Роль развивающей среды на развитие ребенка

Светлана В.
Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника

Выступление на педагогическом совете.

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника

Развивающая предметно-пространственная среда 

– это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей, это том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития

На слайде представлены мысли знаменитых ученых и педагогов о Развивающей предметно-пространственной среде

Стандарт требует:

окружающая ребенка среда должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно — и азы знаний.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать перечисленные на слайде параметры

Принципы организации развивающей среды представлены на экране, они достаточно известны

Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать  индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Примеры таких центров перечислены на слайде.

Но иногда эти центры могут переплетаться между собой. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним

Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта

Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Я предлагаю для вас памятки о том, в чем состоит деятельность педагога с учётом современных подходов при формировании предметно- развивающей среды

Может быть многое из того, что в ней вам знакомо.

Воспитатель

*ориентируется в своей деятельности на Федеральный государственный образовательный стандарт;

*реализует на практике требования ФГОС, проводит образовательную деятельность с учётом 5 образовательных областей;

*использует принципы интеграции как важную составляющую педагогического процесса и организует профессиональную деятельность, используя интегрированные виды деятельности;

*в работе использует разнообразные формы работы с детьми в соответствии с программой игры, проектную деятельность, музыкальная игровая деятельность и т. д. и проектирование предметно- развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;

*проектирует образовательную деятельность с учётом тематического принципа, что даёт большие возможности для развития детей, позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения;

Так, например, 2019 год – год 140-летия со дня рождения знаменитого автора Уральских сказов – Павла Петровича Бажова

В начале года в детском саду проходил смотр-конкурс «Зимняя сказка 2019» Наша группа оформила свой участок по мотивам сказов П. Бажова и Златоустовской гравюры

В конце февраля наша группа разместила в холле детского сада выставку детских работ, выполненных в разных техниках с использованием бросового материала, пластилина, ткани, страз, акварели и гуаши на тему «В царстве сказов П. Бажова», посвященную 140-летнему юбилею писателя.

Читайте также:  Особенности развития младшего ребенка в семье

А в марте при создании «Огорода на подоконнике» мы продолжили тему и изготовили еще одну Хозяйку Медной горы из куклы и вместе с детьми выполнили каменный цветок способом папье-маше и макет уральских гор из картона, бумажных салфеток и броссового материала

*в проектировании предметно- развивающей среды должен обеспечить взаимодействие родителей возрастной группы со специалистами, направленное на непрерывное образование воспитывающих взрослых и создание подобных условий в семье;

Так мы смогли привлечь родителей к постройке зимнего городка для создания снежных построек. А одна из мам стала нашей помощницей во всех начинаниях, любое дело ей по плечу. Она связала нам разные атрибуты для игр, пирожные, бублики, конфеты для сюжетно-ролевых игр, кукольных героев для театра царевну-лягушку- хозяйку речевого уголка, мирилки для коммуникативных игр.

*создаёт условия для всестороннего развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Целенаправленно организованная предметно- развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Она вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. А в этом нам конечно же поможет среда в которой он проживает и развивается.

Источник

Анна Ивановна Нечаева
Роль предметно-развивающей среды в развитии детей старшего дошкольного возраста

Важнейшим условием развития личности детей является организация предметно- развивающей среды в условиях ДОУ. Предметно- развивающая среда, организованная для определенных целей, среда, в которой могут происходить качественные изменения воспитанников.

Л. Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности.

Во-первых, это параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.

Второй параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования.

Третий параметр в рассмотрении развивающей образовательной среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей среды в рамках различных типов образовательных учреждений, равно как и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка.

Собственный социальный опыт и систему представлений об окружающем мире ребенок получает в непосредственном общении со взрослыми. Другим источником развития ребенка является окружающая его среда, обеспечивающая разные виды активности дошкольника. Именно среда становится для него средством получения разносторонней информации об окружающем мире, природе, других людях. И от того, какая среда окружает ребенка до поступления в школу, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие. Предметно- развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. Рассматривая вопросы, связанные с оформлением группового помещения детского сада, нередко авторы обращают внимание на тот факт, что подчас во всех возрастных группах бытует одна и та же организация игровых уголков с одним и тем же составом игрушек и их расстановкой, справедливо подчеркивая неправильность сложившейся ситуации.

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес практиков к обновлению предметной развивающей среды группового помещения, базирующийся на осознании того факта, что среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы. А так как актуальные интересы и предпочтения детей 5 – 7 лет в значительной степени отличаются от интересов младших дошкольников, то, следовательно, и насыщение группового пространства должно претерпеть существенные изменение.

Педагогами ФИРО было проведено исследование, отражающее значение предметно- развивающей среды в жизни старших дошкольников. Его результаты приведены ниже.

