Роль обучения в развитии аномального ребенка выготский

Роль обучения в развитии аномального ребенка выготский thumbnail

Положение
о ведущей роли обучения в развитии
аномального ребенка является одним из
основных положений дефектологии.

Дети
с отклонениями в развитии нуждаются с
момента определения этого отклонения
в особых условиях и методиках обучения.
На данный момент известны две формы
обучения детей с отклонениями: в домашних
условиях и в специализированных учебных
учреждениях. Обучение таких детей
сводится к коррекционно-педагогической
работе. Одной из главных целей обучения
детей с нарушенным развитием является
исправление психических и физических
способностей ребенка, подготовка его
к выполнению некоторых самостоятельных
действий.

Значение
и роль обучения детей с нарушениями в
развитии более точно раскрыл В. С. Леднев,
который определил структуру этого
понятия. Основываясь на его теории о
воспитании таких детей, образование
аномальных детей можно выразить в
общественно организуемом процессе
передачи знаний и навыков от одного
поколения другому при определенных
условиях.

Обучение
людей с дефектами отличается от программы
обучения нормальных детей формой,
содержанием, которое основано на трех
основных аспектах:

1)
познавательном (обучение), который
обеспечивает человека практическим
опытом;

2)
воспитательном (воспитание), при котором
происходит воспитание физических,
умственных и типологических свойств
характера человека;

3)
учебном (развитие).

Обучение
в условиях нарушенного развития основано
на процессе усвоения опыта, роль
воспитания и дальнейшего развития
второстепенны, но все три процесса
взаимосвязаны и неотделимы друг от
друга.

Вся
коррекционно-педагогическая работа
направлена на исправление отклонений
в развитии детей с аномальными дефектами.

На
практике проведение учебно-воспитательной
работы должно соответствовать только
одному требованию: обучению и приспособлению
аномальных людей к полноценной жизни
в обществе путем преодоления психических
и физических недостатков развития и
обучения применению новых знаний.
Процесс адаптации в социальном обществе
людей с аномальным развитием должен
проводиться одновременно по всем
направлениям: познавательному,
эстетическому, трудовому и т. д. В процессе
обучения людей с дефектами в развитии
необходимо помнить о формировании
нового характера такого человека,
который стремится компенсировать свои
недостатки и стать полноценным членом
общества.

В
процессе коррекционного развития
состояние человека с дефектами постоянно
изменяется, развиваются нравственные,
физические, умственные навыки. Человек
учится контролировать свою деятельность,
приобретает социально-трудовой опыт.

40. Психологические проблемы построения методов специального обучения

Психологические
проблемы построения методов специального
обучения 
Общепедагогические методы
не используются изолированно, но всегда
в необходимом сочетании друг с другом;
тот или иной метод, будучи ведущим,
дополняется и подкрепляется одним-двумя
дополнительными, сюда же подключаются
различные как общепедагогические, так
и специальные приемы. Важным является
взаимодополняемость методов.
Так, на начальных этапах обучения при
объяснении нового материала ведущими
могут быть наглядно-
практические
методы с элементами словесного объяснения
или беседы. На более поздних годах
обучения ведущее место могут занимать
словесные методы с дополнением наглядных
и практических методов [4]. 
Значительное
своеобразие в отборе, композиции и
применении методов обучения детей с
отклонениями в развитии существует в
группе методов организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности.
Как известно, в эту группу входят
следующие подгруппы методов: перцептивные
[методы словесной передачи и слухового
и (или) зрительного восприятия учебного
материала и информации по организации
и способу его усвоения; наглядные,
практические методы]; логические
(индуктивный и дедуктивный); гностические
(репродуктивные, проблемно-поисковые,
исследовательские). 
Все эти методы
могут реализоваться в практике образования
общего назначения как под руководством
учителя, так и самостоятельно обучающимися.
В условиях специального образования
возможности обучающихся далеко не
всегда позволяют реализовать методы
самостоятельной работы. 
Отбор
методов из указанных групп для
коррекционно-педагогической работы с
лицами, имеющими отклонения в развитии,
определяется рядом факторов.

