Роль школы в развитии ребенка

Роль школы в развитии ребенка thumbnail

Роль школы в развитии ребенка

Ребенок пошел в школу. Школьный период – это серьезное испытание для всей семьи. Новые заботы и обязанности появляются не только у ребенка, но и у родителей. Период школьного обучения привносит новые, специфические задачи воспитания. В сравнении с предшествующим школьному – дошкольным периодом обучения это качественно новый этап формирования личности. Происходит перераспределение нагрузки – резко увеличивается умственная и заметно ограничивается физическая нагрузка, изменяется социальная роль ребенка, предъявляются требования сознательной деятельности в рамках коллектива.

Роль школы в воспитании детей неоспоримо очень велика. После семьи – это важнейший социально значимый институт. Полноценное развитие личности ребенка сложно представить в отсутствии семьи или школы. Эффективность процесса обучения и воспитания напрямую зависит от взаимодействия усилий педагогов и родителей. Родители и учителя должны стать союзниками в образовательном и воспитательном процессе. Только в таком тандеме возможно формирование полноценной, высоконравственной, творческой, культурной и социально зрелой личности. Поэтому взаимодействие с родителями – важнейшая задача школы. Именно в школе родители должны находить помощь и поддержку в сложных семейных ситуациях и конфликтах, в вопросах воспитания ребенка. Школа должна способствовать укреплению семьи, становлению хорошего микроклимата в ней.

Роль школы в воспитании детей

Учитель начальных классов и классный руководитель – люди, занимающие особое место в формировании и становлении личности ребенка, также от этих людей зависит степень комфортности нахождения ребенка в школе и классном коллективе. Именно на плечи этих  людей ложатся все заботы по обеспечению качества школьной жизни их подопечных. Ни что не должно ускользнуть из их поля зрения и области внимания: усвоение учебного материала, вопросы воспитания и взаимоотношения в классном коллективе, успехи и неудачи класса и каждого ученика в отдельности, даже состояние помещения (класса), закрепленного за учителем и его учениками и школьная мебель, находящаяся в нем, вернее, их эстетическое и санитарно-гигиеническое состояние. В стенах школы в компании одноклассников и учителей ребенок проводит половину дня, и именно эта социальная среда сильно влияет на его поведение и воспитание. Из этой среды ребенок черпает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет или, наоборот, искореняет существовавшие у него черты характера, приобретает новые.

Год от года роль школы в воспитании подрастающего поколения лишь увеличивается, а требования к педагогам повышаются. В первую очередь это связано с небывалым скачком развития науки и техники, повсеместным внедрением высоких технологий в жизнь каждого человека. Для реализации самых разных направлений воспитания: духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного, экологического, гражданско-патриотического, трудового и т.д. сегодня используются не только беседы с детьми, но и многие другие, современные формы и методы работы. Квалифицированному педагогу под силу не только обучение ребенка по школьной программе, но и его полноценное развитие и становление в обществе.

Источник

фото 1Начало обучения в школе – один из самых сложных и ответственных этапов развития ребенка. Это новые условия жизни и деятельности, новые контакты, отношения, обязанности.

Недаром школа является важнейшим социальным институтом, наравне с семьей, который способствует гармоничному всестороннему развитию личности.

Такое сложное явление, как учебно-воспитательный процесс, достигает совершенства, когда учитель и ученик готовы полностью отдаться этому процессу.

Если для учителя педагогическая практика является основным видом деятельности, то ученику необходима помощь и поддержка со стороны родителей. Важно помнить, что педагогика, как наука о воспитании и образовании, должна быть главным орудием, как в школе, так и в семье.

Амплуа

В формировании личности роль школы сложно переоценить. Ребенок приходит в школьный коллектив в возрасте 6-7 лет. Он уже должен иметь некоторые морально-этические установки, представления о мире.

С этого момента большая часть жизни ребенка будет проходить в обществе сверстников, под руководством грамотного наставника. Компетентность учителей, в первую очередь классного руководителя, играет главенствующую роль в школьном воспитательном процессе.

Воспитание нацелено на формирование у человека гуманистических качеств, моральных ценностей, жизненной позиции, обширного мировоззрения. Нужно отметить, что многие важные качества ребенок приобретает и развивает исключительно в коллективе.

Школа обеспечивает необходимый этап социализации, позволяет увидеть в ребенке черты лидера, командного игрока, настоящего друга. Учитель должен не только способствовать развитию положительных качеств, но и скорректировать возможные слабые стороны воспитанника.

Школа помогает ребенку стать более самостоятельным. Те обязанности, которые возлагает на ученика школа, способствуют самоорганизации, развивает ответственность и стремление преодолевать трудности. К тому же, школьная жизнь – это не только череда уроков, но и различные мероприятия, в которых каждый ребенок может раскрыть свои таланты.

