Программа по математическому развитию ребенка с зпр

Программа по математическому развитию ребенка с зпр thumbnail

Екатерина Качалова
Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста

Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста.

Задержка психического развития (ЗПР) — это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической,а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У. В. Ульенкова, «отстающие в учении» (Н. А. Менчинская, «нервные дети» (А. И. Захаров).

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие,у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

— низкий уровень познавательной активности;

— незрелость мотивации к учебной деятельности;

— сниженная работоспособность к приему и переработке информации;

— ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

— недостаточная сформированность умственных операций;

— отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально -волевой сферы и поведения

У дошкольников с задержкой психического развития замедленно формируются навыки счета. Они передвигают предметы манипулируют ими, произносят вслух числительные.

У значительной части детей с задержкой психического развития вызывают затруднения задания на порядковый счет.

Дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза к началу школьного обучения без затруднений ориентируются лишь о пределах пяти. Только некоторым из них доступен отвлеченный счет. В большинстве случаев они считают лишь с опорой на наглядный материал.

Дошкольники с задержкой психического развития выделяют и показывают предметы с заданными признаками размера, большой и маленький, высокий и низкий, длинный и короткий, толстый и тонкий, широкий и узкий. Самостоятельное употребление этих слов-терминов у многих из них отсутствует. Дошкольники с задержкой психического развития хуже нормально развивающихся сверстников ориентируются на листе бумаги, не могут сразу показать верх, низ, найти левую и правую стороны тетради. Они часто сомневаются, действуют робко, неуверенно,

Существенные проблемы возникают у дошкольников с задержкой психического развития при решении арифметических задач.

Процесс овладения математическими знаниями, умениями и навыками является сложной деятельностью для старших дошкольников с ЗПР. С целью успешного усвоения математической деятельности необходимы определённые интеллектуальные и речевые предпосылки, а при обследовании таких детей очень часто выявляется отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированностью умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений о себе и об окружающем, недоразвитии коммуникативной сферы. Не соответствует возрасту развитие внимания, восприятия, памяти. Отставание происходит и в речевом развитии. Это — низкий уровень речевой активности, замедленный темп становления регулирующей функции речи, недостатки произношения, аграмматизмы, затруднения в словообразовании, бедный словарный запас. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, импульсивности действий, гиперактивности, несформированности произвольной регуляции поведения, несформированности способов самоконтроля, планирования, недостаточной выраженности ориентировочного этапа, целенаправленности, низкой продуктивности деятельности, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Для этой группы детей характерными также являются недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений.

Проводить работу по развитию элементарных математических представлений с детьми с ЗПР необходимо не обособленно, а в сочетании с развитием внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления. Развитие элементарных математических представлений, обучение счету должны опираться на сформированные пространственные и временные понятий у детей, на умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. С этой целью на занятиях можно использовать набор материалов для обследования сенсорных возможностей ребенка, а также давать задания (картинный материал) для определения предметов во времени и пространстве.

Для стимулирования процессов анализа и синтеза, сравнения,обобщения и абстрагирования детям даются:

а) задания, способствующие развитию умения сравнивать предметы по определенным признакам, с противоположными по значению понятиями («широкий — узкий», «длинный — короткий», «высокий — низкий», «начало — конец» и др.);

б) задания, способствующие формированию умений устанавливать сходство и различие в предметах, умение выделять главные признаки предметов, классифицировать предметы,сравнивать и анализировать:

Читайте также:  Программа раннего развития ребенка умница

— найти предмет, как на образце (по форме, узору, составным деталям и т. д.);

-найти предмет, отличающийся от других, или определить, чем похожи эти предметы (группировка предметов);

— найти лишний предмет (развитие понятийного аппарата ребенка);

— найти закономерность и подобрать недостающий предмет, либо продолжить ряд;

в) задания, развивающие творческое мышление, воображение, а заодно и знание геометрических фигур (дорисовать предметы: круг -солнышко, квадрат, треугольник, прямоугольник — дом, трапеция -цветочный горшок, юбка, овал — озеро, огурец и т. д.).

Содержание коррекционно-развивающих заданий должно способствовать развитию представлений об окружающем мире, а также формированию умения устанавливать логические связи.Например: пройти по лабиринту от взрослого животного к его детенышу, найти закономерность в парных изображениях.

При диагностических занятиях с детьми с ЗПР по обучению счету необходимо установить предел знаний у ребенка последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в прямом и обратном порядке, от заданного числа до заданного, соотношение количества и числа, владение способами вычисления (конкретно на наглядном материале, отвлеченно, знание состава числа, знание вычислительных приемов, умение устанавливать логические связи при решении простых задач.

В целях выявления обучаемости (зоны ближайшего развития) каждого конкретного ребенка на диагностических занятиях используются задания для выявления у ребенка

1) способности к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки):

— соотнесение числа и количества;

— знание цифр и математических знаков;

— сравнение и уравнивание количеств;

— знание числового ряда;

— знание величины, формы;

— знание геометрических фигур;

— ориентировка во времени и пространстве.

2)способности к обратимости мыслительных процессов:

— прямой и обратный счет;

— счет от заданного до заданного числа прямой и обратный;

«соседи» чисел;

— сложение и вычитание;

— деление геометрических фигур на более мелкие составные части;

— сравнение предметов по величине от наименьшего к наибольшему и наоборот.

3) способности к свертыванию математического рассуждения и соответствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме):

— сложение и вычитание;

— состав числа;

— сравнение чисел;

определение математических знаков в математических выражениях;

— нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания;

— решение логических задач.

Коррекционные задания должны быть обязательно доступными и вызывающими интерес у детей. Усложнять задания следует с большой осторожностью, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение и состояние на момент занятий с ним. И тогда работа обязательно достигнет положительного результата.

Для удобства планирования дефектолог ориентируется на два ведущих компонента в содержании коррекционно-педагогической работы.

1) Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространственной ориентации, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность.

2) Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности).

Основной целью работы является создание для детей с ЗПР оптимальных условий для развития познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. При исследовании познавательной деятельности учитель дефектолог определяетхарактеристики интеллектуальной и продуктивной деятельности ребенка:

-особенности мотивации;

-способность к пониманию инструкции;

-сформированность знаний, практических умений навыков, необходимых для решения задач;

-особенности самоконтроля и самооценки.

Занимаясь с детьми с задержкой психического развития нужно понимать, что ЗПР — это дизонтогенное (аномальное) развитие. Оно характеризуется нарушением познавательной деятельности и расстройством эмоционального развития (инфантилизмом). ЗПР — это временный диагноз. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте выявить у ребенка отставание в развитии, определить его зону ближайшего развития и начать с ним коррекционную работу, чтобы подготовить к обучению в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Реализация задач воспитательно-образовательной работы позволяет сформировать у детей с ЗПР запас представлений об окружающей действительности, знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения школьной программы.

Источник

Учебная программа по математике для детей с ЗПР является образовательной и адаптированной под их индивидуальные возможности, психофизическое развитие. Продуманные занятия обеспечивают коррекцию нарушений развития, позволяют ребенку социально адаптироваться. Для учеников с задержкой психического развития должны быть созданы особые условия обучения, предметы должны не перегружать школьника и быть практичными.

Учебная программа по математике для первоклассников с ЗПР

Цоктоева Т.А. разработала уроки по математике для 1 класса с ЗПР. Она внедрила их в Загустайской школе. Занятия должны научить школьников писать и читать однозначные и двузначные числа, считать в прямом и противоположном порядке до 10-20, работать со знаками «-», «+». Автор выделила в программе точную терминологию.

Читайте также:  Условия нормального развития речи ребенка

Статья в тему: Тематическое планирование для детей с ЗПР

Решение задач с элементами раскраски ЗПР

Решение задач с элементами раскраски

Первоклассники должны уметь пользоваться таблицей умножения, определять параметры отрезков, объектов с помощью линейки, чертить ломаные и прочие геометрические фигуры. У школьников с ЗПР в начальной школе должны появиться умения различать математические ситуации. Если учащемуся что-то не понятно, он должен без страха попросить о помощи преподавателя.

Темы и вопросы по математике (1 класс) для детей с ЗПР:

  • «Арифметика»;
  • «Числа и другие величины»;
  • «Примеры и задачи»;
  • «Понятия величин в геометрии»;
  • «Фигуры в пространстве»;
  • «Информационная база».

Математика для детей с ЗПР по данной программе позволяет сравнить определенные предметы, знать цифры, считать по порядку, составлять задачи на основе наблюдений. Учитель проводит диктант, тестирование, работы для проверки освоения материала.

Задания для 2-3 класса по точной науке

Дорофеев Г.В. и Миракова Т.Н. создали адаптированную рабочую программу для учащихся в Костроме.

Математика для школьников с ЗПР 2 класс направлена на коррекционную работу: развитие логического мышления (рассматривается анализ и синтез), появление навыков группировки, классификации, развитие артикуляции. Начинает работать слуховая память с помощью заданий, в которых нужно что-то запоминать и затем повторять. Упражнения на сопоставление также очень действенны в обучении детей с задержкой психического развития.