Во-первых,
в связи с отклонениями в развитии
перцептивной сферы (слух, зрение,
опорно-двигательная
система и др.) у обучающихся значительно
сужены возможности полноценного
восприятия слуховой, зрительной,
тактильно-вибрационной и иной информации,
выступающей в качестве учебной. Отклонения
в умственном развитии также не дают
возможности полноценного восприятия
учебной информации. Предпочтение поэтому
отдается методам, помогающим наиболее
полно передавать, воспринимать, удерживать
и перерабатывать учебную информацию в
доступном для обучающихся виде, опираясь
на сохранные анализаторы, функции,
системы организма, т.е. в соответствии
с природой особых образовательных
потребностей данного человека.
Во-вторых,
при любых отклонениях в развитии, как
известно, нарушено развитие речи. Это
означает, что особенно на начальных
этапах обучения речь учителя, его
словесные объяснения, словесные методы
в целом не могут использоваться как
ведущие.
В-третьих,
разные типы нарушений развития приводят
к преобладанию наглядных видов мышления,
затрудняют формирование словесно-логического
мышления, что, в свою очередь, значительно
ограничивает возможности использования
в образовательном процессе логических
и гностических методов, в связи с чем
отдается предпочтение индуктивному
методу, а также методам
объяснительно-иллюстративным,
репродуктивным и частично поисковым
[8].
Среди словесных методов обучения
широкое распространение в практике
массового школьного обучения имеет
беседа. Действительно, беседа позволяет
вовлечь всех детей в учебный процесс,
она учит живому общению, позволяет
выявить и закрепить имеющиеся у детей
знания. В то же время ученые-дефектологи,
например С.А.Зыков, указывают на целый
ряд негативных сторон этого метода при
использовании его в системе специального
образования: зачастую этот метод
превращается в универсальный, когда
реально продуцируется лишь один вид
деятельности учеников — воспроизведение
имеющихся у них знаний (речь в данном
случае не идет об эвристической беседе).
При проведении беседы слабо учитываются
способности и возможности, психологические
особенности каждого отдельного ученика;
учитель является центральной и единственно
активной фигурой на уроке. Ответы
обучающихся нередко бывают формальными,
заранее выученными. Многие дети в силу
специфики своего развития вообще не
владеют навыками беседы. Им требуется
значительное время, чтобы научиться
словесно формулировать свои высказывания,
рассуждать во время беседы, задавать
вопросы учителю, высказывать свое
мнение, узнавать новое у учителя и
товарищей по группе или классу,
пользоваться специфическими для беседы
речевыми конструкциями. Отсюда следует,
что беседа в начальном образовании ряда
категорий детей с особыми образовательными
потребностями малопродуктивна в плане
приобретения новых знаний.
В то же время она может использоваться
для закрепления нового словаря и оборотов
речи, а при ознакомлении с новым материалом
— на начальном этапе (для выяснения, что
знают дети) и на завершающем — для проверки
усвоения изложенного.
Для
ряда категорий детей с особыми
образовательными потребностями метод
работы с учебником также имеет определенное
своеобразие: ввиду специфики речевого
и интеллектуального развития обучающихся
в начальных классах объяснение нового
материала по учебнику не проводится,
так как для полноценного усвоения
материала детям необходима собственная
предметно-практическая деятельность,
подкрепленная живым, эмоциональным
словом учителя и яркими образами
изучаемого материала.
Психологические
особенности восприятия младших школьников
с отклонениями в развитии, наиболее
характерными из которых для всех
категорий являются замедленность
восприятия, существенная зависимость
от прошлого опыта, меньшая точность и
расчлененность восприятия деталей
объекта, неполнота анализа и синтеза
частей, трудности в нахождении общих и
отличающихся деталей, недостаточно
точное различение объектов по форме и
контуру, обусловили специфику в реализации
наглядных методов обучения. Так, педагог
не только демонстрирует объект, о котором
идет речь, но и должен организовать
наблюдение, изучение объекта, научить
детей способам и приемам такого изучения.
В педагогическом процессе важно
обеспечить достаточную практику таких
наблюдений для накопления необходимого
сенсомоторного опыта, закрепления
способов и приемов наблюдения и изучения
объектов, закрепления используемых при
этом словесных средств [6].

Читайте также:  Значение социального фактора в развитии ребенка

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #

Источник

Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений дефектологии.

 Дети с отклонениями в развитии нуждаются с момента определения этого отклонения в особых условиях и методиках обучения. На данный момент известны две формы обучения детей с отклонениями: в домашних условиях и в специализированных учебных учреждениях. Обучение таких детей сводится к коррекционно-педагогической работе. Одной из главных целей обучения детей с нарушенным развитием является исправление психических и физических способностей ребенка, подготовка его к выполнению некоторых самостоятельных действий.

 Значение и роль обучения детей с нарушениями в развитии более точно раскрыл В. С. Леднев, который определил структуру этого понятия. Основываясь на его теории о воспитании таких детей, образование аномальных детей можно выразить в общественно организуемом процессе передачи знаний и навыков от одного поколения другому при определенных условиях.