Читайте также:  Кризисные периоды психического развития ребенка

Проведенный анализ существующей предметно- развивающей среды в современных дошкольных образовательных учреждениях разного вида показал, что в большинстве случаев устройство группового помещения повторяет устройство школьной классной комнаты. Особенно наглядно эта тенденция прослеживается в группах для детей старшего дошкольного возраста, где четко выделяется «учебная зона», с классической расстановкой двухместных парт, и «игровая зона», занимающая пространство по периметру ковра. Остальные зоны или уголки располагаются возле свободных стеновых проемов либо на подвесных полках и стеллажах. Тот факт, что «учебная» зона на самом деле является полифункциональным пространством, служащим как для организованных форм взаимодействия взрослых с детьми (организация занятий, приема пищи, так и удобным местом для разнообразной самостоятельной деятельности дошкольников, подкрепляется данными наблюдений. Вне занятий старшие дошкольники используют «учебную зону» следующим образом:

Продуктивная деятельность -44 %, сюжетная игра-15,4 %,познавательно-исследовательская деятельность -13,5 %,игра с правилами -7,5 %,конструирование из строительного материала и детских конструкторов-7 %,коммуникативная деятельность -5,3 %,отдых-4,4 %,рассматривание (чтение) книг -2,6 %.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что за рабочими столами разворачиваются практически все основные культурные практики, приобщающие детей дошкольного возраста к миру культуры (игровая деятельность, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы). Следовательно, разнообразное применение оборудования этой зоны в свободной самостоятельной деятельности детей, а также использование его в повседневных ситуациях для организации питания и обучения позволяет сделать вывод о целесообразности более точного обозначения этой полифункциональной зоны так, как это делает Н. А. Короткова: «рабочая зона».

На основе анализа существующей педагогической практики было выделено десять типичных пространственных зон: бытовое пространство (коридор, туалет, спальная зона, игровой уголок (кукольный, транспортный, строительный, рабочая зона, познавательный центр (дидактический уголок, книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный уголки и театрализованная зона («ряженье», наполнение которых предполагает хранение и использование в этом пространстве определенным образом подобранных материалов и оборудования. Посещение вышеперечисленных зон дошкольниками отмечалось в групповой карте передвижения и в индивидуальном маршруте перемещения каждого ребенка, при этом дополнительно фиксировался характер деятельности, которую разворачивали дети в данном групповом пространстве [11].

В ходе исследования было установлено, что приоритетным видом свободной самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста выступает продуктивная деятельность, ею увлеченно занимается почти треть дошкольников (31%, размещаясь за своими столами в рабочей зоне. «Центры сгущения» детских интересов проявляются в выборе детьми места для участия в определенной деятельности и использования материалов и оборудования, представленных в группе. Эти центры в ряде случаев не совпадают с тематическими уголками. Наряду с «центрами сгущения» интересов и предпочтений дошкольников (игровая, рабочая зоны) в групповом пространстве нами были выявлены и невостребованные зоны, к которым следует отнести музыкальный, физкультурный, природный, книжный уголки и театрализованную зону, которые практически не используются детьми в содержательной самостоятельной деятельности.

Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций и принципов построения. Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.

Воспитывающая функция среды может состояться при условии целенаправленного внимания педагога на ее реализацию. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Поэтому воспитывающая функция среды приобретает особую значимость при ее построении.

И, наконец, развивающая функция. Почему среда получила такое название? Здесь надо отталкиваться и от понимания самого развития как результата воспитания и обучения, как показателя продвижения человека к совершенству, и от того значения, которое заложил в развитие Л. С. Выготский. Это расстояние от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» развития ребенка. Значит, развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать «зоне актуального» развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и «зоне ближайшего» развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе ребенка. Зрительно ее представить можно в виде наклонной прямой.

Другими словами, среда должна быть наполнена:

— содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития;

-тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению;

-для отдельных еще и недостижимо.

Можно сделать вывод, что предметно- развивающая среда несет в себе огромные возможности и играет большую роль в развитии детей старшего дошкольного возраста при планомерном и целесообразном ее использовании.

Читайте также:  Что должен уметь ребенок в 4 года речевое развитие

Источник

Валентина Коморная
Роль предметно-развивающей среды в группе детского сада для всестороннего развития дошкольников

Роль предметно- развивающей среды в группе детского сада для всестороннего развития дошкольников

Подготовила:

Воспитатель

МБДОУ д-с №4 «Солнышко»

Коморная В. И.

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда — это естественная комфортная, уютная обстановка, рационально организационная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязь предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования определяют требования к предметно- развивающей среде образовательного учреждения, которые включают принципы: информативности, вариативности, поли функциональности, педагогической целесообразности и транспортируемости. Таким образом, правильно организованная предметно- пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

Комфортная развивающая среда обеспечивает различные виды активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника, это является своеобразной формой самообразования маленького ребенка.

Цель предметно- развивающей среды в группе-становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.

Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

– создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

– ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

– активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

– ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Ребенок — это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Воспитательная роль предметно — пространственной среды в :

• содержательности и эстетической значимости этой среды;

• целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

• активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность, любознательность и т. д.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Организация предметно- развивающей среды в группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В центре уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

В развивающей среде, окружающей ребенка, заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

Источник