Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка

 Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка.

   На фоне прогрессивных изменений в сфере образования мы видим, что существующая модель  воспитания меняется, несколько меняются и приоритеты воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях. Социальный портрет ребенка 7 лет[1] ,говорит нам о том, что наш выпускник в первую очередь должен обладать таким набором интегративных качеств как физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками и т. д.

 Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего,  на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных  авторов, среди которых А.В. Запорожец, Л.А. Абрамян, М.И. Лисина, Т.А. Репина,   формирование  эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Проблема эмоций считается приоритетом психологической науки, но эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий.

Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста  приобретает  фигура взрослого — воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для  эмоционального благополучия ребенка. Основная задача педагога – воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Это диктует необходимость повышения педагогической компетенции в ДОУ по данному вопросу.

   В нашем ДОУ,   функционирует творческая группа, мы занимаемся вопросами оптимизации эмоционального развития в условиях дошкольного учреждения.

    Целью нашей работы  является актуализация  среди коллектива  педагогических средств, обеспечивающих эмоциональное развитие дошкольника.  

    Одним из главных условий,  способствующих эмоциональному развитию детей, считаем организацию в группах дошкольного учреждения эмоционально-развивающей среды.

    Эмоционально развивающая среда – совокупность педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. Она включает в себя следующие компоненты:

    Первый  компонентом является взаимодействие педагога с   детьми, основанное на личностно-ориентированном  и деятельностном подходах,  не менее значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога.  Своим примером воспитатель должен транслировать детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживать и поощрять положительные поступки детей. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям  призвано создавать  положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.

    Следующим основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы и  т. д. ) Хочется подробно остановиться на формировании пространственной структуры групп, цель которой обеспечить эмоциональный комфорт детей, это наличие специально-организованных зон, среди которых: зона двигательной активности, «Я- пространство»  (Уголок уединения); Сухой бассейн, песочница;  «Уголок настроения» и т. д.

    Одно из направлений развития  эмоциональной  сферы дошкольников — организации работы в так называемых «уголках настроения». При их оформлении мы ориентируемся, в первую очередь, на возраст ребенка, его жизненный опыт. В группах раннего возраста при выборе эмоциональных образов, лучше находить близкие и знакомые им сказочные персонажи с ярко выраженным проявлением какой-либо эмоции. При оформлении  «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Так, в изображении эмоций радости, удовольствия, счастья можно использовать гамму желтого, оранжевого, розового цвета, спокойствия — синий и зеленые тона,  а страх и тревогу изобразить   фиолетовым  или черным  цветом.  Жизненный опыт ребенка  не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать  ее.

 Стабильность окружающей среды, способствующая  устойчивому чувству безопасности и эмоциональному  комфорту, является третьим компонентом в структуре эмоционально-развивающей среды. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.

Эмоционально — активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми — заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды, она  включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника:

Игры, способствующие благоприятной адаптации ребенка к условиям ДОУ;

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с воспитателем;

Игры с песком и водой;

Игры-ситуации, активизирующие общение;

Игры, направленные на развитие психической устойчивости;

Эмоциональные паузы;

Физические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния;

Игры, активизирующие познавательные и творческие способности детей.

   Для регуляции эмоционального состояния  мы также  используем ритм, ритмические упражнения, стишки, потешки, детские песенки. Ритм  выступает  как фон, организующий и собирающий ребенка.

   Развитию эмоционального благополучия детей способствуют занятия по психогимнастике. Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы)[2].

   Работа с педагогическим коллективом выстроена нами  так, что каждый из компонентов эмоционально-развивающей среды освещается с помощью целого ряда мероприятий. Так например, с целью оптимизации взаимодействия педагога с детьми реализованы:

 Семинары-практикумы «Эффективные техники общения с ребенком» и «Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей»;

Консультации « Эмоциональное развитие детей» и «Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе»;

Разработаны текстовые рекомендации в виде памяток по сериям: «Создание условий психологического комфорта в группе» и «Способы эффективного общения с детьми».

Для обогащения арсенала педагогов средствами, обеспечивающими эмоциональное развитие дошкольника, созданы и распространены картотеки игр и упражнений  на каждый возрастной период.

