Роль речевого развития в жизни ребенка
МБДОУ «ЦРР – детский сад №194»
РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет — с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.
Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:
- формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
- развитие лексики;
- формирование грамматики речи;
- развитие связной речи дошкольников;
- обучение детей общению и речевому этикету;
- знакомство с различными жанрами детской литературы.
(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой
деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его
словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь
становится более связной. (Д. Б. Эльконин).
Воспитатель Шуткина Н.А.
Источник
Любовь Лупеко
Работа по развитию речи
Роль речи в жизни ребенка.
Развитие речи — одна из главных задач всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Работа по развитию речи включает в себя:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Формирование грамматически правильной речи.
3. Формирование разговорной (диалогической) речи.
4. Обучение связной монологической речи (рассказыванию).
5. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса.
В реальности у большинства детей:
1. Бедный словарный запас.
2. Недостаточно выразительная речь.
3. В пересказах и самостоятельных рассказах допускаются содержательные и смысловые ошибки.
4. При рассказывании требуется помощь воспитателя.
5. В творческом рассказывании недостаточно самостоятельности.
6. Допускаются отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении.
7. Нарушение речевого дыхания.
8. Нарушение лексико-грамматики.
9. Нарушение коммуникативных функций, выраженных в несформированности моделей общения (дети не могут общаться в самых простых ситуациях: попросить что-то друг у друга или самостоятельно организовать речевую игру).
Дети, поступающие в нашу группу, имеют отклонения в физическом, психическом и речевом развитии — это невралгии,
нарушение опорно-двигательного аппарата, общее недоразвитие речи, задержка психического развития и другое. Причины этого явления я вижу, прежде всего, в семье, в незнании и неумении родителей общаться своими детьми.
Раньше были большие семьи, и опыт воспитания передавался из поколения в поколение. Сейчас молодые семьи живут отдельно. В семье, как правило, один ребенок, а если есть второй, то обычно, у детей большая разница в возрасте. И ребенок является для родителей игрушкой, которую они одевают, кормят, балуют. А ведь воспитание — это серьезный процесс, требующий больших усилий.
В современных семьях забыты традиции, передающиеся из поколения в поколения. Мамы не поют на ночь детям колыбельных песен, не рассказывают сказок. Играя с ребенком в «ладушки» или «сороку-ворону», некоторые родители даже не догадываются о связи развития мелкой моторики рук с речью ребенка. Ребенок начинает ходить,а мамочка не приговаривает ласково: «Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись.». Приучая ребенка одеваться,не услышишь: «Маша варежку надела. Ой! Куда я пальчик дела,.». В настоящее время условия жизни изменились — сейчас в магазинах продают готовые полуфабрикаты и не требуется, как раньше, помогать маме, например, замесить тесто для вареников. Ребенок мог сыпать муку или даже вымешивать маленький кусочек теста, пусть не раскатывать, но вырезать стаканом кружочки, а мама бы рассказывала, как это надо сделать. В этом общении и звучала родная, наполненная положительными эмоциями, речь.
Раньше во дворах, где свободно гуляли дети,старшие передавали опыт игр малышам: обговаривали сюжет, устанавливали правила; распределяли роли, используя желание ребенка, соблюдая определенную очередность, считалки (это был хороший повод научить ребенка разрешать конфликтные ситуации мирным путем). Если что-то было не так — доказывали свою правоту, т. е. дети учились аргументировать свои доказательства. Сейчас мамы выводят своих детей во двор, садятся недалеко от них и говорят с другими мамами о своем, о «девичьем», обращая внимание на своего ребенка, только если возникает конфликт с другими детьми. На прогулке дети слышат одни запреты, т. е. родители сами ограничивают познавательное развитие своего ребенка. Дома тоже не лучше — посадят ребенка у телевизора или компьютера — и нет проблем у родителей, а попутно и нет общения. Родители предлагают игры на развитие внимания, логику, но ребенок выполняя задания, молчит! Родители, выбирая мультфильм для ребенка (к примеру «Том и Джерри», не спрашивают его, о чем он, что понравилось, а что нет. Им это не интересно! А когда ребенок, приходя в детский сад, начинает рассказывать воспитателю свои впечатления от увиденного,то в его рассказе очень много таких выражений как: «А он так! Он его бац-бац! А он его бум!» которые, сопровождаются бурной жестикуляцией.
Я хочу познакомить вас с моей системой работы по речевому развитию. Моя система строится на замкнутости этого цикла. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения — это гимнастика, умывание, одевание и раздевание ребенка, прием пищи и т. д. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми.
Начинаю свою работу вечером, когда прощаюсь с ребенком — даю ему мини задания, т. е.задается модель: с чем он завтра придет в д/с. Вторая цель — это проектирование модели общения «ребенок — родитель». Ребенок выполняет задания с родителями, т. е. они обговаривают, что и как сделать, а значит идет обмен информацией.
Утром ребенок проходит, и есть о чем поговорить. Проектирую модель «ребенок — взрослый», плюс активизация словаря. Во время зарядки проектирую модель «ребенок взрослый».Начинается выполнение многошаговой инструкции:
1. Называю исходное положение, которое должны принять дети
2. Объясняю как они должны выполнить данное упражнение,
В этот момент идет работа над сформированностью внутренней речи. Чтобы сделать упражнение, ребенок за мной проговаривает речь внутри себя.Если спросить: «Что делаем?», то ребенок повторить мою инструкцию. Во время гимнастики,когда дается указание: «Построиться за Егором или встать перед ковриком, у лавочки», идет работа над грамматикой.
Во время умывания говорю о том, что дети моют (лицо, руки., чем моют (водой, мылом, как моют (открываем синий кран, а затем красный., какая вода (горячая, теплая, холодная, чем вытираются (полотенцем – какое оно — чистое и мягкое) и т. д. Вытираясь,дети приговаривают: «Каждый пальчик вытираю.» При использовании в данном случае модели «ребенок — взрослый» у детей идет активизация словаря.
В непосредственной образовательной деятельности идет работа, согласно задач, поставленных на занятии, которая охватывает всестороннее речевое развитие ребенка.
Например: для того чтобы детям было легче запомнить и рассказать стихотворение, использую пиктограмму. В рассказах о природе – мнемотаблицу и др. приемы, в зависимости от тем и задач НОД.
Дети обращаются к воспитателю с вопросами и проблемами.Например: возникает спор, и его мы решаем с помощью считалки, игры, мизинчиков. Здесь я создаю модель речевого общения «ребенок — ребенок». Одеваясь перед прогулкой,решаю несколько задач:
1. Выполнение многоступенчатой инструкции.
2.Активизация словаря: использование числительных (первая пуговка, вторая пуговка.) и прилагательных (теплый, вязаный и т. д.).
3. Формирование связной речи (например: описание предмета и другое).
4. Задаю алгоритм (говорю, что за чем одевать).
5. Развитие мелкой моторики (застегиваем пуговицы, завязываем шнурки, шарфы).
6. Умение вести диалог (просьба к кому-то и т. д.).
Тем самым я формирую модель общения со взрослыми, со сверстниками не с помощью жестов, а с помощью слов.
Во время обеда ребенок берет на себя роль дежурного, и мы с ним обсуждаем весь процесс его работы (как накрыть на стол, какая посуда, как вести себя за столом, развиваем, таким образом, диалогическую речь и активизируем словарный запас. А так же развиваемодну из наиболее трудных для усвоения ребенком форм: состояние предметов (горячий, теплый, остывший; наливать, наполнить.).
Подготовка ко сну и сон – это переход в другое состояние, т. е. выход речевого аппарата ребенка из рабочего состояния. Здесь я
провожу мероприятие по охране голоса (спокойная негромкая речь
взрослого и ребенка).
Пробуждение происходит в спокойном состоянии, с целью
введения детей в рабочий речевой режим. На этом этапе так же идет
пополнение и активизация пассивного словаря ребенка (объяснение неиспользуемых детьми слов.Например: вывернуть наизнанку).
Вторая половина дня.
В зависимости от цели выбираем деятельность.
Например: Сюжетно-ролевая игра
Цель:: 1. Создание новой речевой ситуации.
2. Развитие просодической стороны речи (тембр, интонация, громкость).
Например для раскрытия первой цели я использовала игру «Кафе», если до этого была,линия: мама посещает кафе одна, то создавая новую сюжетную линию,а именно: мама пришла в кафе с ребёнком – я создаю новую речевую ситуацию.
Например раскрывая вторую цель, я использовала игру «Теплоход», где на примере капитана корабля, отрабатывали громкость голоса. А в игре «Театр» отрабатывали тембр голоса (медведь говорит грубым голосом, а заяц – тоненьким. В театрализации сказок – выразительность речи).
Если ребёнка научить ставить цель, но в данный момент она вызвала трудность, то ребёнок вернётся к этой цели в другой раз, чтобы
добиться нужного ему результата.
Например: Если в данной игре что-то не получилось — он проиграет её в другое время.
Вечером задаю модель речевого общения «ребёнок – родитель — воспитатель». Передавая ребенка родителям, создаю ситуацию, в которой он активизирует полученные знания, рассказывает родителям, как прожил этот день, чему научился, что запомнилось. А для того, чтобы родитель был готов принять эту информацию, провожу индивидуальные беседы в консультационном уголке «Поговори со мною, мама». Даю информацию, о чем поговорить с ребенком по дороге домой или выполнить дома какое-нибудь задание.
Например: Утром, по дороге в детский сад, отметить какая погода, назвать число, месяц, день недели и т. д.
А утром начинаю все сначала. Таким образом, идет непрерывная работа по развитию речи.
Для обеспечения этого процесса в группе создана предметно-развивающая среда:
1. Книги.
2. Картотека.
3. Дидактические игры.
4. Настольно-печатные игры.
5. Разные виды театра.
6. Уголок ряженья.
7. Подборка считалок, загадок, стихов, чистоговорок, скороговорок.
8. Модели.
9. Пиктограммы.
10. Мнемотаблицы.
11. Пальчиковые игры.
12. Иллюстрации.
13. Развивающие программы (диски).
14. Мелкие игрушки.
15. Подборка словесных игр.
16. Экологические сказки (из моего опыта работы).
Развитие речи детей – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Обладая развитой речью, ребенок в будущем будет легче воспринимать знания, получаемые от воспитателя, родителей, учителей. А также будет меньше проблем во взаимоотношениях со сверстниками и в отношениях со взрослыми.
Источник
Татьяна Коленкова
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.
Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.
Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.
Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.
Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.
Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.
Упражнение «Повтори»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;
Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.
Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:
Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.
Упражнение «Скажи»
Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.
Упражнение «Я скажу, а ты продолжи»
Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).
Упражнение «Скажи наоборот»
Хороший день – плохой день;
Невкусный обед – вкусный обед;
Неинтересный фильм — …
Солёный – сладкий
Чистый мальчик – грязный мальчик
Упражнение «Скажи ласково»
дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.
Упражнение «Мама, папа, детёныш»
Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит: «Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.
Источник