 Обучение людей с дефектами отличается от программы обучения нормальных детей формой, содержанием, которое основано на трех основных аспектах:

 1) познавательном (обучение), который обеспечивает человека практическим опытом;

2) воспитательном (воспитание), при котором происходит воспитание физических, умственных и типологических свойств характера человека;

 3) учебном (развитие).

 Обучение в условиях нарушенного развития основано на процессе усвоения опыта, роль воспитания и дальнейшего развития второстепенны, но все три процесса взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Вся коррекционно-педагогическая работа направлена на исправление отклонений в развитии детей с аномальными дефектами.

На практике проведение учебно-воспитательной работы должно соответствовать только одному требованию: обучению и приспособлению аномальных людей к полноценной жизни в обществе путем преодоления психических и физических недостатков

развития и обучения применению новых знаний. Процесс адаптации в социальном обществе людей с аномальным развитием должен проводиться одновременно по всем направлениям: познавательному, эстетическому, трудовому и т. д. В процессе обучения людей с дефектами в развитии необходимо помнить о формировании нового характера такого человека, который стремится компенсировать свои недостатки и стать полноценным членом общества.

Читайте также:  К бюлера очерк духовного развития ребенка

В процессе коррекционного развития состояние человека с дефектами постоянно изменяется, развиваются нравственные, физические, умственные навыки. Человек учится контролировать свою деятельность, приобретает социально-трудовой опыт.

Л.С. Выготский о роли коррекционно-педагогического воздействия при компенсации вторичных отклонений в развитии детей.

Работа с детьми с сенсорными наруш. должна закл:

1. В развитии оставшихся органов восприятия

2. В развитии активных форм детского опыта

Развитие ребенка с ОВЗ подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка.

Но для успешного обучения и воспит. детей с ОВЗ требуется спец.(коррекционная) педагогическое воздействие, кот. учитывает специфику у имеющего ребенка дефекта.

Цель педагог воздействия и преодоление вторичных дефектов.

Чем теснее связь вторичного отклонения с первичным, тем труднее его коррекция. Например, у тедей с нар.слуха тесно связано с нар. звукопроизношения. Словарный запас приобретается не только за счет устного, но и за счет чтения и письма.

Спец. обуч. ивопсит. детей с ОВЗ требует разработки специфических, педагогических приемов и методов создания особых техник и технологий. Такие технологии и техники нужны для обуч. глухих детей устной речи.

Главный путь компенсации с ОВЗ по Выготскому — это включение их в трудовую деят-ть, кот обеспечивает возможность сотрудничества. Например, Выготский отмечал большие возможности физ. компенсации у лиц с сенсорными наруш. (зрение и слух), что им доступны многие виды трудовой дея-ти, кот.не связаны с первичными наруш.

Вовлечение в труд.деят-ть обеспечивает для лиц с ОВЗ возможность вступления в жизнь и создает условия для полноценной интеграции общества.

Компенсация дефекта наиболее успешна, если дефект становится осознанным. Также зависит от личных предпосылок — это воля, мотивация и самопознание. Проблема компенсации по Выготскому разрешается путем биологич. и соц. факторов.

Источник

Библиографическое описание:


Беляева Ю. В. Вклад Л. С. Выготского в развитие коррекционной педагогики // Молодой ученый. — 2016. — №27.1. — С. 13-14. — URL https://moluch.ru/archive/131/35947/ (дата обращения: 18.02.2020).



The article is devoted to L. S. Vygotsky activities in the field of correctional education. Presented research findings by scientists, the principles formulated by Vygotsky, L.S

Keywords: correctional pedagogy, defectology, pedagogy, socialization, abnormal children, zone of proximal development, the principle of a workaround, intellectual and affective disorders.

Выготский Лев Семенович — один из самых знаменитых психологов начала XX века, который объединил психологию с педагогикой. Исследуя процесс развития детей, ученый основал и выработал направление в психологической педагогике: педологию и коррекционную педагогику. Его деятельность по дефектологии заложила начало коррекционной педагогики, которая стала помогать особым детям. Стараниями Л. С. Выготского в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики) [3,102].

В начале XX века возникло новое направление в педагогике: педагогическая психология, которая основывалась на том, что воспитание и обучение обусловливается от психики определенного ребенка. Новая наука рассматривала не все вопросы педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка, представляющая собой совокупность анатомо-физиологических, психологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка. Главной проблемой педологии была социализация ребенка, а объектом — целостный процесс детского развития [1,520]. Л. С. Выготский первоначально выдвинул положение о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противодействуют друг другу, а выступают как две разные формы одной и той же психической функции [1,693].

