Роль педагога в духовно нравственном развитии личности ребенка

Роль педагога в духовно нравственном развитии личности ребенка thumbnail

Короткая Наталья Григорьевна

МБОУ Михейковская СШ

пос. Михейково, Ярцевский район

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Сегодня как никогда особенно актуальным  является вопрос духовно-нравственного воспитания личности.  В.В. Путин в Ежегодных Посланиях  Федеральному Собранию  РФ поставил перед системой образования задачи формирования «нравственного, гармоничного человека, ответственных граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции, граждан с широким кругозором, обладающих внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить» [4].

Великий русский философ И.А. Ильин пишет: «Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей…- источник силы и утешения в его собственной душе…Надо воспитать будущего победителя, который умел бы внутренно уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, — духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма» [3, c.207].

И, бесспорно, для реализации данной задачи одной из ключевых является роль учителя.  В православной педагогической мысли сложился свой особый взгляд на роль педагога в деле воспитания личности. Святой Климент Александрийский в книге «Педагог» истинным Педагогом называл Самого Иисуса Христа, который совершает личное попечение о человеке, что, конечно, не исключает собственную деятельность воспитанника и других людей [2, c. 16].  

Американский психолог гуманистического направления Карл Роджерс, говоря о роли учителя в воспитании, приводит интересную метафору, сравнивая его, учителя, с садовником. «Задача садовника  — заботиться о растении: и удобрять, и рыхлить почву, поливать его, обеспечить ему защиту, солнечный свет, но он не должен тянуть его за верхушку в своем желании ускорить его рост!»[8, c.322].

«Педагог должен готовить ребенка к духовной жизни, но не претендовать на духовное руководство» [2, c.17]. Педагогическая деятельность с этой точки зрения рассматривается как совместное движение учителя и ученика. И здесь важное значение имеют понимание ученика, деликатность, и, конечно, неразрывная связь между словом и делом, между словом и жизнью.

 Будущий патриарх Тихон говорил, что «нравственная, живая связь учителя с учениками, теплое, сердечное, полное любви отношение к своему делу и к ученикам…» — самое важное в деле воспитания. На учащихся, призывал архимандрит Тихон, необходимо смотреть как «на живые человеческие личности, которые должны составлять для педагога дорогой предмет внимания и заботы. Лишь при таких условиях и питомцы станут относиться к своим наставникам с любовью, послушанием и доверием, а любовь к наставнику переносится на преподаваемый им предмет…»[1; 5, c.37-48].

В.А. Сухомлинский пишет: «Я тысячу раз говорил и буду твердить до смерти, что взаимная доброжелательность учителя и детей – это те тончайшие нити, которые соединят сердца и благодаря которым -, заметьте, это исключительно важно в нашем педагогическом труде – человек понимает без слов, чувствует тончайшие движения другого человека. Многие годы работы в школе твердо убедили меня, что если я доброжелателен к детям и воспитал у них доброжелательность, они щадят мое сердце и мои нервы…» [11, c.18-19].

Нельзя не согласиться, что важнейшим фактором профессионализма учителя в системе подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников, является его конфессиональное самоопределение. Действительно, невозможно воспитать ребенка в тех нравственных идеалах, которые не значимы для самих воспитателей. Двуличие и фальшь особенно остро чувствуют дети[9, c.22]. «Нравственные уроки, отделенные от веры, как правило, бессильны, непрочны, скучны»[2, c.102].

В духовно-нравственном воспитании больший шанс преуспеть у тех педагогов, которые имеют авторитет перед учениками. Таким учителям доверяют, им «верят». «Это вера не столько в человека, сколько в носимую им правду»[2, c.20]. И здесь огромную роль имеют не столько формы и методы работы, сколько личность педагога, его эрудиция, нравственные качества, если угодно, харизма.

С психологической точки зрения истинный авторитет – это «глубокое окрыляющее другого человека влияние». Психологию истинного авторитета называют «психологией влюбленности», т.к. это «духовное соединение с тем, кто авторитетен». Авторитет  может быть только свободно признан, но ни в коем случае не навязан[2, c. 20].

К.Д. Ушинский одним из основных средств педагогического воздействия считал убеждение. Но, по словам великого педагога, это средство, имеет эффект лишь тогда, когда учитель пользуется у детей авторитетом, когда между ним и учащимися установились тесные, доверительные отношения. Если же воспитатель находится в «официальных отношениях к детям», то не удивительно, что все его воспитательное влияние «выражается только в ограничениях, стеснениях, запрещениях и внешней дисциплине, облегчающей его труд» [12, Т.2, с.29-30]. По мнению К. Д. Ушинского  метод убеждения нельзя сводить только к «нравственным наставлениям». Убеждает не только слово, убеждает личный пример учителя и тот нравственный опыт, который приобретается ребенком. «Напрасно ожидали бы мы,— отмечал он,— чтобы суждения и моральные наставления уничтожили дурную наклонность». Необходимо создать «сначала материал нравственности, а потом уже сеять ее правила» [12, Т.10, с. 593]. «Что касается до моральных сентенций, то они едва ли даже не хуже наказаний… Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров…»—писал Ушинский [12, Т.6, с.260].

