Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка родительское собрание

Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка родительское собрание thumbnail

Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка

Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома. Бытует такое мнение, что у хороших детей — счастливые родители. Испокон веков родителей беспокоит вопрос: что именно нужно делать, как себя вести, если ребенок делает что-то не то, не слушается?

Поскольку наши дети обучаются в классах традиционной программы, то задача заключается в том, чтобы максимально развить заложенные природные задатки каждого ученика в определенных видах деятельности. Наши дети часто характеризуются неадекватной самооценкой: либо завышенной, либо заниженной. Страшнее выглядит положение у детей с заниженной самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характеристика для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии. Причем, в случае неудачи ребят, как правило, наказывают, унижают: «Ничего ты делать не умеешь!» Такие дети на уроках на вопросы учителя отвечают тихо и глухим голосом, неуверенно. Эти дети менее социально приспособлены.

Психологи предлагают следующие правила и способы обучения:

  1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Когда ваш ребенок рисует и у него получается что-то не так, с вашей точки зрения, то вам очень хочется вмешаться: научить, показать, покритиковать. И вы говорите ему: «Не так!» Реакция детей на такое вмешательство разная. Один втягивает голову в плечи и теряется, другой обижается, третий думает: «Раз плохо, вообще не буду». Почему ребенок испытывает растерянность, обиду, возмущение? Вспомните себя: как трудно и долго у вас самих не получалось написать букву или ловко забить гвоздь. Теперь же эти дела вам кажутся простыми. Вот так же нелепы, с психологической точки зрения, любые критические замечания, обращенные к ре­бенку, который учится что-то делать сам!

  1. Совместная разделенная деятельность – включение родителя в занятие ребенка. Это — ситуация, в которой ребенок наталкивается на почти непреодолимую трудность и может либо прямо попросить вас о помощи, либо признаться, что «не знает как». В данной ситуации ему обязательно надо помочь и выполнить работу вместе с ним. Оставлять ребенка одного там, где ему трудно, — грубая ошибка. Ребенок, который получает полноценное питание, медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, не только недостаточно развивается психологически, но и физически плохо растет, худеет, теряет интерес к жизни.

  1. Поручения, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка: «Сегодня ты гораздо аккуратнее сделал домашнее задание, чем вчера».

Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в яйце матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех.

Хорошим помощником в учении является четкий режим дня, обеспечивающий разумное распределение времени на все виды деятельности, выработку привычек поведения.

Нужна еще и целесообразная помощь старших. Она выражается в первую очередь в осведомленности родителей в делах ученика: какие сегодня уроки? что нового узнал? как справился с заданием? Желательно, чтобы ребенок рассказал кому-либо из взрослых выученный стих: когда ребенок рассказывает, он проверяет сам себя. Хорошо будет усвоен тот материал, который пересказан другому человеку. Родители, проявляя внимание к учебным делам своего ребенка, подчеркивают тем самым их важность.

Наши дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверены в себе, трудно адаптируются к новым условиям. Родителям необходимо учитывать, что такие дети требуют повышенного внимания и заботы. Только при доброжелательном и искреннем участии можно помочь ребенку добиться положительных результатов. Желательно предоставлять таким детям возможность самостоятельно решать проблемы, выходить из конфликтных, трудных ситуаций.

Нельзя также не сказать, что хорошая успеваемость детей напрямую связана с их генетическими познавательными способностями, на которые оказывают влияние биологические факторы, а также целый ряд личностных характеристик, включая чувство собственного достоинства (какие чувства дети испытывают сами к себе), мотивацию (их внутреннее стремление к достижению успеха) и факторы успеха (считают ли, что для достижения успеха более важны способности, чем усилия).

Но, безусловно, большое внимание на ребенка оказывает семья. И в заключение хочу сказать, что независимо от познавательных фактических способностей детей родители могут положительно повлиять на их успеваемость, если будут верить в ребенка и поощрять его трудолюбие!

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

НА ТЕМУ

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Емельянова Г.М.

2017 уч. год

Источник

Родительское собрание в 3 классе

Тема: Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка.

Цель: Активизировать воспитательную деятельность семьи; обсудить проблему роли семьи в развитии школьных успехов ребёнка; наметить пути решения этой проблемы.

Ход родительского собрания

I. Вступительная беседа

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи: «Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка».

С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силахи возможностях, умение бороться с трудностями – всё это зарождается в дружной, теплой атмосфере Дома.

