Роль питательных веществ в развитии ребенка
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
(здоровых и с функциональными нарушениями)
Методические рекомендации
Рязань, 2001
ВВЕДЕНИЕ
Питание оказывает основное, определяющее влияние на жизнедеятельность организма, физическое, нервно-психическое развитие, состояние здоровья, познавательные способности восприятия.
Велико значение рационального питания детей первого года жизни, для поддержания процессов интенсивного роста, совершенствования всех систем жизнеобеспечения, развития интеллекта.
Признавая важность рационального вскармливания детей, нельзя забывать о диететике беременной и кормящей женщины, главных поставщиках всех питательных веществ, необходимых для формирования здоровья плода и ребенка.
Сбалансированное питание является главным противодействием и защитой против инфекционных, алиментарно-зависимых, онкологических и эндокринных заболеваний.
Наиболее трудным представляется вскармливание детей с атопическим диатезом. В связи с этим в издаваемых рекомендациях по питанию представлены меню по вскармливанию здорового ребенка и с атопическим диатезом, угрожаемым по развитию пищевой аллергии.
Второе издание методических рекомендаций дополнено новыми сведениями о продуктах питания для кормящей женщины, здорового ребенка, больного атопическим дерматитом, дис-бактериозом кишечника, диетической коррекцией срыгиваний у детей.
Данные методические рекомендации будут полезны для студентов, медицинских работников и родителей.
ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВ В ПИТАНИИ РЕБЕНКА
Для обеспечения рационального питания ребенка в его рацион должны входить все основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода в необходимом количестве и правильном соотношении.
Темпы роста ребенка, а следовательно и потребность в питательных веществах, для обеспечения нормального развития в раннем возрасте выше, чем в любой другой период жизни. В то же время в этом возрасте почки, печень, кишечник еще незрелы и их способность выделять избыток питательных веществ ограничена. Следовательно, разница между потребностями растущего организма и максимальной переносимостью пищи невелика, что требует от питания сбалансированности.
Белки являются основными структурными элементами всех клеток и тканей организма. Энергетическая ценность белка равна 4 ккал/г. Их нельзя заменить другими компонентами пищи, так как они содержат незаменимые аминокислоты. Наибольшей биологической ценностью обладают белки животного происхождения.
Избыток белка приводит к перегрузке выделительных органов, почек, что может проявиться интоксикацией, накоплением мочевины в крови, развитием уремии, субфебрилитетом, дисфункцией кишечника. Аллергия к белкам молока приводит к аллергическому дерматиту и дисфункциям ЖКГ—«кишечным коликам».
Потребность в белке для доношенных новорожденных составляет 1,8-2 г/кг/сутки. После срочных родов молоко, содержащее 1,9 г белка в 100 мл, покрывает потребность ребенка в белке при нормальном объеме питания.
Для недоношенных потребность в белке выше — 3,5-4 г/ кг/сутки. Но поскольку после преждевременных родов молоко в первые две недели содержит лишь 1,7 г белка в 100 мл, то для обеспечения роста требуется дополнительное питание при ограниченном объеме.
В грудном периоде потребность белка составляет при:
— грудном вскармливании — 2,0-2,5 г/кг/сутки;
— смешанном — 3,0 г/кг/сутки при использовании адаптированных смесей, 3,5 г/кг/сутки при приеме неадаптированной смеси;
— искусственном вскармливании — 3,5 г/кг/сутки-4 г/кг /сутки.
После введения прикорма потребность в белке составляет при естественном и смешанном вскармливании 3-3,5 г/кг/сутки, искусственном — 3,5-4 г/кг/сутки.
Углеводы являются основным легкоусвояемым источником энергии и в их присутствии улучшается использование белков и жиров пищи. Энергетическая ценность углеводов 3,75 ккал/г. Основным углеводом молока является молочный сахар (лактоза).
Недостаток углеводов приводит к скрытой белковой недостаточности и нарушению развития ребенка.
Избыток углеводов в рационе ведет к гиповитаминозу b|, повышению образования жира, метеоризму.
