Роль общения в развитии эмоциональной сферы ребенка

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.

Одной из характерных особенностей современного общества является все  усугубляющееся  противоречие между желанием родителей воспитать своих детей здоровыми, полноценными и всесторонне развитыми и возможностью реализации этих задач.

Социальные и политические позиции наших дней привели к внутрисемейным противоречиям, когда члены одной семьи оказались в разных идейных лагерях, защитниками разных моральных норм.

Такое положение определяет необходимость нового подхода к роли семейного воспитания в жизни каждого человека. Следует заметить, что для полного и гармоничного развития личности ребенка, его необходимо растить в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

В теории и практике наиболее освещены вопросы роли семейного воспитания в процессе формирования личности ребенка (Писарев Д.,Макаренко А.С., Ушинский К.Д.,Лесгафт Л.Ф., Сухомлинский В.А.).

Однако наименее изучены вопросы воздействия семьи на эмоциональную сферу ребенка, что и определило тему нашего исследования: «Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника».

Цель исследования: выявить и научно обосновать влияние семейного общения на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Предмет исследования: влияние семейного общения на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы дошкольника.

Задачи: 1. Рассмотреть роль эмоций в жизни человека, формирование эмоциональной сферы ребенка в семье.

                2. Раскрыть условия успешного семейного воспитания.

                3. Выявить зависимости между эмоциональным развитием ребенка и общением в семье.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; диагностические методы: тестирование родителей и детей дошкольного возраста, анализ и обобщение результатов эксперимента, качественный и количественный анализ результатов экспериментальной  работы.

Останавливаясь на основных видах качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, которые выполняют различную роль а реализации  деятельности и общении человека с окружающими людьми необходимо отметить, что эмоции выступают  как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвещающей этим мотивам деятельности.

У дошкольника формирование эмоциональной сферы  не происходит стихийно, независимо от влияния и воспитательного воздействия окружающей среды. Ее надо формировать, искореняя отрицательные явления и закрепляя положительные, что проявляется в характере ребенка. Большую роль  в формировании эмоциональной сферы ребенка отводится семье, в которой он  воспитывается. Для руководства  духовным развитием своих детей, родители  должны знать их переживания и эмоциональные реакции. Благодаря наблюдениям, анализу поведения и высказываний ребенка, близкому контакту с ним и отец и мать могут знать его переживания, степень проявления его чувств, их влияние на его поступки.

Задержки в психическом развитии детей бывают вызваны крайней бедностью семейного общения: когда ребенок  лишен постоянных развивающих контактов с родителями.

Психические проблемы у ребенка могут возникать на основе сложившихся стереотипов семейных отношений.

В ходе проведенного эксперимента нам стало ясно, что проблема эмоционального воспитания в семье на сегодняшний день является острой.  Если ребенок был лишен полноценного общения с семьей, то недостаток внимания, доброты, ласки ведет к усилению агрессивности, аномалиям в социальном поведении детей. Наличие же положительных семейных отношений в семье создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального  формирования личности. Поэтому семья является естественным образцом для создания условий доверительного общения, в связи с чем открываются большие возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни ребенка. Хорошо зная их, родители могут целенаправленно и наиболее безболезненно управлять действиями и поступками ребенка и направлять их в русло воспитания у него отзывчивости, гуманности, щедрости, чуткости. Мы сделали такой вывод исходя из того, что в ходе эксперимента учитывались: возрастные особенности, вид темперамента, тип семьи, тип родительского авторитета.

Сегодня ни кого не удивишь тем, что скажешь: «На улице «нашли» бездомных  детей». Да, да именно бездомных, т.к. дети, не зная своих прав, оказываются на улице, причем по разным причинам. Но наиболее важная одна – непорядок в семье. Причин, вызывающих семейное неблагополучие множество. Из них можно назвать три самые яркие:

  1. Причина макросоциального характера, т.е. те кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
  2. Причина психолого-педагогического свойства, связанная с  внутренним отношением и воспитанием детей в семье;
  3. Причина биологического характера. Эта группа семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологиями, здесь не рассматривается из-за их  особой специфики.

