Роль родного языка в интеллектуальном развитии ребенка

Карлагаш Баданова
Роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Наш детский сад посещает 110 детей. Из них детейалтайской национальности 15: из смешанных семьей 4,

Главное состоит в том, что в раннем возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно – способность понимать язык и активно пользоваться им в общении. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Также ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не просто манипулировать ими, а действует с ними по-человечески. У ребёнка формируется предметная деятельность. Ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него проявляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях. Именно в этом возрасте дети легко могут освоить 2 языка: русский и алтайский.

Русскоязычный ребёнок начинает обучаться алтайскому языку со сформировавшейся под влиянием семьи, окружающих его взрослых потребности научиться говорить на родном языке. Это, безусловно, является большой побудительной силой. Но малого дитя всё-таки невозможно учить родному языку, опираясь только на этот мотив. Его необходимо подкреплять мотивацией, заложенной в самом образовательном процессе, построенном с учётом возраста, интересов и потребностей детей. Всё начинается с языка, а в языке со слова, ибо «В начале было Слово». Поэтому представляется необходимым остановиться на проблеме создания условий для вовлечения ребёнка в образовательный процесс. Первичное обучение родному языку может начинаться с 2-летнего возраста, если позволяет благоприятная языковая ситуация. Но в некоторых смешанных семьях вообще отсутствует среда общения на родном языке.

Основная цель – привитие любви к родному языку.

Изучение родного языка в ДОУ «Улыбкаа» ведётся со средней группы. Разработана программа обучения родному языку (Программа рассчитана на 3 года дошкольного обучения. В обучении родному языку в детском саду используется пособие для детей «Картинный словарь алтайского языка» Имеется позитивный опыт пользования родным языком в детском саду: педагог говорит с детьми на двух языках – на родном и русском.

В обучении детей родному языку необходимо:

— тесное сотрудничество с родителями, учёт их желания, чтобы ребёнок изучал родной язык;

— создание предметно-развивающей среды – оформление стенда родного языка ;

— наличие национальных кукол, игр и игрушек;

— планирование и проведение занятий с элементами игры и сюрпризами;

— проведение физкультминуток на алтайском языке;

— создание речевого фона (прослушивание небольших сказок, легенд, загадок, песен на алтайском языке);

— внедрение долгосрочного проекта (декабрь–апрель 2017 г.) (Мой родной язык);

— изготовление игрового материала.

В обучении родному языку используются практикоориентированные технологии, к примеру, проведение мастер-класса «надай», практического занятия «Национальные игрушки», изготовление пазла «юрты», «животные Алтая», изготовление и раскраска атрибутов из картона для игры «Конные скачки» позволяет включить обучающихся в разнообразные виды изобразительной, творческой и речевой деятельности. Дети с удовольствием играют, так как они сами изготовили этих лошадей. Столько радости в их глазах! Все предметы, размещённые в кабинете, доступны детям. Они могут поиграть этими предметами. Детям очень нравится играть в юрте.

Разучивание и разыгрывание считалок происходит в подвижных играх, цель которых состоит в соотнесении звукового содержания, ритма, интонации. Игры проводятся с использованием игрушек и игрового материала с большим удовольствием играют в алтайские куклы, прибирают в юрте, расставляют кукол.

В процессе обучения родному языку происходит ознакомление детей с языковым материалом, который обеспечивает участие в реальном речевом общении. На каждом занятии необходимо организовать ситуацию общения и находить такие формы и приёмы работы, которые обеспечивали бы интерес детей к изучению родного языка. И этому способствует коммуникативный подход в обучении родному языку, формирование коммуникативной компетенции – понимания родной речи на слух, умения вступить в диалог, поддержать общение.

При отборе методов и приёмов обучения необходимо учитывать возрастные физиологические и психологические особенности, уровень владения/невладения языком, мотивацию обучающихся. Обучение строится на интересе детей. Коммуникативная направленность в обучении языку находит возможность реализации в системе игр и игровых ситуаций с использованием персонажей зверей, которые являются постоянными участниками занятий.

Читайте также:  Раннее речевое развитие ребенка сроки

Ведущими видами речевой деятельности являются аудирование и говорение. Основным способом достижения задач обучения родному языку является игровая деятельность, которая позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на алтайском языке, где память обогащается новыми словами.

На начальном этапе материал усваивается в процессе аудирования. Обучение говорению происходит с восприятием одной монологической реплики, также монологических высказываний по картине, по ситуации.

