Программы развития ребенка по рисованию

Светлана Кривошеина
Программа по изобразительной деятельности. Обучение детей 5–7 лет рисованию с использованием нетрадиционных техник

Программа по изобразительной деятельности

«Мир вокруг нас»

(Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник и материалов в возрасте 5 – 7 лет)

Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что основным методом в работе с детьми является наблюдение. В процессе своих наблюдений отметила, что дети пытливы, изобретательны, наблюдательны. Многие из них к пяти годам имеют свою точку зрения. Проявляют интерес ко всему новому, неизвестному, любят экспериментировать и радуются даже своему самому малому успеху. Я поняла, что это для них важно, и приняла решение сделать занятия для детей более познавательными, творческими, «живыми».

Целью занятий рисованием ставлю: развивать творческие идеи у детей и навыки изображения. Учить детей анализировать форму предмета и уточнять знания о нем. Искать место детской инициативе, воображению, фантазии, возможности ребенка выполнять задания, опираясь на свой личный опыт и знания.

Особенно на первых занятиях целесообразно использовать прием показа для разъяснения технических приемов работы. Наглядный метод и входящие в него методические приемы (осязание предметов, движение руки в воздухе, как бы обрисовывающие предмет, его части). Словесные методы (пояснять, что и как следует выполнять, беседовать с детьми, задавать вопросы, предварительно сообщив тему занятия). Игровые приемы (предлагать детям роль: мастеров, художников, архитекторов). Дидактические игры (на развитие, формирование и овладение сенсорными эталонами, на получение новых цветов и др.).

На занятиях рисованием необходимо учитывать особенности и возможности материалов, и чаще давать возможность выбора детям. Предварительно ознакомив детей с материалами: гуашью, пастелью, тушью, пером, палочками, губкой, и обучить техническим приемам работы с ними.

Данная программа позволит познакомить детей с понятиями: композиция, передний, средний, задний планы, линия горизонта, плоскость, блик, фон, драпировка, объемное изображение, набросок.

Чтобы закрепить в памяти детей эти понятия, необходимо обеспечивать повторность и варьирование изображения предметов и явлений с постепенным и последовательным усложнением программного материала. Такой подход к занятиям позволит, без особых усилий, познакомить детей: с жанрами живописи (натюрморт, портрет, пейзаж); с декоративно – прикладным искусством (на примере народных мастеров из г. Городца, с. Золотая Хохлома, с. Гжель, с. Дымка. Дети познакомятся с художественно – графическими техниками: тычок жесткой кистью, свеча + акварель, монотипия, отпечатки, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечаток силуэта, цветной граттаж, аппликационный метод, работали пастельными мелками.

Все занятия разбиты на циклы по месяцам. Каждый из них имеет свое название и включает в себя предметное, сюжетное, рисование, по собственному замыслу и с натуры.

Важным, считаю цикл «Цветоведение», он рассчитан на 8 – 9 занятий. На них дети познакомятся с цветами спектра. Узнают, что цвета делятся на хроматические (цвета радуги, и на ахроматические (черный, белый, серый, основные (красный, синий, желтый, промежуточные (оранжевый, фиолетовый, зеленый, последний считается нейтральным). Дети научатся: получать промежуточные цвета, используя основные, путем их смешения; дифференцировать теплые и холодные цвета; разбеливать краски и получать их оттенки; находить цветовой контраст.

Неотъемлемой частью программы считаю цикл «Декоративно – прикладное искусство». Здесь дети учатся: познавать прекрасное, ценить труд других людей, делать окружающим их людям приятное. На занятиях этого цикла у детей разовьется чувство цвета, ритма, композиции. Закрепится навык: работы со схемами, дифференцировать цвета, координировать движения руки и глаза, использования различных технических приемов. Во время изображения элементов орнамента детям часто приходится работать концом кисти, этот прием развивает мелкую моторику пальцев руки, что очень важно для детей готовящихся к поступлению в школу.

Очень понравится детям циклы «Портрет» и «Изображение людей». На таких занятиях дети покажут все свои возможности: знания, умения, навыки. Проявят фантазию, воображение, любовь к близким людям. Закрепят умение работать со схемами и с различными художественными материалами.

На занятиях цикла «Изображение цветов», «Изображение животных» и «Природа» дети научатся различать формы предметов, сравнивать их, учитывать во время изображения. Работать со схемами, определять возможности и особенности материалов. Закрепят знания о жанрах живописи, научатся их различать. Проявят творчество, воображение, фантазию, ассоциативное мышление.

