Роль общего состояния беременных женщин и ребенка в развитии кариесогенной ситуации

Роль общего состояния беременных женщин и ребенка в развитии кариесогенной ситуации thumbnail

Кафедра
стоматологии детского возраста КрасГМА

ГОУ ВПО «Красноярская
государственная медицинская академия

Федерального
агентства по здравоохранению и социальному
развитию»

Кафедра стоматологии
детского возраста

МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ
ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Тема:
«ЭНДОГЕННАЯ
ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА.
РОЛЬ ОБЩЕГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
И РЕБЕНКА В РАЗВИТИИ КАРИЕСОГЕННОЙ
СИТУАЦИИ. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОКАРИОЗНЫХ
ПРЕПАРАТОВ ВНУТРЬ
»

Утверждена
на кафедральном заседании

№ протокола
211

«
26» марта 2007 г.

Зав.
кафедрой Стоматологии детского возраста

ГОУ
ВПО КрасГМА Росздрава

д.м.н.,
проф. Тумшевиц О.Н. ______________

Составитель:
к.м.н. доц. Бриль Е.А.

Красноярск

2007

ЗАНЯТИЕ
№ 7 (VI семестр)

(
методическая разработка для студентов)

Тема
занятия
:

ЭНДОГЕННАЯ
ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА.
РОЛЬ ОБЩЕГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
И РЕБЕНКА В РАЗВИТИИ КАРИЕСОГЕННОЙ
СИТУАЦИИ. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОКАРИОЗНЫХ
ПРЕПАРАТОВ ВНУТРЬ.

Актуальность
занятия:

Роль
питания, как составной части здорового
образа жизни в профилактике основных
стоматологических заболеваний,
проявляется в нескольких аспектах:
формировании резистентных органов и
тканей полости рта к действию
неблагоприятных факторов, «культуре
потребления углеводов», факторе повышения
самоочищения полости рта.

Форма учебного
процесса:

Практическое
занятие.

Цель занятия:

На
основе знаний о сроках закладки временных
и постоянных зубов, в случаях необходимости,
научиться вносить коррективы в пищевой
рацион беременных женщин и детей. Знать
перспективные пути снижения кариесогенной
роли углеводов. Уметь регулировать
питание с целью повышения самоочищения
полости рта.

Обучающийся
должен:


знать последствия влияния неблагоприятных
факторов на формирование зубов ребенка
в антенатальном периоде;


уметь подобрать по составу наиболее
эффективные продукты питания с
минеральными компонентами для беременной
женщины;


иметь представление о значении твердых
фруктов и овощей в рационе питания для
стимуляции слюноотделения и самоочищения
полости рта в профилактике кариеса
зубов;


иметь навыки по проведению профилактических
осмотров и коррекции питания.

План
изучения темы:

1.
Исходный контроль знаний (тесты)

— сроки закладки
зачатков и прорезывания временных и
постоянных зубов;

— сроки минерализации
зачатков временных и постоянных зубов;

— средства и методы
повышения резистентности зубов к
кариесу.

2. Самостоятельная
работа по теме:

— оценка эффективности
применения различных диет (по данным
литературы) при внедрении первичной
профилактики кариеса;

— проведение
осмотров полости рта и разработка
рекомендаций по коррекции питания;

— решение ситуационных
задач.

3. Итоговый контроль
знаний:

— тестовый контроль;

— подведение итогов.

Основные понятия
и положения темы:

Роль
питания как составной части здорового
образа жизни в профилактике стоматологических
заболеваний проявляется в нескольких
аспектах:

1.
Питание как фактор формирование
резистентных органов и тканей полости
рта к действию неблагоприятных факторов.

2.
Рационализация питания как путь снижения
кариесогенного действия легкоусвояемых
углеводов.

Первый
аспект
связан
с важнейшим направлением профилактики
кариеса зубов — антенатальной
профилактикой.
В основе ее лежит создание оптимальных
условий закладки и развития зубов для
формирования резистентных зубных
тканей. Одним из главных условий этого
является полноценное по качественному
и количественному составу питание при
хорошем уровне усвоения компонентов
организмом беременной.

В
процессе наблюдения за беременными, в
случае необходимости, нужно своевременно
вносить коррективы в пищевой рацион.
Показаниями к коррекции питания служат:
высокий прирост кариеса зубов, активное
его течение, клинические признаки
гиповитаминозов в полости рта, остеопороза
альвеолярной кости. При ряде состояний
— повторной беременности через короткий
промежуток времени, наличии серьезных
сопутствующих заболеваний,, трудном
течении предыдущих беременностей,
плохом состоянии временных зубов у
других детей — коррективы в пищевой
рацион, а также дополнительное назначение
витаминов и минеральных компонентов
надо вводить заблаговременно, до
наступления клинических признаков
вышеперечисленных нарушений.

Во
втором триместре беременности следует
снизить количество легкоусвояемых
углеводов, так как они, наряду с
предрасположенностью к кариесу,
способствуют аллергизации организма
и нарушению обменных процессов.

Потребности
беременных составляют: — Р — 1,5 г; фтор —
3,0 мг; витамины группы В — 2,5 мг; витамин
Д – 5 — 10 тыс. ЕД.

Наилучшая
доставка этих веществ, необходимых для
формирования зубных тканей, осуществляется
с молоком — источником легкоусвояемых
солей кальция и фосфора, белков. Беременные
должны потреблять не менее 200 г. молока
в сутки. На 18 — 22 и 28 — 32 неделях беременности,
которые являются критическими периодами
гисто- и морфогенеза, дополнительно
назначаются по 0,5 г глицерофосфата
кальция утром и вечером ежедневно. В
местностях с пониженным содержанием
фтора в воде необходимо беременным
давать фтор в виде 1% раствора по 10 капель
ежедневно в эти же сроки. При токсикозах,
сопровождающихся рвотой — дозу фтора
нужно увеличить до 15 капель. Лучше для
этих целей использовать препарат
«Витафтор», который наряду с фторидом
натрия содержит дополнительный комплекс
витаминов.

Основой
формирования резистентных зубных тканей
является сбалансированное полноценное
питание, которое зачастую резко нарушается
при беременности. Поэтому стоматолог
при диспансерном наблюдении обязан
отметить эти нарушения и совместно с
акушером откорректировать пищевой
рацион.

Не
меньшее значение в формировании зубных
тканей имеет первый год жизни ребенка
и питание его в этот период. После
рождения ребенка продолжается закладка,
формирование и минерализации большинства
постоянных зубов, тогда как во
внутриутробном периоде закладываются
и минерализуются в основном временные
зубы. Идеальным питательным продуктом,
обеспечивающим новорожденного всем
необходимым, является молоко матери.
При искусственном вскармливании или
недостатке материнского молока необходимо
максимально компенсировать его
недостатки. Контроль над этой стороной
питание осуществляет педиатр, но
стоматолог должен информировать мать
о недостатках искусственного питания
и необходимости введения дополнительно
в рацион фруктовых, овощных соков, пюре
и т.д. Однако полноценной замены молоку
матери нет, в связи, с чем дети, бывшие
на искусственном вскармливании чаще
болеют, их зубы в большей степени
подвержены кариесу.

Читайте также:  Ребенок 1 год занятия для развития речи

В
период лактации у женщин наблюдается
повышенная поражаемость зубов кариесом.
Поэтому стоматологу необходимо
предусмотреть и рекомендовать кормящим
матерям дополнительное введение в
организм с пищей солей кальция и фосфатов,
фтора и витаминов в виде молочных
продуктов, овощей, фруктов.

Таким образом, в
диететике кариеса как фактора формирования
резистентных зубных тканей, особая роль
отводится снабжению организма матери
и ребенка кальцием, фосфором, фтором и
витаминами. Именно они могут быть
дефицитными при различных нарушениях.
Выраженных особенностей в питании
относительно белков, жиров и углеводов
с точки зрения формирующего зубочелюстного
аппарата не выявлено.

Практическая
работа:

Для
подготовки к занятию необходимо изучить
материал, который позволяет логически
подойти к необходимости назначения тех
или иных продуктов питания и лекарственных
средств профилактики кариеса в конкретной
клинико-эпидемиологической ситуации.
В связи с этим, следует повторить
материал, касающийся строения и физиологии
твердых тканей зубов, а также патогенез
кариеса и составляющие «здорового
образа жизни» в понимании стоматолога.

С
целью реального знакомства с темой
занятия следует принести на занятие
таблицы и другие пособия для демонстрации
минерального и витаминного состава
продуктов, используемых для профилактики
кариеса. Для этого целесообразно провести
взаимные осмотры полости рта студентов
с последующими комментариями и
рекомендациями по подбору наиболее
рационального режима питания студентов
и назначения им минеральных компонентов
с целью профилактики кариеса.

Указанные
комментарии и рекомендации могут быть
изложены устно, либо письменно с описанием
исходной ситуации в полости рта,
осмотренных студентов.

Задания
на уяснение темы занятия, методики вида
деятельности:

Тесты,
ситуационные задачи с эталонами решений.

Список
тем УИРС:

1.
Что необходимо знать о морской капусте
стоматологу.

2.
Надо ли использовать жевательную
резинку.

3.
Свекла – кладовая микроэлементов.

4.
Состав и свойства коровьего молока.

Рекомендуемая
литература:

  1. Персин Л.С. с соавт.
    Стоматология детского возраста, М.:
    Медицина, 2006. – 639 с.

Дополнительная
литература:

  1. Баум Л. с соавт,
    Руководство по практической стоматологии,
    М.: Медицина, 2005.

  2. Особенности
    обезболивания при лечении стоматологических
    заболеваний у детей / Ред. С.А. Рабинович.
    – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 120 с.

  3. Луцкая И. К.
    Руководство по стоматологии: Практическое
    пособие. – Ростов – на – Дону: «Феникс»,
    2002. – 540 с.

5.
Водолацкий М.П. с соавт. Профилактика и
эпидемиология стоматологических
заболеваний: Учебное пособие. –
Ставрополь: Из-во СГМА, 2004. – 200 с.

4

Соседние файлы в папке 3,6 проф — студенты

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Роль общего состояния беременной и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариозных препаратов внутрь

Гормональный статус беременных женщин в аспекте этиопатогенеза стоматологических заболеваний

Ряд учёных придерживается мнения о связи стоматологического статуса с гормональными сдвигами в организме беременных женщин [7, 8, 9].

К концу I триместра между организмами матери и плода устанавливается сложный обмен гормонов. Формирующаяся к этому времени плацента начинает продуцировать большое количество гормонов белковой и стероидной природы, в 10-100 раз превышающее суточную продукцию гормонов классическими эндокринными железами [9].

Роль общего состояния беременных женщин и ребенка в развитии кариесогенной ситуации

Эмбрион в конце 1 триместра

Такой резкий скачок уровня гормонов находит своё отражение и в полости рта, что может быть объяснено наличием высокоспецифичных эстрогенных рецепторов в культуре клеток костной ткани [10], в тканях маргинального периодонта, в мелких сосудах [11], либо влиянием половых гормонов на состояние десны через иммунную систему, которая претерпевает изменения на протяжении всего периода беременности.

Sooriyamoorthy, M. [12] так описывают механизм влияния гормональных изменений на состояние десны: иммунная супрессия, увеличение экссудации, стимуляция костной резорбции и стимуляция синтетической активности фибробластов, влияние на состав микрофлоры. А.О.Ojanoyko-Harri, М.Р. с соавт. [13], исследуя метаболизм прогестерона, предположили, что он предупреждает развитие реакции немедленного типа (острое воспаление), но допускает нарастание хронического воспаления в тканях десны.

Несколько иного мнения придерживается А. Tsami-Pandi [14], расценивая влияние половых гормонов как моделирующее, делающее десну более чувствительной к воздействию местных раздражающих факторов.

Учёные амстердамского университета [7, 13] пришли к выводу, что повышение уровня эстрогенов и прогестерона слизистой оболочки десен влияет на проницаемость сосудов и экссудацию вплоть до остановки микроциркуляции, ведет к увеличению образования простагландина Е2 слизистой оболочки, вызывает недостаточность солей фолиевой кислоты, снижает способность к кератинизации и клеточной регенерации, а, следовательно, изменяет барьерную функцию эпителия, чем и объясняется усиление клинических проявлений при гингивитах.

