Как влияют отклонения здоровья на развитие ребенка

Как влияют отклонения здоровья на развитие ребенка thumbnail

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

Причины отклонений в развитии детей

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

  • наследственность;
  • факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

  • пренатальные (внутриутробные);
  • натальные (в период родов);
  • постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

  • эмоциональная депривация;
  • педагогическая запущенность;
  • социальная запущенность.

Виды отклонений в развитии детей

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

  1. Физические.
  2. Психические.
  3. Педагогические.
  4. Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

Определение нормы в развитии ребенка

Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

  1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.
  2. Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.
  3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

  • правильной работе головного мозга и его коры;
  • нормальном психическом развитии;
  • сохранности органов чувств;
  • последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь!), медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии ребенка?

Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:

  • дошкольный;
  • младший школьный;
  • подростковый.
Читайте также:  Центры развития для ребенка от 1 года киев

Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?

В дошкольном возрасте:

  1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
  2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
  3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
  4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).
  5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
  6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

  1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.
  2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.
  3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.
  4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.
  5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.
  6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

  1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.
  2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.
  3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.
  4. Полное отрицательное отношение к учебе.
  5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Виды диагностики отклонений в развитии ребенка

Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:

  • медицинская;
  • психологическая.

Медицинское обследование

Во время медицинской диагностики проводится:

  • общий осмотр ребенка;
  • анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);
  • оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.

Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.

Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.

Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:

  • микро- и макроцефалию;
  • синдром Дауна;
  • нистагм;
  • косоглазие и т. д.

Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, парезов, гиперкинезов, тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:

  • узкое готическое небо;
  • расщелины твердого и мягкого неба;
  • расщелина губы;
  • укороченная подъязычная связка.
Читайте также:  Принцип амплификации психического развития ребенка

При этом анализируется прикус и размещение зубов.

Психическое обследование

Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • восприятие;
  • интеллект;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.

При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.

Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.

Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.

Источник

Детское население
подвергается воздействию многообразных
факторов окружающей среды, многие из
которых рассматриваются в качестве
факторов риска развития неблагоприятных
изменений в организме. Определяющую
роль в возникновении отклонений в
состоянии здоровья детей и подростков
играют 3 группы факторов:

   1) факторы,
характеризующие генотип популяции
(«генетический груз»);

   2) образ
жизни;

   3) состояние
окружающей среды.

Социальные и
средовые факторы действуют не изолированно,
а в сложном взаимодействии с биологическими,
в том числе наследственными, факторами.
Это обусловливает зависимость
заболеваемости детей и подростков как
от среды, в которой они находятся, так
и от генотипа и биологических
закономерностей роста и развития.

   По данным
ВОЗ в формировании состояния здоровья
вклад социальных факторов и образа
жизни составляет около 40 %, факторов
загрязнения окружающей среды – 30 % (в
том числе собственно природно-климатических
условий – 10 %), биологических факторов
—20 %, медицинского обслуживания – 10 %.
Однако эти величины являются усредненными,
не учитывают возрастных особенностей
роста и развития детей, формирования
патологии в отдельные периоды их жизни,
распространенности факторов риска.
Роль тех или иных социально-генетических
и медико-биологических факторов в
развитии неблагоприятных изменений в
состоянии здоровья различна в зависимости
от пола и возраста индивидуума.

   На
состояние здоровья детей оказывают
влияние отдельные факторы:

   1)
медико-биологические факторы риска
периода беременности и родов матери:
возраст родителей на момент рождения
ребенка, хронические заболевания у
родителей, острые заболевания у матери
во время беременности, прием в течение
беременности различных препаратов,
психотравмы во время беременности,
осложнения беременности (особенно
гестозы второй половины беременности)
и родов и пр.;

   2) факторы
риска раннего детства: масса тела при
рождении, характер вскармливания,
отклонения в состоянии здоровья на
первом году жизни и пр.;

   3) факторы
риска, характеризующие условия и образ
жизни ребенка: жилищные условия, доход
и уровень образования родителей (в
первую очередь матерей), курение
родителей, состав семьи, психологический
климат в семье, отношение родителей к
реализации профилактических и лечебных
мероприятий и пр.

Гигиена учебных
занятий в школе

Одной из ведущих
проблем гигиены детей и подростков
является

проблема обучения
и воспитания.
Самые
массовые учебно-воспитательные учреждения
в нашей стране — общеобразовательные
школы, в которых ежегодно обучаются
более 50 млн. детей, в связи с этим вопросам
гигиены учебных занятий уделяется
серьезное внимание.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 27 антошка

Освоение учебного материала в школьном возрасте связано с большой умственной нагрузкой.

