Роль педагога в развитии творческих способностей ребенка

Автор: Козострига Татьяна Михайловна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ «Темп»
Населённый пункт: г.Амурск Хабаровский край
Наименование материала: Статья
Тема: «Роль педагога в развитии творческих способностей и одаренности детей»
Дата публикации: 09.03.2016
Раздел: дополнительное образование

Роль педагога в развитии творческих способностей

и одаренности детей
Козострига Татьяна Михайловна,
педагог дополнительного образования
МБУ «Темп», г. Амурск
Одной из актуальных задач дополнительного образования, требующей
своевременного решения, является развитие творческих способностей и одаренности
детей.
Учащиеся обладают разнообразными потенциальными способностями.
Способности у каждого ребенка развиваются по-разному, в зависимости от базы, как
полученных знаний, так и природных данных.
Особенность дополнительного образования – выявить и развить способности и
одаренность в доступной и интересной детям деятельности.
Трудно определить, кто из детей одарен. Еще сложнее сказать, кто из них может
стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем.
Кого считают одаренным?
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной
литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют
одаренными:
— дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта
(интеллектуальная одаренность);
— дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
— дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты,
художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют
талантливыми;
— дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Согласно определению одаренности, индивиды могут отличаться актуальными и
потенциальными возможностями в разных сферах деятельности, одна из которых
творческая. Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкциями,
на которых базируется само понимание творчество.
Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная.
В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал. Его реализация во многом
зависит от окружающих его взрослых людей. Педагог, как никто другой, способен помочь
ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к
самоопределению, самоутверждению и самореализации. В число важнейших задач
дополнительного образования входит подготовка обучающихся к реалиям жизни и труда в
завтрашнем высокотехнологичном обществе. Приметой последнего времени стало
повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности
ребёнка. В законе РФ “Об образовании” указывается на необходимость развития
творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями
ведущих идей общественного прогресса.
Говоря о развитии творческой одаренности детей, необходимо еще раз подчеркнуть
значимую роль дополнительного образования. Слишком узкие рамки учебного времени,
уменьшение количества часов по предмету привели к тому, что многие модули и блоки
учебного материала были исключены из существующих программ. Компенсировать эти
изменения, “добрать” недостающие знания и умения можно через внеурочную

деятельность. Кроме того, участие детей в коллективах по интересам позволяет каждому
ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха в
нем и на этой основе повысить самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов,
родителей. Занятия в объединении дополнительного образования дают возможность
учащемуся проявить себя, пережить ситуацию успеха. А это важно для любого ребенка, а
особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами,
испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Более того, занятия в
творческих коллективах по интересам формируют у детей привычку к творческой
деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска,
выдумки, принятия нестандартных решений. Необходимо отметить и то, что у детей и
подростков развиваются коммуникативные способности учащихся, а это немаловажно для
их дальнейшей социальной адаптации в современном мире.
На протяжении 20 лет я являюсь руководителем детского творческого объединения
“Домашний дизайн”, на занятиях которого учащимся предоставляется

возможность
проявить свои умения, показать неповторимость своего изделия и технику его
выполнения, активизируется развитие индивидуальных способностей детей. Для меня
очень важно выявлять их склонности и, учитывая уровень подготовки, предлагать им
выбор изделия и технологию изготовления. Такая последовательность работы повышает
творческий потенциал ребенка, позволяет ему экспериментировать, вносить новшества,
тем самым достигать успеха.
Задачи моей работы:
— использование потенциала инновационных педагогических технологий для
развития творческих способностей и одаренности учащихся;
— использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средства
стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на занятиях;
— развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого
ребенка, поддержание его индивидуальности.
Существует
большое количество форм работы с одарёнными детьми с целью
развития их творчества, неординарности мышления. При работе с творчески одаренными
детьми я, прежде всего, делаю акцент на формирование умения учиться. На занятиях
объединения использую творческие задания, учу детей самостоятельно находить нужную
информацию, формирую у них желание работать самостоятельно. Учеба должна
приносить ребенку удовольствие, способствовать повышению самооценки.
В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов
и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию
творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической
деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся
работаю над развитием способностей, склонностей, интересов каждого учащегося с
учетом их возможностей, приемами осознанного решения различных творческих задач,
направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую
деятельность.
Детское объединение «Домашний дизайн» — это объединение, на занятиях которого
обучающиеся учатся видеть своеобразие и красоту в окружающей их повседневности,
развивают фантазию и образное мышление, овладевают изобразительными и
техническими навыками, чувством композиционного равновесия и цветовой гармонии.
Декоративно – прикладное творчество объединяет огромное разнообразие
художественных видов работ и техник ее исполнения. Одной из задач работы объединения
является развитие природных задатков и способностей детей,
формирование высокого
интеллекта духовности через мастерство. Этому способствует ряд специальных заданий

на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование.

