Роль родительского отношения в развитии ребенка

Роль детско-родительских отношений в развитии личности ребёнка.

Жизнь в семье невозможна без общения – между мужем и женой, между родителями и детьми. Общение в семье демонстрирует отношения членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией и духовный контакт. Спектр общения в семье может быть разнообразным. Помимо бесед о работе, здоровье, домашнем хозяйстве, политике, искусстве, жизни знакомых и друзей оно включает в себя обсуждение вопросов воспитания детей.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов и ценностей.

Однако общение в семье не бывает идеальным, партнёры по общению не могут всегда и во всём соглашаться друг с другом. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: конфликты, ссоры.

В семье, кроме взрослых, в полноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка.

В родительском труде, как и во многом другом, возможны ошибки, временные неудачи, сомнения, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.

Личность родителей играет существенную роль в жизни каждого человека. Не случайно к родителям особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжёлую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей.

Связь между родителями и ребёнком относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем дольше он должен оставаться в тесной зависимости от материнского организма.

Буквально в каждый день в семейном воспитании родителям надо задумываться о предоставлении ребёнку той или иной меры самостоятельности. Этот вопрос регулируется, прежде всего, возрастом ребёнка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром.

Первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких обстоятельствах у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная, необходимая из всех обязанностей родителей – относиться к своему ребёнку любого возраста любовно и внимательно.

Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Необходимо, чтобы ребёнок ощущал, чувствовал любовь родных, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или отношении супругов друг с другом.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть такое утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создаётся некий эмоциональный дефицит. Когда ребёнок лишён прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями даёт детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении диалога – это устремление к общим целям, совместное видение ситуации, направление совместных действий. Речь не идёт об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точки зрения взрослых и детей различны, что вполне естественно. Однако первостепенное значение сам факт общей направленности к разрешению проблем.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого.

Равенство позиций достигается в диалоге в том случае, если родители стараются видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт как высшее проявление любви к нему следует строить. Основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности.

Помимо диалога, для внушения ребёнку ощущения родительской любви необходимо выполнять ещё чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребёнка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей.

Как можно осуществлять принятие ребёнка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказываются в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребёнка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз нужно тебе объяснять!», «Любой дурак на твоём месте понял бы, как поступить!». Каждое такое высказывание, каким бы, по сути, оно ни было, какой бы ситуацией не было вызвано, наносит серьёзный вред контакту с ребёнком, нарушает его уверенность в родительской любви.

Формула истинной родительской любви, формула принятия – это не «люблю, потому что – хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой ты есть».

Важно оценить не личность ребёнка, а его действия и поступки. Действительно, если назвать своё чадо недотёпой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласиться с вами, и уж вряд ли это заставит его изменить своё поведение.

Контроль за негативными родительскими оценками ребёнка необходим ещё и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совершенно по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие даёт возможность проникнуть в мир глубоко личностных переживаний детей. Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность – таковы эмоции истинно любящих своего ребёнка, понимающих родителей.

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком

Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенности полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребёнка. Это попустительский стиль воспитания.

Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитание в духе «закручивание гаек», авторитарного стиля общения.

Правила, ограничения, требования должны быть согласованы между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

Тон, которым сообщены требование и запрет, должны быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишить его хорошего, чем делать ему плохо.

Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Источник

Детско-родительские отношения — «система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу-вверх (диада „ребенок — родители“) и сверху-вниз (диада „родители — ребенок“), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы»[1]

Общие сведения[править | править код]

Детско-родительские отношения являются уникальным источником для создания дальнейшей модели поведения ребенка в обществе. Первый опыт общения играет важную роль в дальнейшем жизненном пути ребенка.[2]

Проблема детско-родительских отношений изучается с давних пор, и многие психологи посвятили свои работы данному вопросу. Отношение родителей к детям с течением времени неоднократно менялось под влиянием различных факторов: политические, социальные и экономические.[2]

В настоящее время особенно важно изучать данный феномен, так как обществу необходимо создать благоприятную психологическую среду для развития детей. Важнейшую роль в создании данных условий играет семья ребенка.

