Роль общения в развитии ребенка младшего школьного возраста

Роль общения в развитии ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 до 11 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

В классе с детьми школьного возраста общаются учитель. Учитель, как правило, объясняет материал всему классу, адресует детям требования, замечания и т.д.

Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Младший школьник хочет, чтобы его любил учитель, чтобы им были довольны родители, чтобы к нему хорошо относились одноклассники. Он начинает стремиться к выполнению правил, потому что это его обязанность, дающая ему возможность пользоваться правом на тишину во время урока. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.

В процессе педагогического общения учитель использует как прямое, так и косвенное общение с детьми. Прямое общение предполагает непосредственное общение к ребенку, касающиеся его поведения и взаимоотношений (объяснения, одобрения, порицание и т.д.). Косвенное общение осуществляется через других лиц, через целесообразную организацию совместной деятельности и поведения.

Уже школьники шести лет ощущают на себе различное действие распространенных стилей общения, которые условно называются демократическим и авторитарным. Демократический стиль характеризуется открытым, доброжелательным отношением к детям, стремлением выслушать, помочь, подсказать. Такой стиль способен вызвать и положительное, доверительное отношение к педагогу, что немаловажно. И учитель школьники обладают позицией взаимопонимания, дружеских отношений. Авторитарный стиль общения характеризуется субъективным отношением к детям, строгой избирательностью, эмоциональной скупостью. Ярко выражена главенствующая позиция учителя, стремление к неукоснительному подчинению личностей детей. При таком стиле происходит отчуждение школьников от учителя, что выражается в холодности эмоционального фона, отсутствием доверия, психологической близости. Педагога, избирающего данный стиль поведения с легкостью можно назвать антипедагогом, поскольку он разрушает личность ребенка, деформирует ее и наносит ему непоправимый психологический вред.

Потребность в эмоциональном контакте младшего школьника в основном реализуется в общении со взрослыми и сверстниками. Со взрослыми содержание общения охватывает все сферы жизнедеятельности детей. Общение со взрослыми возникает и в ситуациях разрешения конфликтов со сверстниками или старшими. В этих случаях взрослый выступает как атрибут или защитник. Характер общения со взрослыми оказывает определяющие влияние на общение детей со сверстниками. Благополучие в общении со взрослыми придает ребенку дополнительную уверенность и обеспечивает успех общения со сверстниками.

В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Если у ребенка к 9 – 10 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников. То значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Для детей 5 – 7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы.

Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе.

Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие их этих детей неаккуратны и неряшливы.

К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. На первом месте также стоит общественная активность и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенный личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.

Ученые считают, что причинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.

Читайте также:  Развитие ребенка в дошкольном возрасте проблема готовности к школе

Список используемых источников:

1. Сироткин Л. Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание / Л. Ю. Сироткин, А. Н. Хузиахметов; Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. А. Н. Хузиахметова. — Казань, 1998. — 211 с.

2. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста / Б.С. Волков. — Москва : Кнорус, 2016. — 348с.

3. Матюхина М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.П. Патрина. – Москва: Просвещение, 1976. – 210 с.

Источник

Ермакова Елена
Общение и его особенности в младшем школьном возрасте

При поступлении ребёнка в школу он включается в процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения, благодаря которым развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нём другие.

С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития.

У первоклассников в период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой за партой».

Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока ещё «сам по себе». Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведённый Я. Л. Коломинским: «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав в чём дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого-нибудь лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не предлагает её товарищу сам. Он отдаёт ручку учительнице, которая и передаёт её ученику». Позицию ученика, которую он, может быть, и не осознаёт, можно выразить так: «Я и моя

учительница».

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Если у ребёнка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесниками, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Результаты специальных исследований, проведённых Коломинским Я. Л., показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определённую динамику на протяжении младшего школьного возраста. Для детей 5-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребёнок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. В этом возрасте дети больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

С 8 до 11 лет дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно, по мере освоения ребёнком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Её основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

Положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так дети, получающие при социометрических исследованиях наибольшее число выборов от одноклассников («звезды») характеризуется рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией, большинство из них хорошо учится; девочки имеют привлекательную внешность.

