Роль семьи в развитии личности ребенка в дошкольном возрасте

Татьяна Рыбалка
Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста

Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста.

Ребёнок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь — это счастье.

Психофизиологи, представители гуманистической психологии, педагоги единодушны во мнении, что в жизни ребёнка- дошкольника именно семье принадлежит особая, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как здесь начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления о труде и отдыхе, формируются интересы, развиваются способности.

В условиях экономического и политического реформирования, происходящего в нашей стране, снизился жизненный уровень многих российских семей, произошла дифференциация доходов, заметно снизился образовательный уровень родителей. В результате проведённого недавно анкетирования мы выявили, что только 17% родителей наших воспитанников имеют высшее образование, а 6% — даже не окончили среднюю школу. Многие мамы и папы не понимают важности работы с маленькими детьми. Но, несмотря ни на что, семья по-прежнему остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей.

Дефицит времени на общение с ребёнком (время общения в будние дни длится, в среднем, около 4 часов) по причине занятости или нежелания, непонимания важности проблемы составляет основу педагогической некомпетентности родителей, которая, в свою очередь, служит одной из причин деформации психического и личностного развития дошкольников.

Чешский психолог Зденек Матейчек отметил: «Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребёнка быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность от близких людей».

В книге «Нестандартный ребёнок» психолог Владимир Левин раскрыл образ дома во всём его многообразии:

«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка…Постоянное насилие над волей, связанность…равнодушие, одиночество, скука…Дом сломал меня…»

«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным – сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов атрофия воли…»

Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребёнка – но местом, где можно жить. Местом, где жить хочется.

Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью.

Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убелённый сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал мой отец».

Семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.

Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребёнка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать государственное учреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то мера родителей – ребёнок.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Успешность выполнения семьёй воспитательных функций зависит от ряда факторов. Важнейший среди них – педагогическая культура родителей, в которой воплощается накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Это качество, положительно влияя на уклад семейной жизни, служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок и найти верные решения в нестандартных ситуациях.

Но как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы:

-непонимание родителями самоценности периода детства;

-неумение рефлексировать собственную педагогическую деятельность;

-выявление и корректировка причины педагогических ошибок;

-недостаточность информации о деятельности детей вне дома.

Педагогическая культура – достаточная подготовленность родителей, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как педагогов и проявляются в процессе деятельности по семейному воспитанию.

Повышение педагогической культуры включает в себя необходимые знания о развитии, воспитании, обучении и практические умения в организации жизни и деятельности дошкольников в семье.

Характер взаимоотношений в семье – это основа её эмоционального климата и условие для развития ребёнка.

Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи, — ссоры, конфликты, непонимание между супругами. Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества которых только начинают закладываться.

Если родители вовремя обращаются за помощью к специалисту (педагогу, психологу, психотерапевту, появляется возможность нормализовать обстановку в семье.

Есть ситуации, когда супруги не видят необходимости в обращении к психологу: явно открытых конфликтов и враждебности нет, но есть разногласия, которые практически всегда присутствуют в каждой семье, и как результат – напряжённость в отношениях, недовольство, претензии друг к другу. У ребёнка в подобной семье появляются такие негативные качества, как тревожность, агрессивность. Неорганизованность, стремление к лидерству и отгороженность, что может привести его к внутриличностным конфликтам.

Эмоциональные взрывы у дошкольника чаще всего связаны с изменениями его жизненных условий, с необходимостью быстрой ломки привычных стереотипов поведения. Они могут быть спровоцированы поступлением ребёнка в дошкольное учреждение, специализированную студию или школу, приходом в семью новых членов, сменой детского сада, группы, педагога, в связи с переездом и т. д.

Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости ребёнка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно, носят взрывной характер.

Симптомы:

*Нестабильность и неровность поведения ребёнка, резкие перепады настроения и самочувствия при отсутствии явно выраженных причин, внезапные переходы от увлечённости делом к потере интереса, от безудержного веселья к подавленности.

*Острота реагирования на настроение других (замирают или напрягаются, когда персонажу сказки или фильма плохо, могут расплакаться во время грустных событий).

*Узкий диапазон эмоциональной выносливости (в одиночестве танцует, сочиняет, поёт, но не может воспроизвести это на утреннике, в ситуации экзамена).

*Общее чувство неуверенности во всём, что делает («А у меня получится? Это ничего, что я плачу? Это ничего, что я играю?», гипертрофированный страх и предчувствие неудачи («всё равно не получится»).

*Отчётливый соматический характер эмоциональных ощущений, переход эмоций, например страха и гнева, в ощущение боли («когда я сильно сержусь, у меня темнеет в глазах», «не буду рисовать, у меня руки болят»).

*Неустойчивость и взаимопереходы эмоций (страха в гнев, страха в ревность, страха и гнева в зависть, трудность преодоления.

*Чрезмерная чувствительность не только к замечанию, (особенно к замечаниям взрослых, но и к тому, как сказано: каким голосом, с какими интонациями и т. д.

Такие симптомы являются сигналом для родителей о том, что ребёнку нужна помощь.

В чём же выражается психологический климат семьи?

А психологический климат семьи выражается в том, какие в ней преобладают отношения и настроения (восторженное, радостное, светлое, спокойное, тёплое или тревожное, холодное, враждебное, подавленное).