В 10-20% случаев возможна мальабсорбция лактозы, спровоцированная перенесенной кишечной инфекцией, гипотрофией, реже первичная.
Потребность в углеводах в течение 1-го года жизни 12-14 г/сутки, независимо от вида вскармливания и типа смеси.
Жиры входят в состав клеток организма, обеспечивают нормальное состояние клеточных мембран, иммунитета, выполняют роль запасного питательного, защитного и теплоизоляционного материала. Являются источником жирорастворимых витаминов и незаменимых полиненасыщенных жирных кислот. Энергетическая ценность жира 9 ккал/г.
Недостаток жира приводит к нарушению всех видов обмена, роста и развития ребенка, иммунитета.
Избыток жира снижает секреторную деятельность ЖКТ, способствует повышенному выделению солей кальция, магния, отложению жира в организме.
Возможна мальабсорбция жира и жирорастворимых витаминов у недоношенных детей с низкой продукцией желчи и липазной активности при муковисцидозе, синдроме короткой толстой кишки.
Потребность в жире у детей до введения прикорма — 6,5-6, с 5 до 9 месяцев — 6-5,5, от 9 до 12 месяцев — 5,5-5 г/кг/ сутки, независимо от вида вскармливания.
Витамины — незаменимые пищевые вещества в процессах регуляции обменных процессов, развитии детей и их иммунитета. Основным источником витаминов являются пищевые продукты, и только витамины группы К, группы В могут образовываться в организме микрофлорой кишечника, витамин D — в коже под воздействием УФО.
Недостаток витаминов вызывает снижение противоинфек-ционной защиты, дистрофические изменения в органах, нарушение роста и развития детей, в том числе формирование аномалий развития в антенатальном периоде.
Избыток витамина D приводит к полисистемным изменениям, в том числе и нарушению функции почек, ЦНС, сердечнососудистой и эндокринной систем, гипервитаминоз С может спровоцировать раннее половое созревание, глюкозурию, развитие сахарного диабета у детей с наследственной предрасположенностью, микроангиопатию, образование мочевых камней, нарушение поведения, крапивницу, ангионевротический отек, раздражение слизистой ЖКТ. Высокие дозы фолиевой кислоты могут привести к нарушению функции канальцев почек.
Минералы участвуют во всех процессах обмена веществ, так как являются составной частью ферментов, секретов, гормонов. Начиная с 30-й недели гестации и на протяжении всего периода грудного детства основным минералом человеческого организма является кальций — 37,6%, за ним следует фосфор — 23,8%. Хлориды, натрий и калий в совокупности соответствуют уровню кальция, а магний является самой малой частью пула минералов. Метаболизм кальция, фосфора, витамина Д тесно взаимосвязан, что обеспечивает адекватное усвоение кальция, приводящее к нормальному росту костей. Для доношенных детей рекомендуется кальций 60 мг/кг/сутки, что покрывается грудным молоком. Для быстрорастущего недоношенного ребенка нужно 160-200 мг/кг/сутки. Однако за счет грудного молока покрывается 45 мг/кг/сутки, поэтому им необходима дотация кальция.
Потребление кальция может колебаться от 100 до 200 мг/ сутки в течение первого года жизни. Рекомендуемый ежедневный прием составляет 400 мг/сутки с рождения ребенка до 6 месяцев и 800 мг/сутки с 6 до 12 месяцев. Как правило, потребное количество кальция удовлетворяется привычным питанием. Главным источником кальция являются молочные продукты. При выборе питательной смеси для вскармливания ребенка первого года жизни необходимо оценить уровень кальция в 100 мл и рассчитать питание без ущерба для малыша. Для примера можно учесть, что 150 мг кальция = 125 мл молока = 1 йогурту = 100 г творога = 30 г сыра.
Железо играет важнейшую роль в развитии ребенка, при его недостатке происходит отставание в умственном и психомоторном развитии. Грудное вскармливание лучше обеспечивает железом, чем неадаптированные смеси. Дефицит железа выявляется в период с 4-го по 12-й месяцы.