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольника в сюжетно ролевой игре

Современному педагогу важно научиться создавать речью образ, переживаемый ребенком, который вызовет потребность подражать, что требует от педагога личностного переживания учебного материала, высокой культуры речи, правильных педагогических установок[6, c. 39].

Личное общение, диалог с педагогом невозможно ничем заменить. Современные психологи говорят о том, что трудное поведение ребенка во многом связано с отсутствием подлинного внимания со стороны взрослых, с его душевной болью [7, c. 98-103].

Искреннее неформальное общение к ребенку, (но ни в коем случае не фамильярное), оставляет неизгладимый след в его душе на всю жизнь. Этой теме посвящены рассказы, статьи, стихи… И, наверняка, почти каждый взрослый читатель сможет на этот счет привести свой собственный пример. Что касается автора статьи, то общение со значимым, авторитетным педагогом в выпускном классе школы подтолкнуло к осмыслению и принятию ценностей православной культуры как лично значимых ценностей при отсутствии со стороны педагога какой-либо пропаганды и давления в этом направлении. С тех пор прошло двадцать лет, а общение с любимым педагогом не  прекратилось. И чем дальше уходят года, тем больше осознаешь, насколько важным было это обучение-общение и даже невозможно представить, как сложилась бы судьба если бы…

В завершении статьи на наш взгляд актуальны слова С.Л. Соловейчика: «Воспитать честных и добрых детей, воспитать «человека хорошего» можно, и притом в любых, даже самых отвратительных обстоятельствах; но для этого необходимо, чтобы кто-нибудь рядом с детьми, хоть один человек из многих — вы, читатель, или кто-нибудь другой — искренне, глубоко, не сомневаясь — то ли с детства не сомневаясь, то ли победив сомнения, — верил, что доброта и честность, или любовь и совесть (что одно и то же), не только не слабость человеческая или глупость, но в них-то вся сила, в них весь разум мира» [10].

Список литературы.

  1. Дивногорцева С.Ю.. Канонизированные новомученики и исповедники русской православной церкви: их педагогическая деятельность и взгляды на рубеже XIX-XX вв.// Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 92–104
  2. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. М.: ПСТГУ, 2004.
  3. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: «Издательство АСТ», 2003, с.207
  4. Кривошеева Н.А. Св. Патриарх Тихон об образовании и воспитании // Материалы VIII Торопецкой Свято-Тихоновской православной международной конференции «Пастырь добрый». г. Торопец, 11 октября 2011 г. Тверь, 2012. С. 37–48.
  1. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Смоленск: СПДС, 2013.
  2. Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно. М.: АСТ, 2016
  3. Родителям: как быть ребенком. Хрестоматия/ сост. и авт. коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ: Астрель, 2010
  4. Розина. О.В. Профессиональные компетенции и профессиональное самоопределение педагога духовно-нравственных дисциплин в общеобразовательной школе. // Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт: науч.-метод. пособие в помощь учителю/ авт.-сост. Л.Н. Урбанович. Смоленск: Свиток, 2014.C.22
  5. См. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: «Детская литература», 1987.
  6. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. К.: Рад. Школа, 1979, С.18-19
  7. Ушинский К. Д.. Собр. сочинен. В 10-ти томах М.-Л., 1952, с.182.

Источник

Учитель самопознания Ильина И.В.

КГУ ОШ № 117 г.Алматы

Статья

«Роль учителя в духовно-нравственном воспитании личности»

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Сухомлинский В.А. .

Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, в наш стремительно развивающийся технически и инновационно век.

Я не буду окунаться глубоко в историю педагогики, рассмотрю лишь ближайшее столетие. В начале 19 века учителя пользуются безусловным авторитетом. К ним идут за советом, их мнение самое правильное, принимаемое безоговорочно. С приходом советской власти меняются идеалы и приоритеты, но профессия «учитель» остается по-прежнему одной из престижных и уважаемых. В 90-е годы прошлого века, с расколом СССР, почти полностью происходит распад системы образования. Теряются духовно-нравственные идеалы, а на первое место выходят материальные ценности. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания. Профессия «педагог» потеряла свою актуальность и престиж…

Читайте также:  Чрезмерное упрощение и обеднение когда развитие ребенка

Но очень отрадно отметить, что именно 21 век стал той точкой отсчета и возрождения духовно-нравственного воспитания.

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

С одной стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером развития человеческой цивилизации. «Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры».

В настоящее время все еще обучение и воспитание осуществляется в разных направлениях (трудовое, физическое, культурное, эстетическое, интеллектуальное), разделив его на части, как будто личность состоит из отдельных частей, которые можно по отдельности обучать и воспитывать. В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий?

