Роль сказки в развитии ребенка дошкольного возраста

Ольга Глазкова
Роль сказки в развитии детей младшего дошкольного возраста

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.

Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей с вами работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании и развитии детей. Читая и рассказывая сказки развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Работая с маленькими детьми, мы очень часто используем русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью театрализованной деятельности.

Поэтому сказка является необходимым этап в развитии детей, этапом который формирует запас жизненной прочности, или является некой библиотекой жизненных ситуаций.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

РЕбенок находится не просто в роли пассивного наблюдателя, а становится создателем своих собственных оригинальных образов и примеряет их на себя. Это позволяет малышу испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.

Не всегда воспитательное значение сказки представлено открыто. В некоторых случаях, наоборот, даже может показаться, что сказка несет в себе отрицательную смысловую нагрузку, пропагандирует жестокость, насилие, подавление личности. Это и колобок, съеденный лисой, и униженная Золушка, и выгнанный из собственного домика зайчик. Однако, сказки с печальным окончанием для малышей вовсе не случайны. Из них ребенок получает представление о том, что дом – это защита, а внешний мир может быть опасным, и если ты еще мал и слаб, то туда до поры до времени тебе ходить одному не надо.

Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохранилась.

Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, развивая речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, с помощью сказки решаются задачи во всех образовательных областях:

социально-коммуникативном

познавательном

речевом

художественно-эстетическом

физическом развитии детей.

Сказку используют как в воспитательно – образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми.

Система работы по развитию речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.

1. Восприятие сказки идет успешнее, если с детьми проводится предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий, которые они обозначают.

2. Далее идёт непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Для ребёнка младшего возраста важно выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказывания проводится беседа в которую включается разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, средствах языковой выразительности. Для большего эффекта восприятия, текст сказки сопровождается предметными и сюжетными картинками.

Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном рассказывании сказки используется: настольный и кукольный театр, фланелеграф, моделирование, запись. Для лучшего усвоения содержания сказки, последовательности событий в ней используются мнемотаблицы имнемодорожки – опорные схемы, с помощью которых дети быстрее запоминают сказку, учатся пересказывать её. Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.

3. Завершающим этапом формирования речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом нам помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини — спектакли. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Источник

Алла Самарская
Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста

Недаром дети любят сказки,

Ведь сказка тем и хороша,

Читайте также:  Ведущую роль в психическом развитии ребенка играет

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца.

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Прекрасен сказок мир воздушный

К нему с младенчества привык

Мне мил и дорог простодушный

Животворящий их язык.

К. М. Фофанов

«Все мы родом из детства», — говорил Экзюпери. И если человек сохранил это волшебство и веру в красоту, доброту и справедливость, то это счастливый человек, который сможет сделать счастливыми близких. В. Берестов говорил: «Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Ребенку сказку расскажи, на свете правды больше станет».

Наши современные дети духовно опустошены, так как на смену книгам пришли компьютеры, мобильные телефоны, электронные игрушки. Дети получают больше информации, чем раньше, что приводит к стрессам, неврозам, страхам. Нередко в семьях подрастающее поколение воспитывается в потребительском духе, все для них. Нет уважения к труду. И чтобы этого было меньше. Нужно воспитывать любовь к сказке. Множество прекрасных книг, появившихся в последнее время, дает детям в основном информационные знания об окружающем мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека. Но разве можно научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к людям? А разве можно без сказки развить воображение, фантазию, желание мечтать у ребенка?

Очень мудрыми и щедрыми были наши предки и оставили нам великий дар в деле воспитания – сказку. Конечно, если не читают и не рассказывают сказок детям – это не трагедия для родителей, это – трагедия для ребенка. Классики в деле педагогики считают, что таланты воспитываются книгами и поощрениями. Родители великих людей не навязывали детям книги, они окружали ими детей с детства. Получать знания из книг – это длинный путь, требующий затрат души родителей, их усилий и любви к детям.

У детей, с которыми занимаются дома, читают, беседуют, нет комплексов, они смело высказывают свое мнение, рассуждают. А дети, обделенные вниманием родителей, замкнутые, не уверенные в себе, не умеют рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

В процессе чтения или придумывания сказки устанавливаются доверительные отношения, развивается речь ребенка и его фантазия, происходит знакомство с окружающим миром, ребенок учится общаться, а взрослые вспоминают свое детство. Ребенок учится сопереживать героям и верить в добро.

Воспитание детей сказками – довольно сложная задача. Надо учитывать особенности ребенка. Во всех сказках заложена народная мудрость. Там всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Знакомство со сказками помогает детям справляться с жизненными трудностями. Время несет свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает. Большинство детей представляет себя положительными героями сказки.

Фантазию ребенка нужно направить в нужное русло развития. Начать лучше со сказок, которые имеют простой сюжет. Сказка должна способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах. Сказка возрождает духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа!

Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства. С сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества. Народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности развития речевых навыков. Позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Устанавливать эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Как добрый, мудрый друг в жизнь входит сказка. Сказка – наиболее любимый детьми жанр. Язык сказок прост, поэтому доступен детскому пониманию. Сказочный сюжет способствует развитию воображения. Детям младшего возраста более понятны и доступны сказки, героями которых являются домашние и дикие животные. Сказка должна быть небольшой по объему, соответствовать возрасту ребенка, интересной и содержательной, динамичной и яркой. Важно видеть сказку как бы со стороны, самостоятельно проиграв ее, прожив ее сюжет. Я объясняю малышам, что:

1. Сказку можно нарисовать. Здесь рассматриваются иллюстрации к сказкам. Дети знакомятся с персонажами, находят их на картинках, называют их. При повторном просмотре дети включаются в рассказывание. Здесь я использую фланелеграф, пальчиковый театр.

2. Сказку можно разыграть при помощи кукол. Для этого использую кукольный, настольный театр. Маленькие дети легче воспринимают рассказ, чем чтение. Использование наглядного материала активизирует внимание детей. Способствует запоминанию ребенком текста.

3. В героев сказки можно переодеться (знакомство идет через драматизацию, где дети, переодеваясь, передают образ, характер, манеру поведения героя).

4. Сказка полна звуков. Слушая ту или иную мелодию, я направляю детей на образное восприятие: под эту мелодию представьте маленьких гномиков, которые живут в лесу. А вот послушайте – пролетела бабочка. Малыши, таким образом, без наглядного показа представляют сказочные персонажи. Слушая повторно мелодии, дети уже сами рассказывают: вот овечки, а вот кузнечик.

Сказка помогает общению, дает прекрасный образец русской речи, помогает ребенку овладеть русским языком. Начав знакомить детей со сказкой в младшем возрасте, необходимо продолжить работу с детьми среднего возраста, а затем и со старшими дошкольниками.

Рассказывание и сочинение – это искусство, которому нужно обучать. Дети учатся сочинять сказочные истории. Придумывание сказки – один из видов творческого рассказывания. Воспитатель направляет детей так, чтобы их повествование было интересно слушать. Помогает им, использует разнообразные приемы, забавные сюжеты, с помощью которых малыши становятся более активными участниками речевой ситуации. Тематика сказок может быть разнообразной.

Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев, кто знает сказочные слова и выражения. Помогают в этом занятия по развитию речи.

Литература:

1. Алексеевская Н. «Домашний театр». – М.: Лит. 2000

2. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» — М.: Просвещение. 2009

3. Трифонова Н. М. «Кукольный театр своими руками» — М.: Гольф. 2001

Источник

Наталья Власенко
Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников

“Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазия – это ключик,

с помощью, которого можно открыть эти истоки,

и они забьют животворными ключами…”

В. А. Сухомлинский

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка – это рассказ о, заведомо, невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Читайте также:  Подобрать примеры по психическому развитию ребенка

Сказка играет большую роль в ознакомлении детей с окружающим и по социальному развитию.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования личности ребенка.

В мире огромное множество сказок и все они имеют отличия. Значит, сказки можно классифицировать.

Многие ученые пытались упорядочить огромный и пестрый сказочный материал. Существует множество различных классификаций. Но я пользуюсь традиционной классификацией, которая предполагает три крупных разряда:

сказки о животных;

бытовые сказки;

волшебные сказки.

Особенностью содержания сказки является ее оптимизм — в сказке почти всегда добро побеждает, а зло наказывается. Поэтому общий тон сказки жизнерадостный, бодрый. Характер содержания придает свой оттенок, свой колорит ее общему звучанию. Так, в сказке «Царевна-лягушка» общий жизнерадостный тон сочетается с оттенками некоторой таинственности, восхищения, в то время как в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» — с оттенками юмора.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка — тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку только тогда, когда он вырастет. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

«Курочка Ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А. Н. Толстого, несет в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох — от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеется над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.

Дети рано приучаются правильно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, — вот он и попался лисе («Колобок»).

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогают мне показать:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

В сказке о теремке рассказывается, о совместной дружной жизни мухи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка. А потом пришел медведь — «всем пригнетыш» — не стало теремка («Теремок»). В каждой сказке о животных есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определять свое место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Их можно назвать детскими потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, — петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. Курица — к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы и пр. В конце концов, курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко»). Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу — радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка.»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса.»; поет коза перед дверью дома: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся.»; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: «лиса при беседе краса», «заюнок -кривоног по горке скок», «комар — пискун», «муха — горюха» и др. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница., а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи — предметы быта, орудия труда — и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьет недругов; мельница мелет зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей; взмывает в небо ковер-самолет; в маленьком сундучке помещается большой город с жителями, домами и улицами.

Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы она не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась — и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры — напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Хаврошечка», «Морозко»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

Читайте также:  Психология роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению — и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. С тремя змеями бьется Иван-царевич, и каждый первый его противник сильнее предыдущего; три трудных задачи задает Морской царь Ивану-царевичу — и каждая новая все труднее и труднее; трижды разгоняет своего верного коня герой с намерением доскочить до верхнего окошка, в котором сидит царевна, и только на третий раз добивается своего.

Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. В сказке о Сивке-бурке трижды повторяющиеся скаканья на коне мимо терема царевны свидетельствуют о необыкновенной трудности в достижении цели. В другой сказке троекратное повторение эпизода имеет уже иной смысл. Трижды ходили дочери подсматривать за Хаврошечкой, и только в третий раз по оплошности она не сохранила тайны. Третий раз оказался роковым. Так, этот последний, третий эпизод оказывается то счастливым, то несчастливым.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Во многих сказках есть персонаж, который помогает положительному герою хранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его может спасти только глубокое размышление или удачная мысль. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии.

Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»).

Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными -помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку («Иван-царевич и серый волк»).

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств маленького ребёнка: зареет -нарушение — кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». В этих сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули, то есть когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи: внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец — с тремя сыновьями, девочка с отцом и мачехой. Поэтому с ними случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощников, и пощады не бывает, если дети не одумаются, то есть ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.

Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома — всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках — темная, солнце — красное, море — синее, лебеди — белые, луга — зеленые. Это все густые, глубокие цвета, не полутона. Меч у героя — острый, дворцы — белокаменные, камни — самоцветные, столы — дубовые, пироги — пшеничные и так далее. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.

Источник