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм.

Главное в семье – чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнёром.

Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи.

Как показывает практика, современные родители нуждаются в помощи педагогов и специалистов в вопросах воспитания детей, поскольку отсутствие знаний по психологии и педагогике зачастую приводит к ошибкам, непониманию, а значит и к безрезультативности воспитания.

Ближе всего к дошкольнику, проблемам его воспитания в семье стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребёнка, преодолении ошибок семейного воспитания, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.

Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, адресного индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи и проблем развития ребёнка.

Мы, педагоги, понимаем, что семья и детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их взаимопроникновение и преемственность в работе.

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребёнка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которого невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому основными целями работы ДОУ стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.

Источник

  Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни.   Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. При этом цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, должны быть едины. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Сегодня все признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.

  Педагогическое сопровождение – тип педагогической деятельности, сущность которого состоит, как в процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта. В связи со спецификой дошкольного возраста, заключающейся в особой восприимчивости ребенка, нерефлексивной доверчивости к окружающим взрослым и одновременно зависимости от них, детям необходима помощь в осознании  и понимании ситуаций, оказывающих влияние на взаимоотношение и взаимодействие с окружающим социумом.

  Рассматривая педагогическое сопровождение семейного образования, т. е. взаимодействие семьи и педагогов определяется процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошкольном учреждении. Важную роль имеет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития семейного образования.  В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей через механизмы подражания.

  Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что высокая занятость семьи экономическими и бытовыми проблемами, педагогическая некомпетентность родителей вынуждает их перекладывать ответственность за воспитание и обучение детей на дошкольное учреждение.

  В систему педагогического сопровождения включаются все участники воспитательно-образовательного процесса, в том числе и родители. В качестве объекта педагогического сопровождения выступают  конкретная  группа семей. Педагогическое сопровождение семей может выступать как комплекс педагогических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой особый вид организованного взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых изменением ценностно – смысловых ориентаций и установок субъектов сопровождения (детей, родителей и педагогов), обеспечивающего полноценное развитие личности дошкольников в дошкольный период.

Педагогическое сопровождение семьи на этапе дошкольного образования ребенка решает множество задач, такие как: повышение профессиональной компетентности педагогов в системе педагогического сотрудничества ДОУ и семьи; оказание помощи родителям и детям в преодолении трудностей в общении в дошкольном периоде.

  Работа педагога с родителями призвана вооружить их основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному участию в работе дошкольного учреждения по развитию и обучению детей дошкольного возраста. Образование родителей оптимизирует родительскую позицию, повышает их активность, актуализирует полученные ими психолого-педагогические знания.

  Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

  Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка с взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей. С близкими взрослыми ребенок встречается на первых этапах своей жизни и от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким – либо причинам лишенные возможности общаться с взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли адаптироваться в социальной среде. Возможности общения дошкольников с взрослыми расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи. М.И. Лисина выделила две новые формы общения в дошкольном детстве, общим для которых является их внеситуативный характер (выход за пределы непосредственной наглядной ситуации общения). Основное средство внеситуативного общения — речь. В трех – четырехлетнем возрасте на смену деловому сотрудничеству приходит познавательная форма общения. Разворачивается внеситуативно – познавательное общение. Ведущий мотив этой формы общения – познание. Оно включено в процесс совместного с взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс «теоретическою» сотрудничества. Ребенок задает множество вопросов – о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает («возраст почемучек»). Теперь взрослый воспринимается ребенком, прежде всего как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому – нуждается в уважении.

  Художественно-эстетическая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению. Значительный вклад в развитие интереса к творческой деятельности должны вносить не только на уровне дошкольного учреждения, но и не маловажный фактор вносит семья, которая способствует укреплению интереса к творчеству.

  В рамках одного дня посвященного Дню матери  мы использовали формы взаимодействия, которые мы используем в работе с родителями в детском саду, подразделяемые: 

1. Коллективные

— Совместный досуг с мамами

2. Индивидуальные.

— разучивание стихов с детьми к мероприятию

3. Наглядность.

— Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности с мамами;

— Участие мам в развлечении  «День матери».

— Совместное тематическое творчество детей и родителей.

— Подарки  своими руками и приглашения к праздникам.

  Родительская любовь к детям и ответственное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Общие заботы по дому, взрослых вместе с детьми – это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитание детей. Эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители, и другие взрослые члены семьи, будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах. Немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет их силу и стойкость – это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей. Они могут осуществляться сознательно, взрослые заранее ставят цель, например: научить ребенка что-нибудь мастерить, или помочь по дому, пересказать сказку. Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо что-то плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Интересным и полезным для воспитания дошкольника является проведение семейного досуга, это прогулки в парк, организация спортивных игр «мама, папа, я, спортивная семья». Игра на инструментах, театрализованных представлений с участием детей и взрослых.

Общая цель всех членов семьи в первую очередь матери и отца – забота не только о себе, своем благополучии, но и о других. Важна при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.

  В трудах Д.Б. Эльконина отмечается, что полноценное общение ребенка со сверстниками  начинается в среднем дошкольном возрасте. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения ребенка, умения учитывать чужую точку зрения. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью. Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. Ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка с взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.).

  Роль семьи в обществе, не сравнится ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.

Источник