Роль педагога в развитии способностей ребенка

Роль педагога в развитии способностей ребенка thumbnail

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области

«Роль педагога в художественно – творческом развитии детей»

Воспитатель:

Оберемко Е.А

                             «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,

 его следует, прежде всего, воспитать эстетически».

Фридрих Шиллер

 Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.    

     Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество — естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Поэтому для  воспитателя все дети должны быть потенциально творческими. Взрослому важно заметить индивидуальное творчество ребенка и стремиться развивать его. Таким образом, детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей.

Художественно-творческая деятельность дошкольника может быть организованна как с помощью педагога, так и самостоятельно.

Она дает ребенку богатые зрительные образы. Именно в художественной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности — рисунки, поделки, реализовать себя как творческую личность, то есть проявить творческие замыслы, задатки. Основой процесса художественно – творческого воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Важную роль в художественно – творческом воспитании дошкольника играет роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.

Для полноценного воспитания художественно-творческой развитой личности необходимо соблюдать основные условия, средства, учитывать роль педагога в данном образовательном процессе и грамотно отбирать содержание предлагаемого материала в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и интересами ребенка дошкольного возраста.

Личность воспитателя, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей. Именно воспитатель создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен  демократичный стиль взаимодействия воспитателя с детьми. Демократический стиль — это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.

     В связи с этим воспитателю должны быть присущи  определённые  качества: чуткость, настойчивость и целеустремленность, профессиональная и эмоциональная зрелость, широкий  круг интересов и умений, чувство юмора.

     Владение воспитателем эффективными методами  воспитания также может способствовать развитию детских творческих способностей, например, уважение желания ребенка работать самостоятельно, создание условий для конкретного воплощения творческих идей,  поощрение работы над  предложениями самих детей, создание раскрепощенной обстановки, уважение потенциальных возможностей  всех,  оказание помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и, в связи с этим, испытывающим давление со стороны своих сверстников,  вовлечение детей в совместную деятельность и др.

Именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Воспитатели должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. . Есть три вида изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться.

. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.

Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.

В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществляюсь их эстетическое воспитание.

Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии  и в самостоятельной деятельности и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.

Литература

1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

2. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

3. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.

5. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников под ред.Ветлугиной Н.А.. М.,1980.

6. https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4050

7. https://infourok.ru/scenariy-pedsoveta-tema-rol-pedagoga-v-hudozhestvennotvorcheskom-razvitii-detey-3048585.html

Источник

Татьяна Гицевич
Роль педагога в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога -воспитателя. Воспитанники – это неповторимые личности и нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться.

Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Общение является одним из самых важных факторов в психическом развитии ребенка, потому что только в эмоциональном контакте со взрослыми ребенок максимально усваивает жизненно необходимые правила поведения. Это не случайно, потому как в первые годы жизни ребенка, наиболее интенсивно происходит нравственное и эмоциональное развитие. Будущее ребенка по большей части зависит от того, в каких условиях протекает его детство. От воспитания зависит как ребёнок сможет в дальнейшем общаться со сверстниками, сможет ли воспринимать окружающий мир с открытой душой или станет замкнутым, малообщительным. В этом случае, задача педагога в том, чтобы создать благоприятную атмосферу для ребенка, где он будет чувствовать себя нужным и защищенным, перестанет бояться общения со сверстниками.

Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии ребенка.

Для ребенка нет никого ближе, чем мама, которая играет с ним, дарит положительные эмоции и всегда успокоит, если вдруг возникла такая необходимость. Можно сказать, что воспитатель для ребенка — это первый человек, после мамы, который играет колоссальную роль в первичном формировании личности малыша. Поэтому главной ролью воспитателя в развитии ребенка, является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить малышу положительные качества, определить способности малыша. Хороший квалифицированный воспитатель должен знать, как лучше общаться с тем или иным ребенком. Для того, чтобы воспитателю было не сложно найти общий язык с ребенком, ему нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки. Каждому воспитателю и учителю, конечно, хочется, чтоб их воспитанники вспоминали их, говоря при этом только добрые слова. Ведь если вспоминают по — доброму, то значит Вы полностью выполнили эту важную роль воспитателя в развитии ребенка.

Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников: (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками, усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, на одной» волне» с педагогом и детьми, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.

Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям — понятия взаимозависимые. Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить. Опора на положительные качества ребенка — вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.

Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты — результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

От стиля отношений во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов, самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации. Эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Источник

ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ДОКЛАД

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Воспитатель: Лещева М.А.

-2015-

 Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка.

Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память. Именно в этот период очень важно развить и закрепить еще и творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее.

Вовлечение младших школьников в творчество помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.

В чем выражаются творческие способности

  1. Гибкость мышления, позволяющая быстро переключаться с одной идеи на другую.

  2. Оригинальность, выражающаяся в умении находить свежие решения.

  3. Любознательность – способность с любопытством воспринимать все новое.

  4. Смелость в достижении конечного результата, преодоление боязни ошибиться.

  5. Тяга к экспериментированию, созиданию нового.

Уроки рисования помогают раскрыть художественные способности, занятия музыкой и пением дают возможность проявить себя музыкально одаренным детям, на уроках труда школьники знакомятся с декоративно-прикладным искусством.

Дополнительный толчок к развитию творческих способностей младших школьников дает посещение ими различных кружков и секций.Учащиеся нашего класса с удовольствием посещают кружки «До-ми-соль-ка»; «Творчество своими руками».

