Роль семьи в развитии ребенка с нарушением слуха

Роль семьи в развитии ребенка с нарушением слуха thumbnail

Юлия Музалевская
Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха

Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха

Семья занимает одно из важнейших мест для детей с нарушениями слуха в процессе формирования и развития личности. Как отмечали разные ученые, такие как А. Р. Маллер, А. А. Сагдуллаев, М. М. Семаго, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Т. Г Богданова и Н. В. Мазурова, В. А. Вишневский и еще многие другие, что для детей с нарушениями слуха, воспитание в семье особенно значимо в силу его психологической и биологической зависимости от близких людей.

Преобладающая атмосфера семьи, наличие эмоционально-тесного контакта родителей с ребенком, структура семьи, стиль воспитания все это является основными факторами, которые влияют на становление личности детей с нарушением слуха. В тех случаях, когда ребенок постоянно не проживает с родителями, он обучается и воспитывается в специальном коррекционном учреждении – интернатного типа, а таких детей как показывает практика большинство, у данной категории детей тормозит интеллектуальное развитие, снижаются темпы психического развития. Как считала Е. Г. Речицкая, чем раньше дети с нарушениями слуха отрываются от семьи, чем дольше и в большей изоляции они находятся в специальном коррекционном учреждении – интернатного типа, тем более выражены деформации, в результате происходит искажение по всем направлениям его психического развития и личностного развития.

Большинство родители, когда узнают, что их дети имеют нарушения слуха, т. е. является своего рода «особыми детьми», отправляют его в специальное коррекционное учреждение – интернатного типа в достаточно раннем возрасте и в результате чего перестают принимать участие в его воспитании в наименьшей степени. Родители считают, что они не могут гарантировать в домашних условиях правильный присмотр, из-за неумения справляться с задачами обучения и воспитания. Самым главным недостатком такого поведения родителей является то, что специальные коррекционные учреждения – интернатного типа находятся во основном в крупных городах и родителям приходится отдавать своих детей в интернатные учреждения, при этом расставаясь с ребенком на достаточно длительный период.

В процессе формирования гармоничной личности необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с детьми должен находится понимающий и любящий их взрослый человек. Но существует проблема принятия или не принятия семьей ребенка с особенностями в развитии. Неадекватность, которую проявляют родители по отношению к детям с нарушениями слуха, нехватка эмоционально-теплых отношений формируют развитие у детей неправильных форм взаимодействия с социальным окружением в результате формируются черты личности, такие как тревожность, агрессивность, отгороженность.

Как отмечает Б. Д. Корсунская, что тип родительского отношения, который сформировался в семье, в будущем будет зависеть от степени включенности родителей в процесс социальной адаптации ребенка с нарушением слуха. В большинстве случаев родители не могут согласиться с отличительными особенностями, которыми обладает их ребенок, и начинают вести себя по отношению к ребенку не правильно, требуют от него разговаривать исправно любой ценой, при этом, не обращая внимания на возможности своего ребенка. В ситуациях, когда родителям хотелось бы, чтобы их ребенок говорил, а он не говорит, молчит или использует совсем малое количество слов, в результате такого поведения со стороны родителей `ребенок из-за непонимания своих родных и близких живет среди них в уединении, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности.

Главным в формировании `позитивного самоощущения в этот возрастной промежуток времени для ребенка является приобретение чувства доверия к окружающему миру. Если ребенок испытывал недостаток эмоционального общения, то в будущем, он не сможет самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что в итоге приведет к страху перед общением.

Отношения в семьях, где есть дети с нарушениями слуха, не являются постоянными. В литературе имеются разные описания так называемых фаз психологического осознания факта рождения ребенка с нарушением слуха, такими описаниями занимались Г. Г. Гузеев, Д. Льютеман, Е. Шухаpд.

В первой фазе адаптации семьи, где есть ребенок с нарушением слуха, вначале происходит осознание поставного диагноза. B результате на этой фазе у родителей могут возникнуть чувства безысходности, отчаяния. Есть такая категория семей, которые замыкаются, в результате чего нет плодотворного сотрудничества семьи с коррекционным специальным учреждением.