Программа по математике 2 класс с ЗПР рассматривает: умножение, многоугольники, кубы, задачи на деление, пирамиды, меры длины, образование чисел, диаграммы, скобки, взаимно-обратные задачи. В конце каждого блока стоит повторить изученный материал и провести тестирование.

Математика 3 класс для школьников с ЗПР направлена на:

  • развитие памяти и умственных способностей;
  • повторение материала, который был изучен по рабочей программе 2 класса с ЗПР по математике;
  • развитие памяти, умение концентрировать внимание на определенном предмете, объекте;
  • развитие процессов произвольного внимания;
  • восстановление зрительно-моторных координаций;
  • освоение приемов запоминания;
  • укрепление навыков счета;
  • обретение навыков каллиграфии.

По программе математика ЗПР 3 класс должны выполняться практические задания, домашние работы и контрольные. Уделяется много времени письменным приемам вычисления, деления. Затрагивается тема умножения, вычитания, сложения. Рассматриваются геометрические фигуры и нумерация.

Уроки математики для 4-классников

Дорофеев и Миркова помимо математики для детей 2-го класса с ЗПР разработали уроки для четвероклассников. 136 часов обучения не должны пройти даром, поскольку школьники обучаются восполнять пробелы в памяти, формулировать учебные задачи и решать их, применять различные методы для решения ситуационных задач. Ученики смогут задавать вопросы, спрашивать, как правильно другими способами решить задание.

Уроки математики для 4-классников

Тематическое планирование заданий по математике 4 класс ЗПР: рассматриваются числовые выражения, диагонали многоугольников, округления слагаемых, умножение чисел на производные. Изучается скорость, расстояние и время. Школьники освоят виды треугольников, цилиндры, числа более 1 тысячи, разряды и классы чисел.

Задания по математике для 4-го класса с ЗПР позволят развить навыки самоконтроля и контроля, решать несложные примеры в уме, планировать, сравнивать, формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы, которые помогут выполнить задание, сотрудничать с учителем, разбираться в дробях.

Школьники смогут решать задачи на движение, разбираться в единицах площади, изучат особые случаи умножения, деления.

Особенности проведения уроков для 5 класса

Москвина В.В. разработала программу математика 5 класс с ЗПР, которая состоит из 175 часов. Ученики по ее занятиям должны искать информацию для выполнения заданий, интерпретировать задачи, приводить примеры, исследовать простые закономерности, пользоваться компьютером и калькулятором, разбираться в графиках, диаграммах, таблицах, считать и преобразовывать дроби, упорядочивать и сравнивать их.

Статья в тему: Программа ЗПР 5-9 класс

Математика 5 класс с ЗПР позволяет считать проценты, сравнивать рациональные числа, составлять уравнения и решать их, составлять координатную прямую, строить фигуры и точки по определенным показателям, анализировать особенности геометрических фигур. Особое внимание уделяется экспериментам, которые направлены на изучение геометрических предметов.

Геометрические фигуры ученики должны уметь моделировать с помощью подручных средств. Градусная мера углов, площади фигур, объем объектов и прочие тематики являются сложными для групп ЗПР по математике.

Лучшая программа по точной науке для 6-х классов

Демина Е.И. составила уроки математики 6 класс ЗПР, в программу которых входят темы «Десятичные дроби», «Прямые и ломаные», «Проценты», «Симметрия», «Целые числа», «Окружности» и другие. Сначала кратко повторяются уроки математики за 5 класс с ЗПР, затем учитель начинает объяснять новый материал.

Уроки математики для 6-классников

В ходе обучения в 6 классе школьник должен научиться:

  • работать в коллективе;
  • прислушиваться к другим;
  • не боятся высказывать свое мнение;
  • использовать транспортир, линейку и прочие инструменты, чтобы быстрее всех выполнить задание;
  • решать задачи на проценты.

Эта адаптированная рабочая программа по математике для детей с ЗПР хорошо себя зарекомендовала. Ею пользуются многие общеобразовательные школы, поскольку получается объяснить ученикам математическую терминологию, научить считать, делить, разбираться во многих вопросах и ситуациях.

Читайте также:  Центр развития для ребенка в туапсе

Математика для дошкольников

Гузий Т.Г. – популярный дефектолог, который использует программу по математике для дошкольников с ЗПР собственной разработки. У детей развивается речь, активизируется познавательное и сенсорное развитие. Дошкольники начинают ориентироваться в форме, размерах предметов, цвете, могут определить, какой перед ними находится объект по различным признакам. Учитель подготавливает ребенка к обучению в образовательном заведении.

