Факторы психического развития ребенка развития

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

СРЕДА

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?»» {Штерн В., 1915, с. 20). Да, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Фенотип — совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.

АКТИВНОСТЬ

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем… она является самой главной и определяющей…»

На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию… пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455). Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Читайте также:  Курсы развития ребенка 1 год

Источник

Слайд 1

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЫПОЛНИЛА: КАРПОВА Е.А.

Слайд 2

Психическое развитие ребёнка. Понятие нормального психического развития. Нормальное развитие — значит «соответствующее неким нормам». И тут сразу возникает проблема — что считать нормой психического развития в дошкольном возрасте. И, что такое норма в развитии психики? Если придерживаться точки зрения разработчиков «тестов развития», — то это такие проявления психической деятельности, которые обнаруживаются у большинства детей данного возраста. То есть, это статистическая норма. Возможен и другой взгляд на норму психического развития: с точки зрения гуманистической психологии. Это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, воспитывающиеся в благоприятных условиях. В этих условиях возможна самоактуализация , реализуется полностью потенциал развития, т.е. максимально проявляются все способности, возможные на данном возрастном этапе.

Слайд 3

Таким образом, в данном случае возрастная норма — это максимальные достижения без особых задатков (особые задатки — абсолютный слух, исключительная память, неутолимая потребность в усвоении всё новой информации и т.д.). В патопсихологии в определении нормы психического здоровья обычно придерживаются определения ВОЗ, где оно сформулировано так: >. В теоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато и относительно. В целом категория > психики человека исследована недостаточно и не имеет строгих критериев. Это связано как с большими индивидуальными различиями в психике человека, так и различными социокультурными представлениями о психической норме и патологии.

Слайд 4

Факторы, влияющие на психическое развитие ребёнка. Предпосылки нормального психического развития детей. Предпосылки развития — природные свойства человека как представителя вида Homo Sapiens и его врожденные генотипические характеристики, которые в пределах нормы не всегда явственны. То же можно сказать и о предпосылках психического развития детей. Каковы должны быть эти предпосылки для нормального психического развития? Предпосылки развития определяются генетическими и парагенетическими факторами. Под генетическими факторами подразумеваем те свойства, которые передаются ребенку уже в момент зачатия. Однако надо помнить, что определенная система генов, полученных ребенком, возникает как результат воздействия окружения и представляет собой как бы сумму опыта предыдущих поколений. Следовательно, генетические факторы в какой-то мере выражают влияние окружения. От генетических факторов зависят размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие факторы.

Слайд 5

Каждый человек уже в момент своего зачатия имеет определенную генетическую программу и определенные возможности. Как уже было сказано, генетический код, который ребенок получил от своих родителей, обусловливает интенсивность процессов его роста и созревания, размеры тела (рост) и многие другие черты соматического происхождения. Бывает, что у ребенка в равной мере присутствуют материнские и отцовские гены. Нередко проявляется влияние генной структуры дедов или прадедов. Существует также значительное число дефектов развития, которые могут быть унаследованы. К ним относятся некоторые врожденные пороки. Цивилизация предлагает их нам все больше и больше. Здоровье матери — один из важнейших факторов развития ребенка во внутриутробные период. Например, сифилис вызывает выкидыши, замирание плода, врожденное умственное отставание, глухоту и слепоту ребенка. Серьезные последствия вызывают заболевания щитовидной железы, туберкулез, диабет, отравления свинцом, фосфором. Полная реализация генетической программы зависит от уравновешеннности психики матери, от особенностей ее центральной нервной системы и гормональной системы.

Слайд 6

Условия нормального психического развития. Условием развития человека как личности помимо реальности самой природы является созданная человечеством в процессе культурного развития культурная реальность. Условием психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально — бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами. То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которые подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье. Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушения психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.

Читайте также:  К социальным факторам развития ребенка относят

Слайд 7

Психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он — одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также, как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей. По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец. На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенком, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он да семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу

Слайд 8

Задержку психического развития также вызывает чрезмерное давление, гиперопека. Она сдерживает естественное развитие ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие. Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развития двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Тонка моторика — основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь. Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы. Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано.

Слайд 9

Родителям нужно защищать малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т.п.). Таким образом, к основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния.

Слайд 10

Роль обучения в развитии личности. Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур, психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Читайте также:  Содержание психического развития ребенка в дошкольном возрасте

Слайд 11

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк ). Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положение: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый — уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.

Слайд 12

Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идет о ребенку, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций. Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находиться. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

Слайд 13

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объемы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится. Память — главный > в деле успешного обучения ребенка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень ее развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия.

Источник