Роль семьи в развитии личности ребенка курсовая работа

Роль семьи в развитии личности ребенка курсовая работа thumbnail

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Курсовая работа*

Код35231
Дата создания2010
Страниц 37

Покупка данной работы временно недоступна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА…………………………………………7
1.1. Психологический климат семьи и его влияние на формирование
личностных качеств ребенка………………………………………………………7
1.2. Роль родителей в жизни ребенка……………………………………………12
1.3. Значение стиля воспитания в развитии личности ребенка…………………14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В
ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА……………………………………18
2.1. Методика исследования……………………………………………………..18
2.2. Описание выборки……………………………………………………………18
2.2. Диагностика родительского отношения……………………………………19
2.3. Диагностика психологического развития детей на основе наблюдения…27
2.4. Рекомендации……………………………..…………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………37

Фрагмент работы для ознакомления

ВВЕДЕНИЕ
Среди всех гениальных изобретений человечества одно из ведущих мест занимает семья — группа людей, которая состоит из мужчины, женщины, детей и других близких родственников, которые живут вместе . Именно она является тем могучим социальным феноменом, который чаще всего объединяет людей в семейное гнездо на основе брачных и кровных взаимосвязей. Поэтому недаром говорят: когда крепкая семья, то и сильное государство.
Осуществляя семейное воспитание, родители создают условия для полноценного физического и психического становления личности, обеспечения ребенку чувства защищенности, равновесия, доверия, формируют активное, заинтересованное отношение к окружающей среде. С семьи начинается дорога и к школе.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития психологии существенно вырос интерес к семье. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности. Актуальным является влияние семьи на развитие личности ребенка, ведь семья для ребенка является источником самых разнообразных эмоций и переживаний.
Семья — это определенный морально — психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, о почтенном отношении к духовным и материальным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувство любви, дружбы, справедливости. По своей природе семейное воспитание основано на чувствах. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что «проводником» его является родительская любовь к детям, что вызывает соответствующие чувства детей к родителям .
Стиль семейного воспитания влияет на весь путь подрастающего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности: интеллектуально — познавательную, трудовую, целостно-ориентированную, игровую, свободного общения. Семейное воспитание имеет даже широкий временной диапазон влияния: оно продолжается на протяжении всей жизни человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Отношения благосклонности, которые возникают в семье, составляют не только основу будущих взаимоотношений ребенка с людьми, но и способствуют снижению чувства тревоги, которые возникают у ребенка в новых или стрессовых ситуациях. Главная функция семьи — обеспечение базисного чувства безопасности, гарантируя безопасность ребенке при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования .

Список литературы

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полол. — Ростов — на — Дону; Феникс, 2008. – 312 с.
2. Алексеенко Т., Назаренко А. Повлиять на ребенка, как? Семейное воспитание // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 2. — С. 10 — 11.
3. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. (Психолого — педагогические очерки). — М.: Педагогика, 2002. — С. 158 — 169.
4. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Составитель и научный редактор В.С.Мухина. — М.: Академия, 2009. — 256 с.
5. Воспитательный потенциал семьи в современных условиях. — К.: Государственный институт проблем семьи и молодежи, 2009. — С. 144-146.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии; СПб.: Союз, 2009. – 203 с.
7. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С.186-187.
8. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 2008. — С. 121-131.
9. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. — М.: Наука, 2006. — С. 53-84.
10. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М.: Наука, 2006. – 434 с.
11. Зеньковский В. Активность ребенка. Игры детей. Развитие волы. Развитие привычек / Зеньковский В. Психология детства. Екатеринбург, 2005. — 204 с.
12. Зиновьева М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие мировоззрения у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 1 — С. 37-46.
13. Кулик Л. А., Берестов Н.А. Семейное воспитание. — М.: Просвещение, 2009. — С. 82-84.
14. Макаренко А. С. Книга для родителей. — М.: Педагогика, 2008. — 300 с.
15. Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. — М.: Сфера, 2007. – 550 с.
16. Практическая психодиагностика. Методы и тесты: Уч. Пособие / Под редакц. Райгородского Д.Я. — М.: Самара, 2008. — 672 с.
17. Психология человека вот рождения к смерти / Под. редакц. А. А. Реана. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 614 с.
18. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Мат-лы межд. конгр. / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. — М.; Кострома, 2001. — С.355-358.
19. Сапоровская М.В. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. — Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. — Вып 1. — С.102-120.
20. Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб.: Ювента, 2009. — 284 с.
21. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения.//Вопросы психологии. — 2009. — № 3. — С.3-14.
22. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М.: Изд-во МГУ, 2007. – 356 с.
23. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — С.165-170.
24. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. — 2002. — № 3-4. — С. 7-13.
25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка в детском саду по фгос