Читайте также:  Психофизические особенности развития ребенка раннего возраста

У родителей складываются неправильные представления о заболевании ребенка, способах его лечения и воспитания. Родители отрицают диагноз, игнорируют медицинские назначения. Во второй фазе адаптации семьи, происходит отказ от поставленного диагноза. Но есть и такая категория родителей, которая признает диагноз, в результате они становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза. Третья фаза адаптации семьи, характеризуется принятием диагноза и погружением в глубокую депрессию, в результате происходит смирение. Есть еще категория родителей, которая пытается извлечь вторичные выгоды для себя из ситуации с больным ребенком. В четвертой фазе адаптации семьи, родители осознают, что для улучшения данного положения необходимо рассчитывать только на семьи и свои силы. В этой фазе родители начинаю менять образ жизни, меняют свои цели и жизненные ценности, самой важной и главной целью в их жизни становится воспитание ребенка с нарушениями слуха так, чтобы он вырос личностью, смог стать счастливым человеком, благополучным человеком, который сможет реализовать себя в будущем.

От того как будет происходить взаимодействие, взаимоотношение ребенка с родителями это и будет зависеть, насколько адекватными окажется взаимоотношение ребенка с окружающей средой. Советский психолог и дефектолог, ученица Выготского Морозова Н. Г. отметила, что при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе и если в ней принимают активное участие родители, то дети с нарушениями слуха более успешно справляются с нарушениями в развитии личности.

На развитие личности детей с нарушениями слуха оказывают существенное влияние взаимоотношения с которые преобладают в отношении с родителями, родительская позиция по отношению к данной категории детей. Искаженное отношение к ребенку, долговременная со стороны одного или даже обоих родителей становится фактором риска, который способен привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей с нарушения слуха.

Большое значение приобретает просветительская и консультативная работа с педагогами и родителями. Полноценное воспитание и развитие детей с нарушениями слуха требует от родителей знаний особенностей его развития, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя при помощи сохранных чувств. При этом очень важно создавать условия, соответствующие возможностям детей с нарушениями слуха, при этом не следует применять излишне щадящий режим или гиперопеку, обе стратегии отрицательно сказывается на формировании личности.

В результате важно отметить, что семья играет огромную роль в становлении личности детей с нарушениями слуха. В случае, когда родителей и детей связывает любовь, есть взаимопонимание, ребенок занимает важное место в семье, то опыт ребенка будет полный и разносторонний, обширный и ему будет проще адаптироваться к социальным условиям, в которых ребенок в будущем окажется. Непринятие родителями ребенка с нарушениями слуха, не до получение ребенком любви, заботы, ласки, общения со стороны родителей, очень часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций, которые вызывают необходимость целенаправленной всесторонней консультации.

Источник

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Семья играет огромную роль в формировании и всестороннем развитии личности ребенка, имеющего нарушение слуха. Для успешного воспитания неслышащих детей родителям необходима помощь специалистов, а также знания об особенностях развития таких детей. От возраста ребенка зависят цели и задачи семейного воспитания. В развитии ребенка с нарушением слуха большую роль играет совместная деятельность родителей и педагога-дефектолога. Воспитывая детей с нарушением слуха, родители должны учитывать их особенности и отличия от детей с нормой слуха: степень нарушения слуха, скорость развития познавательных способностей и речи. Семейное воспитание детей с нарушением слуха включает в себя: сохранение физического и психического здоровья, развитие познавательных способностей, формирование положительных качеств личности ребенка.

