Роль плавания в физическом развитии ребенка

Роль плавания в физическом развитии ребенка thumbnail

 «Значение плавания в физическом развитии детей»

   Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечение на воде один самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребёнка к воде, научить плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Плавательные движения ребёнок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны. Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простой динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребёнка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени. 

При плавании органы кровообращения ребёнка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца, близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение её к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов так же оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечнососудистой

системы.

Так как физическую нагрузку на сердце, во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями, при плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажнённым воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная активность емкость легких.

В лечебной гимнастике плавание находит всё более широкое применение в качестве средства для профилактики, и лечения различных нарушении в осанке детей, например сколиозов.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определённого ритма движении представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмичных движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Правильное физическое воспитание ребёнка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания  воздух, солнце, вода. Наиболее действенным является закаливание водой. Его легко дифференцировать по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры- при обтирании, обливании, купании. Особенно эффективны купание, плавание, так как сочетают в себе воздействие на организм ребёнка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением.

При систематическом купании, плавании сосудистая система человека приобретает свойство быстро приспосабливаться к изменениям температуры воды. Человек привыкает длительно находиться в среде с более низкой температурой. Температура тела и кожи в воде снижается меньше, быстрее восстанавливается после купания. Возникает стойкое приспособление к холоду.

Вот почему плавание является таким эффективным средством закаливания организма вообще и детей дошкольного возраста в особенности.

Источник

Елена Муравьева
Значение плавания в физическом и психическом развитии ребенка

Анализ состояния здоровья дошкольника показывает, что в настоящее время практически нет полностью здоровых детей. В основном воспитанники относятся ко 2группе здоровья, имея незначительные отклонения состояния здоровья. Именно поэтому в современных условиях возрастает значение физического воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей дошкольника. Внимание к физическому состоянию детей – дошкольников обусловлено исключительным влиянием двигательного развития на общее психическое и соматическое состояние ребенка в этом возрасте.

Для обеспечения нормального физического и психического развития ребенка, необходима двигательная активность с первых дней его жизни. По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности.

Наиболее оптимальным видом физической активности является плавание. Так как плавание есть превосходное средство развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и влияющее на состояние его здоровья, повышению его защитных свойств. В связи с этим в общей системе физического воспитания в детском саду большое место отводится плаванию.

Плавание по праву считается самым эффективным видом спорта, не имеющим конкурентов в оздоровительном воздействии на человеческий организм. Особенно сильное положительное воздействие плавание оказывает на:

— сердечно-сосудистую систему;

— дыхательную систему;

— мышечный аппарат (мышцы рук, бедер, ягодиц, живота, плечей);

— суставы (бедра, руки, шея);

— опорно-двигательный аппарат.

Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопия, гармонично развивают почти все группы мышц – особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, Так же плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами, как лечебное средство. При нарушении обмена веществ, сердечно – легочной недостаточности и других. Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Поэтому первые шаги обучения плаванию должны быть направленны на преодоление этого неприятного и небезобидного чувства. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

И не стоит забывать, что плавание является одним из эффективных средств закаливания детского организма.

Закаливание в более узком смысле следует понимать как различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных метеорологических факторов.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только холод, но и резкие перепады внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Он менее восприимчив к различного рода заболеваниям.

При систематическом купании, плавании сосудистая система ребенка приобретает свойство быстро приспособляться к изменениям температуры воды. Ребенок привыкает длительно находиться в среде с более низкой температурой. Температура кожи и тела в воде снижается меньше, быстрее восстанавливается после купания. Возникает стойкое приспособление к холоду.

Вот почему плавание является таким эффективным средством закаливания организма вообще и детей дошкольного возраста в особенности. У них совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Наиболее эффективный способ организации занятий плаванием является игра, так как это один из ведущих способов обучения детей дошкольного возраста. На занятии задания даются в игровой форме, проводятся различные игры помогающие усвоить учебный материал.

