Роль семьи в развитии способностей ребенка цель

Роль семьи в развитии способностей ребенка цель thumbnail

Роль семьи в развитии способностей ребёнка.

Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность?

Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Вы купили сыну новый конструктор. Не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Предварительная самостоятельная широкая ориентировка в возможностях конструктивного материала позволит в дальнейшем находить самые неожиданные комбинации и получать оригинальные конструкторские решения. Ребёнок нашёл жука. Что за жук — майский, плавунец? Подождите с ответом. Предложите проверить — плавает ли? Так и есть — плавунец.

Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного опытничества даже в условиях дома, приусадебного участка даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности. Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду, которая рассматривается психологами как фактор очень важной одарённости. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни.

Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Несомненную пользу для развития творчества может принести использование наряду с другими средствами специальных творческих заданий. Большей эффективности можно добиться, если задания эти будут постепенно усложняться. Вначале детям целесообразно предлагать задания, требующие от них первоначально.

Большей эффективности можно добиться, если задания эти будут постепенно усложняться. Вначале детям целесообразно предлагать задания, требующие от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности. При этом создаётся установка на новые для ребёнка способы действий: сочини, придумай, найди, измени (например, ребёнок подражает различным звукам, пению птиц и т. д.). На этом этапе он действует совместно с родителями, активно копирует предлагаемые действия; в дальнейшем ребёнку можно давать задания, которые вызывали бы у него целенаправленные действия, поиски решений. Способы действий при этом стимулируются взрослым уже косвенным путём (сочинить песню на предложенный текст, придумать действия определённых персонажей на основе рассказанной сказки и т. п.). Важно, что при этом возникает атмосфера сотворчества со взрослым, ребёнок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие, радость. Когда малыш научится справляться с этими заданиями, их можно усложнить: предложить сочинить песню, выбрав текст по своему желанию из нескольких заданий, и т. д.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальным движениям. Не пожалейте на это время.

Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.

Источник

Родительское собрание в старшей группе №3

Цель данного родительского собрания – продемонстрировать возможности развития творческих способностей детей, организовав совместные действия с родителями.

Собрание проходит  в групповой форме, с применением мастер-классов, в виде путешествия по различным составляющим творческих способностей: спортивным, художественным, музыкальным и т.д.

Педагогические возможности (чего можно достичь при использовании данной формы, ее отличительные особенности, преимущества):

Получение результатов творческой деятельности, сплочение взрослых и детских коллективов, развитие креативности мышления учащихся начальных классов, демонстрация собственных творческих достижений.

Сценарий собрания:

Психолог: Уважаемые родители! Сегодня я хочу позвать вас с собой в путешествие на далекую планету. Это планета маленькая, но на ней всегда тепло и ясно. Итак, сегодня мы с вами на планете детства. Тема нашего собрания «Роль семьи в развитии потенциальных способностей ребенка».

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

— У меня вопрос к родителям. Почему об этом мы говорим именно на планете детства? Потому что развивать эти способности надо начинать с самого детства и прежде всего это начинается в семье.

— Что же такое способности? (Это возможность человека быстрее и успешнее осуществить какую – то деятельность.)

— Что значит творческие способности? (Возможность человека что-то создавать, творить).

— Какие действия мы можем отнести к проявлению творческих способностей? Физических? (рисование, музыка, актерское мастерство, сочинение литературных произведений и т.д.).

— Итак, поговорим об этом более подробно.

Именно в семье формируется отношение родителей к способностям ребенка, впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому родителям необходимо с самого раннего детства уважать ребенка, подчеркивать в нем его индивидуальность.

Может ли ребенок иметь скрытые способности?  Как вы думаете, с помощью чего можно развивать способности ребенка?

Сегодня на нашем собрании мы ознакомимся с некоторыми упражнениями, которые вы можете использовать со своими детьми.

Стихотворчество. С помощью данного упражнения можно развивать интеллектуальные способности ребенка. В этом возрасте у детей хорошо развито воображение и фантазия, нужно только родителям помочь направить детей в нужное русло

Уважаемые родители. Я предлагаю вам разделится на две группы.