Читайте также:  Карта индивидуального психологического развития ребенка образец

Л. С. Выготский считал социальную среду источником развития личности. По его мнению, ребенок постигает те виды деятельности, которые пришли к нему из внешней среды, т. е. изначально зафиксированы в социуме. Ребенок усваивает их, видя, как другие люди проделывают эти действия. Основное внимание при изучении психологических особенностей аномальных детей в своих исследованиях Л. С. Выготский уделил детям умственно отсталым и слепоглухонемым.

Большое влияние на развитие всей психологической науки и становление специальной психологии оказало учение Л. С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития. Он доказал, что обучение становится развивающим только при условии, когда оно несколько опережает психическое развитие ребенка. Л. С. Выготский ввел понятие — «зона ближайшего развития», определяя, таким образом, психические функции, находящиеся в стадии формирования. Согласно его концепции, в процессе обучения необходимо опираться не только на уровень актуального развития, то есть сформированные психические функции, но и на «зону ближайшего развития» [2,5].

Л. С. Выготский указал на тот факт, что развитие нормального и аномального ребенка подчинено одним законам и постигает те же стадии, но стадии растянуты во времени и наличие дефекта дает своеобразность каждому варианту аномального развития. Л. С. Выготский определил, что коррекционная деятельность должна строиться с опорой на сохранные функции, в обход пострадавших, сформировав, таким образом, принцип обходного пути в коррекционной работе. Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, которая совершила революцию в дефектологии и на которой сейчас построена коррекционная педагогика.

В трудах Л. С. Выготского, посвященных аномальным детям, большое внимание уделялось соотношению интеллекта и аффекта в дифференциальных нарушениях развития, например, изменяющимся соотношениям интеллектуальных и аффективных расстройств в развитии умственно отсталого ребенка. Дискутируя с К. Левином, Л. С. Выготский фиксировал, что понять своеобразие слабоумного ребенка, значит передвинуть центр тяжести с интеллектуального дефекта на дефекты в аффективной сфере. Ученый подчеркивал: «Мы должны изучать не дефект, а ребенка с тем или иным дефектом» [3,115]. Такой подход определил отношение Выготского к дефекту, как к социальному, а не биологическому явлению.

Проведенные Львом Семёновичем исследования в области коррекционной педагогики до сих пор являются основополагающими при разработке программ развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Именно его идеи о компенсаторных возможностях организма, о динамическом подходе в изучении возможностей ребенка, об опоре при обучении ребенка на его актуальный уровень развития и предвидение «зоны ближайшего развития» — являются основой разработанных и применяемых в практике работы коррекционно-развивающих программ для работы с детьми [2,10].

Л. С. Выготский был активным исследователем, талантливым экспериментатором и в то же время выдающимся теоретиком. Он обосновывал свои теории аномального психического развития с помощью экспериментов. Львом Семеновичем создано большое количество работ, посвященных изучению психического развития и закономерностей становления личности нормально развивающихся детей и детей, имеющих различные аномалии развития в детском возрасте, а также проблемам учения и обучения детей в школе.

Ученый-психолог Л. С. Выготский внес огромный вклад в эволюцию коррекционной педагогики. Диагностирование единства психологических закономерностей развития ребенка в норме и патологии позволили Л. С. Выготскому обосновать общую теорию развития личности аномального ребенка. Во всех работах Л. С. Выготского в области коррекционной педагогики реализовалась концепция социальной обусловленности психических функций.

До настоящего времени идеи Выготского составляют основу научного мировоззрения настоящих профессионалов, в его научные труды воодушевляют новые поколения психологов не только в России, но и по всему миру. Бесспорно, Лев Выготский оказал значительное влияние на становление отечественной психологии, на развитие смежных наук — педагогики, дефектологии, языкознания, искусствоведения, философии.

Литература:

  1. Выготский Л. С. История развития психических функций. // Выготский Л. С. Психология [Сборник]. — М., 2002. — С. 512–755.
  2. Асмолов А. Г. XXI век: психология в век психологии. // Вопр. психологии. — М., 2009. — № 1. — С. 3–12.
  3. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: (Критический анализ книги М. Коула). // Вопр. психологии. — М., 2009. — № 2. — С. 102–117.

Основные термины (генерируются автоматически): коррекционная педагогика, ребенок, ближайшее развитие, аномальный ребенок, развитие.

Источник