Роль родителей в социализации и развитии ребенка

Людмила Стальмакова
Роль родителей в социализации детей. Из опыта работы

Роль родителей в социализации детей[

учитель начальных классов Стальмакова Людмила Васильевна

С самого начала жизни человек окружён другими людьми и включён в процесс взаимоотношений с ними. Он приобретает социальный опыт, который усваивается и становится неотъемлемой частью его личности. Одна из сторон социализации – постоянное познание, закрепление и освоение человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первичная социализация ребёнка происходит в семье. В семье ребёнок получает представление об обществе, о его нормах и ценностях, в семье закладываются основы и сознания, и поведения. Мы помним, как в недалёком прошлом занижалась роль семьи, и ответственность за воспитание ребёнка возлагалась на общество, в частности, на школу. В настоящее время усилия семьи и школы объединяются и направлены на формирование единого воспитательного пространства. Родители несут ответственность перед обществом за организацию условий, соответствующих возрастным особенностям ребёнка и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья – это целый мир. В нём он живёт, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Вследствие положительного или негативного влияния родителей ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным.

Когда эстафету социализации личности принимает школа, то ребёнок уже имеет определённый набор предписаний, которые регулируют его поведение. Дети, привыкшие к исполнению требований старших, как правило, становятся более успешными, так как с одной стороны, им легче освоить школьные правила, с другой – они удобны учителю. Успешность импульсивных детей, не умеющих подчиняться общим правилам, зависит от учителя, его отношения к нестандартности. Важно, не проявлять свою раздражительность и не пресекать инициативность этих детей, чтобы не провоцировать их на деструктивные поступки.

Что касается подготовки к школе, надо сказать огромное спасибо дошкольным учреждениям. Они уделяют этому вопросу большое внимание, но нельзя забывать и о роли родителей. Многие родители до сих пор акцентируют своё внимание на интеллектуальной подготовке ребёнка к школе и часто упускают из виду социальную готовность, которая включает в себя готовность к новым формам общения, новое отношение к себе и окружающему миру. Наиболее важными показателями социальнойготовности к школе являются:

умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребёнку взрослые;

умение считаться с другими, уступать им при необходимости;

навык сотрудничества;

способность самому решить свои простейшие проблемы, обслужить себя.

С первых дней поступления ребёнка в школу учителя начальных классов находятся в тесном контакте с родителями. Именно папы и мамы больше всего заинтересованы в том, чтобы дети получали полноценное образование и воспитание и находились в школе в комфортных условиях. Родители лучше других знают интересы и потребности своих детей, их сильные и слабые стороны. Сотрудничество учителя с родителяминачинается с первого дня знакомства и становится систематическим в различных формах:

1. Родительские собрания (высокий процент посещаемости).

2. Анкетирование родителей и учащихся, особенно в период адаптации детей к обучению в школе.

Анкетирование родителей помогает учителю не только больше узнать о ребёнке,но и определить сложившийся в семье тип отношений: диктат, опека, невмешательство или сотрудничество, а также возможный стиль воспитания ребёнка: авторитарный, демократический или попустительский. Как правило, самый высокий уровень социализации ребёнка будет в семьях с демократическим стилем воспитания. Дети из таких семей чувствуют уверенность в себе, нужность своей семье, сверстникам, учителям.

3. Оказание помощи своему ребёнку в презентации себя (1 класс, сентябрь – введение в школьную жизнь).

4. Создание портфолио, отражающего успехи и достижения каждого ученика.

В младшем школьном возрасте интенсивно формируется потребность в признании. Ребёнок впервые получает возможность сравнить свою деятельность с другими через систему оценок, принятую в школе. Он начинает осознавать своё «невсемогущество», развиваются самосознание и самооценка, поскольку появляются критерии успеваемости и поведения. Появляется зависимость от оценок взрослых, большинство детей оценивают себя так:

«Я хороший мальчик, потому что не бегаю на перемене».

«Я хорошая, потому что хорошо читаю и пишу красиво».

«Я плохой, я не умею решать задачи».

В ситуации стойкого длительного неуспеха у ребёнка не только снижается самооценка, но и могут появиться неадекватные защитные реакции. С помощью родителей необходимо научить детей правильно воспринимать результаты учёбы. Они ни в коем случае не должны стать для ребёнка единственным критерием собственной ценности. Возникшее в результате чувство неполноценности отразится не только на отношении к учёбе, к одноклассникам, к учителям, но и на жизни ребёнка в целом.

5. Важна роль родительского комитета.

6. Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий (наиболее доступным и интересным для учащихся начальных классов является экологическое направление.

7. Организация экскурсий.

8. Участие в различных акциях, в том числе благотворительных.

Читайте также:  Если ребенок отстает в развитии 5 лет

9. Организация праздников для детей (поздравление с днём рождения).

Для решения задач социализации в начальной школе широко используются игры. Они помогают детям. Подвижные игры – незаменимый способ энергетической разрядки и развития физических качеств детей. Сюжетно-ролевые игры помогают усваивать социальные роли, дают возможность проявить морально-нравственные качества.

10. Посещение учителем семей учащихся.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможны как созидательные, так и разрушительные последствия.

11. Беседы и консультации для родителей.

Наверно, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать родителям добрый совет. Сегодня, если родители хотят понять своих детей, разобраться в мотивах их поступков, могут найти ответы на свои вопросы в журналах, в книгах по проблемам воспитания, в Интернете. Но многие из них приходят к учителю за конкретной практической помощью. Только учитель может придать стройность и логическую взаимосвязь причин и следствий того или иного педагогического явления.

Источник

«Роль семьи в социализации ребенка на разных этапах развития. Совместная работа с родителями по социализации детей».

СЛАЙД 1.

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй».

Вильгельм Гумбольдт.

СЛАЙД 2.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в социализации подрастающего поколения.

С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Прав был замечательный отечественный психолог Л.С. Выготский, когда подчёркивал, что вопреки существующим теориям, младенец – «существо максимально социальное». Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.

Первый опыт социального общения человек осваивает ещё до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определённый субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. СЛАЙД 3.

Процесс социализации может осуществляться в различных социальных институтах. Но важнейшим институтом социализации личности является семья.

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет  наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

Процесс социализации неразрывно связан с совместной деятельностью людей. И именно школа открывает огромные просторы для совместной деятельности ребёнка, родителей и общества. СЛАЙД 4.

  Школа обеспечивает ученику систематическое образование и воспитание, которое само есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле.

Школа расширяет возможности ребёнка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

По своему статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Таковой является функция школы в процессе социализации ребёнка. СЛАЙД 5.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного процесса социализации, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Задача школы – заложить в ребёнке понимание того, что школа – определённая социальная ступень. Процесс социализации в школе должен продолжать процесс, начатый в семье. А это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребёнка.

В моей деятельности мне помогают все средства, которые направлены на формирование механизмов самооценки и самовоспитания. А формирование этих механизмов не возможно без воспитания.

Воспитание учащихся должно быть системным и продуманным, а также с участием в нём родителей. Свою воспитательную программу мы строим на основе экологического воспитания.

Принцип системности помогает соблюдать, программа  Волчковой  В.Н. и Степановой Н.В. «Экологическое воспитание». Основные формы занятий – беседы, викторины, игры. В программе дана тематика занятий. Воспитателями нашей группы была собрана папка – копилка с занятиями по предложенным темам.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка дошкольника образец заполнения

Организуя работу с семьёй, мы уделяем серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях принципов гармоничного существования семьи. Совместно с родителями и классным руководителем формулируем единые принципы воспитания и стараемся придерживаться их.

  1. Каждый ребёнок должен быть любим.
  2. Ребёнку необходимо жить в атмосфере искренности и доброты.
  3. Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
  4. Традиции и обычаи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
  5. Демонстрация родителями своим детям собственной работоспособности и блага, связанные с ней.
  6. Культивирования в семье положительных привычек. (Занятия спортом, походы на природу, экскурсии). СЛАЙД 6.

Считаю, что большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя и воспитателей будет тогда, когда педагог будет давать возможность проявить инициативу родителям и поддержит их во всех начинаниях. В своей работе мы используем разнообразные формы взаимодействия с семьёй.

Но наиболее эффективной  формой работы, которая  не противоречит нашим принципам, считаю:  коллективные дела. Ведь процесс социализации неразрывно связан с совместной деятельностью людей. И именно школа открывает огромные просторы для совместной деятельности ребёнка, родителей и педагога.

В первый год обучения мы проводили тренинг «Во что играют наши дети», на котором знакомили родителей в какие игры они могут поиграть с детьми по дороге в школу (В маршрутке, электричке), а также дома на досуге. Мы всегда призываем родителей проводить как можно больше времени с детьми в выходные. Даже совместный просмотр кинофильма объединяет. Т.к. наши родители удалены от школы мы не всегда имеем возможности проводить совместные праздники, но мы стремимся к этому. Делая поделку или рисунок вместе с ребенком, я считаю большим добрым делом. В прошлом году мы проводили занятие на тему «Моя малая Родина», с презентацией, где дети приносили фото, составляли рассказ, совместно с родителями, о своем любимом и родном месте, о своей семье. Знакомясь с увлечениями семьи, если таковые имеются, мы воспитываем чувства гордости ребёнка за свою семью. Родители помогают в подготовке, но не все. К сожалению, нам здесь есть над чем поработать….В первом полугодии мы провели консультацию для родителей «Роль семьи в становлении личности». Нашим родителям я всегда говорю, мы не боремся с недостатками, мы развиваем достоинства ребенка. И на первом месте всегда будет СЕМЬЯ, даже издательский журнал называется «Семья и школа». Только в первом классе – главным может быть учитель, а дальше – семья. И это правильно!

К дню Матери  мы рисовали свою семью по трафарету и разукрашивали. Осенью родители по моей просьбе привезли  много природного материала и мы делали поделки с детьми.

СЛАЙД 7, 8

Я сама человек активный, люблю спорт и всегда интересуюсь какими видами спорта занимаются дети с родителями или самостоятельно. Недавно мы провели конкурс рисунка «Как я провел зимние каникулы».

Я считаю, что любой выход родителей с детьми на лыжах, коньках или санках поддерживает закон культивирования в семье положительных привычек, в том числе  и занятие спортом.

 СЛАЙД 9.

В этом году планируем провести спортивную игру вместе с родителями. При этом они тоже приобретают определённый социальный опыт и возможность им поделиться с товарищами.

СЛАЙД 10.

В наш век различных гаджетов я  в начале этого учебного года я создала закрытую группу в контакте,  для того, чтобы родители могли видеть нашу деятельность в школе во вторую половину дня, я выкладываю туда фото детей, а также могу общаться с родителями по любым вопросам касаемо детей. Но и здесь не все гладко, есть такие родители, которые не умеют обращаться с компьютером. Так что проблемы, как и у всех у нас есть, будем работать….СЛАЙД 11.

Если человек является членом семьи, то гордость за свою семью переполняет душу ребёнка. Ещё Л.Н. Толстой писал, что стать личностью ребёнок может только в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.  

Выступление на педсовете

 «Роль семьи в социализации ребенка на разных этапах развития. Совместная работа с родителями по социализации детей».

Подготовила воспитатель

Силина Э.Э.

                                                        2015 год

Источник

        Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

        В то же  время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Родители и педагоги детского сада являются некими социальными сотрудниками для детей в детском возрасте. Они оказывают огромное влияние на процесс социализации ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

        Поступление ребенка в детский сад является значительным событием, как для родителей, так и для педагогов дошкольного учреждения.  От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Поэтому допустимо процедуру встречи и приема родителей сводить только к деловым контактам сотрудничества с педагогами ДОУ. Новизна таких отношений определяется понятиями  «сотрудничество» и «взаимодействие».

Читайте также:  Роль взрослого в развитии личности ребенка

        Сотрудничество — общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса, управления дошкольным учреждением. Взаимодействие – взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

        Работа всех сотрудников детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности заключается в реализации социального заказа родителей, интересов детей. Основным инструментом по его реализации является мониторинг, изучение семьи, которое организуется в ДОУ в различных формах — анкетирование, беседа, интервьюирование непосредственно при общении и по телефону, посещение семьи.

        В отличие от разных социально- экономических условий в которых находятся семьи, в уровне образования родителей много общего, но в городах и районных центрах, в столицах и провинциях он разный.

        Что касается компетентности родителей в области воспитания своих детей, то здесь тоже наблюдаются некоторые особенности.

        Родители в областном центре имеют больше источников получения информации о воспитании детей: это педагогическая и психологическая литература, консультации у воспитателя и психолога в детском саду.

        Некоторые взрослые при воспитании детей руководствуются собственной интуицией.

        В сельской местности родители отдают предпочтение своей интуиции, тому, как воспитывали их самих, советам воспитателей детского сада.

        Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания.

        Безусловно, решение сложных и многоплановых вопросов не пройдет само по себе. Для того, чтобы педагогический коллектив дошкольного учреждения мог реально помочь родителям и законным представителям в успешной социализации ребенка, нужна систематическая и целенаправленная работа, вначале сотрудниками детского сада (изучение семьи, подписание договора и т.п.), а затем и педагогов с родителями.

        Дальнейшее сотрудничество с родителями в рамках информационно- аналитического  блока строится по двум направлениям. Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, консультирование, информационные листы, газеты, листы- папки, библиотека для родителей, видеотека и т.п.

Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е обмен мыслями, идеями, чувствами.

С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые вовлекли бы родителей и детей в общее интересное дело, полагающее непосредственное общение взрослых с ребенком. Известно, что общение родителей со своим ребенком на бытовом уровне сводиться, как правило, К вопросам «что ел? Почему штаны грязные?» и т.п.

Основной задачей педагога является создание условий для ситуативно–делового, личностно ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книги, игры, подготовка к праздникам, поход, разработка общего проекта и т.д.).

Соответственно решению данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, издание семейных журналов, газет, ведение домашних читательских дневников.

Как показывает практика, одной из основных традиционных и эффективных форм работы остаются родительские собрания. Но родительские собрания в виде монолога давно исчерпали себя, поэтому для успешного сотрудничества лучшем применением стали родительские собрания в виде диалога. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат многих педагогов  стал ощутимее.  Собрания, проводимые  в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. дают больший результат эффективности взаимодействия. Часто педагоги используют фото и видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещений собраний достаточно высок.

Одним из любимых форм сотрудничества педагогов  с родителями являются досуги. К ним относятся совместные праздники, спортивные мероприятия, акции, участие в выставках поделок и рисунков. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

Самой не эффективной и малозначительной формой взаимодействия детского сада с родителями для успешной социализации  детей стало анкетирование. Было замечено, что при получении анкеты родители делают вид что торопятся, соответственно не вчитываются  в вопросы. Некоторые родители не понимают сущность вопроса, поэтому ответы склонялись к стандартному проставлению галочек  или прочерков (при затруднении ответа на вопрос). Таким образом, педагог, обрабатывая информацию по анкетированию, получает не точную и ошибочную картину происходящего.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Источник