Структура детско-родительских отношений[править | править код]

Детско-родительские отношения, как и другие взаимоотношения между людьми имеют свои особенности и структуру. Несмотря на то, что установление контакта с ребенком является прямой задачей родителя, для более продуктивного и эмоционально сближенного общения важна вовлеченность обеих сторон. То есть обратная связь от ребенка также необходима, как и «первый шаг» со стороны родителя. На отстраненность ребенка от взаимодействия с родителем может влиять его темперамент и первоначальная позиция родителя.
Родительская позиция, согласно А. С. Спиваковской — это «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Родительская позиция представляет собой систему родительского эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним».[3]

Контроль со стороны родителей, однако, необходим. Поддержание дисциплины у ребенка является важной задачей родителя, но необходимо соблюдать границу между контролем, приносящим пользу и контролем, нарушающим психику ребенка.[3]

Так, например, в детстве необходимо контролировать ребенка в вопросах гигиены, в выполнении домашних заданий, в соблюдении правил поведения. Помимо контроля, ребенок непременно должен чувствовать родительскую любовь к себе и родителей друг к другу, в дальнейшем это будет иметь важное значение для создания ребенком собственной семьи. Общение внутри семьи является одной из ключевых потребностей ребенка. Его отсутствие может влиять не только на нарушение психического здоровья, но также имеет серьезное влияние и на физическом уровне.

Проведены исследования, при которых отмечается, что ребенок, лишенный постоянного контакта и эмоциональной близости с родителем подвержен проблемам со здоровьем (плохо развивается, не растет, худеет и теряет общий интерес к жизни). (см. депривация) Также отмечается, что возникающие конфликты лучше всего решать путем коммуникативных методовв, которые помогут установить уважение и доверительные отношения внутри семьи.[4]

Следует обратить внимание на то, что безусловная родительская любовь не является врожденным чувством, оно приходит непосредственно после рождения ребенка или вовсе не проявляется. Таким образом, согласно Карабановой О. А..[3] можно выделить различные типы отношения к ребенку:

  • Безусловное эмоциональное принятие (любовь к ребенку при любых обстоятельствах)
  • Условное эмоциональное принятие (любовь к ребенку, в случае если он добивается некоторых достижений или выполняет определенные условия, чтобы заслужить родительскую любовь)
  • Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание любви и отвержения);
  • Индифферентное отношение (полное равнодушие, холодное отношение, отсутствие сопереживания);
  • Скрытое эмоциональное отвержение (непринятие ребенка, игнорирование).
  • Открытое эмоциональное отвержение.

Стили воспитания[править | править код]

Воспитание ребенка в семье может определяться такими факторами, как традиционность родительских взглядов, семейное положение родителей, социально-экономическое положение семьи, возраст и опыт родителей. Таким образом, можно выделить различные стили воспитания детей. Свои классификации стилей воспитания предлагали многие психологи. Так, например, Г. Крайг в своей работе[5] привел следующие стили воспитания, которые основывались на уровне контроля со стороны родителей и уровне теплоты по отношению к детям:

  • Авторитарный — такой стиль воспитания содержит в себе жесткий контроль и холодное отношение со стороны родителей. Авторитарный стиль не предполагает установления контакта с ребенком, все правила должны четко исполняться, просьбы родителей имеют черты приказа.
  • Авторитетный — данный стиль характеризуется умеренным контролем и теплым отношением к детям. Родителями поощряется развитие самостоятельности, выстраиваются конструктивные отношения с детьми. Основное свойство авторитетного стиля — установление диалога с ребенком. Все принятые решения, наказания и правила непременно обсуждаются с детьми.
  • Либеральный — для данного стиля характерны отсутствие контроля и повышенное теплое отношение к ребенку. Родители всегда открыты для общения, детям предоставляется полная свобода и проявляется безусловная любовь.
  • Индифферентный — данный стиль является некой противоположностью авторитетного стиля воспитания и имеет негативное влияние на развитие личности ребенка. Выделяются отсутствие контроля и холодное отношение к ребенку. Родители не проявляют никакого интереса к своему ребенку и закрыты для общения.