В каждой возрастной группе, с учетом возраста и индивидуального подхода, использую игры на ознакомление со свойствами воды, которые помогают детям почувствовать сопротивление воды, освоиться с ней.

«Волны на море», «Море волнуется», «Невод».

Например: игра «Волны на море» — помочь детям руками почувствовать сопротивление воды. Стоя кругом или шеренгой. Руки отведены вправо, лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Туловище поворачивают руки под самой поверхностью воды – получаются волны. Движение продолжается беспрерывно.

Игры способствующие освоению движений в воде (бег, ходьба, прыжки); приучающие не бояться брызг; учат слушать задания и выполнять их быстро и медленно.

«Карусели», «Бегом за мячом», «Солнышко и дождик», «Морской бой», «Сделай дождик», «Щука», «Мы веселые ребята», «Морской бой», «Кораблики».

Например: игра «Морской бой» — приучать детей не бояться брызг, действовать согласованно. Две шеренги стоят друг против друга, по сигналу начинают брызгать водой друг другу в лицо.

Игры с погружением в воду – учат детей задерживать дыхание,нырять.

«Качели», «Жучок-паучок», «Нырни в круг», «Передай мяч», «Найди жемчуг», «Спрячемся под воду», «Лягушата».

Например: игра «Жучок-паучок» — упражнять детей в погружении в воду с головой. Дети, взявшись за руки, идут по кругу «паучок» стоит в центре- дети говорят слова

Жучок-паучок вышел на охоту,

Жучок-паучок вышел на охоту.

Не зевай, поспевай,

Прячьтесь все под воду. (дети прячутся под водой).

Игры с выдохом в воду – способствуют овладению выдохом в воду.

«Водолазы», «У кого больше пузырей?», «Качели», «Нырни-достань предмет». В младшем дошкольном возрасте используются игры на дыхание — «Чей мяч дальше?», «Остуди чай», «Сделай пузыри».

Например: игра «Водолазы» — стоя парами, сделать вдох, погрузиться в воду, полный выдох.

В старшей и подготовительной группах для решения поставленных задач использую игровые упражнения. Которые учат детей свободному передвижению в воде, статическому плаванию, скольжению, правильно принимать горизонтальное положение тела и правильно работать ногами.

«Крокодилы», «Цапли», «Лодочки с веслами», «Поезд в туннель», «Воротики», «Стрела», «Винт», «Звездочка», «Поплавок», «Буксир», «Байдарки», «Лодочка», «Переправа», «Стрела».

Воспитателям в группе и в летний период советую проводить игры для развития дыхания; «Сдуй перышко», «Сделай бурю в стакане», «Надуй шарик», «Выдуй пузырь». Игры с водой; «Кораблики», «Кто быстрее?», «Остуди чай».

Для того, чтобы работа по плаванию была эффективной, необходимо по данному вопросу организовать сотрудничество с инструктором по физической культуре, с психологом, с воспитателями и родителями.

Поэтому в группах выставляются папки передвижки на темы «Детский страх перед водой», «Необходимость закаливания детского организма»; брошюры «Дыхательная гимнастика», «Формы закаливания детей».

Из всего сказанного можно сделать вывод — плавание имеет огромное воздействие на детский организм. Поэтому научить ребенка держаться на воде – значит привить ему жизненно необходимый навык.

Источник

“Он не умеет ни читать, ни плавать”, — так в
Древней Греции говорили о человеке, недостойном
называться гражданином. С тех пор умение читать и
плавать рассматривается как символ
разностороннего развития человека.

1. Оздоровительное значение плавания

Плавание является прекрасным средством
закаливания и повышения стойкости организма к
воздействию низких температур, простудным
заболеваниям и другим изменениям внешней среды.
Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и
объясняется её сильное закаливающее
воздействие.

Пребывание в воде отлично тренирует механизмы,
регулирующие теплоотдачу организма, повышая его
устойчивость к изменению температур.

Как уже говорилось, плавание является
уникальным физическим упражнением,
содействующим физическому развитию, закаливанию
и укреплению здоровья. Занятия плаванием
особенно полезны для детей и подростков,
поскольку содействуют развитию
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в
свою очередь вызывает рост и укрепление
опорно-двигательного аппарата ребёнка.

