке и рыбке», «О трех жадных
медвежатах»;
пугливому и робкому – «О трусливом
зайце»; шаловливому и доверчивому
помогут «Приключения Буратино»,
капризуле «Принцесса на горошине»;
активному и подвижному непоседе –
«Кот в сапогах», сказки о храбрых
богатырях и рыцарях, посвятивших
жизнь подвигам во имя людей и т.д.

5.

Выбирая сказку для своего малыша, обязательно
учтите, что в силу особенностей психоэмоционального развития, необходимо знать, в каком
возрасте данная сказка будет ребенку полезна,
безразлична или даже вредна.

6.

Помните:
«Жили-были Дед да Баба. И была у них
курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Да
не простое, а золотое. Дед бил – не
разбил. Баба била не разбила. А Мышка
бежала, хвостиком махнула, яичко
упало и разбилось. Плачет Дед, Баба
плачет, а курочка Ряба кудахчет: «Не
плачь, Дед, не плачь, Баба, я снесу вам
яичко не золотое, а простое…»
Очень милая, распевная, убаюкивающая
сказка.

7.

Ее функция в плане психо-эмоционального
развития ребенка:
Для 1–1,5-годовалого малыша смысл сказки пока еще совершенно не
ясен. Однако ее плавность, чуть-чуть знакомые слова: «дед»,
«баба», «мышка», «курочка» – делают сказку для малыша
приятной, успокаивающей перед сном, убаюкивающей.
А вот 2-годовалому ребенку уже знакомы слова «бил», «плачет»,
«упало», «разбилось». Внутренний негативный смысл этих слов,
связанный уже с личным опытом малыша, делает сказку
подсознательно тревожной, неосознанно напрягающей
эмоциональное восприятие ребенка. Обратите внимание, с каким
грустным выражением лица 2 – 2,5-летний ребенок дослушивает
эту сказку. И даже, казалось бы, оптимистичное обещание курочки
снести другое яичко не радует ребенка.
Отметим только, что 3-летний ребенок и более старший слушает эту
сказку с полным безразличием.

8.

Во-первых, эта сказка была предназначена
взрослым и, являясь частью богатого русского
народного взрослого фольклора, в
первоначальном варианте звучит и толкуется
немного иначе.
Золотое яйцо – символ смерти получали старые
люди, когда им приходило время умирать.
Пестрая курица – посредник между небом и
землей обозначала возможность выборов и
времен.
И поэтому те, кому удавалось разбить золотое
яйцо, оставались жить, а простое яичко
символ новой жизни.
Сказка как бы успокаивала взрослых, давала им
возможность не горевать из-за неизбежной
старости, символизируя победу жизни над
смертью, продолжение ее в детях.
Теперь вам понятна тревожность 2-летнего
ребенка.

9.

В самом раннем возрасте он
безобиден, потому что
рассказываемый нараспев мамой
или бабушкой, он успокаивает
своей плавностью, от него очень
хочется уснуть.
В 2,5 года что-то в этой сказке
настораживает.
В 3 года ребенок может заплакать
оттого, что хитрая Лиса съела
Колобка.
В этом возрасте подсознательно
улавливается ребенком негативный
предостерегающий смысл сказки.

10.

Долго жили Дед и Баба без детей.
И вот захотелось Деду сыночка.
Где-то что-то они поскребли, нагребли и
сделали Колобка. Нет бы на него сидеть и
любоваться, так они его в одиночестве
оставили на окне, да и забыли про него
напрочь, до конца сказки.
Скучал-скучал бедный Колобок, спрыгнул он
с подоконника и покатился одинодинешенек в лес символ тайн, страхов и
неожиданностей.
Все ему по дороге угрожали, но Колобок,
как мог, пытался сохранить свою жизнь.
Однако мал был еще и неопытен,
естественно, что его мудрая взрослая Лиса
и съела.
Вот так и закончилось грустное одинокое
детство нелюбимого сына Колобка.
Весело ли вам от такой сказки? Вот и малышу
тревожно.

11.

Милая сказка полезна и интересна
девочкам в 3 – 4 года. Мальчики эту
сказку жалуют реже.
Красивая, послушная, кроткая – все эти
качества необходимы для развития в
девочке женственности. Наказанием за
непослушание и своеволие является
встреча с волком и все неприятности,
которые случились с бабушкой из-за
того, что Красная Шапочка не
послушала Маму.
И только какие-то люди со стороны,
случайно проходившие мимо, спасли
ситуацию.
Мораль сказки глубока – девочка должна
слушаться маму, не то на пути ее
повстречается зло (страшный волк), и
мама уже ничем не поможет.

12.

В 4,5 – 5 лет в психо-сексуальном
развитии девочки наступает стадия
принятия и любви к лицу
противоположного пола, в частности к
отцу. Если в этом возрасте настойчиво
рассказывать сказку о горьких
последствиях встречи девочки с
существом мужского пола – страшным,
кровожадным, голодным, то есть
большой риск, что в подсознании
девочки сформируется модель
негативного отношения к мужчине и во
взрослом поведении эта модель может
проявиться в виде нарушения
взаимоотношений с мужчинами, в
страхе и недоверии к ним.

