Роль родителей в творческом развитии ребенка

Роль родителей в творческом развитии ребенка thumbnail
  1. Роль семьи в развитии творческих способностей детей

В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию   устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать   развитию  его творческих способностей.  

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором».

Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
         Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду.   Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время — будет трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду.

Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и  не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.

Развитие   творческих способностей  детей  следует признать одной из самых   важных задач в воспитании личности.  От этого зависит его будущее, его место в социуме.

 С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности. 

         Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
        Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям.   Наоборот, Не надо внушать способному ребенку, что он   исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно  переживать свои поражения и неудачи.  

        Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
              Первейшая цель каждого педагога — создать условия для выявления  и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему  школа и  учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие  социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
 Уважаемые родители, я обращаюсь к вам!    Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте.  Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Не  жалейте на это время. Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.  

  1. Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Ни у кого не вызывает сомнения,  что прогресс цивилизации зависит от исключительно одарённых людей.  Несмотря на то,  что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связанны именно с творчески мыслящими молодыми людьми,  в детстве им,  как правило,  не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.  Тем не менее это не всегда трагично ни для отдельного человека,  ни для общества в целом.  Черты характера,  способствующие творческой продуктивности можно обнаружить достаточно рано.  Родителям следует обратить внимание на их развитие.

 Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей.  Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка,  тем более вероятно,  что родители и другие члены семьи будут его одёргивать и ограничивать.

 Торренс,  создатель системы измерения творческих способностей,  сообщает,  что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.  В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер,  зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе.  Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте.  Задача родителей в этой ситуации – воспринять как — будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие,  хотя порой и утомительные.  Если же родители склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребёнка как повод для раздражения,  они рискуют подавить,  а не развить творческие наклонности ребёнка.  

 Обществу необходимы люди,  которые способны активно,  творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире.  Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию,  живое воображение.  Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то,  что до тебя ещё никем не было сделано,  или хотя бы то,  что до тебя существовало,  сделать по-новому,  по-своему,  лучше.  Иначе говоря,  творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд,  к лучшему,  к прогрессу,  к совершенству и,  конечно,  к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

 С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому,  что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны,  у них есть огромное желание познавать окружающий мир.  И родители,  поощряя любознательность,  сообщая детям знания,  вовлекая их в различные виды деятельности,  способствуют расширению детского опыта.  А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.  Кроме того,  мышление дошкольников более свободно,  чем мышление более взрослых детей.  Оно ещё не задавленно догмами и стереотипами,  оно более независимо.  А это качество необходимо всячески развивать.  Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.  Из всего выше сказанного можно сделать вывод,  что дошкольный возраст,  даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.  И от того,  насколько были использованы эти возможности,  во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде,  в которой формируется ребенок,  и,  в первую очередь,  влияние семейных отношений.  Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

 1)  гармоничность – негармоничность отношений между родителями,  а также между родителями и детьми;

 2)  творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;

 3)  общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

 4)  ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости».

 Особый интерес представляет изучение взаимоотношений творчески одарённого ребёнка с родителем противоположного пола.  Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребёнка.  Результаты их работ показывают,  что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек,  а матери — на творчество мальчиков.  У отцов,  проявляющих активный интерес к занятиям своих одарённых дочерей,  расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость,  гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями,  чем у тех,  кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.

 Матери,  занятые деловой или творческой карьерой,  зачастую вне дома,  склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.

 Традиционно отцы воспринимаются как кормильцы,  ответственные за принятие решений,  как носители высшего авторитета.  А матери,  напротив,  считаются источником внимания,  заботы и эмоциональной поддержки и часто своего рода буфером между отцом и ребенком.

 Те,  кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних,  считают,  что когда отцы проявляют больше «женских»,  экспрессивных свойств,  а матери – больше «мужского»,  инструментального,  то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане.  Нежные,  любящие отцы,  много времени уделяющие детям,  и матери,  воспитывающие независимость,  любознательность и гибкость,  таким образом,  развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты,  ведущие к высокопродуктивному творчеству.

 Интересно в этой связи отметить,  что матери,  весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени,  не добивались заметных успехов.  По всей видимости,  желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами.

 Огромную роль в развитии способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:

 1. Большие шансы проявить творческие способности имеет,  как правило,  старший или единственный сын в семье.

 2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей,  которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот,  если ребёнок отождествляет себя с «идеальным героем»,  то шансов быть креативным у него больше.  Этот факт объясняется тем,  что у большинства детей родители «средние»,  нетворческие люди,  идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

 3. Чаще творческие дети появляются в семьях,  где отец значительно старше матери.

 4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве.  Это событие характерно для жизни как крупных политиков,  выдающихся учёных,  так и преступников и психически больных.

 5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребёнка,  ситуация,  когда его талант становится организующим началом в семье.

 Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы,  благоприятствующей появлению идей и мнений.  Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищённости у детей.  Следует помнить,  что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения,  что их предложения неприемлемые или глупые,  — это самое верное средство подавить их творческие способности.  К мыслям,  высказываемым детьми,  родителям следует относится с уважением.  Более того,  родители должны поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи,  развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

 Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка значительно отличаются от тех,  что присущи социальной группе,  членом которой он является.  Такой ребёнок нуждается в понимании и поддержке родителей,  с тем чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным.  Родители не могут устранить все препятствия на пути ребёнка,  но могут помочь ему преодолеть их и вырасти настоящей творческой личности.

Источник

«Роль родителей в развитии творческих способностей детей».

Папа и мама – самый главный авторитет для маленького человечка и от их мнения зависит развитие его мотивации.

Помните, помогая ребенку осваивать творчество, вы активизируете процесс обучения в целом. Развивающиеся в процессе творчества самостоятельность, активность, инициатива побуждают детей осваивать новые знания, навыки, умения, формируют способность к самообучению и саморазвитию.

Разумеется, творчество не может быть ограничено стенами школы или сада. Творчество вообще не может иметь границ. Ребенок должен в любое время иметь возможность самореализоваться. hello_html_mee2a9a9.jpg

Условия для творчества.

Итак, с чего же начать? Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы. Выделите место для занятий, где ему было бы комфортно, подготовьте материалы для творчества. У малыша должно быть максимальное разнообразие средств для рисования, лепки, создания коллажей. Пусть маленький художник поэкспериментирует и с бумагой для рисования. Предложите ему на выбор большие и маленькие листы, цветной картон, крафт-бумагу.

Не забудьте, что рисовать можно не только с помощью традиционных предметов, но и зубной щеткой, поролоном, ватными палочками и многими другими вещами, а вместо краски, например, использовать раствор кофе.

Рисование нетрадиционными способами – завораживающий процесс, который увлекает детей с головой. Такой способ изображения не просто веселое занятие, он развивает пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывает потребность искать, думать, самостоятельно принимать решения. hello_html_m3dbeb04.jpg

Совместная деятельность.

Совместное творчество имеет гораздо более обширное влияние на развитие ребенка, чем одиночное. Выделите время для совместного творчества.

Во время работы обсуждайте с ребенком, что вы делаете, но в то же время не навязывайте свое мнение. Не критикуйте сюжет. Взрослые, как правило, ограничены стереотипами и штампами. Привычные для взрослого вещи ребенок может воспринимать по-другому.

Стимулирование воображения.

Чаще обсуждайте с ребенком, что происходит вокруг, фантазируйте. Рассматривайте красивые иллюстрации, фотографии, слушайте музыку, читайте книги.

Предлагайте отображать то, что приходит в его сознание, его чувства и ощущения. Чем больше малыш видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Наилучшим источником вдохновения детей являются прогулки на природе. Наблюдайте за явлениями природы. Обращайте внимание, как меняется небо в зависимости от времени суток, погодных условий, замечайте изменения деревьев, наблюдайте за животными.

Дети очень любознательны, задача родителей помочь им познать этот мир. Не отмахивайтесь от маленьких почемучек. Даже если вы чего-то не знаете, возможно, пришла пора заполнить свои собственные пробелы. Не бойтесь учиться вместе с детьми. hello_html_m1fd845dd.jpg

Гуляя в парке или в лесу, собирайте вместе с ребенком камешки, шишки, веточки. Для этих целей можно приспособить обувную коробку. Из собранных растений и листьев составить гербарий. Тогда материал для творчества всегда будет под рукой. В любое время малыш сможет рассмотреть фактуру и строение предмета.

Свобода в творчестве.

Не забывайте, что творчество не может существовать «из-под палки», оно должно быть свободным. Не превращайте его в обязательную деятельность, чтобы оно не стало в тягость. И конечно не ругайте малыша, даже если в творческом процессе что-то разлилось или испачкалось. Ребенок боится, когда его ругают, а страх – самый главный враг творчества. Возможно, в следующий раз он не возьмется за какое-то дело только из страха совершить ошибку и быть наказанным. Предоставьте малышу свободу в творчестве! Учитесь понимать его, будьте добры и терпеливы и у вас все получится!

Источник

Елена Новикова
Роль родителей в развитии творческих способностей детей

Роль родителей в развитии творческих способностей детей.

Из опыта работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад №7 «Белоснежка»

Новиковой Елены Валерьевны.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но они часто находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определенные условия. В нашем ДОУ накоплен разнообразный опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Только творческий союз педагогов, специалистов, родителей и детей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие могут наполнить жизнь ребенка интересными событиями. Родители все больше прислушиваются к мнениям тех педагогов, человеческую ценность которых они признают. А это побуждает специалистов непрерывно профессионально совершенствоваться, повышать коммуникативную культуру общения с родителями, активно внедрять новые технологии сотрудничества с семьей. Все эти задачи сформулированы в Основной общеобразовательной программе ДОУ, которую успешно реализует наш детский сад в своей работе.

Для того чтобы педагоги и родители работали в тесном контакте, мы приглашаем их на занятия, семинары-практикумы, показываем им, как и чем нужно занять ребенка дома. В анкете на вопрос «Какое активное участие ВЫ принимаете в творческом развитии ребенка?»были получены следующие результаты: занятия с ребенком дома-63,2%опрошенных: чтение ребенку книг-73%; разгадывание вместе с ними загадок, решение ребусов, кроссвордов-52,4%; рисование лепка.

Вырезание ножницами, конструирование-89,5%; просмотр детских передач и обсуждение увиденного-47,4% прослушивание музыки, организация выставки работ-52,6%; записи идей, высказываний, сочинений ребенка- 15,8 %.

Родителям объясняем, что они должны бережно относиться к работам, выполненным ребенком, в детской комнате можно выделить место, где они будут хранить их. В анкете перед родителямистоял следующий вопрос: «Организуете ли Вы совместный досуг вне дома?».Были получены следующие результаты: 68,4% родителей организуют совместный отдых с детьми в выходные, 47,4%-вместе с детьми занимаются спортом, 15,8-посещают с детьми выставки, музей.

Работы, выполненные ребенком в детском саду, тоже должны быть представлены родителям, мы делаем выставки детских работ, а также регулярно организуем выставки работ, выполненных вместе с родителями дома. Стало доброй традицией в нашем ДОУ организовывать выставки работ детей и родителейна православную тематику: «Рождество Христово», «Пасха пресветлая», «Троица Святая», «Осенние поделки», «Букеты лета».

Активно используются такие формы работы взаимодействия с родителями, как родительские собрания, педагогические беседы,

консультации педагогов, различные тематические выставки детских работ, посещение семей на дому, анкетирование.

Роль родителей в развитии творческих способностей детей

В настоящее время широко распространены такие формы работы с детьми, как кружковая работа и изостудии. На вопрос «Считаете ли вы необходимым посещение ребенком изостудии или кружка?»89,5%опрошенных родителей считают необходимым посещение детьми кружка или изостудии, и всего 10,5 % считают, что в этом нет необходимости.

Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребенка, главное чтобы ребенок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны родителей, научился мыслить свободно и смело, Только от нас зависит, будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной.

Педагогическое кредо нашего коллектива — все, что делается, должно делаться качественно!

Источник