Читайте также:  Развития психического развития у ребенка до 1 года

Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей
одаренных детей – это индивидуальный подход к каждому ребенку. В своей работе я
использую различные приемы и методы: дидактические игры, игры и задания с основами
моделирования, решение занимательных задач, работа в парах, конкурс, викторина,
нестандартное творческое задание.

Индивидуальные творческие способности – понятие
широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнить
задание педагога, проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть
инструментами и материалом. Воспитание осуществляется одинаково для всех детей, но в
зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по-разному. Такой подход к
проведению занятий по декоративно – прикладному творчеству позволяет избежать
штампов и шаблонов при выполнении заданий и способствует развитию творческих
способностей и одаренности детей.

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию
мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных
возможностях, стал метод проектной деятельности. Он предусматривает такую систему
обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения
системы спланированных практических заданий. Метод проектов позволяет воспитывать
самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные
способности. Вместе с детьми мы реализовали проекты «Цветы для мамы», «Подушка —
игрушка», «Сказка в лоскутках», «Подарок ветеранам».
Один их этапов работы с одарёнными и способными детьми – создание
мотивации и условий для их оптимального развития
. От того, как организована работа с
данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для создания
мотивации использую следующие приёмы:

— рейтинг учащихся;
— персональная выставка работ;
— беседы по самоопределению;
— создание портфолио с последующей презентацией.
Важным результатом своей работы, проводимой с одарёнными и способными
детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени
самостоятельности в совершенствовании умений, участие в различных конкурсах,
олимпиадах и соревнованиях, выставках.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой,
более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность. Как
опыт, посредством которого учащийся осуществляет в самом себе преобразования,
необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения
истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение —
кем и каким быть.
Мое педагогическое кредо: «Дети становятся одаренными не столько потому, что
им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели
реализовать себя». И здесь для педагога предоставляется огромная возможность в
развитии творческих способностей и одаренности — помочь ребенку сделать уверенные
шаги по ступенькам творчества.

Источник

      Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.    

     Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество — естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Поэтому для  воспитателя все дети должны быть потенциально творческими. Взрослому важно заметить индивидуальное творчество ребенка и стремиться развивать его. Таким образом, детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей.

Особенностью детского творчества  является игровая  деятельность. Игра­ — исходный путь, из которого пойдет развитие личности. В процессе игры ребенок моделирует отношения между людьми, предметами, явлениями. Игровые занятия помогают ему создавать свой образ мира и ориентироваться в нем. В игре ребенок по-своему преобразовывает окружающую среду, а значит — активная игровая деятельность детей может благоприятно сказываться и на росте их творческих способностей. Кроме того, важнейшее преимущество игровой деятельности составляет внутренний характер ее мотивации. Поэтому педагоги на занятиях с детьми дошкольного возраста могут использовать естественную потребность детей играть и, связанный с этим, высокий уровень мотивации для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

       Игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными  явлениями, с жизнью   до возможности   использовать их в целях  развития творческих способностей.

      Для того чтобы  игровая деятельность  явилась средством  формирования  творческих способностей  у детей, воспитатель должен пробуждать интерес к игровой деятельности, создавая условия для ее проведения, побуждать к активной деятельности, развивать самостоятельность в осуществлении задуманного. Помогать робким, застенчивым детям включаться в игру. Приучать в процессе  игры к соблюдению элементарных правил поведения (не отнимать игрушки, не толкать, не мешать друг другу).

       Необходимо, насколько это возможно, создавать обстановку, опережающую развитие детей: заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиться.

     Это вытекает из самого характера творческого процесса, который требует  максимального напряжения сил: способности, развиваются успешнее тогда, когда чаще в своей деятельности ребенок добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Воспитатель должен  понимать, что не  надо спешить на помощь ребёнку, если он может решить  задачу сам.

     Очень важно предоставлять ребенку больше свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-то делом, в выборе способов и т.п. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надёжной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, а пойдет ребенку на пользу.

Читайте также:  Поздравление родителям 6 месяцев ребенку развитие

     Предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослого. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь — в подсказку.

     Формирование творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.

     Большую роль в формировании творческой индивидуальности играет семья, детский сад, школы раннего обучения для дошкольников. Все моменты, существующие в отношениях между родителями и детьми, способствующие творческому развитию детей, сохраняются и в отношениях между воспитателем и ребенком на занятиях, в учебных ситуациях, в игре.

     Личность воспитателя, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей. Именно воспитатель создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен  демократичный стиль взаимодействия воспитателя с детьми. Демократический стиль — это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.

     В связи с этим воспитателю должны быть присущи  определённые  качества:

чуткость, настойчивость и целеустремленность, профессиональная и эмоциональная зрелость,  широкий  круг интересов и умений,     чувство юмора.

     Владение воспитателем эффективными методами  воспитания также может способствовать развитию детских творческих способностей, например, уважение желания ребенка работать самостоятельно, создание условий для конкретного воплощения творческих идей,  поощрение работы над  предложениями самих детей, создание раскрепощенной обстановки, уважение потенциальных возможностей  всех,  оказание помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и, в связи с этим, испытывающим давление со стороны своих сверстников,  вовлечение детей в совместную деятельность и др.

     Воспитателю необходимо помочь детям в развитии позитивного представлении о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к высказываниям с их стороны, поощрения их деятельности.

     Детям очень нравятся игры с пальчиками. Головки мальчиков и девочек, изображения птиц и животных,  вырезают из старых книг или журналов, наклеивают на картон и сзади к ним пришивается резинка (по размеру большого пальца).

Надев на палец эти головки, воспитатель может обыграть ряд потешек.

Например: на пальцах головки мальчиков, пальцы сжаты в неплотный
кулак. Воспитатель спрашивает детей, показывая при этом большой
палец:

— Знаете, почему он такой толстый?
И считает:

Этот пальчик в лес пошел.
Этот зайчика нашел.

Этот с зайки шкуру снял.
Этот зайку жарить стал.

А этот все и съел потому и потолстел!

А вот еще стишок, его можно прочитать, предварительно надев на пальцы
соответствующие головки:

Этот пальчик дедка.
Этот пальчик бабка.

Этот пальчик — папенька /тятенька /.
Этот пальчик — маменька.

Этот наш малыш. А зовут его … /называет именем ребенка /

В опыте нашей работы есть много подобных примеров и в перспективе работы детское творчество должно стать для ребенка средством, стимулом быть счастливым, создавая свое «Я», неповторимость и уникальность. Ведь проявляя себя, ребенок видит свое отличие от других, свою «самость», что позволяет ему в итоге стать творческой личностью.

Автор: 
Михайлова Г.П.

Источник

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области

«Роль педагога в художественно – творческом развитии детей»

Воспитатель:

Оберемко Е.А

                             «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,

 его следует, прежде всего, воспитать эстетически».

Фридрих Шиллер

 Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.    

     Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество — естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Поэтому для  воспитателя все дети должны быть потенциально творческими. Взрослому важно заметить индивидуальное творчество ребенка и стремиться развивать его. Таким образом, детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей.

Художественно-творческая деятельность дошкольника может быть организованна как с помощью педагога, так и самостоятельно.

Она дает ребенку богатые зрительные образы. Именно в художественной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности — рисунки, поделки, реализовать себя как творческую личность, то есть проявить творческие замыслы, задатки. Основой процесса художественно – творческого воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Важную роль в художественно – творческом воспитании дошкольника играет роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.

Для полноценного воспитания художественно-творческой развитой личности необходимо соблюдать основные условия, средства, учитывать роль педагога в данном образовательном процессе и грамотно отбирать содержание предлагаемого материала в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и интересами ребенка дошкольного возраста.

Читайте также:  Сон его значение в развитии ребенка

Личность воспитателя, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей. Именно воспитатель создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен  демократичный стиль взаимодействия воспитателя с детьми. Демократический стиль — это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.

     В связи с этим воспитателю должны быть присущи  определённые  качества: чуткость, настойчивость и целеустремленность, профессиональная и эмоциональная зрелость, широкий  круг интересов и умений, чувство юмора.

     Владение воспитателем эффективными методами  воспитания также может способствовать развитию детских творческих способностей, например, уважение желания ребенка работать самостоятельно, создание условий для конкретного воплощения творческих идей,  поощрение работы над  предложениями самих детей, создание раскрепощенной обстановки, уважение потенциальных возможностей  всех,  оказание помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и, в связи с этим, испытывающим давление со стороны своих сверстников,  вовлечение детей в совместную деятельность и др.

Именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Воспитатели должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. . Есть три вида изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться.

. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.

Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.

В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществляюсь их эстетическое воспитание.

Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии  и в самостоятельной деятельности и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.

Литература

1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

2. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

3. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.

5. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников под ред.Ветлугиной Н.А.. М.,1980.

6. https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4050

7. https://infourok.ru/scenariy-pedsoveta-tema-rol-pedagoga-v-hudozhestvennotvorcheskom-razvitii-detey-3048585.html

Источник