Роль ппд на разных этапах развития ребенка шпаргалка

Психодиагностическое
обследование ребёнка должно быть
системным, то есть включать в себя
изучение всех сторон психики.

Психодиагностическое
обследование организуется с учётом
возраста и предполагаемого уровня
психического развития ребён­ка. Именно
эти показатели определяют организационные
формы диагностической процедуры, выбор
методик и интерпретацию результатов.

Диагностические
задания должны быть доступны для ребёнка.
В ходе обследования ребёнку необходимо
предложить задание, ко­торое он сможет
успешно выполнить, а при анализе
результатов учитывается с заданиями
для какой возрастной группы справился
ребёнок.

При
обследовании важно выявить не только
актуальные возмож­ности ребёнка, но
и его потенциальные возможности в виде
«зоны ближайшего развития» (Л. С.
Выготский). Это достигается предложе­нием
задании разной сложности и оказанием
ребёнку дозированной помощи в ходе
выполнения заданий.

Необходима
строгая научность в подборе диагностических
зада­ний для каждого возрастного
этапа, то есть при обследовании следует
использовать те задания, которые могут
выявить, какие стороны пси­хической
деятельности нарушены у обследуемого
ребёнка.

При обработке и
интерпретации результатов необходимо
дать их качественную и количественную
характеристику, при этом система
качественно-количественных показателей
должна быть однозначной для всех
обследуемых детей.

Важно помнить, что
ребенок — специфический объект
исследования, его психика находится в
становлении, развитии, поэтому при ее
изучении следует руководствоваться
определенными принципами. 

Одним
из главных является принцип
гуманности
,
заключающийся в том, чтобы вовремя
создать каждому ребенку необходимые
условия, при которых тот сможет максимально
развить свои способности. Этот принцип
обязывает глубоко и внимательно изучать
ребенка, искать пути и средства для
преодоления трудностей, встречающихся
на его пути. Только в том случае, если
все необходимые и возможные меры помощи,
оказанные детям в условиях общеобразовательных
учреждений, не дали положительных
результатов, ставится вопрос о направлении
их в специальные учреждения.

Принцип
детерминизма. Согласно такому
принципу, внешние условия не жестко и
однозначно определяют сущность объекта
и результат воздействия на него, а
преломляясь через внутренние. Любое
воздействие одного явления на другое,
по С.Л.Рубинштейну, преломляется через
внутренние свойства того явления, на
которое это воздействие оказывается.
Результат этого воздействия на явление
или предмет зависит не только от явления
или тела, на него воздействующего, но и
от природы, от собственных внутренних
свойств того предмета или явления, на
которое это воздействие оказывается.
Всматриваясь в жизнь человека, мы видим,
как психические явления вплетаются в
ткань ее и как обусловленные и как
обусловливающие, как зависящие от
условий жизни и как обусловливающие
поведение людей, посредством которого
эти условия изменяются.

Принцип
единства сознания и деятельности
 означает
взаимосвязь и взаимовлияние сознания
и деятельности. Сознание руководит
деятельностью, но в деятельности оно и
формируется. Изучать сознание можно
опосредованно через деятельность
ребенка. Принцип индивидуального и
личностного подхода означает, что общие
законы психического развития проявляются
у каждого ребенка своеобразно и
неповторимо.

Источник

Психодиагностическое обследование ребёнка должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики.

Психодиагностическое обследование организуется с учётом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребён­ка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребёнка. В ходе обследования ребёнку необходимо предложить задание, ко­торое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок.

При обследовании важно выявить не только актуальные возмож­ности ребёнка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложе­нием задании разной сложности и оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе выполнения заданий.

Необходима строгая научность в подборе диагностических зада­ний для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны пси­хической деятельности нарушены у обследуемого ребёнка.

При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Важно помнить, что ребенок — специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

Методы ППД.

Наблюдение

Наблюдение является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществление которого проводят при помощи использования органов чувств, или косвенным, которое основывается на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, которыми непосредственно проводилось наблюдение.

Виды наблюдения принято классифицировать следующим образом:

· по времени проведения: непрерывные и дискретные;

· по объему: широкие и узкоспециальные;

· по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).

Важнейшим достоинством наблюдения является то, что его принято вести в различных ситуациях: в учебной, производственной деятельности, общественной работе, во время отдыха. Проведение наблюдения при этом не нуждается в создании особых условий.

К числу недостатков наблюдения принято относить:

— трудность сопоставления результатов, которые были получены при помощи проведения ряда различных исследований в силу существенной зависимости метода от субъекта наблюдения;

— ограниченность;

— принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;

— сложность, а часто и факт невозможности повторения наблюдений.