Сейчас попробуем и все мы представить себя поэтами. (работа в группах)

ИГРА БУРИМЕ. Вам нужно закончить рифмы, чтобы получились стихи. Тема стихотворений: поздравление с днем рождения. (психолог раздает карточки с началом стихотворных строк).

…………………………………………… удачи

…………………………………………… мечта

…………………………………………….качеств

…………………………………………….доброта

…………………………………………….дней

…………………………………………….друзей

…………………………………………….справиться

…………………………………………….не стариться

…………………………………………….пожеланий

…………………………………………….перечесть

…………………………………………….поздравляю

…………………………………………….есть

— Просим представителей групп зачитать свои произведения.

«Анаграммы».

Цель:  тренировать логическое мышление, особенно умение анализировать и синтезировать; обогащать словарный запас; расширять кругозор.

Описание.  Из приведенных слов путем перестановки букв нужно составить название животного, птицы или растения. Все буквы должны быть обязательно использованы.

1) араб + ум

6) перо + лад

11) так + сук

2) лира + гол

7) ель + газ

12) урок + тапка

3) фа + жир

8) сорт + Альба

13) фа + гном + ил

4) липа + нота

5) бак + бум

9) лик + пена

10) до + кролик

14) кожа + ворон

15) ум + па

О т в е т ы:  марабу, горилла, жираф, антилопа, бамбук, леопард, газель, альбатрос, пеликан, крокодил, кактус, куропатка, фламинго, жаворонок, пума.

Артистические способности

Рассказать про них

Психолог:

        И снова поработаем в группах. Каждой группе предлагается текст одной из детских песен. Вам надо с помощью пантомимы показать, какая это песня, а другие группы угадывают. Показывать должен не один член группы, а несколько человек.

(Звучит музыка. Демонстрируются пантомимы).

Музыкальные способности

Насколько музыкальны наши родители? Сейчас мы это проверим. Каждой группе надо по вступлению угадать детскую песню и спеть из нее несколько строчек. (угадывают и поют)

Творческие способности. Сейчас проверим креативность и нестандартный подход у наших родителей к решению простой ситуации. Перед вами лист с незаконченными фигурами. Ваша задача проста: необходимо закончить фигуры так, чтобы ни одна не повторялась.

Субтест с методики Торренса

Рефлексия: «Метод пяти пальцев».  Уважаемые родители.  Повернитесь друг к другу и ответьте на следующие вопросы:

М (мизинец) – мыслительный процесс  – Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели – Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа – Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) – услуга, помощь – Что я сегодня помог сделать, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма – Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для здоровья?

Педагог: Вот и подошло к концу наше путешествие по планете детства.

Благодарю всех за участие в подготовке и проведении собрания.

(Звучит песня «Мы желаем счастья вам)

Литература:

Тихомирова, Л. Ф., Басов, А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1977.

Источник

Родительское собрание «Роль семьи в развитии способностей ребёнка»

Цели: Выявить представление родителей об организации учебной работы

детей дома.

Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки

самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Сформировать у родителей отчѐтливые представления о роли, возможностях,

путях и способах трудового воспитания детей в семье.

Распорядок дня для школьника:

7.00-7.30 Подъѐм, утренняя гимнастика, водные процедуры, уборка

постели.

7.30- 9.30. Привели в порядок причѐску, одежду, сели завтракать.

Трудовые дела вместе со взрослыми: мытьѐ посуды, уборка

кухни.

Занятия с родителями: беседа о прочитанной книге, лепка,

рисование, чтение.

9.30- 12.30 «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» (катание на

лыжах с родителями, игры в мяч, бег)

12.30- 13. 15 Подготовка к обеду, обед.

13.15- 15.00 Подготовка домашних заданий, чтение книг.

15.00- 15.15 Закаливающие процедуры.

15.15.- 16.30 Мы играем, читаем, трудимся, пьѐм чай.

16.30- 18.30 Прогулка.

Наблюдение за окружающим миром, за изменениями в

природе.