Как воспитать?

фото 2На протяжении учебного года, классный руководитель должен проводить воспитательные беседы на различные актуальные темы.

Целью такой работы является не только просвещение учеников, но и обсуждение событий, поступков, качеств человека.

В рамках патриотического воспитания в школах обязательно проводят классные часы, посвященные Дню Победы, или Дню космонавтики.

Эффективно воспитание личности в контексте исторических событий или литературных произведений. Физическое воспитание очень важно в условиях малоподвижного образа жизни школьников.

Таким образом, учебная и воспитательная деятельность неразлучны в процессе формирования личности.

Воспитательная работа не прекращается и во время школьных перемен. Хороший учитель должен наблюдать за взаимодействием школьников, помогать им выходить из конфликтных ситуаций, ведь энергия, которая накопилась за урок, пытается вылиться по максимуму в короткий промежуток перерыва.

А это чревато повышенной возбудимостью. Более того, воспитание, которое проходит в неформальной обстановке, воспринимается детьми охотнее.

Внеклассная работа тоже способствует воспитанию школьников. Различные экскурсии, посещения музеев, выставок, спортивных мероприятий, даже просто прогулки на свежем воздухе, можно совместить с очень важными моментами экологического, культурного, гражданского воспитания. Это расширяет кругозор, помогает детям обрести новые интересы, а взаимодействие друг с другом за пределами школы, повышает сплочённость.

Важно! Школа берет на себя огромную ответственность за воспитание ребенка, учитель не только открывает новые качества, таланты ученика, но и развивает ранее заложенные моральные принципы. Когда ребенок приходит в школу, он может не знать цифры и буквы, но такие слова, как «здравствуйте», «извините», «спасибо», «до свидания», он знать обязан.

Миссия учителя

За последние сто лет школа не раз существенно меняла ориентир. Отличительной чертой современного демократического школьного воспитания является личностный подход, что требует от учителя исключительного мастерства. Уделить внимание всем ученикам и отдельно каждому за короткий период времени – задача не из легких. Каждый школьник уникальный, со своим богатым внутренним миром, талантом, комплексами и проблемами.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка раннего возраста в предметной деятельности

Кроме того, классный коллектив всегда достаточно разношерстный, в нем могут присутствовать как одаренные дети, так и дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением, сложным характером. Современная школа обязала учителя к каждому ребенку подобрать ключ.

Современный учитель должен обладать высоким авторитетом. Очень важно, чтобы этот авторитет поддерживался не только в школе, но и дома. Часто случается, что родители пытаются конкурировать с учителем в воспитании, при этом принижают его значимость. Воспитание – это не гонка, а слаженная работа. Только в таком случае можно достичь положительных результатов. Личностный пример, как родителя, так и педагога, отпечатывается на личности ребенка.

фото 3В отличие от советской модели образования, где между преподавателем и учеником соблюдалась жесткая субординация, роль учителя изменилась, современная демократическая модель предлагает более дружественную схему.

Педагог должен быть не только наставником, но и другом. Такое взаимодействие считается доверительным и эффективным в достижении воспитательных целей.

Кроме высокого профессионализма, психологической и педагогической компетенции, современная школа требует от учителя быть свободным от стереотипов и предрассудков, иметь объективные взгляды, идти в ногу со временем.

Важно! Педагог должен любить детей. Любовь к своей работе, любовь к детям позволяет воспитать полноценное общество, с правильными моральными ценностями, высоким уровнем ответственности, способное развиваться и созидать.

Взаимодействие семьи и учебного заведения

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семья и школа — они должны стать партнерами. Только при взаимодействии этих сфер, можно достичь успехов в воспитании высокоразвитой личности.

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в следующем:

  1. Анализ условий воспитания ребенка в семье. К сожалению, до сих пор существует такое понятие, как неблагополучная семья. Такие школьники нуждаются в индивидуальном подборе методов воспитания. Если ребенок не поучает поддержки от семьи, школа обязана взять на себя эту функцию, так как совсем без поддержки человек не сможет стать достойной личностью.
  2. Родительские собрания и индивидуальная работа с родителями. Во время родительских собраний лучше всего обсуждать общеклассные вопросы, планы на учебный год, цели и методы образования и воспитания. Но если речь идет о проблемах конкретного ученика – лучше обсудить это лично с его родителями.
  3. Привлечение родителей к интересной внеучебной деятельности. Это позволяет родителям оценить взаимодействие ребенка с одноклассниками, рассмотреть способности, которые он не может проявить в домашней обстановке.

Родителям важно помнить, что их педагогическое мастерство так же необходимо. Отдать ребенка в школу – это не значит переложить ответственность в воспитании на учителя. Педагог имеет соответствующее образование и опыт, поэтому должен подсказать родителям как, действовать в том или ином случае. Работа с родителями так же важна, как и работа с учениками.

Заключение

Воспитание ребенка происходит под воздействием многих факторов. Семья и школа должны играть в этом процессе ключевые роли. По отдельности достичь положительных результатов не удастся, только совместными усилиями родителей и педагога можно воспитать современного, развитого человека с четкими принципами, моральными ценностями и широким мировоззрением. Именно поэтому важно сохранить одинаково высокий авторитет семьи и школы.

Рекомендуем статьи по теме

Источник

В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги. Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.

РОЛЬ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в становлении личности ребенка. Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются. И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение. В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.

Читайте также:  Конспект родительского собрания роль семьи в развитии личности ребенка

Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена. Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер. Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.

ФОРМЫ СВЯЗИ С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ

Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этапвоспитательной работы в школе. Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом. Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:

Родительские собрания. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в течение учебного года. В ходе собрания педагог, совместно с родителями, разрабатывает план по воспитательной работе, обсуждает успехи и проблемы всего класса или каждого ученика в отдельности. Если у педагога возникли вопросы по воспитанию какого-либо конкретного ученика, он может пригласить его родителей на индивидуальную встречу, чтобы обсудить новые методы воспитания и дать профессиональные советы.

Классные мероприятия. Поводом для проведения классных мероприятий может стать любой праздник или значимое событие для класса. Такие мероприятия, в которых принимают участие и ученики, и их родители, способствуют сближению всего классного коллектива, помогают найти общий язык и взаимопонимание, проявить индивидуальные способности и семейные увлечения. Во время совместных мероприятий педагог имеет возможность понаблюдать за семьями в непринужденной обстановке, что позволяет планировать воспитательную работу с учетом особенностей каждой семьи и проводить ее с большим успехом.

ТАНДЕМ РОДИТЕЛИ-ПЕДАГОГИ: ВОСПИТАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Воспитание ребенка — это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты. Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.

Источник

Роль школы и семьи в воспитании и обучении учащихся

(проблемы и пути их решения)

Семья и школа – это два института чрезвычайной важности для развития и воспитания ребенка. Они не могут заменить друг друга, но и не могут существовать друг без друга.

Семья — это опора, крепость, начало всех начал. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это — первый коллектив ребенка, естественная среда, где закладываются основы будущей личности. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в ней закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку второй дом, воспитание детей в школе не должно заменить родительское воспитание. Тем не менее, в школе проходит не только обучение, но и (и даже на первом месте) школа должна воспитывать, должна предоставить возможности для самореализации каждого ребенка, расширить его кругозор, раскрыть способности.

Мне понравилось, как сказал об этом писатель Лев Кассиль: «Семья и школа — это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».

Но на самом деле все вышесказанное – это идеал, к которому необходимо стремиться. Современное общество претерпевает колоссальные изменения, наибольшие из которых коснулись непосредственно личности и института семьи. Материальные ценности доминируют над духовными, идеология потребления затрагивает все сферы жизни, индустрия развлечений набирает обороты. А это значит, что современные дети развиваются в совершенно других условиях: в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. И здесь можно отметить два негативных фактора, которые играют наибольшую роль: 1) многократное усиление информационного давления на ребенка (посредством Интернет, телевидения, СМИ), 2) разложение семьи как социального института. Мы наблюдаем разнообразные кризисные явления: разрушены нравственные представления о браке и семье, утрачен традиционный уклад семейной жизни, традиционное восприятие родительства и детства и т.д. Все это уже стало настоящей национальной проблемой, которую нужно решать незамедлительно. В этих сложных современных условиях растут наши дети, и работаем мы, педагоги. Поэтому сейчас на школу, на педагогов как специалистов возлагается ответственность за воспитание не только учащихся, но и педагогическое просвещение родителей, создание новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построение новых отношений между семьей и школой. Необходимо помочь семьям в преодолении этого кризиса, содействовать развитию семьи и детско-родительских отношений. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.

Читайте также:  Положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка

Таким образом, чтобы хоть как-то минимизировать влияние негативных внешних факторов, в школе нужно по-новому, более тщательно и продуктивно выстраивать свою работу с родительской общественностью. Она должна быть нацелена, прежде всего, на то, чтобы педагоги и родители были союзниками и единомышленниками, а не конкурентами, чтобы вместе заинтересованно и согласованно решать проблемы воспитания детей. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей».

При этом основой такого родительского просвещения должны быть духовно-нравственные ценности. Именно они должны стать системообразующим фундаментом для всего процесса образования.

Задача эта крайне сложная. Результатами взаимодействия с семьей должны стать формирование активной педагогической позиции родителей, вооружение их педагогическими знаниями и активное участие родителей в воспитании детей.

Как же построить эту работу? Каким формам взаимодействия отдать предпочтение? В нашей школе практикуются самые разнообразные формы, среди которых:

  1. Родительские собрания – привычная форма взаимодействия с родителями, но она и сейчас не потеряла своей актуальности.

  2. Посещение семьи – тоже традиционная форма, когда учитель может познакомиться с семьей «изнутри», выявить скрытые причины каких-либо проблем, понять, как выстроить доверительные отношения с ребенком и его родителями.

  3. Традиционные школьные праздники часто проводятся с участием родителей тех детей, которые готовили мероприятие. Это своеобразный «творческий отчет» о проделанной работе, который очень радует и вдохновляет родителей.

  4. Чайные посиделки, организуемые в классе вместе с родителями и детьми, очень сближают, дают возможность общения в непринужденной обстановке. С помощью этой формы в школе интересно проводятся День Матери, 8 марта, день именинника и др.

  5. Встречи со священником – это беседы на темы православного воспитания детей в семье. На этих встречах родители могут обсудить возникающие трудности и радости в воспитании и воцерковлении детей. 

  6. Совместные экскурсии помогают не только расширить свой кругозор, обогатить внутренний мир, развивать патриотические, нравственные, эстетические чувства, но и способствуют сплочению коллектива детей и родителей, дарят яркие положительные эмоции.

  7. Совместные спортивные мероприятия помогают приобщать всех участников к здоровому образу жизни и содействуют улучшению взаимоотношений между родителями и детьми. В нашей школе такие мероприятия часто организуются во время каникул.

  8. Творческие конкурсы и выставки творческих работ в нашей школе традиционно проводятся не только для учащихся, но и для родителей. Совместное творчество всегда объединяет, дарит радость, укрепляет семью.

  9. В духовном воспитании ребенка одной из главных задач является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми в нашей школе стали благотворительные акции и проекты. Среди них мы ежегодно проводим акцию «Милосердие», некоторые социальные проекты реализуются у нас с привлечением родителей. Например, наш последний проект «28 петель» по изготовлению вязаных изделий из шерсти и игрушек из хлопка для недоношенных детей перинатального центра г. Калуги. В нем уже приняли участие 20 родителей, связано уже более 200 изделий.

  10. Среди совместных мероприятий с родителями можно выделить специфическую форму взаимодействия, которую мы сами придумали в нашей школе. Это совместно организованные тематические творческие встречи между старшеклассниками, педагогами и родителями. Такое мероприятие обычно организуется 1 раз в год. В прошлом учебном году мы провели его дважды: в декабре, совместно празднуя 145-летний юбилей школы, и в апреле, в рамках творческого фестиваля «Школьная весна». Такие мероприятия очень сближают, создают атмосферу единения, взаимоуважения и взаимопонимания.

  11. Празднование Юбилея школы нужно отметить особо. У нас – это традиция. Каждые пять лет мы приглашаем выпускников, учителей-ветеранов, почетных гостей и в теплой уютной обстановке празднуем День рождения нашей школы — одной из самых старых в области, с богатой и славной историей, которой мы гордимся. Но юбилей школы не ограничивается проведением праздничного мероприятия, это масса дел и акций на протяжении полугода. Предварительная подготовка к Юбилею затрагивает и учащихся, и педагогов, и родителей.

  12. День открытых дверей – форма взаимодействия, которую используют большинство образовательных учреждений. Но многие ограничиваются проведением родительских собраний и экскурсией по школе. У нас День открытых дверей – это большое событие, включающее в себя кроме собраний и экскурсии открытые уроки и занятия внеурочной деятельности, мастер-классы родителей, родительские лектории, выставки творческих работ и достижений, совместные спортивные мероприятия и т.д. Этот день в школе становится очень насыщенным и интересным для всех участников образовательного процесса.

Таким образом, огромное место в работе с семьей в нашей школе занимает организация совместных мероприятий.

Индивидуальные формы работы, такие как консультации, беседы, анкетирования, также очень важны в работе с родителями и дают необходимые результаты в построении сотруднических отношений.

Но все эти формы работы будут эффективны только при соблюдении важного условия: искреннего и доброжелательного отношения к родителям обучающихся, сотрудничества на основе уважения и эмпатии.

Семья и школа — два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Мы продолжаем  искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель — воспитывать будущих созидателей жизни.

3

Источник