Первым окружением ребенка является семья. Наибольшее количество времени ребенок проводит в семье, именно поэтому родители несут ответственность за процесс обучения и воспитания своего ребенка. В своих работах они акцентируют внимание на большом значении раннего воспитания и обучения ребенка с нарушением слуха. Семья является основополагающим фактором в обучении и воспитании ребенка с нарушением слуха. Для детей с нарушением слуха, так же, как и для детей с нормой слуха, очень важна любовь и поддержка родителей, благодаря которой дети делают уверенные шаги во взрослую жизнь. Воспитание ребенка в семье во многом зависит от того, насколько адекватны его отношения с социальной средой и сверстниками, так как эти типы взаимоотношений связаны напрямую. Родителям детей с нарушением слуха необходимо помогать ребенку овладевать нормами и правилами нравственного поведения.

Читайте также:  Психоэмоциональное развитие ребенка по возрасту

Семья играет главную роль в воспитании и обучении ребенка с нарушением слуха. Семья беспрерывно воздействует на ребенка, и в этом ее преимущество перед другими социальными и общественными институтами. Очень важно, чтобы родители в любую минуту могли помочь своему ребенку, направить в нужную сторону, помочь и подсказать. На родителях лежит большая ответственность не только за жизнь и здоровье своего «особенного» ребенка, но и за его воспитание и обучение. Поэтому опытным педагогам необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь родителям, имеющих детей с нарушением слуха. Первое, с чего стоит начать, это научить родителей принимать детей с их «особенностями», преодолевать страх и отчаяние. Нужно научиться любить ребенка такого, какой он есть. Только даря ребенку любовь, подавая ему хороший пример, он может ответить тем же.

В современном обществе существует множество организаций родителей, имеющих детей с нарушением слуха. Они проводят встречи, общаются в социальных сетях, делятся опытом. Это хороший способ поделиться эмоциями, опытом, накопить знания и поучиться чему-то у родителей, попавших в такую же ситуацию.

Родителям, имеющим ребенка с нарушением слуха, в повседневной работе можно порекомендовать следовать таким приемам:

  • Избегать сравнения собственного ребенка с другими детьми в коллективе.

  • Контролировать свою речь. Она должна быть медленной, хорошо артикулируемой, эмоциональной.

  • Для общения с детьми использовать не только речь, но и жесты и дактилологию.

  • Научиться радоваться маленьким победам и начинаниям ребенка, хвалить его. Не стоит резко реагировать на негативное отношение к ребенку окружающих. Ваш ребенок — не «инвалид», он, в первую очередь, такой же ребенок, как и все дети.

  • Учиться защищать себя и ребенка. Для детей очень важна поддержка родителей, в них дети видят свою опору. Именно поэтому так важно быть для ребенка опорой.

  • Не пытаться выполнить за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Очень важно не лишать ребенка самостоятельности, ведь тем самым он постигает мир. Обязательно отмечайте успехи своего ребенка.

  • Не стоит забывать о том, что ребенку необходим тактильный контакт: ласковые прикосновения помогут ему обрести чувство уверенности и доверие к окружающим.

  • Не останавливаться на неудачах ошибках ребенка. Следует поддерживать его во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки. В любой работе можно найти что-то достойное похвалы.

  • Следовать советам учителей и педагогов.

  • Не оставлять без внимания совместную досуговую деятельность. Очень важно проводить с ребенком время не только во время занятий, но и во время отдыха, игры.

Следуя этим простым правилам, родители могут завоевать доверие, внимание и любовь своих детей, имеющих нарушение слуха, стать для них примером и объектом для уважения и подражания.

Источник

Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка (Т. Г. Богданова, Е. И. Исенина, М. М. Семаго, В. В. Ткачева и др.). Появление в семье физически или психически неполно­ценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. На­рушается взаимодействие родителей с социумом (родствен­никами, знакомыми и т. д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супру­гов, складываются неверные представления о больном ре­бенке, возможностях его лечения и воспитания.

Чувства родителей в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появле­нию адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения (Е. И. Исенина, Д. Льютеман, В. М. Рах­манов и др.): 1 стадия – «шок», 2 стадия – «понимание», 3 стадия – «защитное отрицание», 4 стадия – «принятие глухоты», 5 стадия – «конструктивные действия». Стадии шока, понимания, защитного отрицания зани­мают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того, как пережиты предыдущие[8].