Избыток железа приводит к гемосидерозу.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ (ВСКАРМЛИВАНИЕ ГРУДЬЮ)
Вскармливание грудью матери является полноценным питанием грудного ребенка. Только при этом вскармливании гарантируется важнейшее его предназначение и свойства: синхронность возраста ребенка и лактации, иммунологическая тождественность и направленное иммунологическое «воспитание» ребенка, оптимальное формирование «бондинга», то есть психосоциальной связи, ориентированной на многие годы.
Уникальные свойства пищевых компонентов молока способствуют созреванию и миелинизации в ЦНС, стимулируют имп-ритинг (запечатлевание) взаимоотношений матери и ребенка в процессе кормления и общения. Эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что при вскармливании грудью снижается заболеваемость, увеличивается возраст дебюта хронических заболеваний, таких, как атеросклероз, сахарный диабет, бронхиальная астма, онкологические болезни.
Это самый мощный и естественный природный механизм увеличения качества и продолжительности жизни человека, а значит, гарантия от вырождения, одичания и раннего вымирания.
Роль педиатра — сформировать и поддержать чистоту грудного вскармливания на срок не менее 6-9 месяцев. Любая дополнительная пищевая дотация приводит к сокращению сосательной активности ребенка, а следовательно, сокращению сроков лактации у матери. Всякое пищевое вмешательство, будь то подслащенная вода, не материнские белки, углеводы, приводит к поломке метаболического стереотипа грудного вскармливания, его «взрослению» или даже «старению». Нарушенный гормонально-метаболический профиль становится ближе к «панкрофилии», то есть создается метаболическая основа для развития диабета, атеросклероза, злокачественных опухолей во взрослом и пожилом возрасте. Таким образом, необходимо наличие 2-х принципиальных условий вскармливания — чистота и длительность.
Качество грудного вскармливания и развитие плода и ребенка зависят от пищевого обеспечения кормящей и беременной женщины при условии оптимального течения беременности, что предполагает депонирование или «предобеспечение» пищевыми ингредиентами. Только на фоне продобеспечения физиологическая лактация сможет покрыть потребность развития.
Относительным индикатором готовности женщины к депонированию нутриентов плода является ее собственная прибавка массы тела, которая предшествует депонированию плода. Суммарная прибавка массы беременной колеблется от 11,5 до 16 кг.
Даже умеренные дефициты в питании женщины к моменту зачатия или в течение беременности оказывают тератогенное влияние на плод. Например, дефицит фолиевой кислоты, рибофлавина, аскорбиновой кислоты, цинка сопутствует развитию аномалий нервной трубки и головного мозга.
Мультивитаминные дотации беременной женщине могут уменьшать онкологический риск на длительные периоды жизни ребенка.
Дата добавления: 2016-10-07; просмотров: 1056 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà — óãëåâîäû, áåëêè, âèòàìèíû, æèðû, ìèêðîýëåìåíòû, ìàêðîýëåìåíòû — ñîäåðæàòñÿ â ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ. Âñå ýòè ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà íåîáõîäèìû ÷åëîâåêó äëÿ âîçìîæíîñòè îñóùåñòâëåíèÿ âñåõ ïðîöåññîâ æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Ñîäåðæàíèå ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ â ðàöèîíå ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøèì ôàêòîðîì äëÿ ñîñòàâëåíèÿ ìåíþ äèåò.
 îðãàíèçìå æèâîãî ÷åëîâåêà íèêîãäà íå îñòàíàâëèâàþòñÿ ïðîöåññû îêèñëåíèÿ âñÿ÷åñêèõ ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ. Ðåàêöèè îêèñëåíèÿ ïðîèñõîäÿò ñ îáðàçîâàíèåì è âûäåëåíèåì òåïëà, êîòîðîå íóæíî ÷åëîâåêó äëÿ ïîääåðæàíèÿ ïðîöåññîâ æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Òåïëîâàÿ ýíåðãèÿ ïîçâîëÿåò ðàáîòàòü ìûøå÷íîé ñèñòåìå, ÷òî ïðèâîäèò íàñ ê âûâîäó, ÷òî ÷åì òÿæåëåå ôèçè÷åñêèé òðóä, òåì áîëüøå åäû òðåáóåòñÿ äëÿ îðãàíèçìà.
Ýíåðãåòè÷åñêàÿ öåííîñòü ïðîäóêòîâ îïðåäåëÿåòñÿ êàëîðèÿìè. Êàëîðèéíîñòü ïðîäóêòîâ îïðåäåëÿåò êîëè÷åñòâî ýíåðãèè, ïîëó÷àåìîå îðãàíèçìîì â ïðîöåññå óñâîåíèÿ ïèùè.
1 ãðàìì áåëêà â ïðîöåññå îêèñëåíèÿ äàåò êîëè÷åñòâî òåïëà â 4 êêàë; 1 ãðàìì óãëåâîäîâ = 4 êêàë; 1 ãðàìì æèðîâ = 9 êêàë.
Ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà – áåëêè.
Áåëîê êàê ïèòàòåëüíîå âåùåñòâî íåîáõîäèì îðãàíèçìó äëÿ ïîääåðæàíèÿ ìåòàáîëèçìà, ñîêðàùåíèÿ ìûøö, ðàçäðàæèìîñòè íåðâîâ, ñïîñîáíîñòè ê ðîñòó, ðàçìíîæåíèþ, ìûøëåíèþ. Áåëîê ñîäåðæèòñÿ âî âñåõ òêàíÿõ è æèäêîñòÿõ îðãàíèçìà è ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøèì ýëåìåíòîâ. Áåëîê ñîñòîèò èç àìèíîêèñëîò, îïðåäåëÿþùèõ áèîëîãè÷åñêîå çíà÷åíèå òîãî èëè èíîãî áåëêà.
Çàìåíèìûå àìèíîêèñëîòû îáðàçóþòñÿ â òåëå ÷åëîâåêà. Íåçàìåíèìûå àìèíîêèñëîòû ÷åëîâåê ïîëó÷àåò èçâíå ñ ïèùåé, ÷òî ãîâîðèò î íåîáõîäèìîñòè êîíòðîëèðîâàíèÿ êîëè÷åñòâà àìèíîêèñëîò â ïèùå. Íåäîñòàòîê â ïèùå äàæå îäíîé íåçàìåíèìîé àìèíîêèñëîòû âåäåò ê ñíèæåíèþ áèîëîãè÷åñêîé öåííîñòè áåëêîâ è ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé áåëêîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè, íåñìîòðÿ íà äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ñîäåðæàíèÿ áåëêà â ðàöèîíå. Îñíîâíûì èñòî÷íèêîì íåçàìåíèìûõ àìèíîêèñëîò ÿâëÿþòñÿ ðûáà, ìÿñî, ìîëîêî, òâîðîã, ÿéöà.
Êðîìå òîãî, îðãàíèçì íóæäàåòñÿ â ðàñòèòåëüíûõ áåëêàõ, ñîäåðæàùèåñÿ â õëåáå, êðóïàõ, îâîùàõ – îíè äàþò çàìåíèìûå àìèíîêèñëîòû.
 îðãàíèçì âçðîñëîãî ÷åëîâåêà êàæäûé äåíü äîëæíî ïîñòóïàòü ïðèáëèçèòåëüíî 1 ã áåëêà íà 1 êèëîãðàìì âåñà òåëà. Òî åñòü îáû÷íîìó ÷åëîâåêó, âåñîì 70 êã â äåíü íóæíî ìèíèìóì 70 ã áåëêà, ïðè ýòîì 55% âñåãî áåëêà äîëæíî áûòü æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Åñëè âû çàíèìàåòåñü ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè, òî êîëè÷åñòâî áåëêà äîëæíî áûòü óâåëè÷åíî äî 2 ãðàìì íà êèëîãðàìì â ñóòêè.
Áåëêè â ïðàâèëüíîì ðàöèîíå íåçàìåíèìû íèêàêèìè äðóãèìè ýëåìåíòàìè.
Ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà – æèðû.
Æèðû, êàê ïèòàòåëüíûå âå÷åñòâà, ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ èñòî÷íèêîâ ýíåðãèè äëÿ îðãàíèçìà, ó÷àñòâóþò â âîññòàíîâèòåëüíûõ ïðîöåññàõ, òàê êàê ÿâëÿþòñÿ ñòðóêòóðíîé ÷àñòüþ êëåòîê è èõ ìåìáðàííûõ ñèñòåì, ðàñòâîðÿþò è ïîìîãàþò â óñâîåíèè âèòàìèíîâ À, Å, Ä. Êðîìå òîãî, æèðû ïîìîãàþò â ôîðìèðîâàíèè èììóíèòåòà è ñîõðàíåíèÿ òåïëà â òåëå.
Íåäîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî æèðà â îðãàíèçìå âûçûâàåò íàðóøåíèÿ â äåÿòåëüíîñòè ÖÍÑ, èçìåíåíèÿ êîæè, ïî÷åê, çðåíèÿ.
Æèð ñîñòîèò èç ïîëèíåíàñûùåííûõ æèðíûõ êèñëîò, ëåöèòèíà, âèòàìèíîâ À, Å. îáû÷íîìó ÷åëîâåêó â äåíü íóæíî îêî 80-100 ãðàìì æèðà, èç êîòîðîãî ðàñòèòåëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ äîëæíî áûòü íå ìåíüøå 25-30 ãðàìì.
Æèð èç åäû äàåò îðãàíèçìó 1/3 ñóòî÷íîé ýíåðãåòè÷åñêîé öåííîñòè ðàöèîíà; íà 1000 êêàë ïðèõîäèòñÿ 37 ã æèðà.
Íåîáõîäèìîå êîëè÷åñòâî æèðà â: ñåðäöå, ïòèöå, ðûáå, ÿéöàõ, ïå÷åíè, ìàñëå ñëèâî÷íîì, ñûðå, ìÿñå, ñàëå, ìîçãàõ, ìîëîêå. Æèðû ðàñòèòåëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, â êîòîðûõ ìåíüøå õîëåñòåðèíà, áîëåå âàæíû äëÿ îðãàíèçìà.
Ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà – óãëåâîäû.
Óãëåâîäû, ïèòàòåëüíîå âåùåñòâî, ÿâëÿþòñÿ ãëàâíûì èñòî÷íèêîì ýíåðãèè, êîòîðûé ïðèíîñèò 50-70% êàëîðèé èç âñåãî ðàöèîíà. Íåîáõîäèìîå êîëè÷åñòâî óãëåâîäîâ äëÿ ÷åëîâåêà îïðåäåëÿåòñÿ èñõîäÿ èç åãî àêòèâíîñòè è ýíåðãîçàòðàò.
 äåíü îáû÷íîìó ÷åëîâåêó, êîòîðûé çàíèìàåòñÿ óìñòâåííûì èëè ëåãêèì ôèçè÷åñêèì òðóäîì íåîáõîäèìî ïðèìåðíî 300-500 ãðàìì óãëåâîäîâ. Ñ óâåëè÷åíèåì ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê óâåëè÷èâàåòñÿ è ñóòî÷íàÿ íîðìà óãëåâîäîâ è êàëîðèé. Ïîëíûì ëþäÿì ýíåðãîåìêîñòü äíåâíîãî ìåíþ ìîæíî óìåíüøàòü çà ñ÷åò êîëè÷åñòâà óãëåâîäîâ áåç óùåðáà äëÿ çäîðîâüÿ.
Ìíîãî óãëåâîäîâ ñîäåðæèòñÿ â õëåáå, êðóïàõ, ìàêàðîíàõ, êàðòîôåëå, ñàõàðå (÷èñòûé óãëåâîä). Èçëèøåê óãëåâîäîâ â îðãàíèçìå íàðóøàåò ïðàâèëüíîå ñîîòíîøåíèå îñíîâíûõ ÷àñòåé ïèùè, íàðóøàÿ ýòèì ìåòàáîëèçì.
Ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà – âèòàìèíû.
Âèòàìèíû, êàê ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà, íå äàþò ýíåðãèè îðãàíèçìó, íî âñå æå ÿâëÿþòñÿ âàæíåéøèìè ïèòàòåëüíûìè âåùåñòâàìè íåîáõîäèìûìè äëÿ îðãàíèçìà. Âèòàìèíû íóæíû äëÿ ïîääåðæàíèÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà, ðåãóëèðóÿ, íàïðàâëÿÿ è óñêîðÿÿ ïðîöåññû îáìåíà âåùåñòâ. Ïî÷òè âñå âèòàìèíû îðãàíèçì ïîëó÷àåò èç ïèùè è ëèøü íåêîòîðûå îðãàíèçì ìîæåò ïðîèçâîäèòü ñàì.
 çèìíåå è âåñåííåå âðåìÿ â îðãàíèçìå ìîæåò âîçíèêàòü ãèïîàâèòàìèíîç èç-çà íåäîñòàòêà âèòàìèíîâ â ïèùå — óâåëè÷èâàåòñÿ óòîìëÿåìîñòü, ñëàáîñòü, àïàòèÿ, óìåíüøàåòñÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòü, ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà.
Âñå âèòàìèíû, ïî äåéñòâèþ èõ íà îðãàíèçì, âçàèìîñâÿçàíû — íåäîñòàòîê 1 èç âèòàìèíîâ äàåò íàðóøåíèå îáìåíà äðóãèõ âåùåñòâ.
Âñå âèòàìèíû ðàçäåëÿþòñÿ íà 2 ãðóïïû: âîäîðàñòâîðèìûå âèòàìèíû è æèðîðàñòâîðèìûå âèòàìèíû.
Æèðîðàñòâîðèìûå âèòàìèíû — âèòàìèíû À, Ä, Å, Ê.
Âèòàìèí À – íóæåí äëÿ ðîñòà îðãàíèçìà, óëó÷øåíèÿ óñòîé÷èâîñòè åãî ê èíôåêöèÿì, ïîääåðæàíèÿ õîðîøåãî çðåíèÿ, ñîñòîÿíèÿ êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê. Âèòàìèí À ïîñòóïàåò èç ðûáüåãî æèðà, ñëèâîê, ñëèâî÷íîãî ìàñëà, ÿè÷íîãî æåëòêà, ïå÷åíè, ìîðêîâè, ñàëàòà, øïèíàòà, ïîìèäîðîâ, çåëåíîãî ãîðîøêà, àáðèêîñ, àïåëüñèíîâ.
Âèòàìèí Ä – íóæåí äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ êîñòíîé òêàíè, ðîñòà îðãàíèçìà. Íåäîñòàòîê âèòàìèíà Ä ïðèâîäèò ê óõóäøåíèþ óñâîåíèÿ Ca è P, ÷òî ïðèâîäèò ê ðàõèòó. Âèòàìèí Ä ìîæíî ïîëó÷èòü èç ðûáüåãî æèðà, ÿè÷íîãî æåëòêà, ïå÷åíè, ðûáüåé èêðû. Âèòàìèí Ä åùå åñòü â ìîëîêå è ñëèâî÷íîì ìàñëå, íî ñîâñåì ÷óòü-÷óòü.
Âèòàìèí Ê – íóæåí äëÿ òêàíåâîãî äûõàíèÿ, íîðìàëüíîé ñâåðòûâàåìîñòè êðîâè. Âèòàìèí Ê ñèíòåçèðóåòñÿ â îðãàíèçìå áàêòåðèÿìè êèøå÷íèêà. Íåäîñòàòîê âèòàìèíà Ê ïîÿâëÿåòñÿ èç-çà çàáîëåâàíèé îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ ëèáî ïðèåìà àíòèáàêòåðèàëüíûõ ïðåïàðàòîâ. Âèòàìèí Ê ìîæíî ïîëó÷èòü èç ïîìèäîðîâ, çåëåíûõ ÷àñòåé ðàñòåíèé, øïèíàòà, êàïóñòû, êðàïèâû.
Âèòàìèí Å (òîêîôåðîë) íóæåí äëÿ äåÿòåëüíîñòè ýíäîêðèííûõ æåëåç, îáìåíà áåëêîâ, óãëåâîäîâ, îáåñïå÷åíèÿ âíóòðèêëåòî÷íîãî îáìåíà. Âèòàìèí Å áëàãîïðèÿòíî âëèÿåò íà òå÷åíèå áåðåìåííîñòè è ðàçâèòèå ïëîäà. Âèòàìèí Å ïîëó÷àåì èç êóêóðóçû, ìîðêîâè, êàïóñòû, çåëåíîãî ãîðîõà, ÿèö, ìÿñà, ðûáû, îëèâêîâîãî ìàñëà.
Âîäîðàñòâîðèìûå âèòàìèíû — âèòàìèí Ñ, âèòàìèíû ãðóïïû Â.
Âèòàìèí Ñ (àñêîðáèíîâàÿ êèñëîòà) – íóæåí äëÿ îêèñëèòåëüíî-âîññòàíîâèòåëüíûõ ïðîöåññîâ îðãàíèçìà, óãëåâîäíîãî è áåëêîâîãî îáìåíà, óâåëè÷åíèÿ ñîïðîòèâëÿåìîñòè îðãàíèçìà ê èíôåêöèÿì. Áîãàòû âèòàìèíîì Ñ ïëîäû øèïîâíèêà, ÷åðíîé ñìîðîäèíû, ÷åðíîïëîäíîé ðÿáèíû, îáëåïèõè, êðûæîâíèêà, öèòðóñîâûå, êàïóñòà, êàðòîôåëü, ëèñòâåííûå îâîùè.
Ãðóïïà âèòàìèíîâ  âêëþ÷àåò â ñåáÿ 15 ðàñòâîðèìûõ â âîäå âèòàìèíîâ, ïðèíèìàþùèõ ó÷àñòèå â ïðîöåññàõ îáìåíà âåùåñòâ â îðãàíèçìå, ïðîöåññå êðîâåòâîðåíèÿ, èãðàþò âàæíóþ ðîëü â óãëåâîäíîì, æèðîâîì, âîäíîì îáìåíå. Âèòàìèíû ãðóïïû  ñòèìóëèðóþò ðîñò. Ïîëó÷èòü âèòàìèíû ãðóïïû  ìîæíî èç ïèâíûõ äðîææåé, ãðå÷êè, îâñÿíêè, ðæàíîãî õëåáà, ìîëîêà, ìÿñà, ïå÷åíè, ÿè÷íîãî æåëòêà, çåëåíûõ ÷àñòåé ðàñòåíèé.
Ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà – ìèêðîýëåìåíòû è ìàêðîýëåìåíòû.
Ïèòàòåëüíûå ìèíåðàëüíûå âåùåñòâà âõîäÿò â ñîñòàâ êëåòîê è òêàíåé îðãàíèçìà, ó÷àñòâóþò â ðàçëè÷íûõ ïðîöåññàõ îáìåíà âåùåñòâ. Ìàêðîýëåìåíòû íåîáõîäèìû ÷åëîâåêó â îòíîñèòåëüíî áîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ: Ca, K, Mg, P, Cl, ñîëè Na. Ìèêðîýëåìåíòû íåîáõîäèìû â íåáîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ: Fe, Zn, ìàðãàíåö, Cr, I, F.
Éîä ìîæíî ïîëó÷èòü èç ìîðåïðîäóêòîâ; öèíê èç çëàêîâ, äðîææåé, áîáîâûõ, ïå÷åíè; ìåäü è êîáàëüò ïîëó÷àåì èç ãîâÿæüåé ïå÷åíè, ïî÷åê, æåëòêà êóðèíîãî ÿéöà, ìåäà.  ÿãîäàõ è ôðóêòàõ ìíîãî êàëèÿ, æåëåçà, ìåäè, ôîñôîðà.
Источник