Роль общения в психическом развитии ребенка лисина
Концепция генезиса общения М. И. Лисиной — теория, раскрывающая механизмы генезиса общения у детей. Концепция раскрывает понятие общения, указывает на роль общения в психическом развитии ребёнка, описывает четыре ведущих формы общения ребёнка со взрослым. Разработана советским психологом М. И. Лисиной в 1974 году[1][2].
Характеристика общения[править | править код]
Определение[править | править код]
В своих трудах М. И. Лисина определяет общение как «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата»[3]. Важно, что в общении принимают участие обе стороны, оба участника являются субъектами. В процессе общения люди обращаются друг к другу в расчёте получить ответ, так что, если ребёнок слушает взрослого, проявляет интерес, смотрит в глаза, можно быть уверенными, что происходит общение. Общение рассматривают как одну из сторон совместной деятельности[4] или собственно коммуникативную деятельность[5].
Структура коммуникативной деятельности[править | править код]
- Предмет — другой человек.
- Потребность в общении возникает в связи со стремлением ребёнка познать себя через познание других.
- Коммуникативные мотивы отражают то, ради чего совершается общение.
- Действия общения (отдельные акты) разделяют на инициативные и ответные.
- Задачей общения является цель, достижение которой преследуется с помощью конкретного коммуникативного акта.
- Средства — операции, служащие для осуществления общения.[6]
Функции общения[править | править код]
- построение коллективной деятельности с целью достижения наибольшей её эффективности;
- установление межличностных отношений, в которых осуществляется формирование личности;
- межличностное познание[3].
Роль общения в психическом развитии[править | править код]
Развитие ребёнка, согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, происходит путём усвоения социокультурного опыта. Носителем этого обобщённого опыта является взрослый, следовательно, общение с ним — неотъемлемая часть процесса развития ребёнка.
Тому можно привести следующие доказательства:
- случаи диких детей (так называемых детей «Маугли»): существование маленького ребёнка вне человеческого общества делает невозможным его становление в качестве представителя человеческого рода (влечёт за собой изменение пути психического развития);
- феномен госпитализма и его последствия: пребывание маленького ребёнка в больничных условиях или в детском доме в отсутствии близкого взрослого приводит к нарушению развития;
- эффект специально организованного опитимизирующего воздействия (демонстрация влияния общения на развитие путём формирующего эксперимента).[7]
Эксперимент состоял в выявлении влияния интенсификации общения взрослого с детьми в возрасте от 2 до 4 мес. на ускорение процесса их развития. Экспериментатор общался с детьми: ласкал их, разговаривал, поглаживал и т. д. на 7 — 8 мин больше, чем это делали с детьми из контрольной группы. В результате эксперимента были получены значимые различия в пользу детей, подвергавшихся экспериментальному воздействию, по следующим показателям:
- длительность занятий с игрушками;
- разнообразие действий;
- радость и удовольствие от манипуляций с игрушками;
- исследовательская активность;
- большинство сложных действий по сравнению с простыми.[3]
На более поздних стадиях развития влияние общения наблюдается в сферах любознательности, эмоциональных переживаний, формировании привязанности, овладения речью.
Таким образом, взрослый для младенца является необходимым источником всевозможных стимуляций: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, эмоциональных, а также транслятором опыта, и источником истинно человеческих задач (таких как, например, научиться говорить), которые побуждают ребёнка к развитию[3].
Возникновение общения у ребёнка[править | править код]
Коммуникативная деятельность, как и любая другая, возникает на основе потребности и её опредмечивания. Потребность в общении в качестве жизненно необходимого процесса возникает у ребёнка не сразу при рождении. Об этом можно судить по внешним проявлениям.
В течение первых двух недель обращение взрослого не вызывает никакой реакции ребёнка (только сосредоточение в момент кормления). С третьей недели в присутствии взрослого у ребёнка наблюдается ориентировочно-исследовательская активность. На четвёртой неделе присутствуют ответная улыбка и позже улыбка по собственной инициативе. На втором месяце у ребёнка формируется некоторый комплекс поведенческих проявлений («Комплекс оживления»), свидетельствующий о возникновении у него потребности в общении со взрослым. При этом поэтапно возникают следующие особенности: 1) внимание ребёнка при общении направлено на взрослого, 2) ребёнок проявляет эмоции по отношению ко взрослому, 3) сам проявляет инициативу и привлекает внимание взрослого, 4) способен улавливать отношение взрослого и воспринимает его как оценку.[8]. Таким образом, целью общения становится познание себя через другого.
Потребность в общении возникает в результате опережающей инициативы взрослого, который с первых дней жизни воспринимает ребёнка как любимого человека, как личность, владеющую сознанием. Ребёнок открывает для себя свойства субъектности, личностности — своей и взрослого — с возникновением потребности в общении и в результате общения.
Потребность в общении со сверстниками формируется ближе к третьему году жизни[9].
Средства общения[править | править код]
Средствами общения являются операции, посредством которых человек воздействует на партнёра по общению.
Выделяют 3 основных категории средств, которые осваиваются поэтапно:
- экспрессивно-мимические (мимика: взгляд, улыбка и другие выражения чувств на лице; выразительная жестикуляция; экспрессивные вокализации);
- предметно-действенные (позы, локомоции, действия с предметами или их изображение в процессе совместной предметной деятельности ребёнка и взрослого);
- речевые (необходимые условия для возникновения речи на втором году жизни: близкий эмоциональный контакт со взрослым до года, наличие совместной деятельности со взрослым на границе между первым и вторым годом и «голосовое» взаимодействие, при котором сочетаются словесные обращения взрослого и доречевые вокализации ребёнка).[10]
Развитие общения[править | править код]
Развитие общения от момента возникновения вплоть до школьного возраста происходит путём смены ведущей формы общения как совокупности черт, характеризующих коммуникативную деятельность.
Основными параметрами для выделения формы общения являются:
- возраст, в котором данная форма становится ведущей, то есть обеспечивает развитие наиболее важных для этого этапа психических процессов;
- место общения в системе деятельностей;
- содержание потребности, которая удовлетворяется путём общения;
- мотивы, побуждающие к общению;
- средства общения, преобладающие на данной стадии.
Формы общения[править | править код]
- Ситуативно-личностная.
Возраст — с момента возникновения общения до 6 месяцев.
Место — центральное место в жизни ребёнка, общение обеспечивает выживание и удовлетворение всех базовых потребностей.
Непосредственно общение удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном отношении к нему.
Мотив общения — личностный (взрослый — объект познания, источник ласки и безусловной любви).
Средства — экспрессивно-мимические.
В ходе этого периода происходит развитие перцептивных функций, подготовка к овладению хватанием.
- Ситуативно-деловая.
Возраст — 6 месяцев до 3 лет.
Место — общение как средство совместной предметной деятельности ребёнка со взрослым.
Остаётся потребность в доброжелательном внимании и добавляется потребность в сотрудничестве.
Мотив — деловой (взрослый необходим для организации и поддержания игры, помощник, образец действий с предметами).
Средства — предметно-действенные.
- Внеситуативно-познавательная.
Возраст — 3 — 4 года.
Место — общение разворачивается в ходе познания ребёнком окружающего физического мира, в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности.
К потребностям, побуждающим к общению на предыдущих двух стадиях, прибавляется потребность в уважении.
Мотив — познавательный (взрослый представляется как партнёр по обсуждению феноменов окружающего мира, источник знания).
Средства — речевые операции.
Возникает возможность получать от взрослого информацию не связанную с актуальной ситуацией (внеситуативные знания), что способствует развитию наглядных форм мышления
- Внеситуативно-личностная.
Возраст — 5 — 6 лет.
Место — общение складывается из отдельных эпизодов и разворачивается в ходе ориентации ребёнка в социальном мире.
В спектре потребностей, побуждающих к общению, возникает потребность к сопереживанию и взаимопониманию.
Мотив — личностный (взрослый выступает как источник социально-нравственных норм, умений и знаний).
Средства — речевые операции.
За счёт этой формы общения ребёнок усваивает ценности, формируется готовность ребёнка к школе в мотивационной, интеллектуальной и коммуникативных направлениях. Новые формы общения обогащают имеющийся у ребенка репертуар, занимая приоритетное положение. Приоритетность форм общения, связанная с характером ведущей деятельности, которую они обслуживают, становится элементом специфики психологического возраста. Переход с одной формы общения на другую происходит из-за рассогласованности текущего уровня общего психического развития ребёнка и уровня развития его коммуникативной сферы.[11]
Критика[править | править код]
Концепция М. И. Лисиной имеет большой значение для развития отечественной психологии[12] и становится предметом научных дискуссий.
Одним из предметов дискуссии стало высказывание об общении как деятельности. Д. Б. Эльконин высказал предположение о том, что предмет исследования М. И. Лисиной было вовсе не общение как деятельность, а «состояние любви» как фундаментальная составляющая общения. А также он подчёркивает, что в коммуникативной деятельности происходит не пользование готовыми структурами, а ориентировочная активность, направленная на опробование и преобразование человека.
В. И. Слободчиков подчёркивал ограниченность понимания общения, принятого в данной концепции, так как не было проработано понятие «связи» между ребёнком и взрослым, которая устанавливается путём общения.[13].
Примечания[править | править код]
- ↑ Детская психология // Лисина М. И.
- ↑ Вопросы психологии // Мая Ивановна Лисина (некролог), 1983, с. 166—167
- ↑ 1 2 3 4 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1986. — С. 9, 14, 23, 30, 79-80.
- ↑ Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для студентов факультетов психологии университетов / Г. М. Андреева. — Москва : Издательcтво Московского университета, 1980. — С. 95.
- ↑ Смирнова Е. О. Концепция генезиса общения М. И. Лисиной / Е. О. Лисина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. — Т.2, № 2. — С. 35.
- ↑ Мишина Е. В. Анализ ситуации психологического консультирования с точки зрения категории «общения» / Е. В. Мишина // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. — Т.2, № 2. — С. 88.