18.30- 20.30 Приготовление к ужину, ужин.

Игры, подготовка портфеля к завтрашнему дню.

20.30- 21.00 Подготовка ко сну (младшие дети)

21.30- 22.00 Подготовка ко сну (старшие дети)

« Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни. Воспитание должно

развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему

возможность отыскать для себя труд в жизни».

— « Цель»

—«Задачи»

—«Труд не понарошку»

—« Домашние поручения»

—«Уроки дома»

—«Полезные советы»

Б) листки из бумаги в форме яблок, к которым приклеены картинки и

фотографии из газет и журналов с изображением детей, участвующих в

различных видах трудовой деятельности.

Ход проведения.

В нынешней ситуации кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания детей в семье, а родители после размышлений (в течение 5-7 минут),

Вносят свои предложения о целевых ориентирах трудового воспитания.

Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают плохо сочетающиеся

слова «дети» и «труд». А ведь раньше приходилось довольно часто слышать

такую родительскую фразу: мы потрудились, пусть теперь хоть дети

отдохнут. И всѐ-таки результаты проведѐнного анкетирования свидетельствуют о том, что при наличии у большинства учащихся разовых

поручений по дому немногие дети выполняют их охотно и добросовестно.

Стало очевидным, что многие учащиеся трудятся дома понарошку. Их не

привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их

домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться устойчивое

нежелание трудиться. Давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос,

какие трудовые поручения могут и должны быть у ребѐнка в семье.

«Домашние поручения» родители предлагают варианты поручений,

которые были наиболее успешно использованы ими в практике воспитания

своих детей.) Педагог составляет перечень называемых родителями

поручений и при необходимости дополняет этот список своими

предложениями. Как правило, в перечень включаются следующие поручения:

— оказывать помощь родителям в уборке квартиры.

— наводить порядок на своѐм столе и в своей комнате.

— заботиться о младшем брате или сестре.

-мыть чайную посуду.

— следить за чистотой обуви.

— выносить мусор.

— кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

— погулять с собакой, кошкой.

— покупать хлеб, молоко.

« Полезные советы»

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребѐнку, покажите образец правильного

выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз

выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

5. Учите ребѐнка уважать труд других людей, бережно относиться к

результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе

и работе своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребѐнка.

Каждый совет психолог дополняет разъяснениями о том, как правильно их

выполнять.

Выводы собрания:

1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в

семье индивидуальные трудовые поручения.

2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия

советы педагогов и предложения родителей, высказанные на собрании.

3. Родителям совместно со своим ребѐнком выработать наиболее

рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его

выполнению.

4. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать

развитию их познавательной активности.__

Источник

  1. Роль семьи в развитии творческих способностей детей

В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию   устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать   развитию  его творческих способностей.  

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором».

Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
         Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду.   Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время — будет трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду.

Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и  не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.

Развитие   творческих способностей  детей  следует признать одной из самых   важных задач в воспитании личности.  От этого зависит его будущее, его место в социуме.

 С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности. 

         Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
        Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям.   Наоборот, Не надо внушать способному ребенку, что он   исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно  переживать свои поражения и неудачи.  

        Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
              Первейшая цель каждого педагога — создать условия для выявления  и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему  школа и  учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие  социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
 Уважаемые родители, я обращаюсь к вам!    Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте.  Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Не  жалейте на это время. Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.  

  1. Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Ни у кого не вызывает сомнения,  что прогресс цивилизации зависит от исключительно одарённых людей.  Несмотря на то,  что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связанны именно с творчески мыслящими молодыми людьми,  в детстве им,  как правило,  не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.  Тем не менее это не всегда трагично ни для отдельного человека,  ни для общества в целом.  Черты характера,  способствующие творческой продуктивности можно обнаружить достаточно рано.  Родителям следует обратить внимание на их развитие.

 Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей.  Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка,  тем более вероятно,  что родители и другие члены семьи будут его одёргивать и ограничивать.