Математика для людей с ЗПР в 6 лет несложная, поскольку:

  • развиваются и совершенствуются сенсорные представления;
  • формируются представления о множестве;
  • получается сравнить величину и размеры геометрических объектов;
  • развиваются временные и пространственные представления;
  • получается считать до 10-20;
  • ребенок учится решать несложные задачи.

Отлично показывает себя обучение с помощью карточек в игровой форме. Можно разработать памятки для детей с ЗПР по математике, чтобы ускорить процесс запоминания новой информации. Ребенок благодаря памяткам будет помнить самые важные правила и формулы, а повторение позволит более углубленно запомнить математические понятия.

Статья в тему: Подготовка к школе детей с ЗПР

Отзывы о программах, по которым обучают детей с ЗПР

Родители делятся своими впечатлениями от обучения детей с ЗПР по программе по математике. Многие папы и мамы отмечают, что учителя стараются, пытаются привлечь и заинтересовать детей, обучающихся в инклюзивных классах. Большинство отзывов было взято с различных интернет-ресурсов, в частности из https://forum.uaua.info/children/2335960-ischu-otzyvy-o-zpr-klassah-/.

Результативность рабочей программы по математике для людей с ЗПР

Положительные отзывыОтрицательные отзывы
Интересовалась, как научить ребенка с ЗПР математике на дому, поскольку моей малышке еще рано идти в садик. Рекомендуют использовать картинки, подручные предметы, еду, чтобы научить считать. У нас получается. Даша научилась считать до 30, может приплюсовывать числа.Хочу нанять репетитора, поскольку программа, которая преподается в школе, моему сыну вообще не интересна. У него не только нет желания учить математику, но и он становится агрессивным, психованным.
Программа Рудакова Ю.Г. и задания для 2 класса с ЗПР по математике очень действенные. Получается запоминать новую информацию, успехи у моего Андрея намного лучше, чем у других одноклассников. Сын разбирается лучше всего в геометрических величинах.Мой ребенок вообще не интересуется данным предметом. Мы в 7 классе. Программа обычная, дети в классе тоже не особо блистают знаниями.
Алиса не интересуется данным предметом, ей больше нравится рисование. Учитель посоветовала дома пытаться рисовать геометрические фигуры и таким образом обучаться. На мое удивление, со временем появился у дочери интерес.Из всего класса только 2 человека занимается математикой. Это просто ужасно. Также преподают английский. Неужели нельзя проводить уроки, которые помогут особенному малышу адаптироваться в жестоком мире?
Результаты учебы хорошие. Нас все устраивает. Учитель приветливая, всегда индивидуальный подход находит к детям. Некоторые одноклассники моего Саши постоянно пытаются обнять ее, приносят сладости. Учитель по математике – это хорошая женщина, которая завлекает школьников теплом, добром и интересной информацией.В классе детей с ЗПР проводятся контрольные работы по математике. У моего Димы результаты не очень. Наверное, подобрана неправильная программа уроков или не доступно объясняет учитель материал.
Программа Москвина отличная, получилось скорректировать развитие психики, улучшить работу речевого аппарата. Улучшения видны на лицо. Дочь стала плюс ко всему более спокойной. Учитель доступно объясняет математические термины.Лучше бы лечением занялись родители, нежели думали об учебе. Нужно поставить ребенка на ноги и только потом развивать математические способности, иностранные языки учить. Есть много клиник, которые помогают с таким диагнозом.
Обучаю ребенка на дому по программе Дорофеева, результаты впечатляют. Получилось разобраться во временных задачах, примерах на расстояние. Научился считать до 50, пытается выучить даже таблицу умножения.Программа по математике для людей с ЗПР не помогла сыну, который в 6 классе, выучить даже таблицу умножения. Он вообще не хочет ни один предмет учить, успеваемость слабенькая.
Я рекомендую Вельчеву Наталию, она занимается с особенными детьми. Благодаря ее работе получилось скорректировать речь, улучшить умственные способности, кругозор ребенка. Появилось желание у Анжелы изучать математику.В нашем случае запущенная форма ЗПР, поэтому занятия не приносят никакого результата. Другие дети нормально воспринимают информацию.

Вывод

Программа точных наук для учеников с ЗПР будет действенной, если учитель найдет правильный подход к учащимся. Стоит применять методики и техники, которые будут интересны особенным детям, смогут доступно объяснить, какой геометрический предмет перед ними, как его правильно измерять и посчитать площадь. Дополнительные занятия на дому принесут желаемый результат намного быстрее, нежели обучение только в инклюзивном классе.

Видео — Коррекционный класс, математика

Источник