Дети, имеющие неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладают некоторыми общими характеристиками: они имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, капризны, грубы, замкнуты, плаксивы; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Все эти перечисленные качества имеют определённые особенности проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: красивая внешность, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учёбе. Для популярных мальчиков большое значение имеет и физическая сила, ловкость.

Для первоклассников с низким социометрическим статусом характерны следующие особенности: неопрятность, плохая учёба и поведение, непостоянство в дружбе, дружба с нарушителями дисциплины, плаксивость.

Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые проявляются внешне, но и по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

Читайте также:  Родительское собрание роль книги в интеллектуальном развитии ребенка

К концу младшего школьного возраста критерии выбора несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте стоит общественная активность, организаторские способности, и по-прежнему – красивая внешность. В этом возрасте приобретают значимость и некоторые личностные качества: самостоятельность, честность. На второй план отходят показатели, связанные с учением.

Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты: пассивность, недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников, отражают особенности восприятия или другого человека. это связано с общими закономерностями развития личности в этом возрасте.

В младшем школьном возрасте своеобразно складываются и первые впечатления о другом человеке. Оно отличается ситуативностью, ориентацией на внешние признаки, физический облик.

О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста говорит и то, что в 9-10 лет школьники значительно острее переживают те замечания, которые они получают в присутствии одноклассников; они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых сверстников.

Изменения, которые происходят в этом возрасте, необходимо учитывать при организации воспитательной работы, т. к. психологический климат тесно связан с формами педагогических воздействий. Взаимооценки в основном зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель. Преобладание доброжелательного тона, поощрений, поддержки и т. п., формирует благоприятный фон эмоциональных отношений детей друг к другу. Использование наказания, угроз, насмешек и т. п. порождает недоверие к взрослым, друг к другу и конфликты в коллективе.

В формировании возникающих у младших школьников межличностных взаимоотношений, как мы уже отметили, решающая роль принадлежит педагогу. Именно педагог в силу своей исключительной значимости для ребёнка может сыграть решающую роль в определении статуса ученика в системе личных отношений.

Если судить по анализу характеристик, которые педагоги дают детям с различным социальным статусом, то видно, что изолированных детей не любят сами педагоги. Учителя вольно или невольно сами способствуют изоляции ребёнка в классе частыми отрицательными оценками, резкими замечаниями. Негативное влияние на положение ученика в системе межличностных отношений может оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребёнка всему классу в качестве примера для подражания. Дети, иногда несправедливо, начинают считать таких школьников «любимчиками» и «подлизами» и поэтому избегают общения с ними. Именно педагог может сыграть решающую роль в выведении из статуса «изолированного» ученика. В каждом конкретном случае линия поведения учителя должна строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребёнка и т. д.

При изменении позиций непризнанных учеников особо следует обратить внимание на изменение социальных ожиданий. Обеспечив школьнику успех в деятельности, где он по новому раскроется для окружающих, необходимо придать этому успеху гласность. Большую роль здесь должны играть коллективные обсуждения. На них педагог должен максимально использовать свою силу воздействия на коллектив, заострив внимание класса на положительных моментах поведения и деятельности тех, чей статус необходимо изменить. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Именно этот возраст характеризуется стремлением ребёнка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценности или в случае неудачи, наоборот, чувства неполноценности. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость. Успеваемость уже отходит на второй план, т. к. дети постепенно начинают видеть и ценить в себе и других такие качества, которые непосредственно не связаны с учёбой.

Задача взрослых – помочь каждому ребёнку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников.

Источник

Общение
в семье
.
Обретенная,
относительно возможностей самого
ребенка, свобода дошкольного детства
сменяется отношениями
зависимости
и подчинения новым правилам
жизни.
Семья начинает
по-новому контролировать ребенка в
связи с необходимостью учиться в школе,
выполнять домашние
задания, строго организовать режим дня.
Ужесточение требований
к ребенку, даже в самой доброжелательной
форме, возлагает на него ответственность
за самого себя. Необходимое
воздержание от ситуативных импульсивных
желаний
и обязательная самоорганизация создают
изначально у ребенка
чувство одиночества, отчужденности
себя от близких — ведь он сам должен
нести ответственность и организовать
свою новую жизнь. Начинается трудный
период испытания
ребенка не только необходимостью ходить
в школу, быть дисциплинированным
(правильно вести себя в классе, быть
внимательным к ходу урока, к умственным
операциям,
которые
надо совершать при исполнении заданий
учителя и др.),
но и необходимостью организации своего
дня дома, в семье
(10).

Самое
главное, что может дать семья для младшего
школьника,
— научить его воздерживаться от развлечений
в урочное
время, прочувствовать, что значит «делу
время – потехе час»,
брать ответственность на себя, тем самым
научиться управлять своей волей. Разумная
и любящая ребенка семья помогает
ребенку освоить предъявляемые к нему
требования учебной
деятельности и принять их как неизбежное
и необходимое.

Успехи
ребенка в освоении норм жизни в новых
условиях поддерживаются
прежде всего в семье и формируют у него
потребность в признании не только а
прежних формах отношений,
но и в учебной деятельности. Характер
адаптации к условиям
жизни в младшем школьном возрасте и
отношение к
ребенку со стороны семьи определяют
состояние и развитие
его чувства личности. В условиях
чувствительной к изменению
социального статуса ребенка семьи он
обретает новое место и внутри семейных
отношений: он ученик, он ответственный
человек, с ним советуются, с ним считаются
(10).

Читайте также:  Схемы картинки развитие речи ребенка

Потребность
в признании проявляется в стремлении
ребенка
утвердиться в своих моральных качествах:
он рефлектирует, пытается проецировать
свой поступок на будущие реакции
других людей, при этом он хочет, чтобы
люди испытывали к нему благодарность,
признавали и ценили его хороший
поступок. Ребенок испытывает ненасыщаемую
потребность обращаться к взрослым за
оценкой результатов своей деятельности
и достижений. В этом случае очень важно
поддержать
ребенка самим родителям (10).

Общение
в школе
.
В процессе совместной учебной деятельности
у детей устанавливаются новые
взаимоотношения.
Через несколько недель, проведенных в
школе, у большинства
первоклассников исчезают робость и
смущение от массы новых впечатлений.
Они начинают внимательно присматриваться
к поведению соседа по парте, устанавливают
контакты с одноклассниками, которые
симпатизируют им
или обнаруживают сходство интересов.
На первых этапах
ориентации в новом коллективе у части
детей проявляются
в общем не свойственные им черты характера
(у одних — застенчивость,
у других — развязность). Но по мере
установления
взаимоотношений с другими детьми, каждый
школьник обнаруживает свои подлинные
индивидуальные особенности
(4).

Характерная
черта взаимоотношений младших школьников
состоит в том, что их дружба основана,
как правило, на общности внешних жизненных
обстоятельств и случайных интересов
(дети сидят за одной партой, живут в
одном доме, интересуются
приключенческой литературой
и т.п.). Сознание младших школьников
еще не достигает того уровня, чтобы
мнение сверстников служило
критерием подлинной оценки
самого себя. Конечно, дети 9-10 лет
с большим интересом относятся к оценке,
которую дают им одноклассники
за ловкость, сообразительность, смелость,
и остро переживают,
если эта оценка расходится с желаемой.
Но такие переживания
кратковременны, и, главное, их легко
изменить г
оценкой
со стороны взрослых или учителя. Мнение
последнего
является для младших школьников наиболее
существенным
и безапелляционным (4).

