Роль обучения в развитии ребенка с овз

Роль обучения в развитии ребенка с овз thumbnail

Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений дефектологии.

 Дети с отклонениями в развитии нуждаются с момента определения этого отклонения в особых условиях и методиках обучения. На данный момент известны две формы обучения детей с отклонениями: в домашних условиях и в специализированных учебных учреждениях. Обучение таких детей сводится к коррекционно-педагогической работе. Одной из главных целей обучения детей с нарушенным развитием является исправление психических и физических способностей ребенка, подготовка его к выполнению некоторых самостоятельных действий.

 Значение и роль обучения детей с нарушениями в развитии более точно раскрыл В. С. Леднев, который определил структуру этого понятия. Основываясь на его теории о воспитании таких детей, образование аномальных детей можно выразить в общественно организуемом процессе передачи знаний и навыков от одного поколения другому при определенных условиях.

 Обучение людей с дефектами отличается от программы обучения нормальных детей формой, содержанием, которое основано на трех основных аспектах:

 1) познавательном (обучение), который обеспечивает человека практическим опытом;

2) воспитательном (воспитание), при котором происходит воспитание физических, умственных и типологических свойств характера человека;

 3) учебном (развитие).

 Обучение в условиях нарушенного развития основано на процессе усвоения опыта, роль воспитания и дальнейшего развития второстепенны, но все три процесса взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Вся коррекционно-педагогическая работа направлена на исправление отклонений в развитии детей с аномальными дефектами.

На практике проведение учебно-воспитательной работы должно соответствовать только одному требованию: обучению и приспособлению аномальных людей к полноценной жизни в обществе путем преодоления психических и физических недостатков

развития и обучения применению новых знаний. Процесс адаптации в социальном обществе людей с аномальным развитием должен проводиться одновременно по всем направлениям: познавательному, эстетическому, трудовому и т. д. В процессе обучения людей с дефектами в развитии необходимо помнить о формировании нового характера такого человека, который стремится компенсировать свои недостатки и стать полноценным членом общества.

В процессе коррекционного развития состояние человека с дефектами постоянно изменяется, развиваются нравственные, физические, умственные навыки. Человек учится контролировать свою деятельность, приобретает социально-трудовой опыт.

Л.С. Выготский о роли коррекционно-педагогического воздействия при компенсации вторичных отклонений в развитии детей.

Работа с детьми с сенсорными наруш. должна закл:

1. В развитии оставшихся органов восприятия

2. В развитии активных форм детского опыта

Развитие ребенка с ОВЗ подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка.

Но для успешного обучения и воспит. детей с ОВЗ требуется спец.(коррекционная) педагогическое воздействие, кот. учитывает специфику у имеющего ребенка дефекта.

Цель педагог воздействия и преодоление вторичных дефектов.

Чем теснее связь вторичного отклонения с первичным, тем труднее его коррекция. Например, у тедей с нар.слуха тесно связано с нар. звукопроизношения. Словарный запас приобретается не только за счет устного, но и за счет чтения и письма.

Спец. обуч. ивопсит. детей с ОВЗ требует разработки специфических, педагогических приемов и методов создания особых техник и технологий. Такие технологии и техники нужны для обуч. глухих детей устной речи.

Главный путь компенсации с ОВЗ по Выготскому — это включение их в трудовую деят-ть, кот обеспечивает возможность сотрудничества. Например, Выготский отмечал большие возможности физ. компенсации у лиц с сенсорными наруш. (зрение и слух), что им доступны многие виды трудовой дея-ти, кот.не связаны с первичными наруш.

Вовлечение в труд.деят-ть обеспечивает для лиц с ОВЗ возможность вступления в жизнь и создает условия для полноценной интеграции общества.

Компенсация дефекта наиболее успешна, если дефект становится осознанным. Также зависит от личных предпосылок — это воля, мотивация и самопознание. Проблема компенсации по Выготскому разрешается путем биологич. и соц. факторов.

Источник

ГБОУ СОШ №443 Фрунзенского района

Санкт-Петербург

Учитель начальных классов

Нетребко Ю.Н.

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В стремительно изменяющемся мире меняются цели и задачи школьного образования, но без изменений остаются предпосылки для развития творческих способностей детей, и детей с ОВЗ.

Стратегической целью является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационных технологий развития, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Одной из главных частей можно выделить роль дополнительного образования, оно включает в себя разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей. Именно там стало возможным найти индивидуальный подход к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и с разным уровнем развития.

Дети с ОВЗ, как и дети нормально развивающиеся имеют способности и стремление к творческой деятельности. Но для развития их требуется дополнительная помощь, не только специалистов, но и немало важен труд родителей, который должен помочь ребенку проявить себя.

Организуя работу с детьми необходимо знать различия между понятиями: творчество, способности, одаренность.

В.В. Давыдов выделял: «Творчество является уделом всех … оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Способности – это индивидуальные черты и качества ребенка, которые обеспечивают ему с легкостью выполнять какое-либо действие. Творческая одаренность – является одним из первых и самых особых видов одаренности.

В современном мире дети креативны, самостоятельны, любознательны. Каждый ребенок одарён по-своему. И если нормально развивающиеся дети имеют возможность проявлять свою одаренность, то для детей с ОВЗ это вызывает трудности.

Преодоление своей неполноценности становится главной целью развития человека. В случае благополучного развития эта задача может быть решена двумя способами: путем компенсации своего дефекта или же сверхкомпенсации, когда человек добивается максимального успеха именно в той области, которую, казалось бы, должна быть закрыта для него в силу специфики его дефекта.

Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развитые личности, которые имеют право на удовлетворение в познании, творчестве. И вот здесь открываются большие возможности дополнительного образования, которые направлены на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.

Выявление и развитие творческих способностей могут рассматривать как средство интеллектуального развития, как средство коррекции познавательной деятельности, как метод обучения, как средство эмоционально-эстетического воспитания. А наиболее способствующие решению этих коррекционных задач являются виды деятельности традиционные и нетрадиционные: аппликация, лепка, рисование, сказкотерапия, музыкотерапия, ЛФК, аэробика и тд.

В условиях дополнительного образования каждый ребенок с ОВЗ обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя, вносит в жизнь крупицу своего «Я».

Благодаря системе дополнительного образования, ребенок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков. Развивая творческую одаренность у детей с ОВЗ, мы создаем условия для успешной адаптации его в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.

Источник

«Роль дополнительного образования

в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»

   Есть в Петроградском районе замечательный дом, в котором живут замечательные жильцы.

     Попадают в этот дом по разным причинам, но объединяет жильцов то, что им необходима помощь в жизнеустройстве. Этот дом называется «Центр содействия семейному воспитанию № 12»

     Жильцам-воспитанникам просто необходима душевная теплота, любовь для того, чтобы заново поверить в простое семейное счастье и постараться его найти в жизни. В этом им помогаем мы – сотрудники центра. На территории Центра несколько зданий в одном из них располагается Отделение дополнительного образования детей, которое было открыто в 2010 году. Деятельность ОДОД ведётся по дополнительным общеобразовательным программам   и направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

           Обеспечение  доступности образования  для  лиц  с  инвалидностью  и с ограниченными  возможностями здоровья,   одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации.

        В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» одним из направлений развития системы образования определено направление «Равные и разные», основополагающим принципом которого является обеспечение равных прав на образование и включение детей в социокультурную среду.

  Перспективные задачи деятельности системы дополнительного образования определены в Плане реализации в Санкт-Петербурге Концепции развития дополнительного образования на 2015-2020 годы, утверждённом Распоряжением КО СПб от 25.06.2015 № 3075-р.

       В настоящее время  вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, где  специальные ФГОС для детей с ОВЗ  являются неотъемлемой  частью федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).  

          Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.  И нельзя недооценивать роль дополнительного образования в развитии детей с   ограниченными возможностями здоровья.

      В  75 статье  Закона «Об образовании в РФ»  говорится:

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.            ОДОД СПб ГБУ  «Центр содействия семейному воспитанию № 12»  работает по трём направленностям: художественной, физкультурно-спортивной и социально-педагогической  в соответствии с  Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. А таких у нас немало! 

        В настоящее время в ОДОД работает 11 человек, из них 10 педагогов дополнительного образования. Среди них есть опытные  профессионалы и молодые кадры, только начинающие свою педагогическую деятельность. Всех их объединяет одно качество – доброта. Без неё невозможно работать с детьми, у которых ограниченные возможности здоровья. 

      Основной целью работы с детьми с ОВЗ является их социальная адаптация посредством включения в разнообразные виды деятельности.  А цель ОДОД —     создание и развитие условий для формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка. Работа  Отделения дополнительного образования детей направлена на  реализацию  этой цели через решение целого ряда задач: определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, возможностей здоровья  и особенностей  социокультурного окружения. Разработка и реализация программ дополнительного образования с целью творческого развития личности воспитанника. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и формирования здоровой личности, обеспечение гарантий права ребёнка на дополнительное образование, удовлетворение потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом,  расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей воспитанников. Коррекция имеющихся нарушений развития и здоровья воспитанников, формирование общей культуры воспитанников с целью их адаптации к социальной среде, освоения  духовных и культурных ценностей своего и других народов.  

   Наши дети  имеют возможность обучаться по следующим  программам:

  1. «Дизайн стеклянной плоскости»
  2. «Изобразительное творчество»
  3. «Волшебная глина»
  4. «Художественная обработка древесины»
  5. «Мастерим игрушки сами»
  6. «Рукодельница»
  7. «Вокальный ансамбль»
  8. «Калейдоскоп» хореографический коллектив
  9. «Профессия — столяр»
  10. «Авиамоделирование»
  11. «Картонажно-переплётное дело»
  12. «Тайны швейного дела»
  13. «Школа мяча»
  14. «ОФП»
  15. «Школа мяча — футбол»

      Ребята могут себя попробовать во всех видах творческой деятельности без ограничения, главное желание и интерес.

             Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные врождёнными или приобретёнными дефектами. И в силу этого наиболее остро нуждаются в организации такого процесса деятельности, воспитания и развития, который максимально учитывает их особенности (общую  ослабленность здоровья, быструю утомляемость, низкую познавательную активность, неразвитость эмоционально-волевой и мотивационной сферы, узкий кругозор, бедность и схематичность представлений о мире, недоразвитость личности, деформацию образа «Я»)

    Первой особенностью организации творческой деятельности детей с ОВЗ является её коррекционная направленность, то есть система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Она проявляется в двух аспектах: общем и частном.

       Общий аспект – это влияние, которое оказывает искусство на личность ребёнка, на формирование его как человека духовного, умеющего чувствовать красоту окружающего мира.

       Специфический аспект коррекционной направленности выражается в положительном воздействии искусства и творчества на психофизическое состояние человека и в возможностях каждого конкретного элемента творческой деятельности исправлять речевые, двигательные, координационные и иные недостатки ребёнка.

             Второй особенностью организации творческой деятельности детей с ОВЗ является опора на работу «механизма компенсации», то есть в свойстве организма замещать или перестраивать нарушенные функции организма.

  В работе с «особенными» детьми необходимо ориентироваться не на дефект, а на незатронутые болезнью потенциальные возможности, которые развиваясь, окажут влияние на формирование личности в целом. Это возможно лишь при условии, если принимать ребёнка таким, каков он есть, работать с ним так, чтобы сформировать у него ценностное отношение к себе и окружающим.

     Третьей особенностью организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья является яркая эмоциональная окрашенность этого процесса.

           Создание благоприятной, доброжелательной, радостной атмосферы общения с искусством и педагогами ведёт к снижению эмоционального напряжения, побуждает стремление к творческой деятельности и самореализации, преодолению комплекса неполноценности, к укреплению физического и психического здоровья детей.

Работа в отделении дополнительного образования строится с учётом всех этих аспектов и на следующих принципах: 

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  •   Каждый человек способен чувствовать и думать;
  •    Все люди нуждаются друг в друге; 
  •  Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 
  • Для всех обучающихся достижение прогресса заключается в том, что они могут делать;
  •  Разнообразие обогащает все стороны жизни человека. 

Источник