Роль проектной деятельности в развитии ребенка

Валентина Михайленко
Роль проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста

Решение задач здоровьесбережения, физического развития воспитанников, развития любознательности и активности детей, способности решать интеллектуальные и личностные задачи, управлять своим поведением и планировать самостоятельную деятельность, овладения детьми способами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, универсальными предпосылками к учебной деятельности продиктовано современными требованиями к дошкольному образованию. Цели, ценности и результаты которого обозначены ФГОС ДО и, безусловно, современны и актуальны.

Самостоятельность, инициатива – качества, которые необходимы ребенку для наполнения собственной деятельности определенным смыслом.

В связи с этим встает вопрос о становлении субъектной позиции ребенка, которая форКак организовать жизнедеятельность ребенка, чтобы у него возникла необходимость воспроизводить, выбирать, находить, исследовать, познавать, участвовать в коллективной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками?

В условиях детского сада педагоги давно успешно организуют тематические дни, комплексные познавательные занятия, познавательно – исследовательскую деятельность, моделируют проблемные ситуации, практикуют детское экспериментирование. В свете ФГТ интегрированный подход к реализации содержания образовательной программы стал основным.

Предъявление качественно новых требований в соответствии с требованиями ФГОС ДО к обновлению содержания дошкольного образования в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное направление развития, познавательное направление развития, речевое направление развития, художественно – эстетическое направление развития, физическое направление развития) актуализировало значимость принципа интеграции в образовательном процессе.

Организация образовательного процесса при формировании целостного восприятия мира предполагает, что освоение содержания более эффективно на основе принципа проблемности. Именно постановка и решение творческой задачи наиболее полно обеспечивает всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Одним из вариантов интеграции в дошкольном образовании является метод проектов.

Как показывает практика, метод проектов в наибольшей степени способствует формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и в процессе систематизации информации, а также в практическом применении приобретенных знаний, умений и навыков (в играх, быту).

При обеспечении психологического благополучия и здоровья детей выдвигаются такие задачи, как:

развитие творческого мышления, воображения, любознательности, познавательной активности к окружающей действительности;

развитие коммуникативных навыков.

При обеспечении психологического благополучия и здоровья детей выдвигаются такие задачи, как:

развитие творческого мышления, воображения, любознательности, познавательной активности к окружающей действительности;

развитие коммуникативных навыков.

Это интересно!

Творческие способности.

Способности личности – это особенности психики субъекта, которые влияют на успешность приобретения знаний, умений и навыков.

Способность личности – это своеобразная возможность для приобретения знаний и умений.

Способность проявляется только в той деятельности, осуществление которой невозможно без их наличия. Они обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, а в процессе их приобретения и входят в структуру личности.

Способностями обладает каждый человек. Они образуются в процессе жизнедеятельности субъекта и изменяются совместно с изменениями жизненных объективных обстоятельств.

Существует две степени формы способностей: творческая и репродуктивная.

На репродуктивной стадии индивид показывает умение овладевать знаниями, деятельностью и реализовывать ее по явному образцу.

На творческой стадии индивид способен создавать новое, уникальное. Способности субъектов неразрывно связаны со склонностями.

Высшей функцией психики, отражающей действительность, являются творческие способности.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы творчества, которые могут проявляться в способности к замыслу и его осуществлению, в умении соединять свои представления и знания, в искренности передачи чувств.

Творческими способностями называют индивидуальные особенности субъекта, которые обуславливают успешность выполнения индивидом какой-либо творческой деятельности. Они представляют собой объединение множества качеств.

Американский психолог Д. Гилфорд полагал, что творческим индивидам свойственно дивергентное мышление.

Люди, имеющие дивергентное мышление, при поиске решения какой — либо задачи не сосредотачивают все усилия на установлении единственно верного ответа, а ищут различные решения со всеми вероятными направлениями и рассматривают множество вариантов.

Д. Гилфорд полагал, что художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Творческое мышление характеризуется быстротой, гибкостью, оригинальностью, законченностью.

А. Н. Лукин («Развитие творческих способностей студентов средствами музыкального искусства») выделяет несколько разновидностей творческих способностей: нахождение проблемы там, где другие не замечают; сворачивание мыследеятельности, при этом трансформируется несколько понятий в одно; восприятие реальности целиком, а не деление ее на части; легкость в нахождении ассоциаций; умение выдавать необходимую информацию в определенную минуту; выбирать один из альтернативных вариантов решения задачи; вводить новые сведения в уже существующую систему знаний; видеть вещи, предметы такими, какие есть на самом деле, легко генерировать идеи; дорабатывать конкретные детали для оптимизации и совершенствования первоначальной идеи.

Подведем некоторые итоги: что же приобретает ребенок в про­цессе своего развития в период дошкольного детства?

В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделя­ются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внут­ренняя личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере.

Читайте также:  Необходимые условия для воспитания и развития ребенка

Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы: от образности до сим­волизма. Под образностью понимается способность ребенка созда­вать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция, совершать зна­ковые операции и действия: математические, лингвистические, логи­ческие и другие.

Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое.

Творческие способности у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка к действительности [https://refdb.ru/look/1309357-p4.html].

В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.

В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разуме­ется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означа­ет, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления.

В процессе воспитания происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способ­ностей, причин успехов и неудач.

Основные принципы развития творческих способностей детей

дошкольного возраста

Принцип беглости мышления. Предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи (по методу «мозгового штурма»).

Принцип деятельностного подхода во взаимодействии с окружающими взрослыми и детьми.

Принцип сотрудничества и кооперации. Предполагает выполнение проекта коллективно, в паре.

Принцип автономии. Предполагает выполнение проекта индивидуально.

Принцип благоприятного климата. Предполагает создание благоприятной социально — психологической среды, характеризующейся безопасностью и принятием ребенка как безусловной ценности ребенка.

В процессе реализации проектной деятельности выдвигается ряд задач

для каждого возрастного периода

Младший дошкольный возраст:

вхождение детей в проблемную и игровую ситуации (ведущая роль принадлежит педагогу);

активизация потребности в поиске путей разрешения проблемной ситуации (совместно с педагогом);

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (по А. И. Ромашиной).

Старший дошкольный возраст:

формирование предпосылок исследовательской деятельности;

формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно;

формирование умения применять методы и способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;

формирование навыков рефлексии на способы действий для получения

результата;

развитие потребности в использовании терминологии, ведении конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Образовательная деятельность в данном возрасте направлена на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе (по А. И. Ромашиной).

Индивидуализация образовательного процесса посредством

проектной деятельности:

активное отношение ребёнка к окружающему миру;

направление энергии в конструктивное и созидательное русло;

свобода деятельности в образовательной системе, созданной в насыщенной

информационной среде с различными интеграционными механизмами;

любознательность, творческость, инициативность, компетентность,

самостоятельность;

волевые усилия, произвольность поведения и деятельности;

опыт регулирования поведения;

мотивация к развитию и обучению;

индивидуальный стиль деятельности.

Условия детского проектирования

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

1) деятельность детей без принуждения;

2) предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

3) совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

4) тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника (приближена к жизни, адекватная его возрасту.

Вывод: метод проектов является одним из важнейших компонентов в организации образовательного процесса в дошкольном образовании.

Проектирование заставляет взрослого постоянно находиться в пространстве возможностей, что способствует изменению его мировоззрения, не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В процессе создания проекта взрослый позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок (ребенок действует в неопределенной для себя ситуации, так как результат проекта не может быть заранее предопределен). Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество. При этом очень важно соблюсти необходимый баланс между развитием дошкольника, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью самого ребенка. Этот баланс определяется оптимальным соотношением «ребенок — взрослый» (по Л. Морозовой).

Проектная деятельность дает ребенку возможность найти себя (определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы). Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, планах. В проектной деятельности проявляются способности личности.

Читайте также:  Норма развития ребенка до года таблица

В ходе проектной деятельности развиваются детско – родительские отношения.

Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется интересным содержанием.

Источник

Анна Васильева
Роль проектной деятельности в развитии дошкольников

Роль проектной деятельности в развитии дошкольника

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что маленьких детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д. Проектная деятельность является интеграцией, в основе которой лежит проблема.

Интегрированный метод обучения является инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей – проект.

«Проект». В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь. Чаще всего мы связываем его со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической человеческой деятельности, ассоциируем с новизной и нестандартностью подхода к решению задач. Согласно ФГОС, проектная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У. Килпатриком.

Дж. Дьюи: «Проектирование — это обучение через делание». При этом, по мнению Дж. Дьюи, в ходе осуществления такой проектной деятельности ребенок — «это солнце, вокруг которого вращается все». Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной основе через самостоятельную деятельность ребенка, сообразуя с его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что ребенок прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познавательных и практических усилий, то, что ребенок сумеет применить в жизни.

В ходе проектной деятельности ребенок исследует различные варианты решения поставленной задачи по определенным критериям, выбирает оптимальный способ решения.

В настоящее время проекты классифицируются:

• по составу участников;

• по целевой установке;

• по тематике;

• по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

• исследовательски-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

• информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

• творческие (оформление результата в виде детского праздника, например «Театральная неделя»).

По продолжительности они бывают

• краткосрочными (одно или несколько занятий,

• средней продолжительности,

• долгосрочные (например, на учебный год).

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Я уверена, что проведение проектной деятельности поможет детям не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более что при разработке ФГОС второго поколения приоритетом общего образования становится деятельностно — ориентированное воспитание, так как именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.

Источник

Ольга Балашова
Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников

«Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.

Речь – одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Это составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины этих явлений?»

Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание) просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с взрослыми, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. А ведь уже давно доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении с взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

Читайте также:  Как влияют отклонения здоровья на развитие ребенка

В этой связи необходимо обратить внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения и совместной деятельности, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.

В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда активен и успешен. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.

В соответствии с перспективным планом каждую неделю с детьми разбирается новая лексическая тема, поэтому по продолжительности проекты могут и краткосрочные — неделя. Однако есть темы, которые можно объединить в один общий проект, например одежда и обувь; фрукты и овощи; зима и зимние развлечения и др. и тогда проект может быть среднесрочным и долгосрочным.

Проект, начатый в организованной деятельности, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину, дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения.

Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников:

На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество задач:

— коммуникативных (умение договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения,

— речевых (развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения,

познавательных.

На втором, проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решить следующие задачи:

— обогащение и активизация словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество;

развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы);

развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагог продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

Я также стараюсь применять проектный метод в своей педагогической деятельности. В этом учебном году мною были проведены такие проекты, как:

1) Проект «Осенний урожай». Цель: формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

2) Проект «Хлеб – всему голова». Цель: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе, способствовать творческому и речевому развитию детей.

В данный момент реализуется проект «Мастерская Деда Мороза». Цель: приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.

В дальнейшем намечено реализовать следующие проекты:

1) «Здоровье – это здорово!»

2) «Загляните в семейный альбом»

3) «Огород на окне»

4) «Здравствуй, школа»

В результате работы по реализации проектов обогащается и пополняется словарный запас детей, речь становится более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети проявляют инициативу в общении, делятся впечатлениями со сверстниками, с интересом относятся к аргументации, доказательству и широко ими пользуются.

У детей формируется потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчезает страх перед публичными выступлениями, обогащается и расширяется личный опыт детей, повышается уровень самостоятельности.

Источник