Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка
Библиографическое описание:
Тюкавкина Н. В. Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. С. 84-87. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2439/ (дата обращения: 11.03.2020).
Современный
период истории России можно охарактеризовать как время смены
ценностных ориентиров. Сегодня, в обществе явно ощущается недостаток
сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил
жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного конструктивного
социального поведения.
Новая российская школа
должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную
модернизацию российского общества [3, с.5].
Начальная школа, как основа
образования, так же претерпевает значительные изменения, в том числе
и в организации воспитательного процесса. Поэтому встает вопрос о
необходимости пересмотра существующих форм и методов воспитания и
возможно их качественное преобразование. Стоит четко определить, что
начальная ступень образования – это фундамент сохранения
национальной культуры и важное условие социализации личности.
Исходя из факта
полиэтничности и наличия разнообразия культур России,
учебно-воспитательный процесс в современной школе, в том числе и на
начальной ступени, должен учитывать этнокультурное многообразие и
осуществляться в форме диалога культур.
Таким образом, на первый
план выходит проблема этнокультурной социализации личности ребенка.
Этнокультурная социализация
включает в себя этническую и культурную социализацию. Два этих
феномена социализации неразрывно связаны между собой.
Культурная социализация –
это двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения
индивидом в течение всей его жизни через посредство социализационных
институтов культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработки
культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориентаций,
этнокультурной самоидентификации, организации досуга, художественных
предпочтений – в итоге: формирования культурных картин мира, –
позволяющий индивиду функционировать в пространстве культуры данного
общества [5, с. 185].
Этническая
социализация (этнизация) – это процесс
усвоения индивидом духовных ценностей того этноса, к которому он
принадлежит [5, с. 188].
Поэтому принцип сочетания
последовательного изучения культур: от освоения культуры родного
народа (этническая социализация) к приобщению к культуре ближайшего
окружения, а затем к ознакомлению с мировой культурой (культурная
социализация), должен стать определяющим в организации
педагогического процесса [6, с. 2].
С этой целью необходимо
определить особенности и этапы становления этнической идентичности,
составляющую основу этнической и являющуюся компонентом культурной
социализации.
Жан Пиаже
выделяет три этапа в формировании этнической идентичности:
1) 6-7 лет. В этом возрасте
ребенок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные
знания о своей этнической принадлежности. Наиболее значимыми для него
являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна
или этническая группа;
2) в 8-9 лет ребенок уже
четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает
основания идентификации – этническая принадлежность родителей,
место проживания, родной язык;
3) в младшем
подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется
в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок
отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой
культуры.
Этнопсихологи утверждают,
что последовательность становления этнической идентичности
обусловлена постепенным процессом социализации, постепенным
повышением способности к рефлексивному восприятию мира вокруг себя.
Таким образом, осознанное включение себя в состав той или иной
этнической группы становится возможным в условиях получения новой
информации от окружающего мира. Постепенно повышается способность
ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические
признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы –
общность предков, общность исторической судьбы, религию.
Анализ
психолого-педагогической литературы позволяет выделить три стадии в
становлении этнической идентичности младшего школьника:
1. Самоопределение, то есть
выделение себя как члена этнической группы.
2. Включение в свою
«Я-концепцию» общих характеристик этнической группы и
усвоение характерных для этнической группы ценностей и норм.
3. Усвоенные ценности и
нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами
социального поведения личности младшего
школьника.
Первой социальной группой,
принадлежность к которой осознает младший школьник, является семья.
Этническая метка, получаемая детьми на начальных стадиях формирования
их представлений о себе от ближайшего социального окружения и
включенная ими в свою «Я-концепцию», пока еще никак не
соотносится с ценностями, нормами, традициями и культурой данного
этноса.
На второй стадии
становления этнической идентичности личности младшего школьника
наблюдается освоение ценностей и норм этнической общности, которые в
дальнейшем определяют его поступки и линию поведения. На этой стадии
«важнейшую роль играет социокультурный контекст. В ней
необходимо выделить аспект преемственности, означающий, что через
восприятие норм и ценностей, воспроизводимых в историческом прошлом и
этнической реалии настоящего, происходит положительная идентификация
с этнической группой» [2, с.46].
Овладение
компонентами этнической культуры младшим школьником достигает полноты
в том случае, когда знания, убеждения и взгляды ребенка находят
воплощение в соответствующих его поступках и поведении, отвечающих
этнокультурным нормам, то есть традициям, обычаям своего народа. В
этом случае усвоенные детьми младшего школьного возраста ценности и
нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами их
социального поведения, что является показателем третьей стадии
становления этнической идентичности личности младшего школьника.
Психологи считают, что
младший школьный возраст – это «возраст впитывания,
повышенной восприимчивости и внимательности, игрового отношения к
действительности» [4, с.39]. Исходя из этого, мы считаем
младший школьный возраст важнейшим этапом в развитии этнокультурной
социализации.
Процесс социализации
ребенка, когда происходит усвоение отношений и ном, принятых старшими
поколениями, во многом обуславливается именно семейными традициями и
обычаями, как регуляторами его поведения [1, с.106]. Именно семья
является первоосновой, жизненно необходимой социальной средой,
определяющей пути развития личности в целом.
Чтобы каждый ребенок мог
приобщиться к культурному наследию своего народа, познать его
жизненную философию, необходимо в условиях семьи обеспечить получение
полноценной информации о себе, как члене определенной этнической
общности, помочь каждой семье привить детям любовь к национальной
культуре, искусству и мастерству своих предков, последовательно
воспитывать в детях чувство личной ответственности за сохранение и
развитие родного языка, обычаев и традиций народа.
Таким образом, основным
направлением деятельности педагога в развитии этнокультурной
социализации становиться установление сотрудничающего взаимодействия
с семьей.
На основе анализа
психолого-педагогической литературы, а так же исследовании
педагогического опыта по проблеме, нами была разработана система
работы с семьей, направленная на развитие этнокультурной социализации
младших школьников.
Целью работы стало
вовлечение семьи в воспитательный процесс класса. В рамках данной
работы родителями совместно с детьми реализуются
информационно-творческие проекты, проводятся совместные классные часы
и мастер-классы по традиционным ремеслам, а так же совместные
народные праздники, организуются выставки, презентации проектов.
Примерное планирование работы, направленной на развитие
этнокультурной социализации представлено в таблице 1.
Таблица 1
Фрагмент системы работы,
направленной на развитие этнокультурной социализации
2 | ||||
№п/п | Мероприятие | Сроки | Цель | Содержание |
1 | Диагностика | Сентябрь | Выявление | Модификация Методика |
2 | Родительское | Сентябрь | -Определить -Привлечь родителей к | Основные |
3 | Подготовка | Ноябрь | -Формирование -Воспитание ценностного | Изучение |
4 | Классный | Декабрь | -Обобщить | История |
5 | Родительское | Февраль | -Привлечь | Мини-лекция Планирование |
6 | Подготовка | Март — | -Организовать | Выставка |
6 | Постановка | Апрель | -Организовать | Родительский |
7 | Организация | Май | -Познакомить | Организация |
8 | Итоговая | Май | Выявление | Модификация Методика |
Таким
образом, нами определено, что базой для развития этнокультурной
социализации является семья. Именно в семье ребенку необходимо
создать условия для получения полноценной информации о себе как о
представителе своего народа, носителе национальной культуры.
Младший школьный возраст
является основой этнокультурной социализации, т.к. в этот период
заканчивается формирование этнической идентичности и активно
развивается «Я – концепция» на основе представлений
о себе как о члене общества и представителе своего народа.
Основное направление
деятельности педагога с целью развития этнокультурной социализации
является установление тесного сотрудничества с семьей.
Актуальными формами работы
с семьей являются: совместные исследовательские проекты, совместные
творческие проекты, организация мастер-классов, организация выставок,
совместная презентация проектов.
Литература:
Анохин А. М.
Этносоциальная педагогика: феноменология адаптации и дезадаптации
личности в межэтническом пространстве. Казань, 2003.Галкина
Е.М. Этническая идентичность подростков их национально-смешанных
семей. Дис. канд. псих. наук. – М., 1993.Данилюк А.Я., Кондаков
А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.Лейтес
Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1971.Тесленко А.Н. Педагогика и
психология социализации личности : учебное пособие. Астана: ЕАГИ,
2011.Федорова С.Н.
Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогической
сопровождение : учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011.
Источник
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ.
Этнокультурное образование – это образование, направленное на защиту и развитие этнокультурной идентичности дошкольника, приобщение к родному языку и культуре своего народа.
Основная цель этнокультурного образования – это воспитание духовно-нравственной личности, которая знает, уважает и продолжает традиции своей семьи, этноса.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано народом за его историю.
Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка — дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. Интерес к своим народным корням у ребёнка возникнет только тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Поэтому на протяжении многих веков мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка.
Цель этнокультурного воспитания в семье — приобретение детьми понимания смысла жизни и выработка жизненной позиции с детских лет. Семья является каналом формирования у детей потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Семья воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.
Воспитание детей в семье — дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знания в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье. Семья, где основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями, является мощным фактором, влияющим на развитие личности детей и на их последующую судьбу.
Одной из самых эффективных форм воздействия на ребенка в семье были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.
Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.
Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.
Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных народных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Народные Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.
В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.
Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.
В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.
Также в семье используются перешедшие от взрослых в детский быт разного рода приговорки– обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.
Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.
Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, Масленица, Крещение, Святочные вечера, Покров, Святая Пасха, Красная горка.
Родители также являются активными участниками педпроцесса по приобщению детей к народным традициям в детском саду.
Цель совместной деятельности педагогов и родителей заключается в объединении детей, родителей, педагогического коллектива детского сада в коллектив единомышленников, который решает следующие задачи:
— повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода;
— организация встреч с мастерами народных промыслов и интересными людьми ;
— пропаганда здорового образа жизни;
— проведение национальных праздников по народному календарю;
— организация совместных выставок, концертов;
— участие в городских мероприятиях;
Педагог должен правильно донести до родителей роль этнокультурного воздействия на детей. Сотрудничество детского сада с семьей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
К коллективным формам работы относятся родительские собрания, дни открытых дверей, утренники, выставки поделок и рисунков дошкольников, народные праздники.
Индивидуальные формы работы — консультации и беседы, поручения при подготовке к проведению праздников, открытых занятий, организации развивающей среды, например: оформление казачьего уголка в группе:
- с помощью родителей изготовлен казачий курень, обшиты куклы, в дальнейшем планируем собрать и пополнить уголок казачьей утварью, оформить семейный альбом, оформить справочник-словарь старинных казачьих слов),
- совместная с детьми творческая деятельность (разучивание казачьих песен, стихов, поговорок, выражений, игр, чтение казачьих сказок),
- помощь в организации экскурсий, походов.
Для достижений поставленных целей в этнокультурном воспитании детей каждый педагог должен:
— уметь создавать условия неформального общения, способствующего проявлению инициативы, активной позиции родителей;
— уметь влиять на общение, отношения между людьми;
— уметь строить взаимоотношения на основе общения на равных: педагог, родитель, дошкольник;
— формировать интерес к народной культуре, развивать механизм самообразования родителей;
— развивать у взрослых интерес к совместному проведению времени с ребенком.
Благодаря совместным действиям детского сада и семьи можно добиться хороших результатов в воспитании национального самосознания у воспитанников. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Источник