Список используемой литературы.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003

Алямовская В.Г. , Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2000, ( https://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02d.shtml)

Основные педагогические условия эмоционального развития детей раннего возраста.  Материалы сайта (https://www.superinf.ru/)

Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Н.В.Нищева – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

[1] Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г.№ 655.

[2] Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003. С. 5.

Источник

Татьяна Гицевич
Роль педагога в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога -воспитателя. Воспитанники – это неповторимые личности и нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте опыт работы

Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Общение является одним из самых важных факторов в психическом развитии ребенка, потому что только в эмоциональном контакте со взрослыми ребенок максимально усваивает жизненно необходимые правила поведения. Это не случайно, потому как в первые годы жизни ребенка, наиболее интенсивно происходит нравственное и эмоциональное развитие. Будущее ребенка по большей части зависит от того, в каких условиях протекает его детство. От воспитания зависит как ребёнок сможет в дальнейшем общаться со сверстниками, сможет ли воспринимать окружающий мир с открытой душой или станет замкнутым, малообщительным. В этом случае, задача педагога в том, чтобы создать благоприятную атмосферу для ребенка, где он будет чувствовать себя нужным и защищенным, перестанет бояться общения со сверстниками.

Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии ребенка.

Для ребенка нет никого ближе, чем мама, которая играет с ним, дарит положительные эмоции и всегда успокоит, если вдруг возникла такая необходимость. Можно сказать, что воспитатель для ребенка — это первый человек, после мамы, который играет колоссальную роль в первичном формировании личности малыша. Поэтому главной ролью воспитателя в развитии ребенка, является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить малышу положительные качества, определить способности малыша. Хороший квалифицированный воспитатель должен знать, как лучше общаться с тем или иным ребенком. Для того, чтобы воспитателю было не сложно найти общий язык с ребенком, ему нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки. Каждому воспитателю и учителю, конечно, хочется, чтоб их воспитанники вспоминали их, говоря при этом только добрые слова. Ведь если вспоминают по — доброму, то значит Вы полностью выполнили эту важную роль воспитателя в развитии ребенка.

Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников: (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками, усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, на одной» волне» с педагогом и детьми, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.

Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям — понятия взаимозависимые. Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить. Опора на положительные качества ребенка — вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.

Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты — результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

От стиля отношений во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов, самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации. Эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Источник

Марина Рябова
Роль эмоционального воздействия педагога в развитии детей раннего возраста

Роль эмоционального воздействия педагога в развитии детей раннего возраста

Каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита им полноценно, без неоправданного ускорения, — ведь тем самым закладывается основа для перехода на следующую ступень развития. В случае нарушения этого принципа имеют место негативные последствия. Так, ограничение ребенка в раннем возрасте в ласке, любви и физическом контакте приводит к его отставанию в познании окружающего мира, к снижению активности и нарастанию вялости, апатичности, к затрудненному развитию навыков общения. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость) [2].Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, К. Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что формирование эмоций человека — важнейшее условие развития его как личности.

Читайте также:  Нормы развития ребенка и отклонения по дефектологии

Одной из первых задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от17.10.2013 №1155, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.

Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них хорошее настроение, объясняя малышам, разговаривая с ними, произношу это бодро, весело, ласково чем вызываю ответные положительные эмоции, желание заниматься.

Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях

Организация работы педагога.

Учитывая важность подвижной игры в жизни ребенка, а также ее оздоровительное и всестороннее значение в развитии ребенка, мною

— сделана подборка методической литературы по организации подвижных игр.

— составлена картотека подвижных игр с учетом следующих требований:

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития.

Дети 3-го года жизни плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, предпочитают стабильность.

Поэтому особое внимание я уделила формированию предметно-развивающей среде —

планированию обстановки помещения группы или ее изменения до прихода детей в группу (замена игровых зон – постепенная, с учетом возраста и интересов детей).

В этом возрасте дети не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом. Поэтому стоит организовать игровые зоны для одновременной игры для 2-3 человек, а также учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, т. к. взрослый – это основной партнер в играх и занятиях ребенка (большая мебель, удобный подход к игровому уголку). Все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Педагоги стараются, чтобы материалы были яркими, красочными, привлекательными. Замена игрушек делается периодически. Выкладывают их не много, чтобы не затруднять выбор ребенка и не пропадал интерес к ним. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым.