Наблюдением включается подготовительный, исполнительный и обобщающий этапы. На первом этапе педагогу необходимо определить цель и задачи наблюдения, провести выбор наиболее перспективных признаков проявления наблюдаемого качества личности, провести уточнение ситуации. В качестве итога подготовительной работы должна выступить непосредственно программа наблюдения.

Следующим этапом является непосредственно наблюдение, характеристика ситуации, осуществление регистрации фактов, выдвижения предположений.

На заключительном этапе происходит процесс систематизации информации, обобщения, установления причинно-следственных зависимостей, постановка диагноза.

Опрос

Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса.

Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, которые являются основанными на ряде вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.

Обычно в педагогике принято использовать ряд следующих методов опроса: интервью (беседы), анкетирование, личностные опросники.

Факт распространенности указанного метода можно объяснить его своеобразной универсальностью. Если при наблюдении педагогом только фиксируются акты реального поведения учащегося, то с помощью опроса представляется возможность получения информации о мотивах поведения индивида, его намерениях, планах на будущее.

Специфика метода опроса заключается в том, что в качестве источника информации для педагога выступают в этом случае сообщения самих детей, хотя этим не гарантируется полнота достоверности информации. По этой причине так важно прежде убедиться, настроен ли учащийся искренне давать ответы на поставленные перед ним вопросы (может ли в принципе на них ответить). Технику проведения опросов как раз и принято сводить к тому, чтобы осуществить обеспечение достоверности и надежности информации.

Читайте также:  Основные периоды функционального развития ребенка

Интервью

Интервью принято проводить в виде устного опроса, беседы, предварительно обдумывая вопросы, но формулируя их приближенно, в произвольной последовательности.

Достоинством интервью является то, что его проведение можно осуществлять в неформальной обстановке.

Недостатком данного метода является невозможность зафиксировать, а значит, и количественно провести обработку его результатов, так как делать записи и вносить пометки при учащемся не рекомендуется.

В процессе проведения беседы необходимо придерживаться следующих правил:

• Начинать общение следует с тематики, приятной для ученика, это способствует установлению контакта. Доброжелательные, уважительные отношения в разговоре не менее важны, чем умение убедительно говорить, аргументировать сказанное.

• крайне затруднительным является рассчитывать на искренность со стороны ученика, если беседа будет проходить в присутствии других учителей или учащихся, или если ребенок не в настроении; если беседа постоянно прерывается; если разговор проходит «на ходу», попутно. По этой причине в качестве крайне важного момента является проведение выбора времени и места беседы.

• Беседа должна быть не случайным эпизодом, а её нужно планировать.

• Не следует задавать (особенно вначале) вопросов, которые носят анкетный или биографический характер.

• Лексикон учителя, смысл задаваемых вопросов должны быть доступны и понятны, их необходимо задавать принимая во внимание возрастные особенности, интересы, потребности, склонности.

• Формулировать наводящие вопросы более разумно в нейтральной форме, к примеру: «Как это следует понимать?», «В каком смысле?», «Поясни, пожалуйста, свою мысль».

• Учитель должен проявлять внимательность и гибкость в процессе беседы, отдавать предпочтение косвенным вопросам вместо прямых, которые могут поставить порой отвечающего в неловкое положение.

• Необходимо учитывать то, что с точки зрения результативности беседы наиболее уместным и целесообразным будет задать несколько мелких вопросов, чем один крупный. Вопрос должен побудить учащегося отвечать развёрнуто, а не отделываться краткими «да» или «нет».

• Для большей достоверности беседы, получения результатов наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться, тем самым раскрывая и уточняя предыдущие ответы, дополняя их.

• Беседа не должна длиться более 20-40 минут.

Анкетирование

В процессе разработки вопросов для анкеты, педагог должен четко представлять себе, что в конечном итоге желает узнать.

Главные вопросы, которыетребуют искренности, анализа и размышления, лучшеразмещать в середине. Постепенно трудность вопросов необходимо снижать. Число их должно быть ограниченным. Это нужно для того,чтобы работа над ответами не превышала 15-20 минут.

Эксперимент

Эксперимент является научно поставленным опытом, связанным с проведением наблюдения за исследуемыми явлениями в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.

Лабораторный экспериментпринято характеризовать тем, что исследователем самостоятельно осуществляется вызов изучаемого явления, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создавая и меняя условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.