Однако не следует
упускать из виду, что 11 лет пребывания
в школе — это период роста и развития,
в течение которого организм ребенка
очень восприимчив как к благоприятным,
так и к неблагоприятным воздействиям.
Кроме того, на школьные годы приходится
два так называемых «возрастных»
криза, в которые организм оказывается
наиболее чувствительным. Это начало
обучения в школе (6-7 лет) и пубертатный
период.

Поступление в
школу
часто
оказывается особенно трудным для детей,
психологически не подготовленных к
этому изменению в их жизни, а также для
соматически ослабленных детей. У детей
может развиться так называемый «школьный
невроз», «школьный шок», «школьный
стресс», «школофобия» —все эти
термины характеризуют невротические
реакции, которые выбивают учащихся из
нормальной жизни и часто приводят к
категорическим отказам от посещения
школы.

Помимо
биологических кризисных периодов,
следует обязательно учитывать так
называемые переломные
моменты социализации,
каковыми
для школьников являются поступление в
школу, переход от начального обучения
с одним педагогом к предметному с
несколькими новыми учителями, необходимость
выбора профессии. Каждый такой переломный
период требует адаптации к нему, которая
не всегда протекает безболезненно.

С помощью
многочисленных исследований установлено,
что учебные занятия могут оказывать
оздоравливающий эффект, способствовать
нормальному росту и развитию детского
организма, гармоничному физическому и
духовному развитию, полноценному
развитию всех функций при условии
полного соответствия разнообразных
видов учебной деятельности возрастным
анатомо-физиологическим особенностям
детей.

(сделать 35)
Гигиенической основой учебного процесса
в школе должно являться:

а) учет возрастных
анатомо-физиологических особенностей
детского организма;

б) обучение должно
осуществляться в наиболее благоприятных
условиях окружающей среды.

Только в этих
случаях создаются предпосылки для
оптимального, наилучшего функционирования
детского организма, поддерживается
высокий уровень работоспособности
школьников, достигается основная цель
—сохранение и укрепление их здоровья.

(слайд 36)
Немалую
трудность для учащихся начальной школы
представляют:

1) статическое
напряжение,
которое они
испытывают при сидении за партой. На
снятие напряжения с т.н. «позных»
мышц направлены обязательные к выполнению
динамические паузы (физкультминутки),
проводимые для учащихся 6-летнего
возраста на 10-й и 20-й минуты от начала
урока, для остальных — в середине урока.

2) процесс
овладения письмом
.
Написание
букв требует тонкой

координации
движений пальцев руки
и
осуществляется в основном

мелкими червеобразными
мышцами кисти. Однако к 7-летнему возрасту
нервно-мышечный аппарат кисти еще далек
от совершенства, не завершены процессы
окостенения костей запястья и фаланг
пальцев (происходит к 10-13 годам).
Гигиеническими исследованиями
установлено, что оптимальная длительность
письменных работ для детей 1-го класса
должна составлять 5-8 мин, для учащихся
4-го класса —может быть увеличена до 20
мин.

3) большая
нагрузка на орган зрения
(особенно в
связи с овладением навыками чтения).
Чтение (или зрительное восприятие
текста) представляет собой быстрое
различение очень большого числа мелких
объектов. В трех строчках книжного
текста глаз различает 1170 черных и белых
объектов, размеры которых очень малы —
от сотых и десятых долей миллиметра до
1,75 мм. Большая нагрузка при чтении падает
и на мышечный аппарат глаза, осуществляющий
движение глаз вдоль строки и от строки
к строке (глазодвигательные мышцы). В
гигиенических рекомендациях в связи с
большой нагрузкой на орган зрения
продолжительность непрерывного чтения
в 1-м классе ограничивается 7-10 мин. В
последние годы в связи с широким
использованием в школе технических
средств обучения (учебное телевидение,
учебное кино, показ диапозитивов), а
также с внедрением компьютерной техники
в учебный процесс нагрузка на зрительный
анализатор детей резко возрастает.

Согласно гигиеническим
рекомендациям длительность показа
диафильмов, диапозитивов для учащихся
1-2-х классов не должна превышать 7-15 мин.
Показ кинофильмов и телепередач не
должен превышать 15-20 мин в 1-2 классе, для
учащихся 8-10-х классов — 25-30 мин. Для
детей и подростков общая продолжительность
работы с компьютером устанавливается
в зависимости от возраста. В возрасте
6-8 лет она составляет 10 мин, для 10- летних—
15 мин, в 12 лет —20 мин, в 14 лет — 25 минут.
Для 16-летних подростков допускаются 2
занятия в неделю, продолжительностью
30 и 20 мин.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник