Роль сказки развитии ребенка дошкольника

Алла Самарская
Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста

Недаром дети любят сказки,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца.

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Прекрасен сказок мир воздушный

К нему с младенчества привык

Мне мил и дорог простодушный

Животворящий их язык.

К. М. Фофанов

«Все мы родом из детства», — говорил Экзюпери. И если человек сохранил это волшебство и веру в красоту, доброту и справедливость, то это счастливый человек, который сможет сделать счастливыми близких. В.Берестов говорил: «Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Ребенку сказку расскажи, на свете правды больше станет».

Наши современные дети духовно опустошены, так как на смену книгам пришли компьютеры, мобильные телефоны, электронные игрушки. Дети получают больше информации, чем раньше, что приводит к стрессам, неврозам, страхам. Нередко в семьях подрастающее поколение воспитывается в потребительском духе, все для них. Нет уважения к труду. И чтобы этого было меньше. Нужно воспитывать любовь к сказке. Множество прекрасных книг, появившихся в последнее время, дает детям в основном информационные знания об окружающем мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека. Но разве можно научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к людям? А разве можно без сказки развить воображение, фантазию, желание мечтать у ребенка?

Очень мудрыми и щедрыми были наши предки и оставили нам великий дар в деле воспитания – сказку. Конечно, если не читают и не рассказывают сказок детям – это не трагедия для родителей, это – трагедия для ребенка. Классики в деле педагогики считают, что таланты воспитываются книгами и поощрениями. Родители великих людей не навязывали детям книги, они окружали ими детей с детства. Получать знания из книг – это длинный путь, требующий затрат души родителей, их усилий и любви к детям.

У детей, с которыми занимаются дома, читают, беседуют, нет комплексов, они смело высказывают свое мнение, рассуждают. А дети, обделенные вниманием родителей, замкнутые, не уверенные в себе, не умеют рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

В процессе чтения или придумывания сказки устанавливаются доверительные отношения, развивается речь ребенка и его фантазия, происходит знакомство с окружающим миром, ребенок учится общаться, а взрослые вспоминают свое детство. Ребенок учится сопереживать героям и верить в добро.

Воспитание детей сказками – довольно сложная задача. Надо учитывать особенности ребенка. Во всех сказках заложена народная мудрость. Там всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Знакомство со сказками помогает детям справляться с жизненными трудностями. Время несет свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает. Большинство детей представляет себя положительными героями сказки.

Фантазию ребенка нужно направить в нужное русло развития. Начать лучше со сказок, которые имеют простой сюжет. Сказка должна способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах. Сказка возрождает духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа!

Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства. С сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества. Народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности развития речевых навыков. Позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Устанавливать эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Как добрый, мудрый друг в жизнь входит сказка. Сказка – наиболее любимый детьми жанр. Язык сказок прост, поэтому доступен детскому пониманию. Сказочный сюжет способствует развитию воображения. Детям младшего возраста более понятны и доступны сказки, героями которых являются домашние и дикие животные. Сказка должна быть небольшой по объему, соответствовать возрасту ребенка, интересной и содержательной, динамичной и яркой. Важно видеть сказку как бы со стороны, самостоятельно проиграв ее, прожив ее сюжет. Я объясняю малышам,что:

1. Сказку можно нарисовать. Здесь рассматриваются иллюстрации к сказкам. Дети знакомятся с персонажами, находят их на картинках, называют их. При повторном просмотре дети включаются в рассказывание. Здесь я использую фланелеграф, пальчиковый театр.

2. Сказку можно разыграть при помощи кукол. Для этого использую кукольный, настольный театр. Маленькие дети легче воспринимают рассказ, чем чтение. Использование наглядного материала активизирует внимание детей. Способствует запоминанию ребенком текста.

3. В героев сказки можно переодеться (знакомство идет через драматизацию, где дети, переодеваясь, передают образ, характер, манеру поведения героя).

4. Сказка полна звуков. Слушая ту или иную мелодию, я направляю детейна образное восприятие: под эту мелодию представьте маленьких гномиков, которые живут в лесу. А вот послушайте – пролетела бабочка. Малыши, таким образом, без наглядного показа представляют сказочные персонажи. Слушая повторно мелодии, дети уже сами рассказывают: вот овечки, а вот кузнечик.

