Роль родителя в коррекции развития ребенка

Автор: Орадченко Наталья Юрьевна

Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:

в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года:

обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;

проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;

повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье

выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;

определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;

целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;

учитывать пожелания родителей, их предложения;

познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.

В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:

групповые собрания;

индивидуальные беседы;

консультации;

анкетирование;

наглядная агитация;

открытые занятия с детьми;

День открытых дверей;

приглашение родителей на праздники;

совместные мероприятия;

закрытые ящики и информационные корзины.

Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей.

Всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями, в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезно. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении.

Читайте также:  Уход и развитие ребенка по месяцам с 0 до 12 месяцев

Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

comments powered by HyperComments

Источник

МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»

Консультация учителя — логопеда для родителей

«Роль родителей в работе по  коррекции звукопроизношения у детей»

                                                                 Учитель – логопед:

                                                                                             Калужских Н. П.

п. Поныри

2017 – 2018 уч. г.

Консультация учителя — логопеда для родителей

«Роль родителей в работе по  коррекции звукопроизношения у детей»

Уважаемые родители!

В детском саду  Вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2 раза в неделю. К  сожалению, многие родители считают, что без особых усилий с их стороны у ребёнка встанут все звуки, он научится правильно говорить, ведь с ним же занимается логопед. Специалист всё сделает сам! Вы сильно ошибаетесь! Степень влияния домашней работы родителей  с детьми на качество и время коррекции речи ребенка очень велика! Именно сейчас вам нужно приложить все усилия, всё своё внимание для скорейшего достижения поставленной цели.

 Какова же роль семьи  в преодолении речевых нарушений у детей? Не нужно думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная, кропотливая коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

• не ругать ребенка за неправильную речь;

• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

• не заострять внимание на запинках и  повторах слогов и слов;

• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Родители должны подготовить ребёнка к предстоящей работе,  объяснить значение, необходимость этих занятий. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной  коррекционной работе с ребенком.

 Коррекция  звукопроизношения происходит постепенно и состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный. На данном этапе происходит подготовка  речеслухового и  речедвигательного анализаторов к  правильному восприятию и воспроизведению  звуков.  Формируется  заинтересованность в занятиях.

2.  Постановка звуков. На этом этапе необходимо добиться правильного звучания изолированного звука.

3.       Автоматизация звуков.

4. Дифференциация звуков. Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

В процессе работы может сложиться такая ситуация: Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков и от контроля произношения данных звуков в «домашней речи». В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 10-15 минут в день.

Что же это – автоматизация звука в речи?

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных  связей на различном речевом материале. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация  звука осуществляется по принципу от легкого к  трудному, от простого к сложному.

Последовательность автоматизации звуков:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в  чистоговорках,  скороговорках и  стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и  в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если хорошо усвоен предыдущий.

Проведение занятий дома.

Материал, который изучается  на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Все упражнения  должны быть отработаны с ребенком дома под родительским  контролем.

Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Правила работы в домашних тетрадях:

• тетради забираются домой, и возвращаются в дни занятий;

Читайте также:  Три года ребенку задержка речевого развития

• не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься  несколько раз  по 10 — 15 мин.;

• задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.) выполняются только карандашами;

          • весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого произношения ребенком речевого материала.

         • Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка (дома);

• артикуляционную гимнастику следует делать вместе с ребенком, сидя перед зеркалом;

• все задания выполняются медленно, качественно, осознанно и до конца.

Таким образом,  исправление речи — длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи — это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Помните, что только совместная работа родителей, ребёнка и логопеда позволит добиться желаемого результата! Всего Вам хорошего!

Источник

Ольга Кожевникова
Роль матери и семейного окружения в коррекции отклонений и психического развития детей с РАС

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с различными отклонениями связана с решением вопроса о том, по какому пути пойдёт развитие детей данной категории и их дальнейшая социализация.

Всем нам известно, что именно семья является наиболее важным фактором социализации ребёнка и именно влияние семьи в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья роль семьи, а особенно матери неизмеримо возрастает, т. к. именно на неё ложится основное бремя ухода, воспитания и развития таких детей. Семья аутичного ребёнка испытывает постоянные сложности и ограничения, связанные с особым развитием ребёнка, часто лишена моральной поддержки не только со стороны знакомых, но и близких людей. Особенно матери испытывают тяжелый психологический гнёт, т. к. с появлением неполноценного ребёнка у многих возникают сильные эмоциональные переживания.

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребёнка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины и разочарования. Кроме того, отцы обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жёны.

В особой ситуации растут братья и сёстры таких детей: они тоже испытывают бытовые трудности, ведь родители часто вынуждены жертвовать их интересами. В какой — то момент они чувствуют обделённость вниманием.

Одной из поставленных задач для сотрудников нашего центра — это психологическая помощь семье с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть с ориентацией родителей на активную помощь ребёнку. Такие семьи особенно нуждаются в постоянной поддержке.

Главное в нашей работе это налаживание контакта с семьей, направлять и настраивать именно мать на сохранение душевного равновесия, для того, чтобы стать активными помощниками своему ребёнку. Мать должна как можно лучше понять проблемы своего ребёнка, чутко прислушиваться к советам специалистов, вырабатывать в себе ряд новых качеств.

Нам, специалистам, в свою очередь необходимо показать родителям пусть самые незначительные успехи ребёнка в развитии как результат совместной деятельности специалистов и родителей, в которой они являются партнёрами. Мы должны относится к семье внимательно, стараясь не навредить, не нарушить согласие в семье своими рекомендациями.

