Роль родителей в развитии связной речи ребенка

Роль семьи в развитии связной речи старших дошкольников.

Часто  у старших дошкольников наблюдаются трудности в понимании смысла услышанного рассказа, в самостоятельном планировании сюжета, в грамматическом оформлении речевого материала. Развернутые смысловые высказывания детей характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц. По мнению большинства педагогов, навыки связной речи при самостоятельном, спонтанном их развитии не достигают желаемого уровня, который бы позволил ребёнку полноценно учиться в школе. Этому ребёнка нужно обучать специально.

Развитие связной речи является основной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Важным компонентом интеллектуальной готовности к овладению школьной образовательной программой является наличие сформированной связной монологической и диалогической речи, так как она включает в себя все необходимые для присвоения общественного опыта этапы: восприятие, осмысление, передачу усвоенного смысла посредством собственного связного высказывания. Все школьные предметы основаны на пересказе (прочёл – пересказал). Если дошкольник будет свободно и понятно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная связная речь, но и письменная.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных качеств воспитанника, особую роль в развитии которых играют родители, как субъекты образовательного процесса. Главными воспитателями детей являются их родители. Поэтому усилия педагогов дошкольных учреждений по развитию связной речи дошкольников обязательно должны подкрепляться домашними занятиями. Но в современных условиях при напряженном ритме жизни в семье речевому развитию ребёнка уделяется мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, а не на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

Как же родители могут помочь своему ребёнку овладеть навыками связной речи? 

Очень важно направлять внимание ребёнка на всё, что он видит вокруг себя дома и на прогулке; и не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребёнку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите за тем, чтобы ребёнок отвечал полным, развёрнутым предложением.  Приведу несколько игр и упражнений, которые можно использовать в домашних условиях для развития связной речи детей:

Игра «Что мы видим во дворе?»Вместе с ребёнком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребёнку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?». Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Игра « Что мы видели вчера?»Вместе с ребёнком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чём разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса.  Аналогично проводится игра «Что мы будем делать завтра?»

Игра «Профессии»Покажите малышу, как с помощью разнообразных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть ребенок самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите: «Кто ты?» Ребенок назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я врач». Уточните у ребёнка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны. Чтобы помочь ребёнку рассказать о профессиях, необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например: — Как одет человек на работе? Носит ли он специальную форму? — Чем занимается человек на этой работе? — Где он работает? — Какие инструменты ему необходимы? — Зачем нужна эта профессия? Какую пользу приносит людям? Например, можно рассказать о профессии врача: врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице или поликлинике, он лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты: шприц, градусник, фонендоскоп. Профессия врач нужна для того, чтобы лечить людей от различных болезней.

Игра «Коллекция»Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру: — подбери все машины; — подбери всех кукол. Затем — геометрические фигуры: — подбери все шарики; — принеси все кружки. Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).

Упражнение «Давай поговорим»Является обычной беседой на бытовые темы. — Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

Упражнение «Назови действие»Ребёнок называет слова, обозначающие действия. Ребёнку задают вопросы: -Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит). — Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает). — Что делает щенок? — Что делает птичка?

Упражнение » Выучи стихотворение»Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребёнка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на картинки.

Упражнение «Загадки»Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребёнок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Упражнение «Посмотри, что увидел — расскажи»Ребёнку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают, а ребёнку предлагают ответить на вопросы: «Кто изображён на картинке?», «Во что одета девочка?» Затем следует попросить рассказать, что он видел на картинке. Конечно, сначала ребёнок дает краткие ответы: «Видел девочку». Далее следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить развёрнутый ответ, то можно предложить ребёнку снова посмотреть на картинку. Если ребёнок и теперь затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании картинку следует раскрасить, что позволит вашему ребёнку рассмотреть детали. Когда ребёнок раскрасил картинку, следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок: Какого цвета у мальчика брюки? Во что ещё он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч?

Игра «Угадай по описанию»Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что мы описываем. Например, лимон: «Этот фрукт жёлтого цвета. По форме он продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус — кислый. С ним чай становится вкуснее и полезнее». Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого описывает ребёнок.

Упражнение «Рисуем словами» Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его главные признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета. Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно «рисуем» этот предмет. И предложите «нарисовать» словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра «А что было дальше?»Можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди: — Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче. — Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам. — Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает! — Маша спросила «Кто тут?» (Что было дальше?)

Ежедневное общение родителей с ребёнком создаёт условия для развития связной речи дошкольника. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.                                

Источник

Мулдир Досбергенова
Родительское собрание «Роль семьи в развитии связной речи ребенка»

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом развития связной речи в семье.

Форма: семинар-практикум.

Подготовительный этап:

1. Анкетирование родителей по теме собрания.

2. Видео «Пчелки играют, речь развивают»

3. Изготовление объявление на собрание

4. Изготовление памятки для родителей «Маленькие хитрости по развитию связной речи дошкольников»

5. Подготовка выставочных материалов (художественная литература для чтения детям, серии сюжетных картинок) по развитию связной речи дошкольников.

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя группы Досбергеновой М. М

1.1 Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!»

1.2 Просмотр видео сюжета «Пчелки играют, речь развивают»

1.3 Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.

2. Отчет родительского комитета за 2014-2015 учебный год.

3. Выборы родительского комитета.

4. Разное

5. Итог собрания.

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя Досбергеновой М. М о значимости развития связной речи.

– Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодняшняя тема нашего родительского собрания посвящена «Ролью семьи в развитии связной речи ребенка».

Мы провели анкетирование в начале месяца по вопросам развития речи детей и его результаты навлекли меня на мысль провести среди родителей семинар-практикум, чтобы

мы обменивались опытом и в дальнейшем смогли работать в тандеме.

Потому что развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами — всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

Основными средствами развития связной речи являются:

• книги художественные произведений, сказки

• дидактические игры;

• театрализованные игры.

Но придется отметить что работы, проводимые в детском саду недостаточно для полноценного развития связной речи, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

По результатам анкетирования выяснилось, что 27% родителей не проводит со своим ребенком работу по совершенствованию речи.

100% родителей хотели бы освоить приемы работы по развитию речи ребенка. 99% родителей ответили, что они не знают какие знания получает их ребенок на занятиях по развитию речи. Во время сегодняшнего семинара-практикума мы постараемся ответить на эти вопросы и помочь вам освоить приемы работы по развитию речи с помощью разных упражнений.

2. Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!»

1. Какие вы игры играете дома для того, что бы развивать связную речь ребенка?

Родители делиться своими опытами.

Всем родителям интересно какие работы проводиться в детском саду для развития речи детей. Приглашаю вас на просмотр видео.

(Просмотр видео).

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий». Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

А сейчас дорогие родители я предлога вам на мгновенье превратиться в детей и поиграть в речевые игры.

Игра «Подберите эпитеты к словам»

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

— слон (большой, серый, толстый, добрый)

Игра «Сравни предметы между собой». Нужно найти как можно больше сходства и различия.

Стол – стул

Кресло – диван

Рубашка – футболка.

Игра «Сплетем венок из предложений» (с мячом)

Я произношу предложение, а вы находите в нем последнее слово и с этого слова придумываете новое предложение.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.

В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Это многочисленные пальчиковые игры в стихах.

А какие пальчиковые игры вы играете с ребенком? Ответы родителей. Обмен опытом.

А теперь посмотрим, какие пальчиковые игры знают наши дети (просмотр видео).

Дорогие родители я хочу предложить вам пальчиковую гимнастику «Дом»

Дом

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)

3. Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?

Обсуждения ответов родителей. Обмен опытом.

Показ видео детей.

А давайте дорогие родители мы тоже помечтаем. Приглашаю вас поиграть в игру «А если бы… Я».Варианты: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка- невидимка…».

Всем нам хочется чтобы дети имели хорошую дикцию, которая помогала бы им непринужденно общаться с другими людьми дала бы возможность им ясно и четко выражает свои мысли и чувства. Достигнуть такого эффекта помогает правильная артикуляция речи. Артикуляция — это образование звуков с помощью речевого аппарата. Подробнее об этом расскажет вам наш специалист логопед.

Источник

Ирина Клестова
Семинар-практикум «Роль семьи в развитии связной речи дошкольника»

Семинар-практикум «Роль семьи в развитии связной речи дошкольника»

1. Теоретическая часть

1. Речь – великий дар природы.

2. Задачи, которые необходимо решать в семье и дошкольном учреждении.

2. Практическая часть

1. Игры и упражнения по развитию речи.

2. Играем с родителями.

Речь – великий дар природы, благодаря которому дети имеют возможность общаться друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым, застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми.

Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но,когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.

Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

Тем более в последнее время значительно возросли требования современного общества к развитию детей. Это проявляется в программах и педагогических технологиях по развитию, воспитанию и образованию.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Детский сад берет на себя большой объем работы по данному направлению. Но без помощи родителей ему не обойтись.

Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении.

1. Формировать интерес ребенка к художественной литературе. Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.

Книгу нельзя навязывать, читать на бегу, читать то, что оказывается под рукой.

С ранних лет необходимо учить ребенка относится к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название.

Дети должны стать подписчиками периодических изданий: детских журналов и газет (не только «веселых картинок» и «комиксов»).

Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т. п.).

б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более).

В) работа с книгой.

Перед прочтением новой книги рассмотрите ее вместе с малышом. Спросите, о чем эта книга, кто главные герои. После прочтения обсудите рассказ с ребенком. Можно предложить ему составить свою версию рассказа.

Работая над связной речью, надо знать, что бывает речь диалогической и монологической. Диалог – это разговорный жанр языка. Ребенок учится спрашивать, отвечать, объяснять, слушать и понимать. Монолог – более сложная форма речи: составление ребенком небольших рассказов, сказок, умение пересказать историю, событие – увиденное или произошедшее.

Совершенствуя диалогическую форму речи, необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи. Закреплять умение слушать собеседника, задавать вопросы, строить ответы.

Поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы,придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.

3. Театрализованная деятельность как прекрасный мир ребенка прочно вошла во многие педагогические системы мира.

Театр радует детей, развлекает их и развивает. Для того, чтобы произошло развитие детей, необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.

По мере возможности организовывать посещение театров или дома просматривать видеозаписи театральных постановок.

Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость предлагаю простые игры на развитие различных речевых навыков.

Например, очень простая игра называется «Угадай, что у меня в сумке».

Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т. е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет). (Игра с родителями: в сумке дудочка).

Следующая игра называется «Где мы были, вам не скажем, а что дедали, покажем».

Надо имитировать действие каких-то работ. Например, чистка картошки, сбор яблок.

Следующая игра «Так бывает или нет?» (в этой игре, кроме связной речи, развивается и внимание – надо уметь замечать нереальность суждений). Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает.Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься».Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет».Другой вариант: «наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

Придумайте какую-нибудь небылицу.

Помните,наверно: Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши

Строят гнезда из лапши.

Сел баран на пароход

И поехал в огород

В огороде-то на грядке

Вырастают шоколадки.

Или у К. Чуковского есть стихотворение «Путаница». Прочитайте детям, выделяйте небылицы.

Следующая игра «Угадай, что это».

Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»

Можно играть с целью развития грамматического строя речи и обогащения словаря ребенка. Игра «Волшебные очки». Представьте, что у нас есть волшебные очки. Все становится красным, зеленым или синим и т. д.

Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало,скажи: красные сапоги, красная машина, красное дерево и т. д.

Следующая игра «Скажи наоборот». Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Если скажу жадный, вы скажите щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.

Игра «Назови кашу». Какую кашу приготовили из гречки? Из гороха? Из пшена? И т. д.

Еще подробная игра «Приготовили сок». Какой сок мы приготовили из яблок? Из слив? Из груш? Из вишни? Из моркови? Из апельсина? Из лимона? Справились?А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Морковный сок из чего? И т. д.

Игра «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему «так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.

Можно поиграть в игру «Назови ласково». Как мы назовем ласково солнце? Дерево? Ручей? Весна? Мужа? Автобус? Дверь? И т. д.

Очень дети любят играть в «Добавлялки».

Подбирать подходящие слова.

Например: я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж)

Важно по морю плывет трехэтажный… (теплоход)

Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)

Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)

Ир-ир-ир – мой папа… (командир)

Или давайте прочитаем стихотворение Д. Хармса

Я хотел устроить бал,

И я гостей к себе…

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый…

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости…

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел

И пирог в минуту…

Когда же гости подошли

То даже крошек…

Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать,но еще и уметь обосновывать отгадки: «Как ты догадался?».

Не сеют, не сажают

Сами вырастают (волосы)

Не на полу, не на потолке

А смотрит и в дом, и на улицу (окно)

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился (варежка)

Из горячего колодца

Через нос водица льется (чайник)

На сучках растут шары

Посинели от жары что это (слива)

И, конечно, не забывайте про мелкую моторику, про пальцы. Пальцы тоже помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы, ну и строят из конструктора.

Ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Играя со своими детьми вы можете много добиться. Так что, все в ваших руках.

Источник