13.

Каким образом подбирать для чтения именно те
сказки, которые соответствовали бы уровню
развития ребенка?
Когда ребенок становится способным
воспринимать волшебные сказки?
Может ли волшебная сказка испугать малыша и
нанести вред его психическому развитию?
В какой мере сказка может помочь в решении
психологических проблем ребенка?

14.

Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и
ребенок могут внести собственные изменения по ходу
действия, что поможет ребенку в образной форме высказать
свои потребности;
Для детей от 2 до 5 лет главное — чтобы сказка имела смысл для
самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна
обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его
развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути
разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных
проблем.
Между 5 и 7 годами детям можно читать любые сказки, сюжет
которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его
любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает
понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это
произведение должно задевать все стороны личности ребенка:
мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте
ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных
проблем. Теперь он может «помыслить» о том, чего нет на
самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую
реальность.

15.

Понимая символический смысл сказок, вы
научитесь выбирать их соответственно
возрасту и эмоциональному состоянию вашего
ребенка. Старайтесь рассказывать ребенку
добрые волшебные сказки с хорошим
началом, смыслом и концом. В них главной
идеей является победа добра над злом, все
образы одухотворены. Энергетика сказочного
образа накапливается через словесную
энергетику. Энергетический накал сюжета
выражается в восприятии его ребенком. Число
героев невелико, сюжетные повороты мягкие,
спокойные, красивые.
Сказки должны быть эмоционально
экологичны, бережливы по отношению к
хрупкому душевному миру ребенка, не
нести мрачности и тревожности.
Поэтому мудро выбирайте в богатой
сказочной стране и сочиняйте те сказки,
которые близки и полезны именно вашему
ребенку.

Источник

Слайд 1

ПРОЕКТ «Путешествие в сказку»

Слайд 2

ЦЕЛЬ Создать условия для духовно — ­нравственного развития ребенка. Приобщать детей к высокохудожественной литературе Формировать у них запас литературных художественных впечатлений Прививать интерес к театральной деятельности Обеспечить социальную адаптации дошкольников путем введения их культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) . Раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Слайд 3

ЗАДАЧИ Помогать усвоению детьми духовно — нравственных категорий (добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, простота — хитрость) и правил доброй, совестливой жизни. Содействовать развитию познава­тельной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи. Развивать способность детей от­личать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. Воспитывать послушание на осно­ве любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Слайд 5

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Дети должны: — проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности; — знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль; — знать различные виды театров и уметь показывать их; -уметь использовать различные средства выразительности; — уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу; — проявлять совместное сострадание и радость; -проявлять деятельное отношение к труду; — нести ответственность за свои дела и поступки.

Слайд 6

Содержание практической деятельности по реализации проекта: — Помощь семьи, сотворчество детей и родителей в конкурсе рисунков «Путешествие в сказку».

Слайд 7

Проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр из сказок. — Подвижные игры — Игры превращения ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Слайд 8

ПОЗНАНИЕ : — Самостоятельное создание проекта группой детей по инсценировке сказок. — Дидактические игры «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой? », «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет? », «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».

Слайд 9

-День открытых дверей (родители выполняют творческое задание).

Слайд 10

Коммуникация : Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про … », сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти.

Слайд 11

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Слайд 12

В ывод Сказка помогает эффективно решать проблему воспитания интереса к художественной литературе, развивать нравственно-эстетические чувства, воспитывать волевые качества.

Источник

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавлик» Презентация Подготовила: Воспитатель- Белобородова Л. А. Тамбовский район Тема: «Роль сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников» .

Слайд 2

В связи с введением ФГОС ДО роль сказок в познавательно-речевом развитии огромна Использование сказок в организации воспитательно-образовательного процесса позволяет: Š проследить цель, стратегические и тактические задачи воспитания, обучения и развития дошкольников; Š последовательно раскрыть содержание образовательной работы; выбрать адекватные возрасту и контингенту детей формы организации педагогической деятельности; Š спрогнозировать результаты образовательной деятельности; скорректировать процессы развития коллектива дошкольников и каждой личности в частности.

Слайд 3

Актуальность Актуальность темы связана с тем, что сегодня не заслуженно стали забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки — самое древнее средство нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. СКАЗКИ –воспитательные средства познавательно-речевого развития дошкольников К.И.Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка». Выработанные и проверенные народом в течении столетий, сказки несут в себе колоссальную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. Поэтому, я считаю, сказки и прежде всего волшебные должны использоваться в качестве материала для работы по познавательно – речевому развитию детей.