Сказка помогает общению, дает прекрасный образец русской речи, помогает ребенку овладеть русским языком. Начав знакомить детей со сказкой в младшем возрасте, необходимо продолжить работу с детьми среднего возраста, а затем и со старшими дошкольниками.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до 1 года комаровский для мальчиков

Рассказывание и сочинение – это искусство, которому нужно обучать. Дети учатся сочинять сказочные истории. Придумывание сказки – один из видов творческого рассказывания. Воспитатель направляет детей так, чтобы их повествование было интересно слушать. Помогает им, использует разнообразные приемы, забавные сюжеты, с помощью которых малыши становятся более активными участниками речевой ситуации. Тематика сказок может быть разнообразной.

Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев, кто знает сказочные слова и выражения. Помогают в этом занятия по развитию речи.

Литература:

1. Алексеевская Н. «Домашний театр». – М.: Лит. 2000

2. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» — М.: Просвещение. 2009

3. Трифонова Н. М. «Кукольный театр своими руками» — М.: Гольф. 2001

Источник

Любовь Чибезкова
Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей и родителей

Подготовила: Чибезкова Любовь Сергеевна

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

(Валентин Берестов)

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки. Сказка – это способ общения с ребёнком на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни.

Дошкольный возраст — возраст сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Язык сказки прост и потому доступен детям дошкольного возраста. Сюжет загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевн. Близок и мил им сам язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.

При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности.

В книге В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» дается замечательный совет для родителей, в котором педагог говорит о том, что не следует уводить ребенка от мрачных сторон жизни. Пусть малыш видит в жизни не только доброе и хорошее, но так же плохое и грустное. Очень часто бывает так, что когда ребенок живет только в атмосфере радости, он вырастает, к сожалению, эгоистом. В таком случае ребенок не будет знать, что в жизни, кроме этих чувств, также есть и горе. Он не будет ценить то, что ему дается, свои радости и старания родителей, которые те прилагают для того, чтобы их ребенок был счастлив.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте? Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия — это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать? Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!

Читайте также:  Развитие особого ребенка в семье

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.

Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное — они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Источник

Ольга Глазкова
Роль сказки в развитии детей младшего дошкольного возраста

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Ведь сказочныеперсонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.

Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей с вами работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании и развитии детей. Читая и рассказывая сказки развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Работая с маленькими детьми, мы очень часто используем русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью театрализованной деятельности.

Поэтому сказка является необходимым этап в развитии детей, этапом который формирует запас жизненной прочности, или является некой библиотекой жизненных ситуаций.

Читайте также:  Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

РЕбенок находится не просто в роли пассивного наблюдателя, а становится создателем своих собственных оригинальных образов и примеряет их на себя. Это позволяет малышу испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.

Не всегда воспитательное значение сказки представлено открыто. В некоторых случаях, наоборот, даже может показаться, что сказка несет в себе отрицательную смысловую нагрузку, пропагандирует жестокость, насилие, подавление личности. Это и колобок, съеденный лисой, и униженная Золушка, и выгнанный из собственного домика зайчик. Однако, сказки с печальным окончанием для малышей вовсе не случайны. Из них ребенок получает представление о том, что дом – это защита, а внешний мир может быть опасным, и если ты еще мал и слаб, то туда до поры до времени тебе ходить одному не надо.

Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохранилась.

Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, развивая речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, с помощью сказкирешаются задачи во всех образовательных областях :

социально-коммуникативном

познавательном

речевом

художественно-эстетическом

физическом развитии детей.

Сказку используют как в воспитательно – образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми.

Система работы по развитию речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.

1. Восприятие сказки идет успешнее,если с детьми проводится предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий, которые они обозначают.

2. Далее идёт непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Для ребёнка младшего возраста важно выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказыванияпроводится беседа в которую включается разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, средствах языковой выразительности. Для большего эффекта восприятия, текст сказки сопровождается предметными и сюжетными картинками.

Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном рассказывании сказки используется: настольный и кукольный театр, фланелеграф, моделирование, запись. Для лучшего усвоения содержания сказки, последовательности событий в ней используются мнемотаблицы имнемодорожки – опорные схемы, с помощью которых дети быстрее запоминают сказку, учатся пересказывать её. Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.

3. Завершающим этапом формирования речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом нам помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини — спектакли. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Источник