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании ребенка
1.1. Краткая характеристика понятий
1.2. Внутрисемейный климат
1.3. Методы и приемы воспитания
ГЛАВА 2. Семья и семейные отношения в воспитании ребенка
2.1. Роль семьи в воспитании детей
2.2. Влияние на воспитание ребенка братьев и сестер. Взаимоотношения между ними
2.3. Роль бабушек, дедушек в воспитательном процессе
2.4. Сущность современной семьи
Заключение
Список литературы

Введение

Традиционно основой воспитания ребенка является семья. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на развитие личности человека ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются фундаментальные основы личности ребенка.
Актуальность. В настоящее время остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании детей. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, общении, причины неудачи в воспитании заставляют  задуматься о том, что главная роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, в большей степени принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.
Активное участие семьи в воспитании ребенка оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяется воспитанием в семье. Роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка.
Рассмотрением данной проблемы в разное время занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин и др.
Целью нашего исследования является анализ роли семьи в воспитании ребенка.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи:

  1. изучение научной литературы;
  2. рассмотрение теоретических аспектов влияния семьи и внутрисемейных взаимоотношений на воспитание ребенка;

Объектом исследования курсовой работы являются семья, семейные отношения.
Предметом исследования являются: роль семьи и выполнения ею функций в воспитании ребенка.
Гипотеза исследования: развитие ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, систематизация.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в обобщении, осмыслении и оценке роли семьи в воспитании ребенка.

Заключение

Подводя итоги выполненной работы, мы убедились в том, что семья играет основополагающую роль в воспитании ребёнка. Развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.
Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Семья является ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал ребенка. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми.
Дружеское взаимодействие, оказание своевременной помощи ребёнку, устранение возникающих время проблем, семейный поиск путей и способов решения является наилучшим ресурсом в воспитании ребёнка.
Роль семьи и есть главный компонент, без которого невозможно движение вперёд.
Смысл семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самому реализоваться, пробовать делать все самому.  Взрослые должны относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Таким образом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно. Семья выступает важнейшим звеном в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.

Читайте также:  Коридор развития ребенка до года воз

Список литературы

  1. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003 – 478 с.
  2. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
  3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 287 с
  4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003 – 528 с.
  5. История педагогики и образования.  От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 512 с.
  6. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003 – 536 с.
  7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. — М., 1978 (репринт изд. 1880—1884)
  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с..
  9. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого — М.: РПА, 1996. — 604с.
  10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
  11. Сластенин В. А. Педагогика :Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов/ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.- М. : Академия,2002.-567с.-(Высшее образование)
  12. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2008 – 256 с.
  14. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб.  пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004 – 432 с.
  15. Немов Р.С.. Психология. — М. 1995 – 529 с.
  16. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006 – 394 с.
  17. Сатир В. «Как строить себя и свою семью.» М.: «Педагогика — Пресс», 1992 г – 190 с.
  18. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2005 – 352 с.
  19. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004 – 200 с.
  20. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. — М.: Академия, 2004 – 256 с.
  21. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. . – М.: Академия, 2004. – 208 с.

Общий объем: 30 стр.

Год: 2010

Цена: 400 руб.

Источник

Анализ взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами младшего школьника. Особенности взаимоотношений родителей и детей. Взаимосвязь отношений между позицией родителей и эмоциональным состоянием ребенка. Тест, опросник и анкета для родителей.

  • Рассмотрение взаимосвязи конфликтов родителей с детьми и стиля семейного воспитания. Особенности формирования и становление личности ребенка. Исследование различных стилей семейного воспитания. Деструктивное влияние родителей на личность ребенка.

    Читайте также:  С чего начать развитие новорожденного ребенка

    статья, добавлен 27.03.2016

  • Проблемы взаимоотношений детей и родителей, определение термина «вынужденное сиротство». Рисунок как средство познания личности ребенка. Специфика образа семьи в картине мира ребенка, оставшегося без попечения родителей и находящегося в приюте для детей.

    статья, добавлен 05.06.2018

  • Понятие эмоционального климата семьи. Проявление отношений родителей и детей. Детско-родительские отношения в неполных и полных семьях и их влияние на развития ребенка. Эмпирическое исследование отношений родителей к детям с помощью различных методов.

    курсовая работа, добавлен 20.11.2010

  • Семейные отношения родителей. Виды консультативной психологической помощи семье. Психология развития личности родителей и ребенка. Стили взаимоотношений родителей и детей. Факторы, влияющие на формирование родительских установок и стилей воспитания.

