Роль семьи и школы в интеллектуальном развитии ребенка

Роль семьи и школы в интеллектуальном развитии ребенка thumbnail

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Мытник Татьяна Алексеевна

Мурманск 2017

Содержание

Введение

3

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

4

Советы родителям

8

Список литературы

9

Введение

В последние годы в ряду важнейших задач семейного воспитания все отчетливее заявляет о себе забота о развитии интеллекта ребенка. Тому существует несколько причин. Это и новые научные данные об особенностях интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста, и «вторжение» в жизнь современного дошкольника разнообразных источников знаний, вплоть до компьютера, и несомненный рост уровня образованности, культуры родителей.

Необходимо напомнить, что современная система образования во многих странах мира переживает своеобразный кризис. Это значит, что система образования не отвечает в полной мере требованиям общества, перспективам его развития. Одним из показателей кризиса образования является снижение качества знаний детей, их интеллектуального развития. Выход из создавшегося положения многие страны видят в интенсивном реформировании образования. Однако педагоги, как теоретики, так и практики, постоянно подчеркивают, что без регулярной помощи семьи система образования не справится со стоящими перед ней сложными новыми задачами. В связи с этим возрастает образовательная функция семьи, имеющая целью повысить интеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний.

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Интеллект ребенка — специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи — повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания — восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека. Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника — всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.

Семья – первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание родителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребенка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) (О.С. Ушакова). Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения — следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.

Особо следует сказать о роли художественных средств в интеллектуальном развитии дошкольника. В свое время И. Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность.

Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги — обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Восприятие сказки — особая деятельность ребенка-дошкольника с присущими ей сопереживанием, мысленным содействием герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (А.В. Запорожец, Д.Н. Дубович-Арановская, Б.М. Теплов).

Одним словом, как удивительно точно отметил К.И. Чуковский, сказки воспитывают у ребенка «дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Современные родители предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком (глаз в глаз), усиления эмоционального воздействия на него.

Читайте также:  Условия психического развития ребенка в возрастной психологии

В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации культуры. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.

Детей надо беречь от пагубного воздействия так называемой массовой культуры, а точнее — антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребенка-дошкольника противопоказаны различные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музыкальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и полыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, просто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.

Таким образом, домашнее воспитание — это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых близких и значимых людей. А для родителей и других членов семьи — это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманистический смысл.

Советы родителям

♦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

♦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

♦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

♦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

♦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

♦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.

♦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!

Список литературы

  1. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 2004
  2. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред.  Р.В.Тонковой-Ямпольской. —  М.:  Медицина, 2003. – 243 с.
  3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.-М., 1999. – 258 с.
  4. https://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika/rol-semeynogo-vospitaniya-v-formirovanii-lichnosti/intellektualnoe-razvitie-rebenka
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — 1994

Источник

Работа с родителями

Познавательная лекция «Значение семьи в интеллектуальном развитии ребёнка»

Добрый вечер, уважаемые родители. Все мы знаем, что наши детки скоро пойдут в школу, вступят уже во взрослую жизнь, поэтому ваша роль очень важна для интеллектуального развития вашего ребёнка, и мне сегодня хотелось бы рассказать вам, что же такое интеллектуальное развитие ребёнка?

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые не мечтали бы о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всесторонне развитым ребёнком. А для того, чтобы успешно развивать интеллект, необходимо понимать, что это такое.

В психологии существует несколько мнений на этот счёт, но все они сводятся к следующему: Интеллект – это некая сумма знаний и умений + способность эти самые знания усваивать и решать с помощью них любые нестандартные ситуации. А усваивать эти знания и умения помогают другие способности – познавательные (восприятие, внимание, память), своевременное и достаточное развитие которых является важной предпосылкой и необходимым условием формирования мышления ребёнка.

Психологи сводятся также во мнении, что интеллект – это генетически заданная характеристика, выражаемая в виде задатков. А вот развитие этих задатков – задача воспитания и обучения. Поэтому так важна роль педагогов и родителей в процессе интеллектуального развития. Нужно понимать и помнить о том, что интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком – то этапе (в зависимости от обстоятельств). Ведь развитие мышления у детей определяется не только и не столько их способностями (задатками) и возрастными особенностями, а в большей мере объёмом и характером информации, которую они получают и степенью её усвоения.

Для гармоничного интеллектуального развития ребёнка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям! Именно в дошкольном возрасте маленькие «почемучки» очень любознательны. Они, как губка впитывают новые знания. Очень важно не упустить момент для интеллектуального развития ребёнка. Научно доказано, что дети в первые 5 лет жизни усваивают столько же информации, сколько за всю оставшуюся жизнь. Поэтому, чем раньше вы позаботитесь о его умственном развитии, тем легче ему будет потом получать новые знания в школе. И именно в этом возрасте, если вы заинтересованы в интеллектуальном развитии своего ребёнка, направьте его неуёмную энергию, желание узнать как можно больше в конструктивное русло.

Что нужно для интеллектуального развития ребёнка?

• Поощряйте его активность (разумеется, в пределах возможного). Например, поощряйте его стремление что – либо разбирать, собирать, открывать, закрывать, ломать и чинить – в процессе такой самостоятельной и увлекательной деятельности ребёнок учится мыслить, думать, проявляет смекалку и сообразительность.

• Подберите интересную для обоих (родителя и ребёнка) интеллектуальную задачу, игру и попытайтесь вместе этим позаниматься. Зачастую именно в такой совместной деятельности ребёнок начинает любить то или иное занятие, предмет.

Читайте также:  Бесплатное видео развитие ребенка в утробе матери

• Научите любить чтение. Самое главное – не принуждайте силой ребёнка к чтению, сделайте так, чтобы он получал удовольствие от процесса.

• Одним из важных аспектов интеллектуального развития ребёнка является творчество – детское или же совместно с родителями. Особенно это важно для дошкольного возраста. Всячески поощряйте малыша, хвалите его за различные поделки и рисунки.

• Интеллектуальное развитие ребёнка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые вы рассказывайте ему на ночь, с отношений между малышом и взрослым… Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. Если внимательно наблюдать за малышом, в какие сюжетно – ролевые игры он предпочитает играть, можно определить тип отношений семьи, в которой он воспитывается. Поэтому все взрослые своим поведением должны подавать малышу достойный пример для подражания. Так, в семье, где царит спокойная, доверительная атмосфера, где никто не препятствует всестороннему развитию ребёнка, где каждый член семьи всячески поддерживает друг друга, будет расти любознательный, умный карапуз.

• Следует помнить о главном условии развития интеллектуальных способностей ребёнка – необходимо, чтобы ребёнок получал удовольствие, радость от самого процесса познания. Если же малыш выполняет какие – то задачи, из желания получить награду, из послушания, из страха быть наказанным, то, конечно, он усвоит определённые знания, но это не будет иметь никакого отношения к способностям.

Как оценить интеллектуальное развитие ребёнка?

Каждого родителя интересует, а достаточно ли развит его ребёнок для своего возраста? Нет ли у ребёнка, каких – либо нарушений в интеллектуальном развитии?…Ответы на вопросы могут дать специальные тесты, каждый из которых рассчитан на определённый возраст ребёнка. И нужно сказать, что при правильном (профессиональном) использовании тесты на оценку интеллектуального развития ребёнка дают довольно – таки достоверную информацию для вас, родители. Спасибо за внимание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Модифицированный опросник по Дж. Чейпи для родителей

Цель: Определение уровня интеллекта детей самими родителями.

1. Оценка базового опыта ребёнка

• Приходилось ли ребёнку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?

• Был ли ваш малыш в библиотеке?

• Приходилось ли ребёнку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?

• Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

• Проявляет ли Ваш ребёнок повышенный интерес к чему – либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка речевого развития

• Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

• Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?

• Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: щётка, пылесос, холодильник?

• Может ли ребёнок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?

• В состоянии ли Ваш ребёнок рассказать историю, описать какой – либо происшедший с ним случай?

• Чётко ли ребёнок выговаривает слова?

• Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики.

3. Оценка умения общаться

• Включается ли ребёнок в игру других детей?

• Соблюдает ли он очерёдность, когда этого требует ситуация?

• Способен ли ребёнок слушать других, не перебивая?

• Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую – либо сценку в домашнем спектакле?

4. Оценка когнитивного развития

• Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, непохожую на остальные?

• Может ли ребёнок различать буквы и читать короткие слова?

• Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

• Может ли ребёнок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из 15 элементов?

• Может ли ребёнок рифмовать слова?

• Может ли ребёнок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

• Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Всего – 23 вопроса.

От 20 – 11 отрицательных ответов – низкий уровень интеллекта

От 10 отрицательных ответов – средний уровень

1 – 2 отрицательных ответа – высокий уровень

Источник

Роль семьи и школы в физическом и интеллектуальном развитии детей.

                                                                                                                          Огородников С.И.,

                                                                    учитель физической культуры ГБОУ школы №683 Приморского района Санкт-Петербурга

                                                                                                                         Огородникова Е.А.,

                                                                                       учитель географии ГБОУ школы №601

Приморского района Санкт-Петербурга

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в раннем возрасте смирнова

        Родители в силу различных причин уделяют своим детям недостаточно времени для общения. Многие считают, что самое главное они дают: еду, одежду, деньги для развлечения, своим примером долгой и успешной работы – положительный пример в воспитании. Но хватает ли этого современным детям для физического, умственного, духовного, социального развития? Будут ли они успешны уже на первом серьезном жизненном пути – в школе? Наверное, нет.

       Учащиеся и родители Северо-Приморской части Приморского района нашего города имеют уникальные возможности для разностороннего развития личности.

       Уже в дошкольном возрасте детей родители должны уделять внимание здоровью, развитию двигательных навыков.

       Самый доступный способ укрепления здоровья, развития познавательных способностей – ходьба, прогулки в парке 300-летия Санкт-Петербурга, ЦПКиО, парках города Сестрорецка и Зеленогорска. Ходьба формирует правильную осанку, является профилактикой плоскостопия, способствует развитию выносливости при длительном сидении за партой, как в будущей начальной школе, так и при дальнейшем обучении. Польза будет ощутима, если пешие прогулки будут регулярными и в любую погоду. Во время прогулок ребята знакомятся и познают окружающий мир, природу, людей.

        Для развития двигательных навыков, успешного общения родителям необходимо уметь организовывать подвижные игры, для развития интеллектуальных способностей – игры для ума.

        Игра составляет важную часть жизни человека, занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает физическую нагрузку. Педагоги давно отметили благотворное влияние игры на формирование детской души. Основы игры, формирующие способности самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, уметь слышать и взаимодействовать с играющими, проявлять смекалку, ловкость, быстроту, позволяют ребенку участвовать в различный мероприятиях общественной жизни не только в школьные годы, но и во взрослой жизни.

        Для физического  развития можно предложить родителям поиграть с детьми в пятнашки, прятки, бадминтон,  футбол, «третий лишний», «городки» и другие, для умственного — «Найди лишнее», «Имена», «Города», «Назови», решить кроссворд и другое.

        Навыки, способности, заложенные родителями, укрепляются и развиваются школьными занятиями на уроках и во внеурочную деятельность.

        Программа по физической культуре предусматривает увеличение сложности элементов на базе ранее пройденных. Для поддержания интереса учащихся к дальнейшему совершенствованию своих физических возможностей необходимо разнообразить формы и методы проведения уроков.

         На уроках физкультуры в ГБОУ школе № 683 применяются разработанные учителями новые соревновательные формы. Эти формы позволяют учащимся начальной школы развивать спортивно-силовые качества без утомительных продолжительных забегов, без однообразных упражнений. Учащиеся соревнуются в «Гонках преследования», «Шортреке», «Челночном беге», в эстафетах с предметами.

          В школах нашего района работают различные спортивные секции, посещать которые могут дети с различными интересами и способностями.

          Учащиеся начальных классов школы №683 занимаются в секции мини-футбола. Основополагающим фактором успешного освоения игры является общефизическая подготовка, включающая различные виды беговой деятельности, прыжковые упражнения, комплексы упражнений по подготовке опорно-двигательного аппарата к работе с мячом. На занятиях мальчишки знакомятся с правилами игры, познают азы техники элементов, учатся тактическим действиям, осваивают различные амплуа. Дети посещают секцию с удовольствием, азартно играют на занятиях, участвуют и побеждают в соревнованиях и акциях района и города. Юные футболисты являются победителями турнира «Футболишка» в 2011-2012 годах, призёрами турнира «Футболёнок» в 2013, 2014 годах.       Родители продолжают принимать активное участие в жизни детей, оказывают помощь в проведении соревнований.

         Заложенные родителями основы взаимодействия ребёнка с окружающим миром находят продолжение и развитие в школе и на уроках естественно-научного цикла, во внеурочной деятельности.

         Уже в начальной школе дети, подготовленные родителями, могут совершать не только прогулки, но и экскурсии, походы в музеи, парки города и области. При правильно организованном режиме дня они успевают хорошо учиться, посещать кружки, секции по интересам.

          В ГБОУ школе №601 уже несколько лет существует краеведческий кружок. Преподаватели продолжают развивать у учащихся средней школы познавательную деятельность, интерес к окружающему миру, природе, истории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ребята наблюдают за явлениями погоды, изменениями в природе, участвуют в мероприятиях по охране окружающей среды, совершают походы, экскурсии.

          Учащиеся школ принимают участие во внешкольных мероприятиях Приморского района нашего города. Ученики средней школы активно участвуют в ежегодно проводимых мероприятиях географической направленности, посвящённых Дню Земли. Это интеллектуально-познавательные игры по литературным произведениям («Малахитовая шкатулка»,  « Таинственный остов», «Земля Санникова» и др.), брэйн-ринги («География в бонистике» и др.), игры по-станциям («Дети капитана Гранта» и др.), конкурсы («Я-путешественник»-фото-отчёт о путешествии).

          Внеурочные занятия позволяют занять, организовать детей. Каким бы не было увлечение, где бы ребята не занимались, они учатся слышать, сопереживать, быть готовым прийти на помощь, уважать тех, кто находится  рядом.

           Родители,  прививая своим детям понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать режим дня, правильно организовывать труд и отдых направляют их деятельность на успешность, на положительный результат. У детей появляется возможность продолжить разносторонне  развиваться, в том числе и в образовательных учреждениях нашего района, где преподаватели готовы сотрудничать с заботливыми родителями, помогать их детям на уроках и после.

Источник