Все занятия строятся с учетом сенсомоторного опыта детей. Дети учатся видеть линию в образе (например, рассматриваем шерсть барана и видим сходство с линией виде соединенных между собой петелек, а у козы – с зигзагообразной линией и т. д.).

На занятиях циклов «Воздух, земля, вода» и «Что мы умеем» дети познакомятся с нетрадиционными техниками, со способами их выполнения и применения. Смогут проявить свой потенциал, возможности, знания, умения, навыки, владение техническими приемами, все то чему они научились.

В следующих разделах можете ознакомиться с задачами и тематическим планом работы на год.

Программа направлена:

• На полное овладение системой эталонов цвета путем знакомства со всеми тонами, представлением о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, получения цветов путем смешения других;

• На развитие способности устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения, развивать внимание, память, зрение с опорой на представления о цвете;

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития одаренному ребенку

• На развитие способности определять жанры живописи путем ознакомления с произведениями изобразительного искусства;

• На сенсомоторное развитие через моделирование предметной среды;

• На развитие восприятия путем синтеза и анализа объектов и предметов;

• На овладение детьми техническими приемами в работе с различными художественными средствами;

• На развитие крупной и мелкой моторики рук при ознакомлении детей с различными художественно – графическими техниками;

• На развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления через осмысление детьми схематического изображения;

• На реализацию потенциальных возможностей детей в отражении мира через художественное творчество;

• На развитие инициативы, творчества, через возможность самостоятельного выбора детьми изобразительных материалов, с учетом личного опыта.

Тематический план работы по рисованию на год

для детей в возрасте 6 -7 лет.

Октябрь Цветоведение

1. «Как я провел (а) лето»

2. «Радуга – дуга» (смешение красок)

3. См. занятие № 2.

4. «Ветка рябины» (натюрморт в теплых тонах)

5. «Поздний виноград» (натюрморт в холодных тонах)

Ноябрь

Цветоведение

6. «Листопад» (техника «набрызг», «монотипия», «оттиск»)

7. «Мерзнет зайка под кустом» (свеча +акварель)

8. «Зимняя ветка» (цветной гроттаж, примакивание губкой)

9. «Пришла зима в лес» (метод тычка)

Декабрь Архитектурные сооружения

10. «Город ночью» (техника набрызг, вырезывание силуэта)

11. «Домик для Бабы – Яги» (пастель)

12. См. занятие № 11.

13. «Жилище деда мороза» («тычок жесткой кистью»)

Январь Декоративно – прикладное искусство

14. «Городецкий петушок» (роспись)

15. «Хохломские узоры» (роспись)

16. «Гжельский чайник» (роспись)

17. «Дымковские игрушки» (роспись)

Февраль Изображение человека

18. «Клоун – музыкант» (гуашь)

19. «Как я гуляю со своими родителями» (по желанию)

20. «Папа может все что угодно» (по желанию)

21. «Как я помогаю маме» (по желанию)

Март Изображение цветов

22. «Цветы для любимой мамы» (аппликационная техника)

23. «Букет сирени» (оттиск смятой бумагой + трафарет)

24. «Мои любимые цветы» (используя способы и методы)

25. «Цветущая весна» (используя методы и способы)

Апрель Воздух, земля, вода

26. «Красавица Земля» (пятнокляксография)

27. «Обитатели океана» (цветной граттаж)

28. См. занятие №28.

29. «Рисованная мозаика» (тычок ватной палочкой)

30. «Красивое – некрасивое» (по желанию)

Май Что мы умеем

31. «Мозаика» использованием пластилина и пера и туши)

32. См. занятие № 30.

33. «Герб семьи» (по желанию)

34. См. занятие № 32.

Тематический план работы по рисованию на год для детей в возрасте 5 -6 лет.

Октябрь Природа

1. «Осенний букет» (набрызг)

2. «Осенний натюрморт» (гуашь)

3. «Осенний пейзаж» (сухая кисть, набрызг, штамп)

4. «У природы нет плохой погоды» (по желанию)

5. «Осеннее настроение» (оттиск смятой бумагой)

Ноябрь Изображение животных

6. «Лебеди на пруду» (методом тычка)

7. «Осень пришла в горы» (пастель)

8. «Козы на лугу» (методом тычка/пастелью)

9. «Такие разные котята» (методом тычка)

Декабрь Архитектурные сооружения

10. «Праздничный салют в городе» (техника «набрызг»)

11. «Домик для Бабы – Яги» (примакивание губкой, смешение красок)

12. «Зимний город» (черно – белый гроттаж)

13. «Узоры Деда Мороза» (пятнокляксография с трубочкой)

Январь Декоративно – прикладное искусство

14. «Городецкие узоры» (роспись)

15. «Золотая Хохлома» (роспись)

16. «Голубая Гжель» (роспись)

17. «Дымковские игрушки» (роспись)

Февраль Портрет

18. «Веселый клоун» (пастель)

19. «Эмблема моей семьи» (гуашь)

20. «Портрет папы» (по желанию)

21. «Портрет мамы» (по желанию)

Март Изображение цветов

22. «Тюльпаны для мамы» (гуашь)

23. «Букет сирени» (метод тычка)

24. «Полевые цветы» (примакивание, оттиск смятой бумагой)

25. «Ромашки» (пастель)

Апрель Природа

26. «Небылицы» (кляксография с трубочкой)

27. «Ежи на полянке» (метод тычка, кляксография с трубочкой)

28. «Подводное царство» (обводка силуэта по контуру пером)

29. См. занятие №28.

30. «Рисование по замыслу» (по желанию)

Май Природа

31. «Березовая роща» (примакивание губкой)

32. «Сосновый бор» (оттиск смятой бумагой)

33. «Утро на реке» (пастель)

34. «Где бы я хотел (а) провести лето? (по желанию)

Список используемой литературы

1. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2 – е испр. И доп. Под ред. С. В. Парафеевой, М., «Просвещение», 1972.

2. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. Училищ. Под ред. Докт. Пед. Наук Н. П. Сакулиной. Изд. 5 – е, испр. М., «Просвещение», 1971.

3. Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство – детям. Пособие для воспитателя старших групп дет. Сада. М., «Просвещение», 1976.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

5. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 224 с.

6. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. – М.:Айрис – пресс, 2005, — 144с.

7. Ремезова Л. А. играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4 -5 лет: Методика. – М.: Школьная пресса 2004.- 96 с.

Читайте также:  Развитие и обучение ребенка в возрасте от 3 лет до 6 лет

8. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 -7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д»,2004.-64с. (опыт работы практического педагога)

9. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.:Педагогика, 1981. – 240 с. ,16 л. ил.

10. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.:

Источник

Валерия Мазова
Рабочая программа по рисованию

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа по рисованию

на 2017-18 учебный год

(средняя группа)

Разработал:

Мазова Валерия Вячеславовна,

воспитатель

Бийск 2017

Содержание

Раздел 1. Пояснительная записка…. …3

Раздел 2. Календарно-тематическое планирование (4-5 лет….5

Раздел 3. Учебно-методический комплекс….…11

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по рисованию (далее – программа) входит в содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 73 — ЦРР», разработана в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами; научно-методической системы «Детский сад-дом радости» автора Н. М. Крыловой.

Содержание программы включает приобщение детей к искусству и изобразительную деятельность, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

Содействовать овладению умениями:

— штриховать цветным карандашом, фломастером, мелком, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (гуашь и восковые мелки, уголь);

— использовать средства выразительности (чем можно дополнить рисунок, как изменить; какие цвета красок подобрать для отображения темы; как по-иному построить композицию и т. п.);

— украшать в декоративном рисовании нарядно предметную основу, ритмично чередуя простейшие цветовые пятна, геометрические элементы узора;

— выразительной передачи образов и объектов окружающего мира, изображений типичных и индивидуальных характерных признаков предметов и явлений.

Форма деятельности: организованная образовательная деятельность

Режим деятельности:

Категория Сроки освоения

Объем времени (ч.)

Неделя Месяц Год

Дети 4-5 лет 1 год 1 4 34

Методы педагогической диагностики (мониторинга): наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

3

Характеристика возможных достижений ребенка.

Каким стал воспитанник в развитии речи:

• Знает как традиционные материалы для рисования, так и новые.

• Умеет рисовать не только кисточкой, но и поролоновыми тампонами, пальцами

• Владеет способами изображения людей, животных

• Умеет правильно штриховать и наносить краску на свой рисунок

• Строит композицию, делает рисунок выразительным

• Вносит в рисунок творческие изменения и дополнения.

4

Месяц Тема занятия Дата

проведения Количество

часов

Программные задачи

УМК

СЕНТЯБРЬ

«Картинка про лето»

1 Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закрепить приемы рисования кистью. Поощрять рисования разных предметов в соответствии с содержанием рисунка. Н. М. Крылова

Книга сентябрь, (стр. 48)

«Вагончик»

1 Формировать умения передавать в рисунке форму и строения вагончика. Рисовать в указанной последовательности. Н. М. Крылова

Книга сентябрь, (стр. 82)

«Деревья» Диагностика самоорганизации

1 Учить детей создавать в рисунке силуэт дерева. Упражнять в умении рисовать горизонтальные и вертикальные линии. Проследить за подготовкой к деятельности. Н. М. Крылова

Книга сентябрь, (стр. 90)

«Нарисуем, что вырастет из Мишкиных семян»

1 Продолжать знакомить детей с приемом изображения предметов круглой и овальной формы. Закрепить навыки закрашивания. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Н. М. Крылова

Книга сентябрь

(стр. 162)

ОКТЯБРЬ

«Дерево»

1 Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет Развивать воображение, творческие возможности. Н. М. Крылова

Книга октябрь (стр. 34)

Декоративное рисование

«Дерево»

1 Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полоски, точки, круги) Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение. Н. М. Крылова

Книга октябрь (стр. 59)

1 Продолжать учить рисовать дерево, передавать основные части: ствол, ветки. Развивать воображение, творческие возможности, внедрить в работу нетрадиционную технику. Н. М. Крылова

Книга октябрь (стр. 88)

«Цыпленок»

1 Содействовать умению детей изображать птицу, передавая форму тела, частей, красивое оперение. Использовать штрихи разного направления. Развивать образное восприятие, воображение. Расширить представление о красоте. Н. М. Крылова

Книга октябрь, (стр. 117)

НОЯБРЬ Живое растение

1 Учить детей рисовать комнатное растение, используя разнообразные формообразующие движения. Развивать эстетические чувства, чувства ритма. Н. М. Крылова

Книга ноябрь (стр. 41)

Украшение салфетки, полотенца декоративными

узорами

1 Содействовать умению детей составлять узор из знакомых элементов (полоски, точки, круги) Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение. Н. М. Крылова

Книга ноябрь (стр. 62)

Украшение одежды для кукол 1 Содействовать умению детей украшать предметы одежды, используя линии, мазки, точки. Учить подбирать краски в соответствии с цветом одежды. Развивать эстетическое восприятие. Н. М. Крылова

Книга ноябрь, (стр. 93)

Украшение с дружочком чайной пары для зверят

1 Содействовать умению детей украшать предметы посуды, используя линии, мазки, точки. Учить подбирать краски в соответствии с цветом посуды. Развивать эстетическое восприятие Н. М. Крылова

Книга ноябрь (стр. 127)

ДЕКАБРЬ «Снежные зверушки»

1

Содействовать умению передавать в рисунке снежных зверюшек – зайчик, медвежонок, составляя изображение из простых частей. Закрепить умение рисовать красками. Подводить к образной оценке готовых работ. Н. М. Крылова

Читайте также:  Задержка развития речи ребенка лечение

Книга декабрь, (стр. 57)

«Поздравительная открытка «Ёлка»

1 Содействовать умению самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Закрепит технические приемы рисования. Развивать эстетическое чувства, фантазию, желание порадовать близких. Н. М. Крылова

Книга декабрь (стр. 103)

Украшение на елку

1 Вызывать у детей приятные воспоминания о новогодних праздниках. Побуждать доступными им средствами выразительности изображать украшенную новогоднюю елку, которая была у них дома. Н. М. Крылова

Книга декабрь (стр. 123)

ЯНВАРЬ «Праздник елки».

1 Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися к низу ветками. Вызвать чувство радости при восприятии созданных рисунков. Н. М. Крылова

Книга январь, (стр. 34)

«Наш участок».

По замыслу

«

1 .Развивать воображение детей. Формировать умение с помощью выразительных средств передаватРь в рисунке сюжет игр на участке. Продолжать формировать интерес к разнообразным творческим деятельностям. Н. М. Крылова

Книга январь, (стр. 70)

Веточка березы» с натуры

1 Учить детей рисовать ветку от дерева с натуры, передавая точный образ на листе бумаги. Н. М. Крылова

Книга январь, (стр. 97)

«Снегирь»

1 Учить детей рисовать фигуру птицы, передавая форму, конструкцию тела; красиво располагать изображение на листе бумаге. Воспитывать самостоятельность, творчество. Н. М. Крылова

Книга январь, (стр. 170)

ФЕВРАЛЬ Сказка

1 Учить детей рисовать иллюстрации к произведениям художественной литературы, рисовать главных героев, передавая строение, форму и пропорции частей. Учить отмечать выразительное изображение. Н. М. Крылова

Книга февраль, (стр. 37)

«Как нам милы зимние деньки» по стихотворению

1 Закреплять умение передавать в рисунке картину природы, характерные признаки зимы. Развивать умение удачно располагать изображение на листе. Н. М. Крылова

Книга февраль (стр. 60)

«Медведь» (настоящий или сказочный)

1 Формировать умение передавать характер образа (медведь сказочный или лесной, изображать персонаж, объединять их единым содержанием – медведь в лесу, медвежата по дороге сыр нашли. Н. М. Крылова

Книга февраль (стр. 104)

«Портрет солдата»

1 Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом. Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помочь детям в выразительной передаче образа солдата Н. М. Крылова

Книга февраль (стр. 124)

МАРТ Пригласительный билет маме на праздник

1 Содействовать умению самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Закрепить технические приемы рисования. Развивать эстетическое чувства, фантазию, желание порадовать близких. Н. М. Крылова

Книга март, (стр. 24)

Образование оранжевого цвета

1 Учить детей смешивать краски, получая при этом задуманный цвет. Закрепить умение добавлять определенное количество воды. Н. М. Крылова

Книга март, (стр. 74)

Закрашивание предметов фиолетового цвета

1 Учить детей смешивать краски, получая при этом задуманный цвет. Закрепить умение добавлять определенное количество воды Н. М. Крылова

Книга март, (стр. 83)

Дымковский узор на силуэте коня

1 Учить детей расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шея и на теле вертикальными рядами; использовать в узоре элементы дымковской росписи — круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности; использовать разное положение кисти при рисовании. Н. М. Крылова

Книга март (стр. 90)

«Кто делает весну»

1 Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за весенней природой, передавать колорит весеннего дня. Н. М. Крылова

Книга март (стр. 151)

АПРЕЛЬ «Дом, в котором ты живешь»

1 Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. Вызвать у детей желание рассматривать свои рисунки, выражать свое отношение к ним. Н. М. Крылова

Книга апрель, (стр. 65)

«Мы весняночку поем, весну красную зовем»

1 Закреплять умение передавать в рисунке картину природы, характерные признаки весны. Развивать умение удачно располагать изображение на листе. Н. М. Крылова

Книга апрель (стр. 100)

«Сказочная избушка»

1 Закреплять умение детей рисовать иллюстрации к произведениям художественной литературы, рисовать главных героев, передавая строение, форму и пропорции частей. Н. М. Крылова

Книга апрель (стр. 127)

«Подснежник»

1 Содействовать умению передавать характерные особенности весенних цветов (форма и строение цветка, величина, место на стебле, цвет). Развивать цветовой колорит. Н. М. Крылова

Книга апрель (стр. 145)

МАЙ «Праздник победы!», «Салют».

1 Учить детей передавать в рисунке впечатления от праздничного города (украшенные дома, салют)Вызвать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. Н. М. Крылова

Книга май, (стр. 51)

«Одуванчик».

1 Содействовать умению детей передавать характерные особенности весенний цветов (форма и строение цветка, величина, место на стебле, цвет). Н. М. Крылова

Книга май, (стр. 213)

«Дети в роще» по сказке

1 Закреплять умение детей рисовать иллюстрации к произведениям художественной литературы, рисовать главных героев, передавая строение, форму и пропорции частей. Развивать образное воображение Н. М. Крылова

Книга май, (стр101)

Учебно-методический комплекс

Дом радости. Средняя группа. Сентябрь-май. Научно-методическое пособие для специалистов дошкольного и пред школьного образования воспитателей групп полного и кратковременного пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении, домашнего воспитателя одного ребенка /Н. М. Крылова, В. Т Иванова;Перм. гос. пед. ун-т. -2-е издание, перераб. и доп. -Пермь, 2006

Источник