Роль общеразвивающих упражнений в психофизическом развитии ребенка
Татьяна Караваева
Значение общеразвивающих упражнений в системе физического воспитания и развития дошкольников
Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Общеразвивающие упражнения занимают важное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.
Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.
Общеразвивающие упражнения — специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.
Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.
Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность, аналитический характер движений позволяют формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.
Активное дыхание, т. е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, чем у взрослого человека, поэтому ему необходимо большое количество кислорода, поглощаемого в час на 1 кг веса. Ребенок с трудом переносит кислородное голодание (гипоксемию, так как значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей. Таким образом, потребность в кислороде велика, а дыхательный аппарат ребенка еще не сформирован. Параллельное расположение ребер, малая экскурсия грудной клетки, слабость дыхательных мышц ограничивают жизненную емкость легких.
При обычном двигательном режиме она составляет в среднем 900-1600 мл. Дыхание у детей учащенное, поверхностное. Маленький ребенок даже при незначительном физическом напряжении задерживает дыхание, не умеет согласовывать дыхание с характером движения. Все это неблагоприятно влияет на глубину дыхания. Кроме того, специальные дыхательные упражнения тренируют диафрагму, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.
Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.
Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.
Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.
Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналами к остановке или смене движения и т. п.
Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты занятий, когда все дети вместе выполняют одни и те же действия в едином темпе и ритме.
Источник
Педагогический институт Саратовского госуниверситета
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимые для своевременного развития организма, социального управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.
Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.
Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.
Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.
Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на отдельные системы организма. Большинство упражнений просты по своей структуре. Они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. Здесь нет такой динамичности, слитности, как в основных движениях, где каждая фаза непосредственно связана с другой. В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых, как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.
Большую роль играют общеразвивающие упражнения в формировании осанки: благодаря им укрепляют мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы.
Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.
Четкий режим, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.
Упражнения оказывают большое внимание на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей. Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.
Движения становятся более совершенными, когда они выполняются в сопровождении музыки. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Иногда музыкальное произведение имеет доступный для дошкольника ритмический рисунок, который он может отменить в легких хлопках, притопах. Все это развивает у детей чувство ритма, координацию, быстроту ответной реакции.
Классификация общеразвивающих упражнений. Основная классификация общеразвивающих упражнений проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног.
Упражнения указанных групп могут быть направлены:
— на развитие отдельных двигательных качеств и способностей – силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности и др.;
— на развитие свойств психики – внимания, сообразительности, ориентировке в пространстве, во времени;
— на повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой системы, активизации обменных процессов.
Все общеразвивающие упражнения могут проводится без предметов или с использованием различных предметов и снарядов.
Общеразвивающие упражнения могут выполняться:
— при свободном построении в звенья, в круг;
— при построении в колонны, в кругу с большой веревкой;
— группами с большими гимнастическими обручами, веревками;
— парами.
Упражнения, направленные на развитие двигательных качеств.
Развитие гибкости. Гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Для развития гибкости нужно упражняться в растягивании мышц и связок, а также в умении напрягать и расслаблять мышцы. Многие упражнения для туловища, шеи, ног влияют на развитие гибкости.
Особенность методики их применения состоит в следующем:
1. Необходимо часто повторять упражнения при малой их интенсивности.
2. Перед какими-либо упражнениями на гибкость следует проделать движения, согревающие мышцы и связки.
3. В процессе упражнения полезно выполнять пружинящие движения.
4. Постепенно увеличивать амплитуду, используя внешнюю опору или увеличивая воздействие на ту или иную часть тела.
5. Постепенно увеличивать амплитуду, используя инерцию движения.
6. Чередовать напряжение мышц с их расслаблением.
Развитие силы. Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Сила мышц развивается в упражнениях, где нужно преодолевать вес собственного тела или вес внешнего сопротивления. Существуют специальные силовые упражнения. Например, приподнять и опустить верхнюю часть туловища, лежа на животе, опираясь на кисти рук, или лежа на спине. Кроме того, многие общеразвивающие упражнения можно использовать для развития силы, если учитывается следующая методика:
1. Повторять упражнение, постепенно увеличивая сопротивление.
2. Неоднократно повторять одно и тоже упражнение до появления утомления в мышцах, несущих основную нагрузку.
Развитие координации, ловкости, равновесия, пространственных и временных ориентировок.
Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, не напряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в 3-х плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной.
Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными – совпадают по направлению; разноименными – выполняются в разных направлениях. Движения, выполняемые руками и ногами, могут быть однонаправленными и разнонаправленными.
Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым для любого двигательного действия. Общеразвивающие упражнения способствуют быстрому развитию пространственной ориентировки, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя. Временными ориентированиями дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияют и на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в темпе и ритме.
Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием кординальных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющееся обстановкой. В этих условиях предъявляются повышенные требования к вниманию, предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно. Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений. Координация, ловкость движений, невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая пауза.
Библиографический список
Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.
Развитие двигательных качеств школьников (развитие быстроты, выносливости, силы и равновесия) / Под ред. . – М.: Просвещение, 1967.
, Физические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
Источник