В младших группах пособия, используемые в игре, целесообразнее располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. Например, ставят скамейку, детям предлагают встать на нее — начинается игра («Воробушки и кот») или натягивают веревку, детей располагают около нее («Наседка и цыплята», на примере нашей игры- гнездышко, детям предлагается встать в кольцо.

Подвижные игры имеют особенно важное значение. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. У детей еще мал опыт самостоятельной двигательной деятельности, многие движения начинают только формироваться, игровая деятельность находится в периоде становления. Чтобы игра могла состояться, для детей раннего дошкольного возраста очень важно, насколько освоены основные движения, какие знания об окружающем имеют дети, потому обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений — как физических упражнений, так и имитационных.

Эти задачи ставятся в перспективном планировании, комплексно-тематическом и календарном с соблюдением принципа интеграции образовательных областей. На физкультурных занятиях у детей раннего возраста формируется умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку, умение ходить и бегать, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительный ориентир, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Подвижные игры для малышей носят тематический характер.

Знания возрастных, физических и индивидуальных особенностей детей помогает правильно подобрать для них ту или иную игру. Несколько упростить или же усложнить ее к силам играющих. Для активизации неуверенных,застенчивых малышей объединяю со смелыми и активными ребятами.

Дети трехлетнего возраста еще не могут самостоятельно организовать игру. Поэтому необходимо систематическое руководство ею со стороны воспитателя.

Для самостоятельной двигательной игровой деятельности малышей рекомендуются игры с предметами: каталками, вожжами, мячами, обручами, воротцами. Эти игры используют для развития навыков как индивидуальной, так и элементарной совместной игры. Например, я даю двум детям мяч и подсказываю, как нужно катать его от одного к другому. В соответствии с требованиями общеобразовательной программы для развития игровой деятельности я создаю в течение дня условия для свободной игры детей, наблюдаю за играющими детьми и косвенно помогаю отображать тематику и события дня в играх, косвенно руковожу игрой, если игра носит стереотипный характер.

Руководство в ходе игры. В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений.

Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы

Вначале подвижные игры очень просты, их содержание, понятия и определения взяты из детского мира: дети, зверушки, простые предметы и действия с ними.

Правильно ходить ребенок быстрее научится по черте, проведенной на земле, по лавочке ; играют в зверушек, идущих друг за другом; в солдат, марширующих в колонне; в детей, переходящих мостик над водой; в поезд, идущий по рельсам, и т. п. Когда будет освоена ходьба по прямой, можно добавить ходьбу зигзагом между препятствиями (кубиками).

Игры на развитие ходьбы, бега

бегать, прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе

Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание.

Детей учат двигаться стайкой, не мешая друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке». Малыши вместе со взрослым зовут: «Мишка, выходи!», пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под «упавшее дерево». Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда собирают раскатившиеся колечки (шарики). Для этого воспитатель устраивает перебежки детей: «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить перевозбудившихся, чтобы снова включить их в игру).

Дети после 1 года 8 месяцев могут выполнять имитационные движения, подражая не только знакомому персонажу, но и явлениям природы: показывают, как летят снежинки (А. Барто «Снег кружится») и т. д.

Читайте также:  Развитие ребенка 10 месяцев развивающие игры для

При проведении подвижной игры, воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых: «Все летают, как воробышки, пьют водичку, клюют зернышки» (игра «Воробышки и автомобиль»). Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру повторяют 2-3 раза, отмечая положительный настрой детей: «Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!»

Правильно ходить, быстро бегать, прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе.

Первые подвижные игры детей носят подражательный характер. Они связаны с какими-нибудь знакомыми для малышей образами, например: курицы и цыплят в игре «Наседка и цыплята». Эта игра состоит из одного-двух подражательных действий: цыплята бегают, клюют зернышки, на призыв наседки «ко-ко-ко!» они бегут к матери и садятся вокруг.

В первом полугодии воспитатель, организуя с детьми подвижные игры, вводит правило непосредственно во время игры: «Вы все мои птички. Я ваша мама. Маленькие птички летают, веселятся. Птичка-мама хлопнула крыльями — все маленькие птенчики подлетают ко мне. Ну, полетели, полетели! Хлоп! Я уже хлопнула — все летят ко мне. Вот какие хорошие у меня птенчики, все прилетели!»

В подвижных играх желательно использовать атрибуты, позволяющие выделить роли, которые выполняют дети и педагог. Мы использовали в игре атрибуты: шапочки воробьев, солнышко, тучку, цветы….