Стараюсь привить ребенку любовь к творчеству и познанию, укрепить его веру в собственные силы.

Для достижения этих результатов использую различные методики, но главной движущей силой для развития творческих способностей младших школьников остается игра. Игровая форма применяется во всех видах работы,уч-ся судовольствием участвуют в различных мероприятиях, таких как викторина «А ты знаешь животных?», турнир смекалистых. Каждый ребенок любит играть, и педагогу остается лишь направить этот процесс в нужное русло, в дальнейшем усложняя творческие формы игровой активности.

Искусство и другие виды деятельности детского творчества помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка – это шанс реализоваться в этом мире.

Цвет в рисунке — наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства. Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта, характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. «Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому» Так, при рисовании узора для веселых матрешек используем чистые цвета красок, обращая внимание детей на сочетание фона и цвета яркого пятна: именно благодаря этому происходило формирование восприятия образа веселых нарядных матрешек, одетых  в  красивые сарафаны.  На каждом   занятии  по  рисованию или аппликации этот способ был главным.

Далее формируется у детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет веселый, радостный, праздничный).

Важную роль в развитии творческих способностей играют занятия с детьми по изготовлению поделок, лепке из пластилина.С удовольствием уч-ся готовят подарки своими руками мамам и бабушкам, папам. А скаким интересомизготавливают игрушки на новогоднюю елку.

Эта работа имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.

Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.

Дети под руководством воспитателя добиваются больших успехов в изготовлении мягких игрушек,, композиций из природных материалов. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояния через поделку, ребенок моторно закрепляет механизм саморегуляции. На образном уровне он держит «себя в руках» учится адекватно выражать свои чувства.

Художественно-ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. В ходе работы дети выполняют поделки из различных материалов: бумаги, ткани, проволоки, бросового материала.

Например, в ходе работы с бумагой дети учатся ее склеивать, сгибать, скручивать.

Выполнять различные поделки для новогодних праздников: конфетти, серпантин, снежинки, гирлянды, карнавальные маски. Обработки бумаги, изготовление различных поделок имеет большое значение для всестороннего развития детей. В процессе обработки бумаги дети знакомятся с элементами графической грамоты, учатся аккуратно и тщательно производить разметку и измерение, так как от этого зависит качество работы, пользуются технологической документацией – чертежом, эскизом, техническим рисунком, технологической картой, выполняют изделие по готовому образцу.

Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Очень любят учащиеся рисовать, раскрашивать.Это способствует

развитию эстетического восприятия, образных представленияй и воображения, эстетического чувства (форма, цвет, композиция).

Учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка.

Оказываю  открытую и скрытую помощь. Например, открытая помощь выражается в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получится – ничего страшного, можно попробовать еще раз»

Скрытая помощь может быть в виде незаметных подсказок в контексте слова, обращенного к ребенку. Например:

—   Именно ты можешь передать образ лисы в своей поделке; или

— Всем понравиться, если именно ты сделаешь эту поделку.

Проектная деятельность – движущая сила развития у младших школьников творческих способностей и воспитания нравственной, трудовой, интеллектуальной, художественной и эстетической культуры. Поэтому особое внимание я уделяю воспитанию и обучению на основе этого метода. В проектной деятельности участвует весь класс.

Совместно с учащимися был подготовлен проект «Новогодний калейдоскоп»

  В формировании творческой личности ребёнка особую роль я отвожу семье. Я считаю, что, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей.

Своей целью я считаю донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка, ведь для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым он занимается. Развитию творческих способностей учащихся способствует и организация учебно-воспитательного процесса в школе. В плане работы школы предусмотрены смотры, конкурсы, творческие проекты, коллективные творческие дела, выставки художественного творчества, позволяющие каждому ребёнку проявить себя в той или иной области, интересующей его. Кроме того дети принимают участи и в областных конкурса где нередко занимают призовые места.

Одной из важнейших задач в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, ведь дети сплошь и рядом увлечены боевиками, бессодержательными мультфильмами, что порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно прививать любовь к искусству и развивать творческие способности ребят.

В своей работе стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого дела. Одно из обязательных условий работы – это сотрудничество и сотворчество педагога с ребёнком, создание тёплой атмосферы психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого человека. Всё это способствует развитию творческих способностей ребят, формирует у них такие личностные качества, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно.

Каждый ребёнок уникален и неповторим. Моя задача – помочь ему раскрыть таланты. Ученик должен уходить домой с победой. Успех — самый лучший воспитатель, так как он даёт малышу уверенность в собственных силах и самом себе. Ребёнок рождается для успеха.

Я не ставила перед собой цель перечислить все виды работы с учащимися, которые я использую для развития творческих способностей младших школьников.  За три года целенаправленной работы у нас были и трудности, и победы. Сделать хотя бы шаг вперёд, но самостоятельно и уверенно — это уже значимый результат нашего совместного творчества. Главное, чтобы тебя поддержали и поняли. Ведь существует много путей, по которым можно пойти, развивая творческие способности детей, только важно, чтобы это было от души и приносило радость.

Я уверена, что со своими воспитанниками нахожусь на правильном пути, хотя этот путь нельзя назвать лёгким. Но мы постараемся, чтобы каждый из ребят стал хорошим человеком и нашёл своё место в жизни.

Источник