Цель – показать детям, как красива, богата меткими выражениями, речевыми оборотами, напевна алтайская речь. При разработке занятия включаются игры, физкультминутки, пальчиковые игры на алтайском языке. Необходимым условием успешного владения языком является формирование фонетических навыков, которые также могут развиваться в процессе физкультминуток на родном языке. Это и оздоровительные физкультминутки (руки, ноги в движении, ритмические (под счёт, танцевальные (под музыку, двигательно-речевые (инсценирование, подражательные (рычит медведь) и т. д.

В процессе практической деятельности (рисование, аппликация) происходит естественное общение. Результативности обучения способствует также интенсивность занятия: сочетание групповой и индивидуальной работы, использование нетрадиционных форм – путешествие на коне, в гостях у девочки Айсулу в юрте, приезд маленькой девочки в гости в детский сад и т. д. С помощью средств наглядности можно объяснить значение многих предметов. Совместно с родителями и детьми под руководством педагога оформляется предметно-развивающая среда, способствующая реализации программы.

Родником познания языка и прекрасным воспитательным средством является национальный фольклор (игры, танцы, песни, сказки). алтаййский фольклор широко представлен мифами и народными сказками.

Как видим, дошкольное обучение родному языку направлено на активное усвоение языка, пользование им в процессе общения детей между собой и дома с родителями.

На сегодняшний день дети умеют здороваться на алтайском языке, говорить «спасибо», прощаться, слышат и понимают отдельные фразы в процессе проведения физкультминуток и игр. Конечно, нельзя сказать, что все быстро усваивают, но есть дети, у которых отличное произношение звуков алтайской речи. Думаем, что у детей всё ещё впереди. Мы очень рады, что за столь короткий срок родители наших малышей стали нашими единомышленниками, они понимают важность изучения алтайского языка, возрождения культурных традиций. Надеемся, что родители и педагоги приложат к этому все усилия.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Наш детский сад посещает 110 детей. Из них детейалтайской национальности15: из смешанных семьей 4,

Главное состоит в том, что в раннем возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно – способность понимать язык и активно пользоваться им в общении. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Также ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не просто манипулировать ими, а действует с ними по-человечески. У ребёнка формируется предметная деятельность. Ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него проявляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях. Именно в этом возрасте дети легко могут освоить 2 языка: русский и алтайский.

Русскоязычный ребёнок начинает обучаться алтайскому языку со сформировавшейся под влиянием семьи, окружающих его взрослых потребности научиться говорить на родном языке. Это, безусловно, является большой побудительной силой. Но малого дитя всё-таки невозможно учить родному языку, опираясь только на этот мотив. Его необходимо подкреплять мотивацией, заложенной в самом образовательном процессе, построенном с учётом возраста, интересов и потребностей детей. Всё начинается с языка, а в языке со слова, ибо «В начале было Слово». Поэтому представляется необходимым остановиться на проблеме создания условий для вовлечения ребёнка в образовательный процесс. Первичное обучение родному языку может начинаться с 2-летнего возраста, если позволяет благоприятная языковая ситуация. Но в некоторых смешанных семьях вообще отсутствует среда общения на родном языке.

Основная цель – привитие любви к родному языку.

Изучение родного языка в ДОУ «Улыбкаа» ведётся со средней группы. Разработана программа обучения родному языку (Программа рассчитана на 3 года дошкольного обучения. В обучении родному языку в детском саду используется пособие для детей «Картинный словарь алтайского языка» Имеется позитивный опыт пользования родным языком в детском саду: педагог говорит с детьми на двух языках – на родном и русском.

Читайте также:  Творческое развитие ребенка в нетрадиционных техниках рисования

В обучении детей родному языку необходимо:

— тесное сотрудничество с родителями, учёт их желания, чтобы ребёнок изучал родной язык;

— создание предметно-развивающей среды – оформление стенда родного языка ;

— наличие национальных кукол, игр и игрушек;

— планирование и проведение занятий с элементами игры и сюрпризами;

— проведение физкультминуток на алтайском языке;

— создание речевого фона (прослушивание небольших сказок, легенд, загадок, песен на алтайском языке);

— внедрение долгосрочного проекта (декабрь–апрель 2017 г.) (Мой родной язык);

— изготовление игрового материала.