Радует тот факт, что мы в своей практике столкнулись с семьями, которые очень активны и заинтересованы в развитии своих детей. Родители с желанием идут на контакт со специалистами, делятся своими радостями и разочарованиями, со своими жизненными позициями и целями. Но вместе с тем родители должны помнить, что не стоит сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Надо адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребёнка.

Часто родители идут от одного специалиста к другому для того, чтобы более чётко понять проблему и получить совет о том, как воспитывать и обращаться со своими детьми. И соответственно, родители, испытывая недостаточность объяснений (со стороны специалистов) продолжают свои поиски.

В нашем отделении была сформирована и начала работу группа для детей с РАС кратковременного пребывания. Работа отделения направлена на коррекцию различных отклонений в развитии детей с РАС, на их социализацию. Коррекционные подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но прежде всего в работе мы должны установить с родителями взаимопонимание и доверие. И родители и специалисты должны помнить, что если возникают какие-то вопросы или опасения, то не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности.

Так же важно пояснять родителям (в виде консультаций), что коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше.

Основные правила коррекционной работы:

Коррекция детского аутизма должна быть комплексной и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикоментозное лечение необходимо. И родители должны помнить, что нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких- либо препаратов недопустимы.

Читайте также:  Помощь в развитии недоношенного ребенка

— Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении и дома должны быть одинаковыми или близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с такими детьми должен соответствовать задачам коррекционной работы.

Коррекционная работа остаётся необходимой на протяжении многих лет, но интенсивной она должна быть на начальных этапах.

Также, семьи имеющие ребёнка-инвалида сталкиваются с проблемами, связанные с возрастными особенностями больного ребёнка.

Первый период определяется спецификой развития ребёнка в первые годы жизни, поскольку родители с волнением наблюдают за тем, насколько успешно их ребёнок достигает определённых ступеней той нормы, которая известна для большинства здоровых детей определённого возраста.

Второй период испытаний для семьи – достижение ребёнком школьного возраста, уточнение формы и способа обучения. Ощутимой кризисной точкой может стать момент, когда родители убеждаются, что их ребёнок не в состоянии обучаться в обычной школе и нуждается в специальной программе. В этом случаи родители должны решить для себя — стоит ли бороться за посещение школы, условия которой для их ребёнка являются экстремальными, или смириться с надомным обучением, потеряв при этом реальную возможность постепенного приобретения навыков адаптации в коллективе сверстников.

Третий период начинается с переходом ребёнка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической форме заболевания, но возникают проблемы связанные с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, планированием будущей занятости ребёнка. Это время может оказаться наполненным болезненными напоминаниями о том, что подростку не удаётся успешно завершить переход в следующий этап жизненного цикла- он продолжает оставаться зависимым от родителей. Семья очень остро переживает отчуждённость и изоляцию своего больного ребёнка.

Четвёртый период семейных сложностей — начало взрослой жизни, совершеннолетие. Это очередная переоценка ценностей с пессимистическими прогнозами, переживания дефицита возможностей. Но обнадёживающая перспектива занятости вызывает озабоченность и тревогу. Этот кризис семья переживает наиболее остро.

Пятый период развития семейных отношений — взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут заботиться о своём ребёнке.

Для того чтобы смягчить, нивелировать воздействие этих критических моментов на семью, необходимо учитывать возрастные особенности развития ребёнка и развития семейных отношений в эти периоды. Важно помнить о том, что физическое, социальное и эмоциональное «существование» членов семьи взаимосвязано и если возникают нарушения во взаимоотношениях или ухудшается здоровье одних родственников, это моментально вызывает изменения в жизни других. Замкнутость или открытость семьи активно влияет на то, как она справляется со своими проблемами.

Специалисты центра должны в своей работе учитывать особенности каждой семьи, с которой они работают. Правильная оценка семейных отношений позволит наиболее эффективно построить консультационную работу с семьей, достичь планируемых целей.

На базе нашего отделения функционирует 2 группы кратковременного пребывания с диагнозом аутизм. Дети находятся в группе в течение трёх часов. За это время они получают помощь со стороны специалистов разного профиля: педагог- психолог, инструктор по труду, музыкальный руководитель, инспектор ФК, логопед, социальный педагог и воспитатели. Дети посещают индивидуальные и групповые занятия, основанные на разработанных индивидуальных развивающе – коррекционных программах. В нашем отделении обслуживается 14 семей, из них: 9 полных, 3 неполных семей и матери-одиночки- 2. Специалисты и родители стараются быть в тесном контакте, что является положительным аспектом в нашей работе. Каждый специалист корректно и гуманно оценивает динамику продвижения ребёнка. Педагоги стремятся в каждом ребёнке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе. Со стороны родителей важно, чтобы специалисты центра получили информацию о том, какими знаниями, представлениями и умениями владеет их ребёнок и какие проблемы у ребёнка имеют место.

Первое время детей в центр приводили на ограниченный срок, который постепенно увеличивался. При этом присутствие мамы или близких родственников было обязательным. Дозированность пребывания соблюдалась в целях избегания пресыщения ребёнка, его усталости, предотвращения аффективных срывов. Но есть в центре дети, которые в период адаптации не требовали присутствия мамы, не выражали беспокойства по поводу их отсутствия. Это лишний раз подчёркивает, что роль матери и семейного окружения играет существенную роль в воспитании и развитии ребёнка. т. к. именно от того, как мама и ближайшее окружение реагируют на сложившуюся жизненную ситуацию зависит дальнейшее нахождение ребёнка в социуме.

Важно помнить ещё об одном факторе родителям и специалистам, что детям с аутизмом необходима пожизненная помощь.

И родителям необходимо знать, что коррекцию надо начинать с самого раннего возраста.

Источник