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в природе

Существуют разные типы отношений родителей к глухому ребенку:

полное принятие:родители понимают и принимают глухоту ребенка, ищут способы разрешения проблем, от­носятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отно­шений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности;

сверхопека:родители освобождают ребенка от обязан­ностей, мера помощи значительно превышена, дети ста­новятся несамостоятельными и зависимыми;

нереалистическое отношение:родители отказывают­ся признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответ­ствовать требованиям и отвергается близкими людьми;

безразличие: неосознанные чувства и жизненные цен­ности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избегании общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.

3адачи и содержание семейного воспитания глухих и слабос­лышащих детей зависят от возраста. С ростом и развитием ребен­ка педагогические приемы усложняются, появляются новые направления педагогических воздействий. При активной помощи специалистов растет опыт и педагогическая культура родителей ребенка, что помогает им в воспитании ребенка. Несмотря на индивидуальные различия детей, у родителей име­ются общие задачи воспитания:

— охрана и укрепление здо­ровья;

— предупреждение заболеваний и вторичных отклонений в развитии;

— работа по развитию коммуникативных и адаптивных навыков ребенка;

— развитие его умственных способностей, памя­ти, мышления и речи;

— формирование и развитие положительных нравственных качеств;

— воспитание активности и создание усло­вий для развития его творческих способностей.

Главная задача родителей – помочь ребенку в сложных жизненных ситуациях в условиях болезни раскрыть потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, к адаптации в детском коллективе, а в перспективе – к самостоятельной жизни. Их работа с ребенком складывается из:

— тщательного наблюдения за его развитием (рекомендуется ведение дневника, «слухового словаря» и т. п.);

— организации его досуга и отдыха, чтения книг, познавательных игр, прогулок, совместной изобразительной или продуктивной творческой деятельности с предметами, материалами;

— продолжения выполнения начатых в учебно-воспитательном учреждении мероприятий, помощь в организации учебной работы дома;

— специально организованных занятий с ребенком по рекомендации педагога, выполнение его заданий по развитию речи, ознакомлению с окружающим;

— организации речевого общения, развития разговорно-обиходной речи в условиях жизненной деятельности с использованием слухового аппарата;

— использования жизненных условий семьи для формирования умений самообслуживания, бытового труда в ежедневных делах.

Семейное воспитание неслышащего ребенка должно быть ранним, коррекционным и ориентированным на потенциаль­ные возможности ребенка. Специалист обучает родителей взаимодействию с ребенком, раскрывает направления организации коррекционной работы. Так, важнейшим направлением воспитания дошкольника является развитие речи и остаточного слуха. С этой целью решается целый комплекс задач:

1. Развитие движений, крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия, пространственной координации – в ходе игр и упражнений.

2. Развитие действий с предметами.

3. Развитие вибрационной чувствительности (например: похлопывание по стулу, на котором сидит ребенок – получение ответной реакции – хлопок в ладоши, ощущение вибрации воздушного шара).

4. Развитие ориентировки в пространстве с опорой на зрение и остаточный слух.

5. Развитие устной речи и слухо-зрительного восприятия: доречевой период – обучение лепету и гулению, развитие дыхания, формирование слухоречевой связи, обучение имитации животных, ознакомление со словами, простыми фразами.

6. Развитие речевого слуха: ориентировка в пространстве с помощью музыкальных инструментов и голоса, поворачивание на звуковой раздражитель, связывание звука с конкретным предметом или действием, обучение реагированию на свое имя.

7. Развитие письменной речи: обучение чтению целыми словами по табличкам.

Работа проводится постоянно, с использование слухового аппарата; взрослый должен постоянно разговаривать с ребенком, сопровождать речью все происходящее, проводить упражнения фонетической ритмики; рекомендуется также напевать мелодии, проводить работу по вслушиванию в звучания, установлению связи между услышанным и источником звука, между услышанным словом и объектом, действием, признаком.

Источник