Роль сенсорного воспитания в познавательном развитии ребенка

Роль сенсорного воспитания в познавательном развитии ребенка thumbnail

Калинина Оксана
Консультация «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста»

Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста (из опыта работы)

Воспитатель первой квалификационной категории Калинина Оксана Валерьевна МБДОУ «Детский сад «Ромашка», с. Еланцы

Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запарожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорное развитие направлено на обучение более точно воспринимать предметы и их разнообразные свойства. С восприятия предметов и явлений начинается познание. Сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

Формирование у детей систем перцептивных действий

Формирование у детей систем сенсорных эталонов

Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т. е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.

Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;

Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

Три величины; большая, средняя, маленькая.

В сенсорном развитии, как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.

Требования программы по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2 лет:

ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;

ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);

собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;

соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);

в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть то, что рисует.

Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2до 3 лет:

ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

ориентироваться в трех и более контрастных величинах

собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины

соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)

Читайте также:  Раннее развитие ребенка вред или польза и вред

составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков

различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)

ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой

в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии

В 2016-2017 году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет. Наблюдая и играя с детьми, я изучила сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.

В работе я наметила следующие условия для выполнения задач:

использование дидактических игр,

создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игрысамоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону. Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому на следующий год пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим матрёшку», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Наряди матрёшку, детям предлагались матрёшки белого цвета в разноцветных платочках, но без платьица к празднику. И ребятам предлагалось подарить матрёшкам платье того же цвета, что и платочек. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

Важным условием для формирования сенсорных способностей, является организация предметной развивающей среды. Предметная среда – это система условий, обеспечивающих полноту развития детской деятельности. При отсутствии ПРС реализация любой деятельности не принесет успеха. Нужно подбирать предметы, которые дети могли бы обследовать и активно действовать с ними. Известно, что создать интерьер и предоставить детям материалы недостаточно. Среда должна способствовать развитию ребенка, ведь она раскрывает свои возможности благодаря игре. Таким образом, организовав необходимую среду, умело используя материалы в играх, мы сможем развивать сенсорные способности детей. Именно воспринимая предметы и действуя с ними, через свои ощущения и впечатления ребенок познает мир. Начинает все более точно оценивать их качества и свойства.

Для этой цели создан в группе сенсомоторный уголок «Развивайка». В этом уголке есть дидактический стол с дидактическими играми и игрушками (пирамидки, кубики, рамки, вкладыши). Это дидактические игры: «Подбери цвет», «Посади цветок», «Найди пуговкам домик», игры с прищепками, бусинками, игры-шнуровки. Этот уголок способствовал развитию всех психических процессов в соответствии с возрастными особенностями детей, развитию мелкой моторики, стимуляции двигательной и речевой активности, снятию психоэмоционального напряжения и комфортного самочувствия, создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка, повышения мотивации к самостоятельной деятельности. Сенсорные игры чрезвычайно важны в раннем возрасте, они фундамент умственного развития и речи

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения. Родители принесли платочки разного цвета, в которые с удовольствием наряжались девочки. Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т. д. Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т. д.»

Читайте также:  Выготский развитие ребенка в школьном возрасте

Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

Проводилась работа и с родителями с использованием различных форм и методов. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Совместно с психологом провели мастер-класс «Пока мама на кухне», где в практической деятельности родители познакомились с играми по развитию мелкой моторики. Были предложены варианты игр, оборудования для развития моторики и речи малышей. Родители приняли активное участие в пополнении среды группы: приобрели новые игры, сшили красивое постельное белье, принесли аттрибуты для уголка ряжения, папы сделали бизиборд. Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

В конце учебного года (2017-2018) вновь была проведена диагностика, которая проводилась по основным показателям, предложенным Е. Б. Волосовой в книге «Развитие ребенка раннего возраста». Проведенная диагностика показала большой скачок знаний и умений к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания. Средний балл повысился по сравнению с прошлым годом и составил: 80% детей знают основные цвета, 75% детей знают оттенки (три цвета, 50% детей различают форму предметов, могут определить величину и назвать её(большой-средний-маленький, у 55% детей развиты простейшие конструкторские умения. Низкий показатель по знаниям геометрических фигур, зато дети хорошо различают объёмные фигуры — шар, куб и кирпичик (58%).

Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.

На примере своей работы показала, что сплоченная работа педагога, родителей и детей дала возможность сформировать представления о сенсорных эталонах. Результаты её деятельности наглядно подтверждают целесообразность и результативность комплекса разработанных и применяемых дидактических игр, направлен на сенсорное воспитание и позволяют утверждать о наличии тесной взаимосвязи между игровой деятельностью дошкольников и развитием представлений о сенсорных эталонах цвета, форма и величины.

Источник

Лариса Сордия
Роль сенсорного воспитания для детей раннего возраста

Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Его основная задача — помочь ребёнку накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т. д.

Роль сенсорного воспитания для детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. Сенсорное развитие, с

Роль сенсорного воспитания в познавательном развитии ребенка

дной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видах труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.

Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (А. В. Запорожец, Л. В. Венгер, А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова): ребёнок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Исследования, проведенные российскими психологами, также показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо формирование восприятия с раннего возраста путём обучения. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Читайте также:  Мбдоу мо город архангельск центр развития ребенка детский сад 140 творчество

Значение сенсорного воспитания в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «SENSUS»«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многообразнее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Сенсорное воспитание — система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания.

Сенсорное воспитание — составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятий, происходит в процессе познания ребенком предметов окружающего мира за счет, в основном, совершенствования функций центральных мозговых частей анализаторов.

А. В. Запорожец разработал и изложил в своем труде «Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве» систему сенсорного воспитания детей. Сенсорное воспитание, по его мнению, сводится к простому упражнению сенсорных способностей, которые считаются данными ребенку от рождения. По Запорожцу, активные сенсорные действия формируются в контексте содержательных видов деятельности (рисование, лепка, игра и др.). Хотя развитие сенсорики у ребенка имеет самостоятельное значение, необходимо рассматривать этот процесс не изолированно, а в связи с общим умственным развитием.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Роль сенсорного воспитания в познавательном развитии ребенка

видный исследователь Л. А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Свои виды сенсорные эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, во вкусовом и обонятельном.

Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. т. е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их

в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования

путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развития.

Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста – базис его интеллектуального развития, основа познавательной деятельности. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. От того, как складывается сенсорное воспитание малыша, зависит развитие познавательной деятельности ребенка в целом, овладение речью и формирование разных видов деятельности.

Без достаточного развития восприятия невозможно познать качество предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит его умственное развитие. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено, в первую очередь, развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать. Эти знания необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений знаний жизненного опыта.

В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величин, форм, цветных тонов. Овладевая этой системой, ребёнок как бы получает набор мерок, с которыми он может сопоставлять любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Источник