Meijer van Putten J. B. [15] отмечает усиление воспалительного процесса в десне, при котором имеет место физиологический сосудистый феномен (гиперемия и припухлость). Кроме того, эстроген и прогестерон изменяют микроокружение бактерий полости рта и содействуют их росту, а также являются причиной изменчивости их популяции. Это подтверждает данные китайских учёных С.С. Tsai, K,S. Chen [16], выявивших положительную корреляцию между уровнем прогестерона, беременностью, тяжестью гингивита и процентом пигментообразующих бактерий.

Роль общего состояния беременной и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариозных препаратов внутрь.

Читайте также:  Задержка психического развития ребенка в образовательной школе

Профилактика кариеса зубов направлена на нормальное физиологическое развитие организма детей, начиная с антенатального периода. Профилактическая работа стоматолога  должна проводиться в тесном контакте с акушером-гинекологом и педиатрами.

Известно, что патогенетические механизмы многих заболеваний детей определяются особенностями течения внутриутробного периода развития. Внутриутробный период является самым важным в формировании зубочелюстной системы. На 6-10 неделе беременности образуются зачатки всех молочных зубов. После образования эмали и дентина с 5- го месяца беременности начинается минерализация зачатков резцов, с 7- го месяца – клыков и моляров и завершается после рождения ребёнка.

Формирование зачатков постоянных зубов начинается с 5- го месяца беременности и продолжается до 5 лет жизни ребёнка . Завершается минерализация зачатков постоянных зубов к 8 годам жизни детей .

Роль общего состояния беременных женщин и ребенка в развитии кариесогенной ситуации

К моменту прорезывания зубов бывают сформированы и минерализованы только коронковая часть и незначительная часть корня зуба. Дальнейшее формирование, рост и минерализация корня происходят одновременно с прорезыванием зуба и завершаются через несколько лет после прорезывания.
В 3 триместре беременности начинается минерализация скелета плода и продолжается его формирование после рождения ребёнка и до 18-25 лет жизни.

Беременность является критическим периодом для стоматологического здоровья женщины и характеризуется изменением уровня и структуры заболеваний полости рта. В настоящее время стоматологические заболевания во время беременности формируют отдельное звено в кариесологии и в периодонтологии за счет особенностей клиники и влияния общего состояния организма. При беременности повышается патогенность флоры полости рта за счет усиления пролиферации условно-патогенных микроорганизмов. Интенсивность и распространенность кариеса зубов и заболеваний периодонта в период беременности увеличивается, что отмечается многими исследователями на протяжении длительного промежутка времени.

Роль общего состояния беременных женщин и ребенка в развитии кариесогенной ситуации

Уже в ранние сроки беременности происходят ухудшения состояния твердых тканей зубов и пародонта на фоне неудовлетворительного гигиенического состояния полости рта и сдвигов в составе ротовой жидкости. Это обуславливает необходимость проведения профилактических мероприятий на протяжении всего срока беременности.

Женщинам рекомендуется выполнять комплекс общих профилактических мероприятий, включающих в себя правильный режим труда и отдыха, полноценное питание, витаминотерапию.

Полноценный сон до 8-9 часов, пребывание на свежем воздухе в сочетании с дозированной физической нагрузкой способствует поступлению в организм кислорода.

Роль общего состояния беременных женщин и ребенка в развитии кариесогенной ситуации

Питание должно быть разнообразным, с необходимым количеством витаминов и микроэлементов. В первой половине беременности организм женщины нуждается в непрерывном поступлении белка. Во второй половине возрастает потребность в витаминах, микроэлементах и минеральных солях. Овощи, фрукты должны быть постоянными ингредиентами пищевого рациона.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 44.

Источник

Актуальность темы:

Роль питания, как составной части здорового образа жизни в профилактике основных стоматологических заболеваний, проявляется в нескольких аспектах: формировании резистентных органов и тканей полости рта к действию неблагоприятных факторов, «культуре потребления углеводов», факторе повышения самоочищения полости рта.