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений я подбирала игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка (как правило, для детей младшего возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием).

В раннем возрасте осенью стоят такие задачи: расширять знания детей о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных птиц осенью. В соответствии с принципами интеграции эта тематика проходила у меня по всем образовательным областям. Например: в физкультурных занятиях ОРУ «Забавные птички», «Мы как воробушки»,», подв. игра «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот», подвижная игра «Птички летают» под музыку Г. Фрида «Птички».

Чтобы игра могла состояться, чтобы она была эмоционально насыщена очень важно, какие знания об окружающем имеют дети.

Общаясь с малышами, организую контакт с ними «на уровне глаз». Сажусь на маленький стул, наклоняюсь к нему, сажусь вместе с детьми на ковре, на диване. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.

Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них хорошее настроение. Когда я что-либо объясняю малышам, разговариваю с ними, то делаю это бодро, весело, ласково и тем вызываю ответные положительные эмоции, желание заниматься.

Стихи, потешки он читаю живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте.

Для лучшего понимания игрового сюжета провожу предварительную работу: читаю художественные произведения, организую наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий, просматриваем видеофильмы, кино- и диадильмы, проваожу беседы. Перед проведением первой игры я использую крошку-сказку или сюжетный рассказ в который входят правила игры и сигнал. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений. Например образец рассказа к игре «Воробушки». «Жили-были маленькие серенькие воробушки. В ясный летний день они летали по саду и искали насекомых или зернышки. Однажды появилась кошка и замяукала. Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Давайте поиграем в эту игру. Вы будете маленькими воробушками, а я кошкой. Стульчики будут вашими домиками, а я буду изображать кошку. Воробушки, вылетайте! А как только кошка замяукает, воробушки должны лететь в гнездышки. Я играю с ними,выполняя и роль воробушек и кошки. При последующем проведении игры детям предлагаются новые варианты: клюют зернышки, бегут на сигнал, попискивают «пи-пи», приговаривают «клюю-клю». А затем роль кошки можно поручить наиболее активному ребенку. Значительно оживляет игру различные атрибуты: шапочки с изображением воробушек и кошки, сигналы, ориентры которые я использую в игре.

Нередко педагогу бывает сложно придумать объяснение игры. Для облегчения задачи можно использовать стихи. Например:

В гнезде воробушки живут

И утром все встают.

«Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик» —

Так весело поют.

«Воробушки» встают, машут «крылышками», «чирикают».

Довольно в гнездышке сидеть,

Пора на солнышко лететь.

» Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик» —

И крылышки согреть.

Вылетают» из угла комнаты, кружатся, «чирикают».)

Беседы, рассказы и сказки способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений

Распределение ролей. Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подает сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет играющих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их задача — не попасться водящему. Водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего исполняет он сам.

В младшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, воспитатель передает роль водящего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играющих к условиям он чаще делает вид, что ловит. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать нагрузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.

В младших группах можно применять игры соревновательного характера, направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении: «Кто тихо пробежит» (дети по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине сидит воспитатель с закрытыми глазами; если он услышит тяжелый бег, то открывает глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры, «Кто легко спрыгнет», «Кто подлезет и не заденет» и т. д

Подведение итогов.

Воспитатель или сами играющие оценивают успехи водящего и других детей, выясняют причины успешных действий, отмечают различные варианты, позволяющие достичь положительных результатов при решении двигательной задачи.

Планируя свою работу, я стремюсь не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня.

Особое значение имеет доброжелательное, заботливое отношение к каждому малышу, в готовности прийти на помощь, терпеливо и доброжелательно приучать детей к совместному образу жизни и посильной для них самостоятельности. Быть веселым, улыбчивым, ласковым и терпеливым – обязательное условие успешной работы с малышами. В «педагогической копилке» воспитателя всегда должен быть запас различных игровых приемов, занимательных игр, шуток, образных импровизаций, прибауток, стишков.

За проведенную работу в течение нескольких месяцев мы видим, что целевые ориентиры дошкольного образования в игровой деятельности, обозначенные в ФГОС ДО выполняются: дети стремятся к общению со взрослыми, подражают им в движениях и действиях, откликаются на игру, предложенную взрослым, принимают игровую задачу.

Источник