Данные стили воспитания не являются исключительными, зачастую родители применяют и комбинируют их в зависимости от обстоятельств. Также у родителей могут различаться стили воспитания, в связи этим стили взаимодополняют друг друга, либо противоречат друг другу, что в свою очередь препятствует воспитательной работе.

Структура родительства[править | править код]

Стиль воспитания ребенка напрямую зависит от структуры мотивации родительства. Данная структура определяется уровнем ценности ребенка в семье. В зависимости от этого выделяется три типа семей по различности уровня ценности ребенка:

  1. Первый тип — высокая ценность ребенка. Целенаправленное деятельность родителей, осознанная и спланированная беременность. Детей в семье мало, как правило, один.
  2. Второй тип — низкая ценность ребенка. Рождение ребенка — стечение обстоятельств. Беременность случайная, детей в семье, как правило, много.
  3. Третий тип — дети в данных семьях ценятся по причине наличия привилегий в связи с рождением ребенка. Самоутверждение родителей и признание в обществе — главные мотивы рождения ребенка в семье.

Особенности детско-родительских отношений на разных возрастных этапах[править | править код]

Детско-родительские отношения являются необходимой подсистемой отношений семьи как целостной системы. Детско-родительские отношения можно рассматривать как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.[6]

В детско-родительских отношениях важно уделять должное внимание как физиологическим, так и психологическим потребностям ребенка в каждом периоде.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте(М. И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве.[6]

Ребенку необходимо чувствовать безопасность окружающего мира и роль родителя на данном периоде чрезвычайно велика, так как свои потребности ребенок не может удовлетворять в силу своей беспомощности. Ребенку необходимо активное взаимодействие со значимым взрослым, должна быть сформирована привязанность к взрослому, так как в данном случае родитель является единственным источником удовлетворения потребностей. Если же привязанность не будет сформирована до 12 месяцев, то психическое развитие ребенка нарушается.[3]

Формирование предметно-орудийной компетентности является особенностью детско-родительских отношений в раннем возрасте.[6] На данном возрастном этапе предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок изучает истинное назначение предметов, способы овладения и роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

В дошкольном возрасте родители развивают социальную компетентность ребенка. Родитель выступает в качестве проводника в социальный мир, играет с ребенком, учит правилам совместной игры. Также на данном возрастом этапе родитель занимается подготовкой ребенка к школе, общение может иметь ситуативно-деловой характер. Все это готовит ребенка к вступлению в новую для него социальную среду.

Сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности является особенностью детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.
В подростковом и юношеском возрасте детско-родительские отношения определяются созданием родителями условий для развития автономии и самосознания ребенка.[6]

Методики[править | править код]

Существует множество методик для диагностики детско-родительских отношений:

  1. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) — Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис [1]
  2. «Опросник родительского отношения» (ОРО) — А. Я. Варга, В. В. Столин [2]
  3. «Методика PARI» (parental attitude research instrument) — Е. С. Шефер и Р. К. Белл. (В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет.) [3]
  4. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская)[4]
  5. «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР — Подростки о родителях)[5]
  6. Шкала общения родителя с ребёнком А. И. Баркан.
  7. «Стратегии семейного воспитания»[6]
  8. «Методика идентификации детей с родителями» опросник А. И. Зарова

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном — Череповец: ЧГУ, 2002. — 150с
  2. 1 2 Кон И. С. Психология ранней юности//Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  3. 1 2 3 4 Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
  4. ↑ Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Москва: АСТ, 2014. — 238с.
  5. ↑ Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000
  6. 1 2 3 4 Карабанова О. А.. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с.. 2005

Литература[править | править код]

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Москва: АСТ, 2014. — 238с.
  2. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном — Череповец: ЧГУ, 2002. — 150с.
  3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
  4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с.
  5. Кон И. С. Психология ранней юности // Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979.
  6. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.

См. также[править | править код]

  • Воспитание
  • Психология развития
  • Патологизирующие роли
  • Трансакционный анализ

Ссылки[править | править код]

  1. Методики диагностики детско-родительских отношений
  2. Карабанова О. А. — «Возрастная психология. Конспект лекций»

Источник