    дипломная работа, добавлен 04.01.2018

  • Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка младшего школьного возраста. Стили семейного воспитания и типы современного общения детей и родителей. Негативное влияние внутрисемейных отношений, роль воспитания в развитии самооценки.

    дипломная работа, добавлен 17.10.2010

  • Воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей. Основные стили семейного воспитания, их влияние на модель поведения ребенка. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.

    доклад, добавлен 16.06.2014

  • Роль семьи в развитии личности. Типы семейных взаимоотношений и стили воспитания, их роль в формировании характера и личностных особенностей детей. Основные ошибки родителей в семейном воспитании и основы формирования гармоничных взаимоотношений.

    реферат, добавлен 27.03.2011

  • Процесс формирования определённой стратегии воспитания ребенка, определение степени выраженности творческих качеств родителей. Понятие, сущность и значение семьи в обществе. Описание, специфика авторитарного, либерального и авторитетного стиля воспитания.

    контрольная работа, добавлен 27.06.2015

  • Общая характеристика воспитательной деятельности родителей по отношению к ребенку. Рассмотрение роли семьи в формировании мировоззрения детей. Правила постоянного психологического контакта с ребенком. Изучение основных ошибок родительского воспитания.

    реферат, добавлен 25.06.2015

  • Проблема межличностных отношений в семье, психофизиологические особенности развития младшего школьного возраста. Методики для изучения отношений детей и родителей на выборке неполных семей. Влияние стиля воспитания на детей в неблагополучных семьях.

    курсовая работа, добавлен 06.07.2015

  • Источник

    Семья для ребенка как место рождения и основная среда обитания. Анализ задач семьи: создание максимальные условия для роста и развития индивида, обеспечение социально-экономической и психологической защиты человека. Сущность понятия «инвалидизация».

    Подобные документы

    • Создание традиционной семьи в современных условиях. Проблемы современных семейных отношений. Права семьи и детей в законодательстве Республики Узбекистан. Исследование особенностей брачных отношений в исламе. Социализация личности в семье и обществе.

      статья, добавлен 20.07.2018

    • Роль семьи в развитии личности. Типы семейных взаимоотношений и стили воспитания, их роль в формировании характера и личностных особенностей детей. Основные ошибки родителей в семейном воспитании и основы формирования гармоничных взаимоотношений.

      реферат, добавлен 27.03.2011

    • Исследование роли семьи в процессе социализации человека. Анализ влияния неполноценной семьи на процесс формирования личности. Отношения в семьях, имеющих младших подростков. Специфика и основные этапы формирования системы межличностных отношений.

      статья, добавлен 17.04.2019

    • Условия обеспечения эффективности воспитательного воздействия. Формирование у младенца определенного отношения к миру в зависимости от эмоций матери. Роль родителей в воспитании дошкольника и младшего школьника. Проблема отделения молодых людей от семьи.

      курсовая работа, добавлен 23.03.2011

    • Формирование и развитие социально значимых ценностей, установок личности ребенка, особенности его социализации. Исследование семьи как одного из наиболее значимых факторов социализации человека. Отличительные черты первичной и вторичной социализации.

      статья, добавлен 11.11.2018

    • Исследование особенностей формирования «образа семьи» в сознании детей и его влияние на развитие личности. Кинетический рисунок семьи как основная методика изучения репрезентации «образа семьи» в сознании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

      дипломная работа, добавлен 19.02.2019

    • Семейное воспитание как первооснова развития личности ребенка. Признаки педагогической культуры родителей, их основные функции. Роль семьи в успешном воспитании ребенка. Организации домашнего быта, традиций семейной жизни, здорового микроклимата в семье,

      курсовая работа, добавлен 25.01.2020

    • Семья как социальный институт. Основа и функции семьи, типы и виды современных семей. Семья как сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, структура семьи, типы семейных взаимоотношений и их влияние на всестороннее развитие ребенка.

      курсовая работа, добавлен 08.06.2014

    • Предупреждение и коррекция семейной дезорганизации. Семья как институт воспитания, принципы государственной семейной политики. Социально-педагогическая самоорганизация якутской семьи. Развитие воспитательной системы семьи в народной педагогике.

      автореферат, добавлен 09.11.2009

    • Определение особенностей межличностных отношений. Характеристика особенностей становления личности в подростковом возрасте. Выявление основных факторов, влияющих на межличностные отношения. Рассмотрение роли семьи как фактора социального развития.

      курсовая работа, добавлен 09.01.2017

    • главная
    • рубрики
    • по алфавиту
    • вернуться в начало страницы
    • вернуться к подобным работам

    Источник