 Торренс,  создатель системы измерения творческих способностей,  сообщает,  что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.  В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер,  зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе.  Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте.  Задача родителей в этой ситуации – воспринять как — будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие,  хотя порой и утомительные.  Если же родители склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребёнка как повод для раздражения,  они рискуют подавить,  а не развить творческие наклонности ребёнка.  

 Обществу необходимы люди,  которые способны активно,  творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире.  Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию,  живое воображение.  Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то,  что до тебя ещё никем не было сделано,  или хотя бы то,  что до тебя существовало,  сделать по-новому,  по-своему,  лучше.  Иначе говоря,  творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд,  к лучшему,  к прогрессу,  к совершенству и,  конечно,  к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

 С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому,  что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны,  у них есть огромное желание познавать окружающий мир.  И родители,  поощряя любознательность,  сообщая детям знания,  вовлекая их в различные виды деятельности,  способствуют расширению детского опыта.  А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.  Кроме того,  мышление дошкольников более свободно,  чем мышление более взрослых детей.  Оно ещё не задавленно догмами и стереотипами,  оно более независимо.  А это качество необходимо всячески развивать.  Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.  Из всего выше сказанного можно сделать вывод,  что дошкольный возраст,  даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.  И от того,  насколько были использованы эти возможности,  во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде,  в которой формируется ребенок,  и,  в первую очередь,  влияние семейных отношений.  Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

 1)  гармоничность – негармоничность отношений между родителями,  а также между родителями и детьми;

 2)  творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;

 3)  общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

 4)  ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости».

 Особый интерес представляет изучение взаимоотношений творчески одарённого ребёнка с родителем противоположного пола.  Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребёнка.  Результаты их работ показывают,  что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек,  а матери — на творчество мальчиков.  У отцов,  проявляющих активный интерес к занятиям своих одарённых дочерей,  расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость,  гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями,  чем у тех,  кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.

 Матери,  занятые деловой или творческой карьерой,  зачастую вне дома,  склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.

 Традиционно отцы воспринимаются как кормильцы,  ответственные за принятие решений,  как носители высшего авторитета.  А матери,  напротив,  считаются источником внимания,  заботы и эмоциональной поддержки и часто своего рода буфером между отцом и ребенком.

 Те,  кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних,  считают,  что когда отцы проявляют больше «женских»,  экспрессивных свойств,  а матери – больше «мужского»,  инструментального,  то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане.  Нежные,  любящие отцы,  много времени уделяющие детям,  и матери,  воспитывающие независимость,  любознательность и гибкость,  таким образом,  развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты,  ведущие к высокопродуктивному творчеству.

 Интересно в этой связи отметить,  что матери,  весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени,  не добивались заметных успехов.  По всей видимости,  желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами.

 Огромную роль в развитии способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:

 1. Большие шансы проявить творческие способности имеет,  как правило,  старший или единственный сын в семье.

 2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей,  которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот,  если ребёнок отождествляет себя с «идеальным героем»,  то шансов быть креативным у него больше.  Этот факт объясняется тем,  что у большинства детей родители «средние»,  нетворческие люди,  идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

 3. Чаще творческие дети появляются в семьях,  где отец значительно старше матери.

 4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве.  Это событие характерно для жизни как крупных политиков,  выдающихся учёных,  так и преступников и психически больных.

 5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребёнка,  ситуация,  когда его талант становится организующим началом в семье.

 Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы,  благоприятствующей появлению идей и мнений.  Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищённости у детей.  Следует помнить,  что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения,  что их предложения неприемлемые или глупые,  — это самое верное средство подавить их творческие способности.  К мыслям,  высказываемым детьми,  родителям следует относится с уважением.  Более того,  родители должны поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи,  развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

 Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка значительно отличаются от тех,  что присущи социальной группе,  членом которой он является.  Такой ребёнок нуждается в понимании и поддержке родителей,  с тем чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным.  Родители не могут устранить все препятствия на пути ребёнка,  но могут помочь ему преодолеть их и вырасти настоящей творческой личности.

Источник