Естественный эксперимент(был разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) принято проводить в обычных, являющихся привычными, для испытуемых условиях, не задействуя специальную аппаратуру.

Психолого-педагогический эксперимент(ППЭ) создан на основе естественного эксперимента.

В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.

Виды ППЭ:

· констатирующий;

· проверочный;

· созидательно-преобразующий (формирующий);

· контрольный.

Как правило, все эти виды используются в одном исследовании в качестве отдельных этапов.

Констатирующий экспериментпроводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.

Формирующий эксперименторганизуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы.

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 1618; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8626 — | 8185 — или читать все…

Источник

  1   2   3   4   5   6   7   8

1. Роль ппд на разных этапах развития ребенка. Принципы ппд: гуманности, научности, детерменизма, единства сознания и деятельности.

Психодиагностическое обследование ребёнка должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики.

Психодиагностическое обследование организуется с учётом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребён­ка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребёнка. В ходе обследования ребёнку необходимо предложить задание, ко­торое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок.

При обследовании важно выявить не только актуальные возмож­ности ребёнка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложе­нием задании разной сложности и оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе выполнения заданий.

Необходима строгая научность в подборе диагностических зада­ний для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны пси­хической деятельности нарушены у обследуемого ребёнка.

При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Важно помнить, что ребенок — специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами. 

Одним из главных является принцип гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

Принцип детерминизма. Согласно такому принципу, внешние условия не жестко и однозначно определяют сущность объекта и результат воздействия на него, а преломляясь через внутренние. Любое воздействие одного явления на другое, по С.Л.Рубинштейну, преломляется через внутренние свойства того явления, на которое это воздействие оказывается. Результат этого воздействия на явление или предмет зависит не только от явления или тела, на него воздействующего, но и от природы, от собственных внутренних свойств того предмета или явления, на которое это воздействие оказывается. Всматриваясь в жизнь человека, мы видим, как психические явления вплетаются в ткань ее и как обусловленные и как обусловливающие, как зависящие от условий жизни и как обусловливающие поведение людей, посредством которого эти условия изменяются.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка это эльконин

Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

2. Принципы ппд: беспристрастности, комплексности, системного и динамического подходов

Принцип беспристрастности. Очевидно, что психодиагност должен хорошо знать и понимать те синдромы, которые возникают при различных речевых расстройствах. Он должен считаться с возможностями испытуемого. То, что легко может выполнить физически здоровый заикающийся, может оказаться непосильной нагрузкой для больного, страдающего афазией. Эти и некоторые другие обстоятельства склоняют к тому, чтобы использовать определенную схему обследования, в чем убеждены многие специалисты. Схема позволяет достигнуть определенной унификации обследования и сделать его наиболее адекватным возможностям испытуемого.

Обязательным является принцип комплексности изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, назначается повторное обследование ребенка. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей позволяет еще до комиссии точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на усиливающуюся рассеянность, утомляемость, плаксивость ребенка и т.д. В свою очередь, врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

3. Принципы ппд: выявление и учета потенциальных возможностей ребенка, качественного анализа результатов, единства диагностики и коррекции

Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка — этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

— отношение к ситуации обследования и заданиям;

— способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

— соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

— продуктивное использование помощи взрослого;

— умение выполнять задание по аналогии;

— отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

4. Прогностическое значение диагностики развития ребенка.

Принципиальные уточнения по поводу прогностического значения диагностических методик делает Л. А. Венгер, подчеркивая, что если обучение играет в умственном развитии ведущую роль, то существенное изменение условий обучения может решающим образом изменить показатели развития. Следовательно, любые далекие прогнозы развития неправомерны, а близкие оправданны только там, где основываются на действительно содержательных и надежных методиках.

Возможным выходом в этой ситуации Г. В. Бурменская видит введение понятия условно-вариантного прогноза развития, включающего возможные линии (варианты) дальнейшего хода развития в случае реализации различных условий. В этом случае однозначный исход развития не предсказывается (что и принципиально невозможно), но определяются наиболее вероятные его линии, если те или иные неблагоприятные условия либо сохраняются, либо будут сняты, либо, напротив, усугублены. Такая экстраполяция касается, главным образом, ближайших возрастных этапов развития и должна учитывать всю совокупность возрастных и индивидуально-психологических факторов развития.

Для усиления дифференциально-диагностической и прогностической значимости невербальных заданий они должны иметь ступенчатое строение, т. е. необходимо иметь возможность применять однотипные задания разной степени сложности, а также использовать помощь (подсказки), которая также могла бы ступенчато изменяться, быть в разной мере выраженной.