Цель занятия: сформировать у студентов в рамках профессиональной компетенции 17 и общекультурной 1 .

ОК-1 — способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ПК-17 — способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья.

           ПК-19 — способность и готовность к сбору и записи полного медицинского анам­неза пациента, включая данные со­стояния полости рта

Вопросы, изучаемые ранее и необходимые для усвоения темы:

1. сроки закладки зачатков и прорезывания временных и постоянных зубов;

2. сроки минерализации зачатков временных и постоянных зубов;

3. средства и методы повышения резистентности зубов к кариесу.

4. последствия влияния неблагоприятных факторов на формирование зубов ребенка в антенатальном периоде;

Вопросы для подготовки к занятию.

1. Здоровый образ жизни

2. Аспекты рационального питания

3. Кариесогенная ситуация и кариесогенные факторы

Перечень практических навыков, осваиваемых на занятии,

1. Уметь назначить рациональное питание беременным женщинам.

2. Уметь назначить ребенку рациональную диету в различные возрастные периоды.

Логико-дидактическое содержание темы

Роль питания как составной части здорового образа жизни в профилактике стоматологических заболеваний проявляется в нескольких аспектах:

1. Питание как фактор формирование резистентных органов и тканей полости рта к действию неблагоприятных факторов.

2. Рационализация питания как путь снижения кариесогенного действия легкоусвояемых углеводов.

Первый аспект связан с важнейшим направлением профилактики кариеса зубов — антенатальной профилактикой. В основе ее лежит создание оптимальных условий закладки и развития зубов для формирования резистентных зубных тканей. Одним из главных условий этого является полноценное по качественному и количественному составу питание при хорошем уровне усвоения компонентов организмом беременной.

В процессе наблюдения за беременными, в случае необходимости, нужно своевременно вносить коррективы в пищевой рацион. Показаниями к коррекции питания служат: высокий прирост кариеса зубов, активное его течение, клинические признаки гиповитаминозов в полости рта, остеопороза альвеолярной кости. При ряде состояний — повторной беременности через короткий промежуток времени, наличии серьезных сопутствующих заболеваний, трудном течении предыдущих беременностей, плохом состоянии временных зубов у других детей — коррективы в пищевой рацион, а также дополнительное назначение витаминов и минеральных компонентов надо вводить заблаговременно, до наступления клинических признаков вышеперечисленных нарушений.

Во втором триместре беременности следует снизить количество легкоусвояемых углеводов, так как они, наряду с предрасположенностью к кариесу, способствуют аллергизации организма и нарушению обменных процессов.

Читайте также:  Особенности раннего периода в развитии ребенка

Потребности беременных составляют: — Р — 1,5 г; фтор — 3,0 мг; витамины группы В — 2,5 мг; витамин Д – 5 — 10 тыс. ЕД.

Наилучшая доставка этих веществ, необходимых для формирования зубных тканей, осуществляется с молоком — источником легкоусвояемых солей кальция и фосфора, белков. Беременные должны потреблять не менее 200 г. молока в сутки. На 18 — 22 и 28 — 32 неделях беременности, которые являются критическими периодами гисто- и морфогенеза, дополнительно назначаются по 0,5 г глицерофосфата кальция утром и вечером ежедневно. В местностях с пониженным содержанием фтора в воде необходимо беременным давать фтор в виде 1% раствора по 10 капель ежедневно в эти же сроки. При токсикозах, сопровождающихся рвотой — дозу фтора нужно увеличить до 15 капель. Лучше для этих целей использовать препарат «Витафтор», который наряду с фторидом натрия содержит дополнительный комплекс витаминов.

Основой формирования резистентных зубных тканей является сбалансированное полноценное питание, которое зачастую резко нарушается при беременности. Поэтому стоматолог при диспансерном наблюдении обязан отметить эти нарушения и совместно с акушером откорректировать пищевой рацион.