В воспитании своих учеников я придерживаюсь следующего правила: «Истинная нравственность растёт из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило – не слова, а практическая деятельность» (В. Белинский). Каждый человек – это уникальное творение. Он неповторим, индивидуален и имеет своё предназначение. Одной из своих педагогических задач считаю помощь в поиске каждым ребёнком своего личного предназначения в жизни. «Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий», — писал В. Белинский. Сегодня эти мудрые мысли особенно актуальны.

Духовность, на мой взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание. По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Я считаю, что каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

В заключении хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не чрезмерное наличие правил и требований. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.

Как пишет в журнале «Педагогика» магистр богословия А.Е. Лихачев, «духовный заряд», наличие или отсутствие которого, в конечном итоге, и определяет процесс духовного воспитания, можно сравнить с вдохновением. «В его пламени преображаются все прежние движения души, весь накопленный опыт». Вдохновение, духовный заряд — явления, не управляемые ни самим учеником, ни его педагогом. Поэтому процесс духовного воспитания, по сути, не технологизируется.

При этом, однако, реальность не должна пониматься как сиюминутная данность. Учет глубин исторического опыта, построение (а не сжигание) мостов от прежних поколений к нынешним и наличие, пропаганда, проповедь вечных ценностей, носителем которых является учитель.

Читайте также:  Игра инсценировка как средство развития речи ребенка

«Все человеческое в человеке должно быть воспитано» А.С.Макаренко

В процессе воспитания духовности у детей важную роль играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его. Он должен быть не просто педагогом, но и психологом, другом, старшим товарищем.

Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие — это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги — люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, — оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлечённость детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать, устанавливается неразрывная связь поколений.

Как классный руководитель ставлю перед собой задачи по воспитанию духовно-нравственных ценностей: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в духовно-нравственном саморазвитии и самоопределении. Считаю, что только в комфортных условиях ребёнок может проявить себя, выразить свою индивидуальность и раскрыть свои возможности. Определяющие моего видения воспитания – уважение к личности юного человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в достижении познаний, ненавязчивое ведение в нужном направлении на основе чести и справедливости, терпения и милосердия, долга и патриотизма.

В выражении своей я-концепции для меня важнейшим средством является любовь. «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» эти слова Экзюпери так чётко дают понять, что нужно учиться любить самому и учить детей любить то, что нас окружает: дом и улицу, где рос, родителей и друзей, утренний рассвет и вечерний закат, «жалобный стон» улетающих журавлей, запах сосновой смолы и скошенной травы. Только человек любящий, умеющий «видеть сердцем», даже если не будет слышать этого слова, понимать его значение, вырастает патриотом своей Родины. Личный пример учителя – вот главное, чему верят дети. Только через личный духовно-нравственный пример учитель может раскрыть в своих учениках духовно-нравственные качества.

Многому я научился у своих наставников, еще большему — у своих товарищей, но больше всего — у своих учеников. Талмуд

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания. Адольф Дистервег

Через систему духовно-нравственного образования и воспитания в школе уже закладывается прочная основа духовности и нравственности у учащихся, которая подготовить почву для становления их личности.

«Духовный учитель» притча Р.Э.Наджеми

Духовный Учитель не должен становиться костылем, транквилизатором или необходимостью — тем, что подтачивает наши внутренние силы. Духовный Учитель должен стать зарядным устройством, к которому мы подключаем свои аккумуляторы, когда они подсаживаются. Но когда аккумулятор заряжен и автомобиль заведен, мы отсоединяем зарядное устройство и существуем на собственной энергии.

Или же Духовный Учитель подобен человеку, который помогает нам, толкая машину, чтобы завести двигатель, после чего мы можем двигаться самостоятельно.

Духовный Учитель незаменим в начале. Поначалу двигаться вперед самостоятельно будет довольно трудно. Позднее он становится помехой, потому что нам нужно испытать свои собственные силы, свою мудрость и свою прямую связь с Божественным.

Высший показатель работы учителя, так мне кажется – когда ученик превзошел своего учителя. Самой важной на мой взгляд задачей в духовно-нравственном образовании и воспитании является помощь своим ученикам в раскрытии общечеловеческих ценностей с Любовью со стороны учителя.

Подводя итог своим рассуждениям о роли учителя в духовно-нравственном воспитании личности ученика, хотелось бы еще раз отметить, что воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, –представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-серд ечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Где главным является вдохновляющий пример учителя.

Используемая литература:

  • Научный журнал «Молодой ученый» — 2011. — №3. Т.2. — С. 110-115. https://moluch.ru/archive/26/2776/

  • Учительский портал https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-5208

  • «Коллеги» — педагогический журнал Казахстана https://collegy.ucoz.ru/publ/28-1-0-17451

  • Цитаты и афоризмы об учителях и учениках https://msosh.edusite.ru/p44aa1.html

  • Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания https://razom.znaimo.com.ua/docs/1105/index-42304.html

  • Современные притчи https://pritchi.in/pritchi_elias_hajemi/pritch

  • История педагогики: Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева.

«Просвещение», Москва, 1982 г. https://www.detskiysad.ru/

Источник