Слайд 4

Своей целью поставила: прививать детям любовь к сказкам, знакомя их с новыми произведениями, совершенствовать работу по развитию творческих способностей детей; развивать драматические способности детей; развивать речь; воспитывать дружеские взаимоотношения детей; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками; формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам; развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Слайд 5

Задачи . Сказки являются воспитательными средствами познавательно речевого развития дошкольников. Выработанные и проверенные народом в течении столетий, сказки несут в себе колоссальную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. Поэтому, я считаю, сказки и прежде всего волшебные должны использоваться в качестве материала для работы по познавательно – речевому развитию детей. Задачи: закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову; знакомить детей с различными сказками средствами рассказывания, чтения, драматизации; помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений; формировать представления о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, расширять наряду с непосредственным жизненным опытом, их литературный опыт; доброжелательности; учить создавать рисунки по мотивам сказок, передавать в рисунке образы полюбившихся героев.

Слайд 6

Использую в познавательно –речевом развитии детей различные виды театров. Играя в сказку использую различные виды театра. Очень нравится детям рассказывать сказки с помощью пальчиков. Такая деятельность развивает у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаю детям различные дидактические игры, кубики со сказочными сюжетами. Из народных и авторских сказок дети узнают почему и как медведь спит зимой, кто живет в лесу и т.д..

Слайд 7

Роль сказки в познавательно-речевое развитие включает : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной, культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте »

Слайд 8

ЦЕЛЬ применения сказок в познавательно-речевом развитии детей – изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступнее и легко и длительно запоминался. « При работе с детьми по теме « Роль сказки в познавательно речевом развитии детей » , убеждаюсь в данном возрасте сказка является отличным средством для развития речи, способствует совершенствованию звуковой стороны речи. Наблюдаю: Повышение познавательного интереса детей; Снижение фактора утомляемости; Облегчение и ускорение процесса запоминания и усвоения материала; Формирование приемов работы с памятью; Умение детей видеть главное, систематизировать полученные знания; Воспроизводить скрытые свойства объектов. Цель применения сказок в познавательно-речевом развитии детей в том, чтобы изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступнее и легко и длительно запомнился.

Слайд 9

Приемы познавательно-речевого развития Педагогический процесс должен быть: мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГОС ДО, с учетом интеграции образовательных областей; с учетом единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; с введением культурных и региональных компонентов Наглядные Словесные Игровые Показ иллюстраций, картин, объекта Моделирование ( схемы, мнемотехника ) Речевые упражнения Речевой образец Вопрос Подсказка Повторное проговаривание Оценка детской речи Напоминание Объяснение Указание Словесные поручения Чтение литературных произведений Сюрпризный момент Игровой персонаж Речевые игры Игры — экспериментирования с предметами и материалами Моделирование сказочных сюжетов Эмоциональность педагога Элементы ТРИЗ Проблемные ситуации и вопросы Игровые задания

Слайд 10

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников охватывает 13 самых различных видов человеческого мышления, интегрируется во всех 5 областях воспитательно-образовательного процесса и применяется в формировании предметно-развивающей среды ДОО, а также в работе с родителями . ОО «Познавательное развитие» Цели и задачи : Формировать умение детей пересказывать обыгрывать русскую народную сказку в разных видах деятельности ; Развивать конструктивное, вербальное, пространственно образное мышление, воображение; Формировать умение детей строить аргументированные элементарные высказывания причинно- следственного характера; Формирование элементарных математических представлений .

Слайд 11

ОО «Речевое развитие» Цели и задачи : Развитие навыка пересказа сказки с соблюдением интонации, приобщение к словесному искусству; Закреплять умение детей пересказывать и обыгрывать русские народные сказки с помощью условных заместителей персонажей; Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости ; Закреплять умение детей отвечать на вопросы и отгадывать короткие загадки- описания . ОО «Социально- коммуникативное развитие» Цели и задачи : Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми в повседневной жизни и во время проведения занятия в детском саду . Развивать игровую деятельность

Слайд 12

ОО «Физическая культура» Цели и задачи : Обогащать двигательный опыт детей, способствовать совершенствованию навыка применения физических качеств ОО «Художественно – эстетическое развитие Цели и задачи : Формировать умение отображать сказки в разных видах творческой деятельности; Закрепить навыки изображения сюжета и героев сказки в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

Слайд 13

Цель и задачи : Привлечь внимание родителей к проблеме создания развивающей предметно — пространственной среды в ДОО Формирования основ использования сказок в познавательно-речевом развитии детей Предметно-развивающая среда Цель и задачи : Создание развивающей предметно пространственной среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития Работа с родителями

Слайд 14

Вывод Только последовательное, систематическое, планомерное, целенаправленное использование сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, а так же учет специфики влияния сказок на познавательно — речевое развитие детей, общие усилия педагогов и родителей даст положительные результаты в познавательно-речевом развитии дошкольников

Слайд 15

1 . Программа «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко, В. В. 2000г 2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград. «Перемена» — 2001 – с. 18 3. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен //Педагогика№6 4. О. Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей средней группы. Дошкольное воспитание № 3, 1994. 5. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989. 6. Е. Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. — № 5. – с. 73. 7. Н. Л. Вадченко, Н.В. Хаткина. Азбука и сказки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей). – Москва, 2000. Интернет — ресурсы http :// marathon.1 september. ru / Корчуганова Е. Ю. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования Список используемой литературы

Источник