Не меньшее значение в формировании зубных тканей имеет первый год жизни ребенка и питание его в этот период. После рождения ребенка продолжается закладка, формирование и минерализации большинства постоянных зубов, тогда как во внутриутробном периоде закладываются и минерализуются в основном временные зубы. Идеальным питательным продуктом, обеспечивающим новорожденного всем необходимым, является молоко матери. При искусственном вскармливании или недостатке материнского молока необходимо максимально компенсировать его недостатки. Контроль над этой стороной питание осуществляет педиатр, но стоматолог должен информировать мать о недостатках искусственного питания и необходимости введения дополнительно в рацион фруктовых, овощных соков, пюре и т.д. Однако полноценной замены молоку матери нет, в связи, с чем дети, бывшие на искусственном вскармливании чаще болеют, их зубы в большей степени подвержены кариесу.

В период лактации у женщин наблюдается повышенная поражаемость зубов кариесом. Поэтому стоматологу необходимо предусмотреть и рекомендовать кормящим матерям дополнительное введение в организм с пищей солей кальция и фосфатов, фтора и витаминов в виде молочных продуктов, овощей, фруктов.

Таким образом, в диететике кариеса как фактора формирования резистентных зубных тканей, особая роль отводится снабжению организма матери и ребенка кальцием, фосфором, фтором и витаминами. Именно они могут быть дефицитными при различных нарушениях. Выраженных особенностей в питании относительно белков, жиров и углеводов с точки зрения формирующего зубочелюстного аппарата не выявлено.

Задания на уяснение темы занятия, методики вида деятельности:

— Тесты, ситуационные задачи с эталонами решений.

Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

3. Хоменко Л.А. Терапевтическая стоматология детского возраста / Л. А. Хоменко. — Книга плюс, 2010. — С. 52-74.

4. Леус П.А. Профилактическая коммунальная стоматология. – М.,2008.- 445 с.

б) Дополнительная литература:

6. Алексенцев В.Г. Витамины и человек. – М.: Дрофа, 2006. – 453с.

7. Кузьмина Э.М. Основы индивидуальной гигиены полости рта / Э.М. Кузьмина и [др.] — М., 2008, — 116с.

8. Патофизиология. Учебник в 2 томах, под редакцией В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.Е. Уразовой. — Москва, издательская группа ГЭОТАР – Медиа. — 2009 год – том 1. — 848с.

9. Кухаренко Ю. В. Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей : учебное пособие. — Чита: ИИЦ ЧГМА, 2010. — 152 с.

10. Попова Е.С. Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей : учебное пособие /  Е.С. Попова, Ю.В. Кухаренко, Н.В. Астафьева Н.В. // Чита : ИИЦ ЧГМА, 2011. — 100 с.

в) Периодические издания (журналы):

— журнал «Клиническая стоматология».

г) Электронное информационное обеспечение и интернет-ресурсы:

— Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru

— компьютерные презентации

Практическое занятие №8

Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта у детей дошкольного возраста. Организация и проведе­ние групповой профилактики в детском саду.

Актуальность занятия:

Первичная профилактика стоматологических заболеваний должна базироваться на возрастных особенностях развития организма ребенка. В зависимости от возраста изменяются резервные (защитные) возможности организма ребенка, а также интенсивность и механизм действия факторовриска при возникновении заболеваний.

Цель занятия: сформировать у студентов в рамках профессиональных компетенций 19, 24.

1. ПК-19 — способность и готовность к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта

2. ПК-24 — способность и готовность к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения темы:

1. Обследование детей различного возраста в кабинете ПСЗ.

2. Факторы риска развития кариеса зубров и болезней пародонта у детей

дошкольно­го возраста.

3. Гигиенические и пародонтальные индексы.

4. Профессиональная гигиена полости рта.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Понятие и содержание индивидуальной профилактики кариеса и болезней

пародонта.

2. Понятие и содержание групповой профилактики кариеса и болезней

пародонта.

3. Принцип формирования групп детей для организации профилактики

болезней пародонта у детей в детском саду.

4. Объем и содержание врачебных мероприятий по профилактика кариеса и

болезней пародонта в группах детей дошкольного возраста.

5. Организация индивидуальной и групповой профилактики болезней

пародонта у детей дошкольного периода.



Источник