Прогнозирование развития и успешности обучения ребенка при различных вариантах психического дизонтогенеза ставит своей целью прежде всего решение сугубо практического вопроса – организацию процесса обучения, воспитания и лечения ребенка. Определение критериев прогноза психического развития непосредственно связано с интерпретацией структуры нарушений познавательной деятельности, знанием механизмов симптомообразования и учетом потенциальных возможностей развития ребенка. Большое значение для прогнозирования психического развития аномального ребенка в процессе его обучения имеет ранняя диагностика отклонений в развитии, своевременная терапия, психолого-педагогическая коррекция, проводимая в дошкольном возрасте, и конечно, адекватные методы и содержание обучения. Все сказанное, безусловно, имеет прямое отношение и к такому типу асинхронии развития, каким является задержка психического развития церебрально-органического генеза.

5. Психологическое изучение детей.

Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в несколько этапов. На первом этапе психолог изучает документацию и собирает сведения о ребенке путем опроса родителей и педагогов. К началу обследования он должен обладать всеми необходимыми сведениями клинического, педагогического, социального характера. Это позволит правильно определить задачи исследования и подготовить необходимый диагностический инструментарий.

Читайте также:  Ролик развитие ребенка в утробе матери

Для проведения психологического обследования нужно создать спокойную обстановку. Обследование проводится в отдельной комнате с небольшим количеством предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Обследование ребенка до 4 лет проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4 — 6 лет — за детским столом, более старших детей — за обычным столом, на котором не должно находиться посторонних предметов.

Обследование лучше начинать с заведомо легких для данного ребенка заданий. Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.

Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе: отмечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. При обследовании желательно присутствие матери, особенно в тех случаях, когда ребенок категорически на этом настаивает. После обследования психолог должен обсудить с матерью полученные результаты, ответить на ее вопросы, дать рекомендации. Если по каким-либо причинам ребенок плохо себя ведет, отказывается выполнять задание, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать его на повторное обследование, которое может проводиться через несколько дней. За эти дни нужно подготовить ребенка к повторному обследованию, убедить его сотрудничать с психологом. На повторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются и поэтому не могут быть полностью обследованы за один раз.

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения заданий, обсуждает их и приходит к определенным выводам об особенностях и уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка, а также решает вопрос о характере коррекционной помощи, которая может быть ему оказана. Затем психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения в свободной форме, однако соблюдая определенные правила. Обычно заключение состоит из трех относительно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время его проведения. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание. Особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер высказываний ребенка, его способность рассказать о своих действиях.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка в зависимости от задач исследования, определивших, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушений психики у ребенка, причем отмечаются не только выявленные нарушения и их соотношение, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Далее формулируются рекомендации по организации и содержанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса, которые адресуются специалистам образовательного учреждения и родителям.

В заключении обязательно должны быть указаны возраст обследуемого, даты обследования и написания заключения, фамилия психолога.

6. Основные методы исследования развития психики ребенка.

Экспериментальные методы исследования детей стали использоваться в целях диагностики способностей. Тест — это испытание, включающее в себя выполнение определенной задачи, идентичной для всех обследуемых субъектов, с применением точной техники для оценки успеха или неудачи или же для числовой записи результатов.

Одним из первых начал тестирование английский биолог Ф. Гальтон. Он разработал несложные испытания для исследования индивидуальных различий. При этом он считал главным показателем умственных способностей состояние сенсорных функций человека: остроту зрения и слуха, скорость психических реакций, способность различать тепло, холод, боль и т.п.

Метод наблюдения

Изучение естественного поведения — одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. По результатам наблюдения психолог, выявив признаки нарушенного развития, делает предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет ему оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.

Метод беседы

Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Цель беседы — обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы психолог намечает пути дальнейшего обследования ребенка. При проведении беседы психолог должен соблюдать следующие требования:


  • — беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педагогов) интерес;

  • — важно продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы;

  • — эффективность беседы зависит от активности родителей (педагогов), поэтому между ее участниками необходимо создать доверительные отношения;

  • — психолог не должен открыто критиковать воспитательные действия родителей (педагогов);

  • — важно предупредить возникновение у родителей (педагогов) ожидания немедленных результатов по итогам беседы;

  • — желательно участие в беседе обоих родителей;

  • — нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) реальных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях;

  • — во время беседы необходимо спланировать следующие встречи и определить их задачу.

Метод опроса педагогов (родителей)

Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться. Метод экспериментального изучения ребенка

Этот метод — более «молодой» по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Источник