Как считал швейцарский психолог Жан Плаже, переломный момент в познавательном развитии ребенка происходит в возрасте от 5 до 7 лет. У дошкольников нет достаточного объема и стратегии памяти, необходимых для понимания многоплановости мира. К началу учебы в школе детское мышление трансформируется, способности памяти увеличиваются. У некоторых детей более совершенные способности могут развиваться к пяти годам, в то время как у других такие способности проявляются только к семи.

Замечено, что дети, которые отставали от своих сверстников на раннем этапе обучения (первый, второй классы) часто догоняли одноклассников во втором или третьем класе, а их отстование было продиктовано окружением и возможностями. Хотя хорошая успеваемость напрямую связана с их генетическими познавательными способностями, на которые оказывают влияние биологические, невролгические факторы, а также целый ряд личностных характеристик, включая чувство собственного достоинства, самооценку, мотивацию и факторы успеха. На мотивацию успеха влияют взаимоотношения в коллективе, атмосфера в классе и в школе. Но, безусловно, большое влияние на обучающего оказывает семья.

По уровню влияния семей на успешность обучения младших школьников семьи можно разделить  на четыре группы:

Характеристика семей, которые влияют на успешность в обучении

Результаты успеваемости

Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости (независимо от их способностей)

Достаточный уровень

Родители не ценят успехи детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости (независимо от их способностей)

Низкий уровень

Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощеряют напряженные занятия (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Высокий уровень

Родители ценят успех и ожидают хорошей успеваемости (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Выше среднего уровень

Читайте также:  Развитие ребенка к двум годам

Независимо от фактических познавательных способностей детей родители могут положительно повлиять на их успеваемость, если будут верить в ребенка и поощерять его трудолюбие.

II. Основные направления сотрудничества семьи и школы.

  1. Необходимо участие родителей в жизни школы (чтение книг совместно с ребенком, привлечение ребенка к обучающей деятельности; совместное участие в выставках, спортивных праздниках, днях здоровья; а также совместная работа учителя и родителей).
  2. Родительская стратегия (степень контроля, устанавливаемого родителями дома; степень домашнего тепла и внимания; уважение роли ребенка в семье; степень отзывчивости родителей, терпимости к поведению своих детей)

III. Обсуждение вопроса. Обмен мнениями.

IV. Заключительная часть.

Учителя не в состоянии обеспечить мотивацию и поддержку в объеме, необходимом для того, чтобы заинтересовать детей с низкими способностями в достижении успеха. В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

V. Индивидуальные беседы.

Источник

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›Презентация к родительскому собранию «Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка в 1 классе»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Родительское собрание Тема: «Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка»

Описание слайда:

Родительское собрание Тема: «Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка» ГБОУ Школа № 1471 Подготовила: Педагог-психолог Савастенок С.И. Дата: 02.02.2018 FokinaLida.75@mail.ru

2 слайд

Семья – колыбель духовного рождения человека. Семья – это первый устойчивый к

Описание слайда:

Семья – колыбель духовного рождения человека. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности она играет главенствующую роль. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. FokinaLida.75@mail.ru

3 слайд

Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга Ребенок учится тому, Что ви

Описание слайда:

Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб. Пусть помнит, что с лихвой получит Все то от них, чему их учит. Коль видят нас и слышат дети, Мы за слова свои в ответе. И за дела: легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом. Себастьян Брант FokinaLida.75@mail.ru

4 слайд

Ученые доказали, что хорошая успеваемость ребенка напрямую связана с его гене

Описание слайда:

Ученые доказали, что хорошая успеваемость ребенка напрямую связана с его генетическими познавательными способностями, на которые оказывают влияние биологические, неврологические факторы, а также целый ряд личностных характеристик, включая чувство собственного достоинства, самооценку, мотивацию и факторы успеха. На мотивацию успеха влияют взаимоотношения в коллективе, атмосфера в классе. Школа может помочь родителям в решении некоторых вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей!. FokinaLida.75@mail.ru

5 слайд

Учителю в одиночку сложно обеспечить поддержку в объеме, необходимом для то

Описание слайда:

Учителю в одиночку сложно обеспечить поддержку в объеме, необходимом для того, чтобы заинтересовать детей с низкими способностями в достижении успеха. Поэтому в ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. От них зависит успешность обучения ребенка в школе. Семья со школьником должна решать следующие задачи: 1) Перераспределение обязанностей в связи с вхождением ребенка в школьную систему. 2) Проявление участия при наличии проблем с учебой. 3) Согласование учебных и семейных целей. FokinaLida.75@mail.ru

6 слайд

Что может делать семья, чтобы ребенок был более успешным, инициативным, талан

Описание слайда:

Что может делать семья, чтобы ребенок был более успешным, инициативным, талантливым? Во-первых, нужно стараться, чтобы ребенок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, — это повод для родительской тревоги. Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому себе. Перенаправлять вопрос: «А что думаешь ты? Как ты считаешь? Как бы ты поступил?» Задача взрослого в том, чтобы побудить ребенка думать, предлагать, выбирать, т.е. самому приходить к правильному решению. FokinaLida.75@mail.ru

7 слайд

Во-вторых, семья должна формировать культ интеллекта — в создании домашней би

Описание слайда:

Во-вторых, семья должна формировать культ интеллекта — в создании домашней библиотеки, в посещении выставок, в спорах, интересных беседах и т.д. Объяснить ребенку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно сегодня, а другое — завтра. Нужно все начинать делать вместе с ребенком, потом он будет это делать самостоятельно. FokinaLida.75@mail.ru

8 слайд

В-третьих, нужно учить младшего школьника анализировать свою работу. Не указы

Описание слайда:

В-третьих, нужно учить младшего школьника анализировать свою работу. Не указывать на совершенную ошибку в его работе, а направлять его внимание на поиск ошибки (где, почему ошибка, как ее исправить). Боязнь ошибок — одна из главных преград на пути к новым знаниям и умениям. FokinaLida.75@mail.ru

9 слайд

В-четвертых, необходимо развивать внимание и память ребенка. Учить читать сти

Описание слайда:

В-четвертых, необходимо развивать внимание и память ребенка. Учить читать стихи в ситуациях к этому располагающих (например, дни рождения членов семьи), развивая соответствующую потребность. Играть в настольные игры (монополия, активити, домино, шашки, memory). FokinaLida.75@mail.ru

10 слайд

Какой должна быть общая стратегия поведения родителей в целях помощи детям д

Описание слайда:

Какой должна быть общая стратегия поведения родителей в целях помощи детям для их более успешного обучения? Родители с детьми должны: Установить отношения, характеризующиеся большой теплотой, заботой и любовью. Знать реальные возможности своих детей и вселить в них веру, что они обязательно преуспеют в учебе. Вселяя уверенность, поощрять детей к выполнению школьных заданий и дополнительных задач. Контроль должен быть не авторитарным, а скорее авторитетным при ощущении родительского внимания. Поддерживать интерес детей к познанию, обсуждать вместе прочитанные книги, показывая пример собственного интереса к знаниям и познанию. FokinaLida.75@mail.ru

11 слайд

Основные направления сотрудничества семьи и школы: 	1) Необходимо участие род

Описание слайда:

Основные направления сотрудничества семьи и школы: 1) Необходимо участие родителей в жизни школы (совместное участие во внешкольных мероприятиях, подготовка к ним; совместное участие в выставках, спортивных праздниках, днях здоровья; а также совместная работа учителя и родителей; посещение дня открытых дверей). 2) Родительская стратегия (степень контроля, устанавливаемого родителями дома; степень домашнего тепла и внимания; уважение роли ребенка в семье; степень отзывчивости родителей, терпимости к поведению своих детей) FokinaLida.75@mail.ru

12 слайд

 FokinaLida.75@mail.ru

Описание слайда:

FokinaLida.75@mail.ru

13 слайд

 FokinaLida.75@mail.ru

Описание слайда:

FokinaLida.75@mail.ru

Выберите книгу со скидкой:

Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка родительское собрание

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка родительское собрание

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка родительское собрание

Курс повышения квалификации

Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка родительское собрание

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Читайте также:  Типы развития ребенка в психологии

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-106066

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Общешкольное родительское собрание

«Роль семьи в формировании успешного ребенка».

Цели:

    1. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить

        внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах

проявления  любви к нему;

    2. Способствовать гармонизации детско – родительских  взаимоотношений.

3. Показать, что семейные традиции, моральные принципы родителей

являются необходимыми условиями формирования личности ребёнка,

залога его успешности в жизни.

Задачи:

  1. Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.

  2. Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.

  3. Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.

  4. Повысить родительскую компетентность в вопросах ответственности за содержание, обучение и воспитание детей.

Эпиграф: «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»

(В.А.Сухомлинский).

Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общения, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольное учреждение, школа, книги, кино и телевидение, весь строй нашей жизни.

Всё это так, но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где господствует дружба , любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования. Хорошая семья – это семья, г де супруги умеют вместе трудиться , и вместе отдыхать, воспитывать детей. «Зачем клад, когда в семье лад» — говорят в народе.

И действительно, наше настроение, отношение к людям, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом зависят от той атмосферы, которая царила в семье. Если мы с теплотой вспоминаем наше детство, то, конечно, не потому, что оно было беззаботным с материальной стороны.

Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители воспитывают, прежде всего своим собственным поведением, отношениями с другими членами семьи и друг с другом. Дети видят и то, что мы хотим скрыть от них.

Мальчонка, ещё дошкольник послал бабушку к черту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:

— Бабушка заботится, а ты ее оскорбляешь!

Сын парирует:

— Но ведь ты маме тоже так говорил!?

-Да как ты смеешь отца учить?

Вмешивается мать :

— Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!

Важно понять: воспитание- это сотрудничество, взаимодействие, взаимопонимание, взаимообогащение детей и взрослых , в результате которых изменяются те , и другие. Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом : прежде чем предъявить требования к ребенку, предъяви их к себе. Чтобы успешно воспитывать детей, родители непременно должны корректировать свое поведение, приводя его в соответствие с предъявленными требованиями, т. е. заниматься самовоспитанием.

Воспитании, пожалуй, самое трудное — понять причины поведения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга – одна из основных.

Понять человека – это значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом.

Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас – еще сложнее.

Воспитательной работе с детьми родители пользуются разнообразными методами. Среди них основными являются :

  • приучение,

  • убеждение,

  • участие в деятельности,

  • поощрение .

Воспитание детей в семье далеко не всегда проходит успешно. Главной причиной неудач семейного воспитания является слабость педагогических позиций старших.

В одних случаях – это чрезмерный авторитаризм семейного воспитания, лишающий ребенка самостоятельной линии поведения.

Другая крайность семейного воспитания, приводящая к серьезным осложнениям, связанна с изнеженностью. Избалованностью детей, вытекающей из слепой, всепрощающей любви родителей к ребенку.

Иной вид ошибок в семейном воспитании обусловлен отсутствием единой и определенной линии со стороны отца и матери. Суровость и требовательность одних снимается всепрощающей любовью других.

Полная безответственность родителей в воспитании ребенка также одна из причин неудач семьи. Опасен по своим последствиям этот нейтрализм, который выражен формуле: «Наша забота, чтобы ребёнок, был сыт и одет, а воспитанием пусть занимается школа».

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы — заложить в ребенке понимание того, что школа — это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Мы провели предварительно анкету «Что мы ждём от своих родителей».

с детьми разных возрастов среднего и старшего звена и предложили ответить на следующие вопросы:

1.С кем ты в семье особенно дружен?

2.Кому доверяешь секреты?

3.Все ли знают о тебе родители?

4.Понимают ли тебя папа и мама?

5.Всегда справедливы к тебе в семье?

6.Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?

7.Что вы ждете от своих родителей?

Результаты анкетирования вы можете видеть на экране.

Я хотела бы отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:

1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Читайте также:  Формирование и развитие ребенка в утробе матери

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»

3) Разъяснение. Воздействие словом.

Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста нужно размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.

Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия является наказание.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методом в воспитании является запрещение.

Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

8) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь?

Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

Положение бывает различным:

благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;

неблагополучным, когда он — баловень семьи, а затем нередко — и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он — «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

Заканчивая разговор о выборе правильного типа воспитания хотелось остановится на одном мудром высказывании:

1) Если ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).

2) Если ребенок живет во вражде, он учится … (быть агрессивным).

3) Если ребенок растет в упреках, он учится … (жить с чувством вины).

4) Если ребенок растет в терпимости, он учится … (понимать других).

5) Если ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).

6) Если ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым).

7) Если ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).

8) Если ребенка поддерживают, он учится … (иенить себя).

9) Если ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).

10) Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).

Принципы взаимодействия:

Взаимное уважение и доверие.

Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.

Верить в творческие силы ребёнка.

Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступ?