Роль родителей в развитии ребенка психология
«Роль семьи в психическом развитии ребенка»
Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Психологический климат в семье на здоровье ребенка влияние оказывает самое непосредственное. Вне сомнений, что именно от родителей зависит, какими будут их дети: станут ли они уверенными в себе, оценивающими свои поступки адекватно, взрослыми людьми, или всю жизнь будут бороться с комплексами, полученными в детстве.
Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но…если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.
Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо-эмоциональной сферы ребенка, что может привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующее влияют на ребенка.
Опыт отношений
Во всяком случае, ребенок в семье получает опыт отношений. Он не живет в изоляции, а с самого раннего детства имеет возможность наблюдать за тем, как взрослые взаимодействуют с окружающими людьми, и пытается перенимать этот опыт. Он закладывается автоматически, без каких-либо усилий. Незаметно для себя самого маленький человек открывает для себя целый мир чувств и настроений, которые царят в обществе. Стремление подражать взрослым продиктовано естественным желанием быть похожим на них. Обычно мальчик внимательно следит за поведением собственного отца и старается его копировать. Девочка же неосознанно воспроизводит поведение матери. Такое поведение совершенно естественно и говорит о нормальном развитии.
Конечно, взрослые тоже совершают ошибки. Порой они не замечают того, что дети усваивают и негативные уроки. Влияние семейных отношений на воспитание дошкольника особенно велико. Развитие личности невозможно без живого показательного примера. Ребенок замечает даже самые малейшие детали отношений родителей, хотя в большинстве случаев не проговаривает их вслух. Отцу и матери необходимо быть предельно внимательными для того, чтобы не подать дурного примера. Очень часто родители допускают такие ошибки, за которые им впоследствии бывает стыдно. Опыт отношений закладывается в детстве и остается с человеком на всю жизнь. Влияние родителей на формирование семейных ценностей огромно. Как правило, человек во взрослом возрасте неосознанно копирует поведение родителей, их манеру общения и т.д.
Саморазвитие
Формирование личности ребенка в семье – задача непростая. Порой нужно приложить немало усилий и терпения для того, чтобы достичь какого-то определенного результата. Семья как социальный институт формирования личности имеет большое значение. Только в семье человек может воспитать в себе навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Приобретая навыки саморазвития, ребенок развивается полноценно, не углубляясь в сильные переживания и самообвинение. Если родители занимаются духовной практикой или просто работают над собой иным способом, то у сына или дочери появляются хорошие шансы к тому, чтобы стать в жизни действительно успешным человеком. Развитие личности всегда происходит постепенно, под влиянием множества факторов.
Преодоление трудностей
Роль семьи в развитии личности ребенка чрезвычайно ценна. Умение преодолевать значимые препятствия очень важно для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Чем больше человек работает над собой в этом направлении, тем проще ему становится побороть сопутствующие страхи, сомнения и неуверенность. Преодолевая трудности и препятствия, которые встречаются на пути, человек обязательно становится сильнее. Он находит в себе дополнительные ресурсы для достижения. Чтобы научиться справляться с трудностями, необходимо взрастить в себе необходимые навыки. Кому-то становится проще заручиться поддержкой близких людей, нежели действовать самостоятельно. Однако формирование сильной личности происходит тогда, когда человеку приходится преодолевать множество препятствий. Когда некуда отступать, человек начинает действовать более активно и продуктивно, нежели имея в запасе определенное количество времени.
Характер
Воспитание характера ребенка тоже происходит в семье. Родители сильно влияют на формирование как положительных, так и отрицательных качеств своего чада. Отец и мать подают такой пример, который может стать источником вдохновения для сына или дочери, сделаться для них своеобразным проводником на долгие годы. Часть характера является индивидуальной у каждой личности, однако много того, что закладывает общество. Семья оказывает прямое воздействие на характер маленького человека. Влияние семьи на формирование личности ребенка нельзя игнорировать и в том случае, когда родители не смогли научить ничему хорошему свое чадо. Такая личность все равно будет испытывать на себе негативное влияние той среды, в которой выросла, как бы она ни пыталась отрицать сей факт. Даже невольно человек начинает воспроизводить в будущем опыт своей семьи. Характер человека будет таким, каким ему позволили сформироваться.Развитие личности – процесс глубоко индивидуальный. Его невозможно спрогнозировать заранее. Предугадать, каким будет характер взрослого человека, глядя на маленького ребенка, нельзя. Роль семейного воспитания в формировании личности невероятно существенна.
Социальные навыки
Приобретение социальных навыков тоже происходит в семье. Именно в окружении близких людей, каждый ребенок учиться общаться, строить индивидуальные отношения. Социальные навыки, полученные в семье, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Как к ребенку относились в семье, так он потом будет относиться к самому себе и того же ждать от общения с окружающими.
Развитие и социализация личности в семье накладывает серьезный отпечаток на человека. Как его воспитывают отец и мать, так он и живет в дальнейшем. Даже если индивид на словах отрицает влияние родителей на свою жизнь, он в большей степени ему подвержен. Как бы человек ни хотел отгородиться от своей семьи, у него не получится это сделать. Большинство людей попросту не замечают, как копируют привычки родных по крови людей, как воспроизводят похожие ситуации, формируют идентичные события. Многим людям свойственно, так или иначе, жаловаться на жизнь. Но не каждый находит в себе силы заниматься самосовершенствованием.
Неполная семья
К сожалению, в настоящее время далеко не все семьи могут похвастаться тем, что в воспитании ребенка принимают участие оба родителя. Нередко возникает ситуация, когда чадо воспитывает одна мать, а отец даже не присутствует в поле зрения сына или дочери. Даже в том случае, если папа иногда встречается со своим отпрыском, но не живет в одной квартире, можно говорить о неполной семье. Такая ситуация не может не удручать и не печалить. Другое дело, что в наше время множество людей не считают эту ситуацию проблемой. Очень часто дети растут, окруженные вниманием матери и бабушки, не испытав на себе, что такое забота отца. Каково влияние неполной семьи на развитие ребенка? Ученые спорят по этому вопросу, мнения их расходятся. В большинстве случаев доминирует представление о том, что отсутствие второго родителя негативно сказывается на психике ребенка, влияет на личностное развитие, препятствует формированию доверительного отношения к миру. И с этим трудно не согласиться! Неполная семья в любом случае оставляет на личности мощный отпечаток неполноценности. Не обязательно, что в человеке разовьется какая-то негативная черта. Только он всегда будет чувствовать некоторую потерянность, неуверенность в себе, отчасти отвергнутость и подавленность. Ребенок ведь не понимает, почему его семья отличается от других, чем он провинился, нередко чувствует, что он как будто хуже остальных. Такой личности обязательно нужна поддержка. Конечно, в наше время никто не удивляется неполным семьям, однако они по-прежнему представляют собой в некотором смысле печальное зрелище. И очень сложно бывает объяснить ребенку, особенно подростку, почему он живет только с мамой. В любом случае происходит какое-то воздействие на психику, на умение воспринимать окружающую действительность. Роль семьи в формировании личности ребенка поистине огромна.
Уверенность в себе
Оказывается, даже такие личностные особенности закладываются в семье! Многие люди спорят об этом, но в итоге соглашаются с тем, что без поддержки самых близких людей вряд ли можно добиться в жизни чего-то по-настоящему существенного. В самом деле, невозможно себе представить преуспевающего человека без крепкой и дружной семьи. Если у него этого нет, значит, и нажитое благополучие в какой-то момент может серьезно пошатнуться. Чем более уверенным человек себя ощущает среди ближайших родственников и второй половинки, тем больше у него шансов реализовать заложенный потенциал.
Уверенность в себе является неотъемлемым компонентом счастливой и самодостаточной жизни. Однако большинство людей никак не могут похвастаться непоколебимой уверенностью в себе. Кто-то сомневается по поводу своих талантов и возможностей, другие не находят достаточных оснований для того, чтобы просто начать действовать. Иногда слишком много времени проходит в сомнениях и тревоге. Если бы каждый человек мог осознать свою непреходящую ценность, мир изменился бы. Так влияет воспитание на формирование личности.
Личные убеждения
Они тоже формируются в семье. Сложно себе представить человека, который не ориентируется на мнение своего ближайшего окружения. Когда индивид живет под одной крышей со своими родственниками, то в какой-то степени делается зависимым от их мнения. Человек эмоционально подвержен влиянию извне. Личные убеждения не возникают ниоткуда, они формируются в семейной обстановке. Как правило, родители передают свои личные воззрения детям. Вот почему во многих случаях дети склонны опираться на мнение родителей: они ищут в них опору и поддержку. Их взгляд на жизнь становится личным убеждением.
Моральные ценности
Это такие категории, которые в глазах общественности приобретают большое значение. Моральные установки порой оказывают значительное влияние на людей. Люди в самых трудных жизненных ситуациях размышляют над тем, как им следует поступить, повинуясь голосу совести. Во многих случаях им удается выйти на правильный ответ внутри своей души, отыскать золотую середину.
Как правило, жизнь заставляет принимать неоднозначные и непростые решения, которые управляют человеком. Не всегда взвешенные решения идут от сердца, но зато руководствуются голосом совести. В некоторых случаях человек вынужден поступиться собственными интересами ради счастья и благополучия близких людей. Моральные ценности воспитываются в семье. То, как родители относились к понятиям долга, ответственности, нравственности, несомненно, сказывается на детях. Если ребенок рос в любви, заботе, его учили терпеливо относиться к окружающим, то в дальнейшей жизни он сам будет основываться на этих же понятиях. Моральные ценности порой слишком сильны, чтобы их победить одним лишь умом.
Духовное становление
Немаловажную роль играет то обстоятельство, являются ли родители ребенка приверженцами какой-либо религии. Религиозное воспитание накладывает серьезный отпечаток на психику человека, в корне меняет всю его жизнь. Чем больше времени родители уделяют духовным занятиям, тем сильнее это укореняется в сознании ребенка. Придет время, и он уже будет считать такой образ жизни неотъемлемым элементом своего индивидуального существования. Духовное становление, конечно, складывается не только из религии. Имеет большое значение вопрос образования, нравственно-этические категории, собственные индивидуальные качества характера. Духовное становление невозможно без хорошего наставника. В его роли могут выступать родные родители – мать или отец, а иногда оба сразу. Человек, который посвятил себя самосовершенствованию, непременно захочет поделиться своими сакральными знаниями с детьми. В этом нет ничего удивительного. Ребенку только останется принять эти знания как священный дар и грамотно ими распорядиться.
Влияние семьи на ребенка
1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.
3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Таким образом, влияние семьи на формирование личности ребенка огромно. Маленький человек полностью впитывает в себя ценности того окружения, в котором находится большую часть времени. Моральные установки и мнения здесь имеют большое значение. Чем больше внимания уделяется чаду, тем более счастливым и самодостаточным он вырастет.
Источники:
Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2013. С. 29-46.
Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. — М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во «Алетейя», 2012. 272 с.
Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. М., 2011.
Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24. № 2. С. 95-106.
Психологический словарь. / Ред. Зинченко В. П. — М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 465с.
Сандлер Джозеф и др. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. / Сандлер Д., Дер К., Холдер А.; Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 2010.– 346с.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 2012.– 125с.
Источник
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители. Оно безусловно верно и отражает огромную роль родителей в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. По крайней мере в первые годы жизни эта роль почти абсолютна. Да, можно переложить ответственность за воспитание на других людей, например бабушек и дедушек, однако решение об этом перекладывании изначально принимается самими родителями.
В первую очередь хороший родитель — искренний родитель. Многие думают, что хорошими родителями можно стать, изучив специальную литературу и овладев особыми методами и способами воспитания. Часто на психологических консультациях можно наблюдать родителей, ждущих от психолога каких-то хитрых советов, с помощью которого можно «резко улучшить» поведение ребенка, мудрых слов, передав которые ребенку можно раз и навсегда вразумить его. От психолога ждут, таким образом, неких «психологических таблеток», способных исправить дефекты воспитания. Такой родитель самоустраняется от полноценного воспитания, принимая на себя лишь роль ретранслятора культурного опыта общества.
Во многом в этой ситуации виноваты сами педагоги и психологи, которые слишком заигрались в «черную кошку в черной комнате», изображая знание неких очень сложных, непонятных простым гражданам истин. В результате у многих родителей выработался своего рода комплекс родительской неполноценности, уверенность в том, что они, не обладая специальным психологическим или педагогическим образованием, точно не смогут компетентно заняться воспитанием.
Конечно, педагогические и психологические знания родителям весьма желательны. Но, во-первых, одних знаний мало, а, во-вторых, эти знания бывают очень разные. Как гласит древнее высказывание, нет такой глупости, которую бы не высказали философы. Так и в вопросах воспитания, нет такой глупости, которую бы еще не придумали. Иной родитель, наткнувшись на длинные опусы психоаналитиков, может просто впасть в ступор, не сумев переварить эту своеобразную интеллектуальную порнографию.
Искренний родитель не боится проявить в вопросах воспитания сомнения и непоследовательность. Но и не мучается в постоянных тревожных сомнениях («Быть или не быть… Бить или не бить…») Искренний родитель умеет и наказывать, и прощать.
Родители, никогда не сомневающиеся в своей правоте и точно представляющие то, что их ребенку нужно, или а) не очень умны (разумны), или б) просто играют роль компетентного специалиста по воспитанию. Такая роль часто востребована среди неработающих домохозяек, которым надо изображать свой значительный вклад в семейные дела.
Искренний родитель не будет лукавить и изображать, что он совершенно точно знает, что ожидает его ребенка в будущем. Он знает, что жизнь — вещь сильно непредсказуемая, поэтому готовит своего ребенка к разного рода жизненным сценариям, формирует тем самым из него разностороннюю личность.
Неискренний родитель убеждает себя, ребенка и других людей в том, что будущее ему точно известно, что он очень хорошо разбирается в человеческой психологии и знает, что его чаду уготована слава, например, Святослава Рихтера. И надо все делать для того, чтобы приблизить этот великий момент: заниматься фортепиано по пять часов в день, не заниматься бытовыми делами, спортом и иной «ерундой», не общаться с другими детьми и смотреть на сверстников свысока.
Другое проявление неискренности в воспитании — вечное пребывание в тревожной мнительности. Тревожный родитель теряется всякий раз, когда сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка. Он не знает, можно ли наказать, можно ли не наказывать. В обоих случаях он видит одни лишь негативные последствия. И в целом сосредоточен именно на негативных сторонах бытия, обманывая себя и других именно в этом. Если накажешь ребенка — у него может появиться сильная психологическая травма. Не накажешь — из него вырастет преступник и наркоман.
Ребенок такого родителя рано или поздно сообразит, что на самом деле его маму или папу интересует не столько он сам, его воспитание, сколько собственные эмоции и переживания по вопросам воспитания. Вряд ли ребенок будет любить и уважать родителя, который, с одной стороны, подвергает его мелочной опеке: следит за малейшими изменениями в поведении, постоянно подозревает в проступках, вредных привычках, дурных знакомствах и даже психическом здоровье, а с другой стороны — не испытывает искренних чувств к ребенку, лишь лелеет свои тревоги.
Нормальная воспитательная работа требует повышенной активности со стороны нашего разума. Как на войне, требуется умение быстро разобраться в сложившейся обстановке, собрать максимум информации — пусть даже противоречивой, творчески выработать оптимальное решение. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Разумный родитель всегда постарается даже собственные ошибки и просчеты обернуть на пользу.
Воспитание в семье — это кусочек Большой жизни. Поведение родителей и их чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Сегодня родитель может быть ласковым и нежным, завтра — быть в суровой ярости.
Все родители разные, у каждого — свой индивидуальный родительский стиль. Отношения с ребенком — тоже индивидуальны и неповторимы.
Хочет того родитель или нет, но большое значение для ребенка имеет социальный статус самого родителя. Богатый родитель, или родитель, обладающий значимыми для общества достижениями в области культуры, науки или техники, или родитель, занимающий высокую должность, обычно пользуется большим авторитетом у собственного ребенка. При этом такой родитель обычно является предметом гордости ребенка. Соответственно и слова уважаемого родителя будут более цениться.
Хотя чрезмерная воспитательная уверенность, как было сказано выше, вредна, тем не менее хороший родитель это еще и целеустремленный родитель. То есть тот, кто более-менее представляет, каков должен быть желаемый результат воспитания. Как родители, так и их дети живут в разных местах, в разные времена, в разных социально-экономических реалиях. Детей, росших в СССР, в большей степени воспитывали в духе коллективизма и взаимопомощи, потому что во взрослом обществе существовали социалистические отношения (средства производства находились в общем пользовании) и отношения людей по умолчанию были «Человек человеку друг». В капиталистической России — до СССР и после — воспитание основано скорее на индивидуализме и отношениях по умолчанию «Человек человеку враг». Соответственно различаются родительские тактики и стратегии. Любой хороший родитель, как и педагог, вынужден решать вопросы не только в области развития способностей, но и по личностному становлению.
Семья и родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей (или людей, их замещающих) играют огромную роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, многие обращаются мысленно в тяжелую минуту жизни.
Чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична.
Если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Во многом это связано с тем, что все люди смертны, и в продолжении рода, в воспитании «своих маленький копий» они находят себе некоторое утешение и радость.
Важно, чтобы ребенок всегда чувствовал свою небезразличность для родителей. Ребенок может простить крики и побои, но холодность и безразличие ему простить будет очень сложно. Многие дети из таких семей ищут тепло и заботу «на стороне». Они легче вливаются в дурные компании и поддаются в подростковом возрасте алкоголизму и наркомании. Только при уверенности ребенка в родительской любви и заинтересованности возможно правильное формирование психического мира человека, уравновешенный склад характера, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно активно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Иными словами, хороший родитель — не только искренний и целеустремленный, но еще активный.
См. также
Воспитание детей
- Влияние конфликтов на развитие ребенка
- Влияние семьи на становление личности
- Волевая готовность к школьному обучению
- Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
- Воспитание и потребность достижения
- Воспитание и потребность смысла жизни
- Воспитание как реализация определенной системы
- Воспитание как формирование определенных качеств
- Дети разведенных родителей
- Дружелюбие без баловства
- … и другое
Детская коммуникация
- Влияние конфликтов на развитие ребенка
- Влияние семьи на становление личности
- Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
- Голосовые контакты с ребенком
- Дружелюбие без баловства
- Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка
- Как помочь ребенку разговаривать
- Коммуникативные факторы личностного развития ребенка
- Контакты в ходе совместных действий
- Личностная готовность к школьному обучению
- … и другое
Развитие ребенка
- Варианты развития детей (перед школой)
- Влияние конфликтов на развитие ребенка
- Влияние образования на формирование личности
- Влияние семьи на становление личности
- Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
- Воспитание и потребность достижения
- Детская ложь
- До и после трех
- Закаливание
- Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
- … и другое
RSS
azps@azps.ru
Источник