Роль ребусов в развитии ребенка

Роль ребусов в развитии ребенка thumbnail

Ребус (от латинского «rebus» – «при помощи вещей»), представление слова или слога c помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу.

Другими словами это загадывания слова в виде рисунков, букв, специальных знаков.

Польза разгадывания ребусов:

  • развиваются логическое мышление, интуиция, смекалка, сообразительность;
  • если ребёнок составляет ребус сам, то развиваются творческие, познавательные и интеллектуальные способности;
  • тренируется зрительная память;
  • расширяется кругозор.

История ребусов

Прародителем ребусов считают рисуночное письмо древнего Египта и пиктограммы древнего Китая. Рисунками из разных предметов в то время часто заменяли сложные в изображении слова.

В XVI веке нарисованные ребусы появились в Англии, Германии и Италии. Но особую популярность не получили.

Первый печатный сборник был составлен в 1582 году, французским художником Этьеном Табуро.

 В России они появились впервые в 1845 году.

Виды ребусов

  • тематические
  • словесные ребусы
  • математические ребусы
  • ребусы — загадки

(необходимо разгадать ребус, который скрывает в себе загадку, её и нужно разгадать)

  • ребус — шутка
  • ребус — пословица

(разгадав ребус можно прочитать пословицу)

— ребус — рассказ

— Звуковой ребус 

  • ребус «сложи и вычти»

На картинке — ребусе могут быть изображены: стрелки, цифры, ноты, знаки препинания, картинки, буквы, дроби.

Ребусы еще разделяются по уровню сложности, и поэтому подходят для детей разного возраста и взрослых.

Правила разгадывания ребусов?

  • читать слова и фразы нужно слева направо;
  • все предметы на рисунке читаем в именительном падеже;
  • картинка перевёрнута (к примеру, изображен перевёрнутый нос, то разгадка слово — сон);
  • изображена стрелка справа налево (показывает, что считать слово необходимо справа налево, «дог» — «год»), если стрелок много, то читать так нужно несколько слов;
  • запятая вверху перед ребусом, говорит о том, что первая буква слова вычеркивается, если после слова, то последняя буква (сколько запятых, столько букв и убираем);
  • зачёркнутая буква показывает о том, что ёё нужно убрать из слова;
  • если с зачёркнутой буквой рядом стоит другая, то меняем одну на другую;
  • если под картинкой написаны цифры, то слово состоит из букв под написанными номерами;
  • один рисунок расположен под другим (или в любом другом положении), то между словами ставим предлог в, на, над, под и т.д. соответственно изображению;
  • если картинка ребуса изображена в букве «О»или в любой другой букве, то добавляем букву «В»;

в первом случае ответ — волк, второе слово — весна

  • буквы и цифры держатся за руки, это означает, что необходимо добавить «И» или «С»;
  • на, под, за — изображают соответствующим расположением картинок между собой, букву на букве или дробь;
  • если на рисунке нет никаких знаков, то учитываем только первую букву в названии изображенного рисунка;
  • действие(убегает, прыгает, отходит и т.д.) или стрелки указывающие направление обозначают «с», «от», «к», «до»;
  • часть слова может быть заменена числом (в том числе и римским). (например, 100янка — стоянка и т.д.);
  • часть слова может быть заменена нотой;
  • знаки «=», «+» «-» показывают,что нужно сделать соответствующее действие со словом. Иногда обозначает, что нужно добавить буквы «к» или «от»;
  • если на букве написана другая добавляют «по»;
  • если одна буква лежит у другой, то добавляют «у»;
  • возможны и другие разнообразные знаки: химические элементы, математические знаки, смайлики и т.д.

Правила составления ребусов:

Ребусы можно составлять и самим, это тоже очень увлекательное и полезное для детей занятие. При составлении ребуса учитываем правила разгадывания.

Например: Составляем ребус к слову ананас.

А/НАС (дробь, в числителе А, в знаменателе НАС) — знак дроби обозначает «на».

При разгадывании ребуса необходимо применять логику и смекалку. Такая игра подойдет и детям и взрослым!

Много интересного про развитие ребенка >>>>>>> тут

Источник

МБОУ «Борисовская основная общеобразовательная школа №4»

Областной практико-ориентированный круглый стол «Особенности реализации программы внеурочной деятельности «Гимнастика ума» в образовательных организациях Белгородской области

Развитие мыслительных операций у детей младшего школьного возраста

в процессе решения ребусов

Учитель начальных классов

Котенко Галина Евгеньевна

Белгород 2015 г.

Способность снизойти до влечений ребенка

и руководить ими присуща лишь

душе возвышенной и сильной.

Мишель Эйкем де Монтень

В процессе эволюции взглядов на природу и сущность мыслительного процесса, особое внимание ученых привлекал вопрос формирования мыслительных операций. Мышление, в отличие от других физиологических процессов, совершается на основе определенной логики. Это позволяет выделить отдельные структурные элементы: абстрагирование, анализ и синтез, классификация и категоризация, конкретизация, обобщение, сравнение, — и охарактеризовать их. Закономерности функционирования названных операций мышления и есть по сути основными внутренними, специфическими основами мышления.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Как отмечал Л.С.Выготский, с началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием приобретают произвольный характер. Кроме этого, на данном возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

Читайте также:  Этапы развития речи ребенка раннего возраста

Логические игры и задачки – это хорошая зарядка для ума. С давних времен человечество старается превращать умные и сложные вещи в забавные и увлекательные.

Так и «познакомились» когда-то логика и ребусы, занимательные задачки на расшифровку слов. В роли своеобразного шифра здесь выступают буквы, цифры, всевозможные знаки и картинки. На первый взгляд вам может показаться, что художник нарисовал их рядом случайно, но подключив смекалку, вы разглядите в этой веселой абракадабре заветный смысл!

Если мы обратимся к истории ребусов, то узнаем, что появились они в далекой Франции в еще более далеком XV веке. Изначально так назывались выступления уличных комедиантов, которые сочиняли сценки «на злобу дня». Позже это понятие приобрело новое значение: изображать что-то с помощью вещей.

Начиная с XVI века, после издания в 1582 году первого сборника ребусов, эти словесные головоломки стали распространяться по всей Европе. Однако ни в одной стране они не получили такого признания, как в родной Франции. Хорошо известен исторический анекдот о том, как прусский король Фридрих пригласил Вольтера на ужин запиской-ребусом, а великий мыслитель ответил ему в том же духе, составив ответ всего из двух букв.

В Россию ребусы пришли только в XIX веке. Сначала они появились на страницах журнала «Иллюстрация», а в 1881 году вышел в свет журнал «Ребус», в котором помимо логических загадок, публиковались статьи по психологии, воспитанию детей и новости со всего света. Именно благодаря этим двум изданиям ребусы сделались излюбленным развлечением для детей и семейного отдыха.

С тех пор прошло больше сотни лет, а детские ребусы по-прежнему остаются на пике популярности у маленьких умников и их родителей. Чем хороша эта игра, так это своей бесконечностью: сколько слов уже зашифровано с помощью картинок – а новых загадок все равно можно придумать гораздо больше!

Ребус – это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания. Такой вид игры не только увлечет ребенка красочными яркими иллюстрациями, но и, безусловно, поможет в развитии.

Загадки-ребусы для детей имеют много положительных моментов:

1. Способствуют развитию мышления.

2. Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.

3. Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.

4. Тренируют зрительную память, правописание

В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных.

Разновидности детских  ребусов

Существует несколько основных типов ребусов:

1. В виде картинок и иллюстраций.

2. Ребусы-слова.

3. Математические ребусы.

Чаще всего встречаются первый и второй типы, или их сочетание. Красочные рисунки заинтересовывают ребенка, привлекают его внимание.

Такие головоломки, но с разными уровнями сложности, можно использовать в любом возрасте, их еще называют классическими или вербальными.

Математические (числовые)  ребусы применяются только тогда, когда малыш уже хорошо знает написание некоторых слов, цифры, умеет считать. Их используют для развития логического мышления у школьников.

Основой математического ребуса служат обычные арифметические действия. Часть или все цифры могут быть заменены на звёздочки, точки или другие символы, что говорит об отсутствии какой-либо части ребуса. Решить головоломку – означает восстановить первоначальный вид математического выражения.

Работая с факультативным курсом «Гимнастика ума» ученики моего класса больше всего полюбили работу с ребусами. Они стали их искать в любых изданиях, разгадывали при каждом удобном случае, делились своими находками друг с другом. Иногда попадались такие ребусы, что приходилось решать всем классом, используя «мозговой штурм». Некоторые ученики составляли целые предложения из найденных ребусов. Ребята признавались, что разгадывать ребусы легче, чем их придумывать. Но процесс поиска путей при создании ребуса намного интересней. Некоторые учащиеся, в силу своего уровня развития, очень быстро усвоили правила разгадывания и придумывания ребусов, и активно работали с остальными ребятами в парах и малых группах. В результате работы у детей получились целые сборники ребусов, которые они с удовольствием презентовали всему классу на занятиях по внеурочной деятельности.

Можно с уверенностью сказать, что ребус — это отличная зарядка для ума и эффективная тренировка  внимания, восприятия, воображения, памяти и многих других мыслительных процессов.

Использованные ресурсы

  1. https://4brain.ru/

  2. https://articlekz.com/article/5790

  3. https://detsad114rzd.ru

  4. Детские ребусы. Что такое ребус и для чего он нужен?

Источник

Роль ребусов в развитии ребенка

Родители часто теряются при выборе детских развивающих игр. Пазлы, головоломки, игрушки на прилавках магазинов представлены в большом количестве и ассортименте. Зачастую, выбирая тот или иной детский гаджет,  родители забывают о классических развивающих играх. Например, о ребусах.

Читайте также:  Какое значение для развития ребенка имеют минеральные вещества
Детские ребусы. Что такое ребус и для чего он нужен?

Одной из самых увлекательных детских игр по праву считается ребус.

Ребус – это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания. Такой вид игры не только увлечет ребенка красочными яркими иллюстрациями, но и, безусловно, поможет в развитии.

Загадки-ребусы для детей имеют много положительных моментов:

1. Способствуют развитию мышления.

2. Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.

3. Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.

4. Тренируют зрительную память, правописание

В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных.

Разновидности детских  ребусов

Существует несколько основных типов ребусов:

1. В виде картинок и иллюстраций.

2. Ребусы-слова.

3. Математические ребусы.

Роль ребусов в развитии ребенкаЧаще всего встречаются первый и второй типы, или их сочетание. Красочные рисунки  заинтересовывают ребенка, привлекают его внимание.

Такие головоломки, но с разными уровнями сложности, можно использовать в любом возрасте, их еще называют классическими или вербальными.

Математические (числовые)  ребусы применяются только тогда, когда малыш уже хорошо знает написание некоторых слов, цифры, умеет считать. Их используют для Роль ребусов в развитии ребенкаразвития логического мышления у школьников.

Основой математического ребуса служат обычные арифметические действия. Часть или все цифры могут быть заменены на звёздочки, точки или другие символы, что говорит об отсутствии какой-либо части ребуса. Решить головоломку – означает восстановить первоначальный вид математического выражения.

Существует несколько разновидностей математических ребусов.

1. Буквенные. Каждой буквой шифруется одна определенная цифра. Если в задании одна и та же буква используется несколько раз, значит и зашифрованная цифра повторяется такое же количество раз.Роль ребусов в развитии ребенка

2. Математический буквенный ребус  или криптарифм. При разгадывании получается какое-то слово или фраза.

Некоторые математические ребусы имеют несколько решений. Одним из условий может стать проверка всех возможных вариантов.

Правила разгадывания ребусов

Вовлечь малыша в отгадывание ребусов достаточно просто, стоит только рассказать, что за волшебными картинками спрятаны слова, и узнать их может каждый, но нужно соблюдать определённые правила, без которых рисунки не откроются.

А правила очень просты:

Роль ребусов в развитии ребенка1. Запятая всегда показывает, что буква в слове или названии картинки лишняя. В зависимости от того, в начале запятая или в конце, можно легко догадаться, в какой части слова букву нужно исключить.

 Количество запятых тоже имеет немаловажное значение. Одна запятая – убираем одну букву, Роль ребусов в развитии ребенкадве запятые – две буквы. Часто также встречаются зачеркнутые буквы, смысл такого действия, как и у запятой.

2. Знак стрелки или равенства используется в том случае, когда букву можно заменить равноценной.

Например, выражение «Е=О» говорит о том, что буква «Е» в слове изменяется на «О».

Роль ребусов в развитии ребенка3. Все предметы на картинках читаются в именительном падеже. Если картинка перевернута – слово нужно читать справа-налево.

Например, перевернутая картинка или слово «КИТ» произносится как «ТИК».

Роль ребусов в развитии ребенка4. Иногда над или под картинкой можно увидеть цифры.

По правилам ребуса, каждая цифра обозначает номер буквы в слове. Подставляя буквы в указанном цифрами порядке, можно получить новое слово.  

Роль ребусов в развитии ребенка5. Буквы могут быть расположены одна в другой, рядом или на поверхности друг друга.

В этом случае нужно использовать предлоги, соединяя буквы в слова.

Правил в ребусах достаточно много, они могут использоваться по отдельности или комбинированно. В любом случае, условия ребуса настолько просты, что малышу не составит большого труда их быстро запомнить.

Ребусы по возрасту ребенка

1-3 года

В таком возрасте ребусы не используют. Ребенок еще только формирует свое восприятие окружающего мира, учится словам, начинает различать предметы, фигуры. Ребусы будут непосильной задачей для малыша.

3-5 лет

Предлагать ребенку ребусы можно уже с того момента, как он распознает буквы, учится читать или уже научился.

В мир ребусов малыша нужно вводить постепенно, начиная с самых простых головоломок. Первыми могут быть ребусы в виде картинки с предметами или одушевленными существами, название которых ребенок уже знает, где при разгадывании нужно использовать только одно простое правило, например, заменить одну букву или убрать с помощью запятой.

 Для совсем маленьких детей можно рисовать простые ребусы самим. Разгадывание головоломок поможет ребенку быстрее запомнить буквы, новые слова и названия окружающих его предметов.

Когда малыш усвоил основные правила разгадывания, освоился, необходимо постепенно увеличивать сложность заданий, сочетать картинки со словами, использовать по несколько правил.

5-7 лет

Самый подходящий с точки зрения разнообразия и увлекательности головоломок возраст. Ребенок знает все правила, легко ориентируется в ребусах, может быстро выстроить логическую цепочку. Используются все правила, добавляются ребусы с математическими действиями, одновременным сочетанием букв, цифр, картинок.

Читайте также:  Особенности развития познавательных процессов у одного ребенка

В этом возрасте дети, как правило, могут сами достаточно легко составить ребус-головоломку. Составление загадок самим ребенком помогает развитию, важно только направить его фантазию и предложить тему или слово, предмет, про который малышу необходимо нарисовать ребус.

от 7 и старше

В зависимости от возраста и уровня развития ребусы становятся сложнее и замысловатее. Разгадывать их можно в любом возрасте. Есть специальные ребусы для детей до 10, подростков и взрослых, все они отличаются только степенью сложности.

Предлагая ребенку ребусы, можно использовать какую-либо определенную тематику, для этого существуют наборы тематических ребусов,  где все головоломки описывают, например, определённое время года, профессию, и другое.

 Широко применяются предметные ребусы по русскому языку, истории, биологии и другим школьным предметам. Они помогают не только развить мышление, логику ребенка, но и выучить определенные правила.

Взрослым также не стоит забывать про ребусы-головоломки. Это отличная интеллектуальная разминка, упражнение для укрепления памяти и развития логики.

(Посетители 10 579 за все время, 1 просмотры сегодня)

Источник

добавлена 16 апреля 2019 в 15:22

добавлена 30 марта 2019 в 22:28

добавлена 8 июля 2019 в 16:23

Готовимся к экзаменам! Групповые и индивидуальные занятия по математике. Запись по телефону 89174924311 или в лс

добавлена 28 июня 2019 в 13:48

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
от знаменитого педагога и автора методики раннего развития Марии Монтессори
1. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
2. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
3. Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.
4. Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
5. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
6. Если ребенок часто живет с чувством безопacности – он учится верить.
7. Если ребенка часто позорят – он учится

добавлена 22 июня 2019 в 14:28

Приглашаем школьников в наш летний математический клуб Эрудит
В игровой форме мы будем повторять старое и узнавать новое, решать веселые задачки на смекалку и сложные логические задачи, ребусы и уравнения, олимпиадные задания и задания из ВПР. 
Занятие длится  1 час.
Записаться можно по телефону 89174924311, в лс, в комментариях или в директ.

добавлена 30 мая 2019 в 14:24

По вторникам и пятницам с 11.00 до 20.00
Возраст 3-50 лет
Занятие длится 1ч20мин

добавлена 30 мая 2019 в 00:18

Многие думают, что на наших занятиях мы просто изучаем буквы учимся быстро читать. Нет, на занятиях мы читаем, решаем логические задачи, проходим лабиринты, собираем пазлы, рисуем, сочиняем, с помощью специальных упражнений учимся выделять главное и находить отличия и т.д. Тем самым, мы развиваем память, мышление и навыки, котрые способствуют не только быстрому, обдуманному чтению, но и быстрому счету. Скорочтение и быстрый счет — это как следствие, как «побочный эффект» специально подобранны

добавлена 24 мая 2019 в 12:43

Основной период
24 мая (пт) иностранные языки
25 мая (сб) иностранные языки
28 мая (вт) русский язык
30 мая (чт) обществознание
4 июня (вт) обществознание, информатика и ИКТ, география, физика
6 июня (чт) математика
11 июня (вт) литература, физика, информатика и ИКТ, биология
14 июня (пт) история, химия, география
Резерв
25 июня (вт) Резерв: русский язык
26 июня (ср) Резерв: обществознание, физика, информатика и ИКТ, биология
27 июня (чт) Резерв: математика
28 июня (пт) Резерв: география, истор

добавлена 24 мая 2019 в 12:31

Расписание основной волны ЕГЭ 2019
27 мая (пн) география, литература
29 мая (ср) математика Б, П
31 мая (пт) история, химия
3 июня (пн) русский язык
5 июня (ср) иностранные языки (письменно), физика
7 июня (пт) иностранные языки (устно)
8 июня (сб) иностранные языки (устно)
10 июня (пн) обществознание
13 июня (чт) биология, информатика и ИКТ
Резервные дни для основной волны
17 июня (пн) Резерв: география, литература
18 июня (вт) Резерв: история, физика
20 июня (чт) Резерв: биология, информатика
#ПодготовкаКЕгэ #экзамен #расписание #ВыпускникиШколы

добавлена 22 мая 2019 в 22:02

Сегодня в нашей детской творческой мастерской учились рисовать тигра. Вот такой веселый тигренок получился у маленькой художницы Таисии (6 лет).

добавлена 30 апреля 2019 в 10:38

Как повысить концентрацию внимания?
Простые упражнения.
В улучшении концентрации внимания большую роль играет активная работа обоих полушарий мозга. Чтобы их «разбудить», выполняйте простое упражнение. Возьмите текст, тематика которого вам хорошо знакома. Закройте левый глаз рукой и прочитайте один абзац правым глазом. Следующий абзац прочитайте левым глазом. Читайте попеременно некоторое время. Регулярно выполнение этого действия поможет вам активизировать правое и левое полушария мозга. Приучи

добавлена 29 апреля 2019 в 22:14

В среду 1 мая занятий по изо творчеству не будет.

Источник