Плавание спортивными способами гармонически
развивает все группы мышц. Систематические
занятия плаванием и специальная гимнастика
совершенствуют такие ценные физические
качества, как выносливость, силу, быстроту,
подвижность в суставах, координацию движений.
Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют
не только мышцы рук и ног, но также мышцы
туловища, что особенно важно для форматирования
правильной осанки у детей и подростков.

Благодаря симметричным движениям и
горизонтальному положению туловища,
разгружающему позвоночный столб от давления на
него веса тела, плавание является прекрасным
корригирующим упражнением, устраняющим такие
нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.

Непрерывная работа ног в быстром темпе с
постоянным преодолением сопротивления воды,
выполняемая в безопорном положении, тренирует
мышцы и связки голеностопного сустава, помогает
формированию и укреплению детской стопы. У
классных пловцов подвижность в голеностопных
суставах очень высока и они могут оттянуть носки
почти как балерина.

Плавание — аэробный вид физических упражнений,
вызывающий увеличение в крови детей и подростков
гормона роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это
способствует росту тела в длину, увеличению
мышечной массы, массы сердца и лёгких.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего
дыхания, увеличивают жизненную ёмкость лёгких и
объём грудной клетки, поскольку плотность воды
затрудняет выполнение вдоха и выдоха и
дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и
развиваются.

Занятия плаванием, изучение техники спортивных
способов как никакой другой вид физических
упражнений тренирует правильный вид дыхания.
Невозможно плыть кролем и брасом, не делая
короткого глубокого вздоха и длинного
интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с
циклом движения рук. Плавание на задержке
дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует
устойчивость к гипоксии, умение переносить
недостаток кислорода.

Не менее благоприятно плавание влияет на
сердечно-сосудистую систему организма.
Горизонтальное положение тела при плавании
создаёт облегчённые условия для работы сердца. В
результате занятий плаванием снижается
систолическое давление крови, повышается
эластичность сосудов, увеличивается ударный
объём сердца. Это, в первую очередь, можно
заметить по изменению частоты пульса. У людей,
регулярно занимающихся плаванием, пульс на 10-15
ударов в минуту меньше. Оптимизируется ритм
работы сердца. Гипертоников среди пловцов в 2
раза меньше, чем среди представителей других
видов спорта.

Занятия плаванием повышают защитные свойства
иммунной системы крови — увеличивая
сопротивляемость к инфекционным и простудным
заболеваниям.

Плавание повышает интенсивность обмена
веществ в организме. За 15 минут пребывания в воде
при температуре 24° С человек теряет около 100 ккал
тепла.

Занятия плаванием совершенствуют работу
вестибулярного аппарата, повышают
статокинетическую устойчивость, улучшают
чувство равновесия и широко применяются в
подготовке космонавтов.

Систематическое пребывание в воде на занятиях
плаванием оказывает успокаивающее воздействие
на нервную систему ребёнка, повышая
эмоциональную устойчивость, обеспечивая
крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием
повышают умственную работоспособность человека.
Плавание полностью исключает травмы
опорно-двигательного аппарата, сотрясения,
переломы и другие.

К удивительным особенностям плавания нужно
отнести его необычайную доступность для всех
детей — девочек и мальчиков, детей с
искривлениями позвоночника, некоторыми
нарушениями сердечной деятельности,
последствиями полиомиелита, церебрального
паралича, ампутантов, ослабленных и так далее.
Бывают случаи, когда заниматься плаванием
приходят дети с недостатками в физическом
развитии в чисто лечебных целях, — а становятся
известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер,
которая пришла плавать, чтобы восстановиться
после перенесённого полиомиелита, а стала
победительницей трёх Олимпиад. Будущую
чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама
привела заниматься плаванием, обеспокоенная её
плохой осанкой. Важно начать заниматься
плаванием и полюбить его. И помнить, что в
принципе хорошим пловцом может стать каждый.

1.1 Прикладное значение плавания

Умение плавать – жизненно необходимый навык
для человека любого возраста. Однажды
приобретённый навык плавания сохраняется у
человека на всю жизнь.

Огромное количество несчастных случаев на воде
ежегодно происходит из-за того, что люди не умели
плавать. Большей частью это дети школьного
возраста. К сожалению, как показывает статистика,
например, 60% учеников 4-5-х классов московских школ
не умеют держаться на поверхности воды. По данным
ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей,
населяющих нашу планету, тонет около 120 человек.
Как правило, это дети и подростки, не обученные
плаванию. А каждый, не умеющий плавать или хотя бы
держаться на поверхности воды, оказавшийся на
берегу любого, даже самого, казалось бы,
безобидного водоёма и добравшийся до воды,
подвергает свою жизнь опасности. Умеющий плавать
человек, оказавшись в воде, никогда не рискует
жизнью. Он знает, что, либо доплывёт до берега или
какого-то плавсредства, либо сумеет продержаться
на воде, пока не подоспеет помощь. Несчастные
случаи на воде происходят также в результате не
знания элементарных правил поведения на воде во
время купания, катания на лодке, яхте и других
плавсредствах. Чтобы этого не произошло, каждый
обязан учиться плавать, уметь придти на помощь
тонущему, оказать первую медицинскую помощь.

Вода – целитель и друг человека, если он умеет
плавать, и коварный потенциальный враг для
неумеющих держаться на воде. Чтобы плавать, не
нужно обладать особыми способностями. Плаванием
могут заниматься люди всех возрастов, начиная от
дошколят. Однако технику спортивных способов
плавания быстрее осваивают дети младшего и
среднего школьного возраста.

2. Плавание – раздел базовой части
программы физического воспитания.

Плаванием могут заниматься люди всех
возрастов, начиная с дошкольного, однако быстрее
осваивают технику спортивных способов плавания
дети младшего и среднего школьного возраста.
Быстрота обучения объясняется высокими темпами
прироста всех физических качеств в этом
возрасте, высокой двигательной активностью,
большой восприимчивостью к новым движениям,
интересом к занятиям физическими упражнениями, в
частности, плаванием. Учиться плаванию никогда
не поздно. Если научить ребёнка плавать в
дошкольном или младшем школьном возрасте не
удалось, это нужно сделать при первой же
возможности. Не всем детям общение с водой
доставляет удовольствие и радость, некоторые
бояться входить в воду, боятся глубины.
Психологами установлено, что главная опасность
на – не действия в ней, а чувство страха и боязнь
глубины. Именно поэтому первые шаги обучения
плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку
преодолеть это неприятное и небезобидное
чувство.

Согласно “Комплексной программе физического
воспитания”, начинать освоение плавания
рекомендуется с 4-го класса. Однако в школах,
имеющих соответствующие условия, желательно
приступить к обучению плаванию с 1-го класса (или
с 0-го класса). В школах, где есть возможность
заниматься плаванием круглый год, занятия по
плаванию могут чередоваться с уроками
физической культуры по другим разделам
программы.

За время обучения в начальной школе дети должны
овладеть основами плавания в глубокой воде:
научиться нырять, проплывать под водой с
открытыми глазами, правильно дышать, проплывать,
соблюдая правильную координацию движений рук и
ног, дистанцию 50 м, играть в подвижные игры,
прыгать в воду.

Учитывая большие индивидуальные особенности
детей младшего школьного возраста в освоении
техники плавания, различия в исходном уровне
плавательной подготовленности в занятиях с
хорошо успевающими учениками, учитель может
использовать материал более старших классов за
счёт освоения других способов плавания,
увеличения дистанции, использования игр на воде
и других упражнений.

Если занятия проводятся регулярно в течение
года, то даже, несмотря на различный исходный
уровень и темпы освоения, учащиеся к окончанию
начальной школы могут проплывать за занятие
дистанцию 300-400 м, освоить технику 4-х спортивных
способов плавания, стартов, уметь играть в
подвижные игры на воде и участвовать в
соревнованиях (уже начиная с 1-2 класса – 25 м
кролем на спине).

В средней и старшей школе обязательно есть
учащиеся, которые в силу ряда причин
(освобождение по состоянию здоровья, приход из
других школ и т.п.) не освоили или только
приступили к занятиям плаванием, необходимо
использовать программный материал начальной
школы. С учащимися, успешно осваивающими
плавательные навыки, можно использовать более
сложный материал.

В средней школе продолжается закрепление и
совершенствование техники спортивного плавания,
стартов, ныряния в длину и глубину. Изучается
техника прикладных способов плавания, поворотов,
эстафетное плавание. Учащиеся знакомятся с
правилами проведения соревнований и основными
приёмами техники водных видов спорта (водное
поло, синхронное плавание, прыжки в воду).

В старших классах проходит совершенствование
техники изученного материала, углубляется
изучение технических и тактических приёмов
водного поло, синхронного плавания. Изучение
техники прикладного плавания включает такие
умения и навыки, как ныряние в глубину и длину,
поиск под водой, освобождение от “захватов”
тонущего и транспортировка уставшего или
“пострадавшего” к борту. Учащиеся участвуют в
организации и проведении соревнований по
плаванию младших классов.

На всех этапах обучения в школе учащиеся
изучают теоретические основы. В начальной школе
учащиеся изучают название плавательных
упражнений, способов плавания и предметов для
обучения; влияние плавания на состояние
здоровья; правила гигиены и техники
безопасности; поведение в экстремальной
ситуации. В средней школе – название упражнения
и основных признаков техники, влияние занятий
плаванием на развитие выносливости,
координационных способностей, правила
соревнований и определение победителя,
участвуют в организации и проведении
соревнований. В старших классах –
биомеханические особенности техники плавания,
правила плавания в открытом водоеме, доврачебную
помощь пострадавшему. Учатся выполнять
обязанности судьи. Постигают основы методики и
организации занятий с младшими школьниками,
формируется умение осуществлять закаливающие
процедуры с дошкольниками и младшими
школьниками.

3. Индивидуальный поход к обучению
плаванию учащихся разного уровня
подготовленности

Приступать к обучению плаванию необходимо
после того, когда будет определено, насколько
занимающийся владеет навыком плавания.
Подготовленность определяется непосредственно
в воде.

В группу наименее подготовленных, включаются
те дети, которые не умеют передвигаться по
поверхности воды и боятся воды. По внешним
признакам чувство водобоязни проявляется в
неспособности занимающихся погружаться с
головой под воду, открывать под водой глаза, в
постоянном желании держаться за твердую опору.

Во вторую группу можно отнести таких
занимающихся, которые могут погружаться с
головой под воду, не боятся открывать в воде
глаза и способны плыть по поверхности хотя бы
несколько метров или делать попытку к
передвижению.

Третью группу рекомендуется комплектовать из
тех, кто может передвигаться по поверхности воды
на расстоянии 10 – 15м.

В четвертую группу включаются учащиеся,
которые проплывают неспортивными способами
расстояние больше 25м.

В пятую – умеющие плавать спортивными
способами.

Комплектование групп по полу необязательно.
Замечено, что занятия проходят более успешно,
если в одной группе занимаются девочки и
мальчики, девушки и юноши. А вот подбор
занимающихся в группы по возрасту (если есть
такая необходимость) существенно влияет на
качество обучения. Примерно одинаково осваивают
движения в воде дети 6 –7 лет, 8 – 10 лет, 16 лет и
старше. С детьми младше 6 лет лучше проводить
индивидуальные занятия.

Чаще всего у учителя нет возможности
комплектовать отдельные группы и ему приходится
на одном занятии заниматься с детьми разного
уровня подготовленности. Это требует от
преподавателя хорошей подготовки к организации
и проведению урока.

4. Основные правила проведения занятий

Для успешного проведения занятий необходимо
соблюдать следующие правила:

  • Не заставлять детей насильно входить в воду,
    погружаться под воду с головой, запугивать:
    “наглотаешься воды, и утонешь”.
  • Все объяснения методического и
    организационного характера проводит с
    занимающимися только на суше, когда вся группа
    находится в воде. Применяются краткие команды,
    методические указания, оценки, которые должны
    быть предельно лаконичны, чтобы не снижать
    плотность и эмоциональность занятия и чтобы дети
    не мерзли.
  • Особое внимание следует уделить проведению
    первых уроков, подбору упражнений, доступных для
    освоения, поскольку успехи на первых занятиях
    имеют большое психологическое воздействие на
    новичка, укрепляют уверенность в своих силах и
    доверии к преподавателю
  • Каждый даже незначительный успех в обучении,
    должен быть отмечен, вся .группа или отдельные
    занимающиеся должны получить одобрение и
    поддержку.
  • Если новички не могут выполнить задание,
    учитель обязан проявить максимум выдержки,
    терпения и предложить другое посильное задание,
    чаще всего причиной подобных неудач являются
    непродуманные действия учителя.
  • При объяснении нового упражнения необходимо
    остановиться на следующих основных элементах:
    исходное положение, форма и характер движения,
    наиболее трудно выполняемые части.
  • Объясняя и показывая упражнение, подчеркивать,
    что надо делать для того, чтобы его правильно
    выполнить, не акцентируя внимание детей на
    ошибках и недостатках.
  • Шире использовать показ упражнений самими
    детьми, поскольку это убеждает в посильности
    задания, стимулирует соревнование и активность
    класса.
  • Чаще и больше показывать занимающимся конечную
    цель обучения – технику плавания кролем на груди
    и на спине, брассом, дельфином в исполнении
    лучших пловцов.
  • Каждое занятие начинать с выполнения серии
    хорошо знакомых упражнений, что позволяет
    освоиться с местом плавания, привыкнуть к
    температуре воды, ощутить уверенность в своих
    силах.
  • Для увеличения динамичности и плотности урока
    необходимо чередовать упражнения, выполняемые
    на месте с упражнениями в движении, упражнения по
    задержке дыхания – с выдохами в воду, плавание
    коротких отрезков и серий отрезков с плаванием
    максимально возможных для детей данной
    подготовленности дистанций.
  • После освоения скольжений и первых гребковых
    движений надо как можно больше плавать,
    постепенно увеличивая преодолеваемые
    расстояния.
  • Поощрять попытки самостоятельного плавания
    любым спортивным или прикладным способом или их
    сочетанием.
  • При изучении новых упражнений уделять особое
    внимание методическим указаниям по
    предупреждению типичных ошибок.
  • Исправлять ошибки, не делая одновременно много
    замечаний – это снижает интерес к занятиям и
    уверенность в своих силах.
  • В каждом уроке надо изучать не более одного —
    двух упражнений

5. Заключение

Человек – единственное живое существо, которое
от рождения не умеет плавать. В настоящее время
на Земле ежегодно тонет немало людей. Среди
гибнущих 20% детей. Одной из главных причин
трагедий на воде является неумение людей
плавать.

Сотни тысяч людей посещают плавательные
бассейны, проводят свой отпуск на бесчиленных
водоемах. Большое число детей вовлекается в
занятия водными видами спорта. Обучение плаванию
введено в школьную программу физического
воспитания. Однако успешное изучение спортивных
способов плавания зависит от умения
преподавателя подобрать необходимые упражнения,
дать точное и образное объяснение движениям,
вовремя исправить неправильные действия. Но если
ребята не станут классными кролистами или
брассистами, не нужно расстраиваться. Даже не
став большим спортсменом, ребенок научится
основам техники спортивного плавания,
правильному выполнению упражнений в скольжении,
дыхании, движения рук и ног, заинтересуется этим
видом спорта, захочет заниматься им дальше и
научится плавать кролем, брассом, дельфином или
просто научится плавать — это ему не раз
пригодится в жизни.

Источник