В обучении родному языку используются практикоориентированные технологии, к примеру, проведение мастер-класса «надай», практического занятия «Национальные игрушки», изготовление пазла «юрты», «животные Алтая», изготовление и раскраска атрибутов из картона для игры «Конные скачки» позволяет включить обучающихся в разнообразные виды изобразительной, творческой и речевой деятельности. Дети с удовольствием играют, так как они сами изготовили этих лошадей. Столько радости в их глазах! Все предметы, размещённые в кабинете, доступны детям. Они могут поиграть этими предметами. Детям очень нравится играть в юрте.

Разучивание и разыгрывание считалок происходит в подвижных играх, цель которых состоит в соотнесении звукового содержания, ритма, интонации. Игры проводятся с использованием игрушек и игрового материала с большим удовольствием играют в алтайские куклы, прибирают в юрте, расставляют кукол.

В процессе обучения родному языку происходит ознакомление детей с языковым материалом, который обеспечивает участие в реальном речевом общении. На каждом занятии необходимо организовать ситуацию общения и находить такие формы и приёмы работы, которые обеспечивали бы интерес детей к изучению родного языка. И этому способствует коммуникативный подход в обучении родному языку, формирование коммуникативной компетенции – понимания родной речи на слух, умения вступить в диалог, поддержать общение.

При отборе методов и приёмов обучения необходимо учитывать возрастные физиологические и психологические особенности, уровень владения/невладения языком, мотивацию обучающихся. Обучение строится на интересе детей. Коммуникативная направленность в обучении языку находит возможность реализации в системе игр и игровых ситуаций с использованием персонажей зверей, которые являются постоянными участниками занятий.

Ведущими видами речевой деятельности являются аудирование и говорение. Основным способом достижения задач обучения родному языку является игровая деятельность, которая позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на алтайском языке, где память обогащается новыми словами.

На начальном этапе материал усваивается в процессе аудирования. Обучение говорению происходит с восприятием одной монологической реплики, также монологических высказываний по картине, по ситуации.

Цель – показать детям, как красива, богата меткими выражениями, речевыми оборотами, напевна алтайская речь. При разработке занятия включаются игры, физкультминутки, пальчиковые игры на алтайском языке. Необходимым условием успешного владения языком является формирование фонетических навыков, которые также могут развиваться в процессе физкультминуток на родном языке. Это и оздоровительные физкультминутки (руки, ноги в движении, ритмические (под счёт, танцевальные (под музыку, двигательно-речевые (инсценирование, подражательные (рычит медведь) и т. д.

В процессе практической деятельности (рисование, аппликация) происходит естественное общение. Результативности обучения способствует также интенсивность занятия: сочетание групповой и индивидуальной работы, использование нетрадиционных форм – путешествие на коне, в гостях у девочки Айсулу в юрте, приезд маленькой девочки в гости в детский сад и т. д. С помощью средств наглядности можно объяснить значение многих предметов. Совместно с родителями и детьми под руководством педагога оформляется предметно-развивающая среда, способствующая реализации программы.

Родником познания языка и прекрасным воспитательным средством является национальный фольклор (игры, танцы, песни, сказки). алтаййский фольклор широко представлен мифами и народными сказками.

Как видим, дошкольное обучение родному языку направлено на активное усвоение языка, пользование им в процессе общения детей между собой и дома с родителями.

На сегодняшний день дети умеют здороваться на алтайском языке, говорить «спасибо», прощаться, слышат и понимают отдельные фразы в процессе проведения физкультминуток и игр. Конечно, нельзя сказать, что все быстро усваивают, но есть дети, у которых отличное произношение звуков алтайской речи. Думаем, что у детей всё ещё впереди. Мы очень рады, что за столь короткий срок родители наших малышей стали нашими единомышленниками, они понимают важность изучения алтайского языка, возрождения культурных традиций. Надеемся, что родители и педагоги приложат к этому все усилия.

Источник

Татьяна Коленкова
Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.

Читайте также:  Развитие высшей нервной деятельности ребенка психология

Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства.  То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме.  Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.

Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.

Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.

Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.

Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.

Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.

Упражнение «Повтори»

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;

Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.

Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:

Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.

Упражнение «Скажи»

Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.

Упражнение  «Я скажу, а ты продолжи»

Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).

Упражнение  «Скажи наоборот»

Хороший день – плохой день;

Невкусный обед – вкусный обед;

Неинтересный фильм — …

Солёный – сладкий

Чистый мальчик – грязный мальчик

Упражнение «Скажи ласково»

дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.

Упражнение «Мама, папа, детёныш»

Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит«Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.

Источник