- ↑ Мещерякова С. Ю. Психология младенчества с позиции концепции М. И. Лисиной / С. Ю. Мещерякова // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. — Т.2, № 2. — С. 44.
- ↑ Карабанов О. А. Возрастная психология. Лекции. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. — С. 160.
- ↑ Обухова Л. Ф., Павлова М. К. Концепция М. И. Лисиной и современная психология: перекличка идей / Л. Ф. Обухова, М. К. Павлова // Культурно-историческая психология — 2009. — № 2. — С. 120.
- ↑ Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп
.— СПб.: «Детство-пресс», 2005. — С. 32. - ↑ Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1986. — С. 9, 14, 23, 30, 79-80.
- ↑ Смирнова Е. О. Значение концепции общения М. И. Лисиной для отечественной психологии // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С. 87—92.
- ↑ Ермолова Т. В. М. И. Лисина и современная детская психологи / Т. В. Ермолова // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С. 112—114.
Литература[править | править код]
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. — М., 1997.
Ссылки[править | править код]
- Ермолова Т. В. Вопросы психологии: М.И. ЛИСИНА И СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (1999). Дата обращения 15 декабря 2018.
- Рузская А.Г. Общение, личность и психика ребёнка (1997). Дата обращения 15 декабря 2018.
Источник
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно- исторического опыта человечества.
М.И. Лисина: общение — это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
В отечественной психологии общепризнанным является положение о том, что психическое развитие детей происходит в процессе освоения ими общечеловеческого опыта. Носителем этого опыта является взрослый. Он встает между миром, в который приходит ребенок, и самим ребенком, репрезентируя ему этот мир.
Изучение развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками показало, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его общение с окружающими людьми проходит ряд качественных ступеней в своем развитии.
В общении детей со взрослыми выделяют 4 вида содержания потребностив общении:
1. Потребность в доброжелательном внимании 2 мес. – 6 мес.
2. Потребность в сотрудничестве 6 мес. – 3 года
3. Потребность в уважительном отношении взрослого 3 года – 5 лет
4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании 5 лет – 7 лет
Выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:
· экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух м-цов жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим;
· предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
· речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Общение со сверстником возникает на третьем году жизни ребенка. Проходит 3 этапа:
1-ый – практически – эмоциональное – 2-4 года;
2-ой – ситуативно-деловое – 4 – 6 лет;
3-ий – внеситуативно-деловое – 6 лет.
Изменяется и содержание потребности в соучастии в совместных забавах к потребности в деловом сотрудничестве и признании сверстниками достоинств другого ребенка.
Общение со сверстниками, равными ребенку партнерами, способствует развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала, овладению нормами взаимоотношений.
В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; пережившие войны,К. Гаузер) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).
В первые 7 лет жизни Лисина М.И. выделяет 4 формы общения:
От рождения до года (младенчество) – ситуативно-личностная форма общения (потребность в доброжелательности и внимании)
От 1-3-х лет (ранний возраст) – ситуативно – деловая (освоение мира предметов)
От 3-5-и лет (младший и средний дошкольный возраст) – внеситуативно-познавательная (потребность в уважении со стороны взрослых)
4-6 лет (средний и старший дошк. возраст) – внеситуативно-личностная (взаимопонимание и сопереживание).
Общение со взрослыми в период младенчества и раннего детства
Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает проявлять особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активности проявляется в форме:
· внимания и интереса ребенка ко взрослому;
· эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;
· инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;
· и чувствительности ребенка к отношению/оценке взрослого.
Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. Лисина пишет, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители.
Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи и хватательной реакции. Мать не только обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей, но и влияет на развитие активной ответной деятельности.
Основные параметры общения у детей этого возраста (по Лисиной):
· форма общения: ситуативно-личностная; ситуативно-деловая (1-3 года);
· содержание потребности в общении: доброжелательное внимание взрослого; потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве (1-3 года);
· ведущий мотив общения: личностный — взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка; деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания и эксперт по оценке умений и знаний (1-3 года);
· значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием; развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью (1-3 года);
Депривация — неудовлетворенная потребность, происходящая в результате отделения человека от необходимых источников ее удовлетворения. Выделяют несколько типов депривации:
— сенсорная — заключается в устранении сенсорных импульсов.
— двигательная;
— социальная – (волчьи дети и дети-маугли).
Общение со взрослыми в дошкольном возрасте
Время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками.
В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина).
Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте — стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими.
Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.
Параметры общения:
· форма общения: внеситуативно-познавательная (до 4-5 лет);
внеситуативно-личностное (5-6 лет).
· содержание потребности в общении: потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет); потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).
· ведущий мотив общения: Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет); Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
· значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления; приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).
Для дошкольников свойственна более сложная потребность в общении — в сотрудничестве, уважении и сопереживании. У детей же из ДУИТ до конца дошкольного возраста сохраняется потребность во внимательном и доброжелательном отношении. Они не проявляют обычной для детей этого возраста настойчивости в ходе познавательных контактов. Т.е., они удовлетворяют нереализованную потребность во внимании и доброте со стороны взрослых с помощью речевых средств.
Источник