На важное место среди причин, вызывающих неблагополучие в семье, выступают социально-экономические. Одна из причин того, что дети оказываются на улице – это их избиение. Насилие над детьми в семье имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. Самой неприглядной стороной в семейных отношениях является физическая расправа над ребенком. На вопрос: «За что бьют детей в знакомых вам семьях?» — затруднились ответить 20% опрошенных, остальные определили следующие причины: «за провинность» — 26%, «Срывая раздрожительность» — 29%, «когда в доме беда» — 20%, «когда не могут справиться» — 19%, « не любят» — 5%. Это делают психически неуравновешенные люди – 14%, пьяницы – 29%.

Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства.

Мы полагаем, что полученные результаты нашего исследования являются  важными для практики семейного воспитания и формирования эмоциональной сферы дошкольника. Полученный вывод позволяет понять требования к общению ребенка в семье, определить, как можно руководить семейным общением в создании необходимых условий для благоприятного формирования эмоциональной сферы ребенка.

Незря А.С.Макаренко писал: «Семья  становится естественной первичной ячейкой общества, тем местом, где реализуются прелести человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где живут и растут дети – главная радость человека». Еще  П.П.Блонский отмечал, что «нельзя воспитывать детей, не воспитывая родителей». Видные педагоги были правы, ведь чтобы искоренить все пороки, или часть их, нужно навести «порядок» в семье, в самом себе.

Источник

В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда. Последнее, по мнению Р.Х. Шакурова (Шакуров Р.Х. Человек формируется с детства.)свидетельствует о формировании у ребенка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения.

Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие:

— эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;

— эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;

— более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

— особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.( А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность.)

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром.

Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга . Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий .

Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

— освоение социальных форм выражения эмоций; — формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику

Общение как фактор в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, как и объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности.

2. Значение эмоций.

Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.

Когда взрослый предлагает ребенку задание, он объясняет, зачем оно выполняется, т.е. мотивирует необходимость деятельности. Однако то, что выдвигает в качестве мотива взрослый, далеко не сразу становится мотивом действия ребенка.

С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.

Результатом такой познавательной деятельности является наблюдаемое уже в раннем детстве выраженное, субъективное, избирательное отношение ребенка к предметам, которые находятся вокруг него. Малыш четко выделяет из окружающей среды, прежде всего, близких ему людей. Он начинает искать мать, плачет, если ее нет рядом. Постепенно меняется отношение ребенка к другим объектам. В раннем и дошкольном возрасте у детей появляются особо любимые игрушки, книги, посуда, одежда, отдельные слова, движения.

Одновременно со знакомством с различными свойствами и качествами вещей маленький ребенок получает некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных; другие, наоборот, «метятся» как отвергаемые. Нередко уже здесь, мотив деятельности, заданный взрослым, может подменяться иным, собственным мотивом, может смещаться на другие объекты или действия.

На протяжении детства, наряду с переживаниями удовольствия и неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, на сколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживается взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер его психического развития.

Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.

Можно предположить, что в ходе любой деятельности ребенок одинаково готов раскрыть свои интеллектуальные возможности и проявить эмоциональное отношение. Однако, получаемая ребенком информация, может приобретать совершенно разный смысл. Поэтому в одних случаях перед ним возникают чисто познавательные задачи, а в других – задачи мотивационно-эмоционального характера, которые требуют уяснения смысла этой ситуации.

Основную роль в развитии чувств ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения. Придавая решающее значение практической деятельности в развитии детских чувств, следует иметь в виду, что уже в первые годы жизни на ее основе начинают складываться особые формы ориентировочно-исследовательских действий, направленных на выяснение того, какое (положительное или отрицательное) значение имеют те или иные объекты для самого ребенка, для удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Простейшие виды такого рода ориентировки, называемой мотивационно-смысловой, осуществляются при помощи системы пробующих действий. Ребенок как бы предварительно испытывает воспринимаемый объект с точки зрения своих потребностей и возможностей, проникаясь соответственно положительным или отрицательным отношением к нему, что определяет в значительной мере характер и направленность последующей детской деятельности.

Необходимо помнить, что мотивы и эмоции тесно связаны между собой и их проявления часто трудно отличить друг от друга. Однако это не дает основания для их отождествления: при одних и тех же потребностях в зависимости от обстоятельств могут возникать различные эмоции и, наоборот, при разных потребностях подчас возникают сходные эмоциональные переживания. Все это говорит о том, что эмоции – это своеобразные психические процессы, возникающие в ходе удовлетворения потребностей и регулирующие поведение в соответствии с имеющимися у субъекта мотивами, которые реализуются в сложных и изменчивых условиях.

Наиболее явно обнаруживается роль эмоций в реализации уже имеющихся у ребенка мотивов поведения. Есть основание предполагать, что эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у ребенка потребностями, но и способствуют формированию, развитию и активизации мотивов.

Обычно новые формы деятельности ребенка организуются таким образом, чтобы эта деятельность привела к определенному социально значимому результату (трудовому, учебному и т.д.), но на первых порах такого рода результаты в ряде случаев не являются содержанием мотивов поведения. Ребенок действует вначале под влиянием других, ранее развившихся побуждений (стремление использовать данную деятельность как повод для общения со взрослым, желания заслужить его похвалу, избежать его порицания). Конечный социально значимый результат в этих обстоятельствах выступает пока для ребенка как промежуточная цель, которая достигается ради удовлетворения другого рода побудительных мотивов.

Для того чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт. При определенной организации социально значимая деятельность способна принести ребенку то эмоциональное удовлетворение, которое может перерасти его первоначальные побуждения.

Есть основания предполагать, что такого рода новые эмоциональные переживания, возникающие в новых условиях деятельности, как бы фиксируются на ее промежуточных целях и задачах и придают им побудительную силу, способствующую их превращению в движущие мотивы поведения.

Этот особый процесс превращения целей в мотивы деятельности и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов. Знание условий и закономерностей этого процесса, играющего существенную роль в формировании детской личности, в развитии ее ведущих мотивов, позволит более целенаправленно и эффективно осуществлять воспитание эмоций и чувств детей дошкольного возраста.

Источник

Наталия Рыбакова
Доклад «Эмоциональная сфера дошкольников»

Доклад Эмоциональная сфера дошкольников

Тема: Развитие эмоциональной сферы детей

Эмоциональная сфера это переживания ребенком, его отношения к предметам, к людям, явлениям, событиям.

В конце раннего возраста ребенок впервые выходит за рамки своего микромира и пытается устанавливать отношения с окружающей действительностью.

Полноценное развитие ребенка возможно лишь при взаимодействии, понимании, взаимооценивании друг друга. У детей не достаточно сформированы умения распознавать свои эмоции, а тем более описывать их. Дети, зачастую не владеют умением выражать свои эмоции социально- приемлемым способом, отсюда возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Возникают конфликты внутри социальной группы, появляются внутриличностные проблемы, которые проявляются в виде тревожности, замкнутости, застенчивасти, гиперактивности, агрессии, появляются страхи. Нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

Проблема развития эмоциональной сферы детей была и остается актуальной.

Задачи педагогов это формирование осознанного отношения ребенка к своим эмоциональным проявлениям и взаимодействию с другими людьми гармонизируя развития личности в целом.

Любая деятельность, а первую очередь игровая, помогает детям освоить приобрести определенный опыт взаимодействий с окружающими. Ребенок осваивает пространство, в котором происходят встречи, настраивается на дальнейшую совместную работу в группу, делает шаги к познанию собственных ощущений получаемых с помощью органов чувств.

С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.

Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствие обеспечит эффективность их применения.

Игра

Игра является основным видом деятельности у детей дошкольного возраста.

Игра для ребенка такая форма деятельности, в которой,создавая специальную ситуацию, замещая одни предметы другими, воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности. Через игру ребенок, усваивает определенные формы отношений, которые в последствии реализует.

Смоделировать формы отношений и действовать внутри этой модели помогает сюжетно- ролевая игра. Кроме того, через ролевую игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся для него образцом [5].

Развитие эмоций и чувств у дошкольниковзависит от ряда условий:

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.

Воспитатель помогает ребенку и направляет его к установлению тесных эмоциональных контактов с другими детьми.

Семья это возможность испытывать целую гамму переживаний, и здесь очень важны доброжелательные взаимоотношения. Сложное,неправильное общение в семье может привести: к односторонней привязанности (матери, отцу или другим членам семьи).

При этом слабеет потребность в общении со сверстниками; к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным; к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Список литературы

1. А. В. Можейко Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников изд. Творческий центр М. 2010.

2.https://festival.1september.ru/articles/606560/

3. festival.1september.ru/articles/501221/

Источник