Л.И.Божович
считала, что не отдельные формы общения,
а
сам школьный коллектив имеет решающее
значение для развития
личности младшего школьника (3). В
коллективе школьников
нет и не может быть «равностояния»,
здесь складывается
целая система взаимоотношений и
зависимостей,
в которой каждый ребенок в связи с теми
обязанностями, которые на него возложены,
и в соответствии со своими индивидуальными
особенностями и, наклонностями занимает
свое определенное место. Организуемая
школой общественная жизнь детей с
необходимостью приводит к формированию
среди учащихся общественного мнения,
к возникновению
традиций, обычаев и правил, которые
создаются под
руководством учителя и закрепляются в
каждом школьном
коллективе. Итак,
вступление ребенка в школьный коллектив
имеет огромное
значение для формирования его личности
(3).

Общение
с учителем организует не только учебную
деятельность, но и все формы жизни в
школе. Младшие школьники безоговорочно
признают авторитет учителя. Они обращаются
к нему по самым разным поводам — от
случайных и мелких
до самых глубоких и личностных. Дети
откровенно делятся
с учителями своими заботами, переживаниями,
домашними событиями. В случае обиды
младший школьник также
обращается к учителю, и обидчик чаще
всего воспринимает это как должное,
поскольку учитель для всех выступает
общим нравственным арбитром (4). Авторитет
учителя в
младшей школе огромен, он обусловлен
не только личными качествами
учителя, но и социальной ситуацией в
этом возрасте.
Однако уже в следующем, в подростковом
возрасте вся система
общения в школе подвергается существенным
изменениям.

Таким
образом, в младшем школьном возрасте
складывается
новая детская общность. Взаимоотношения
детей в классе
не возникают сами собой; они имеют свою
логику изменения
и развития. На первых порах обучения
школьники не проявляют
особого внимания друг к другу, мало
общаются,
не интересуются успехами товарищей. Но
постепенно взаимоотношения
детей изменяются: они начинают
присматриваться
друг к другу, завязывать контакты,
находить общие
интересы. Совместная учебная деятельность
рождает общую устремленность, ставит
общие задачи, дает возможность выделять
разные точки зрения и договариваться.
Со
временем отношения школьников выходят
за рамки учебной
деятельности. У них возникают интересы,
связан-
ные
с внеклассной и внешкольной работой, с
общественными
делами (14).

К концу
обучения в начальных классах у детей
возникает стремление
занять определенное место среди
товарищей. Теперь
уже не только мнение взрослого, но и
отношение со стороны
одноклассников определяет положение
ребенка среди других. Мнение и оценки
сверстников становятся постепенно
основными мотивами поведения школьника.

Формирование
системы связей и отношений среди младших
школьников на основе учебной деятельности
предполагает особую
технологию ее развертывания. Сама по
себе она не содержит предпосылок
построения совместности ее субъектов.
Более того, Д.Б.Эльконин отмечал, что
одним из существенных
противоречий учебной деятельности
является то, что,
будучи общественной по содержанию и
форме осуществления,
она вместе с тем индивидуальна по
результату (усвоенные
в процессе учебной деятельности знания
и умения являются приобретениями
отдельного ученика). Поэтому всегда
есть опасность превращения учебной
деятельности в деятельность,
индивидуалистически направленную; при
этом теряется ее общественной смысл.
Подобная противоречивость
препятствует установлению взаимных
отношений среди
учащихся, приобретению умений
сотрудничества, формированию
коллективистских черт характера и
качеств личности
(14).

Задачам общего психического
развития, становления личности
младших школьников отвечает совместная
учебная деятельность.
Роль совместной учебной деятельности
младших школьников в становлении их
субъектности исследовали
В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман и другие. Было
выявлено влияние
кооперации со сверстниками, характера
их общения на развитие мышления у младших
школьников. Координация точек
зрения относительно учебного содержания,
обмен и перераспределение
учебными действиями образуют то
социально-психологическое
пространство, в котором оформляются
индивидуально-психологические способности
— самостоятельное
мышление и понимание (13).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник