Роль наследственных факторов в развитии ребенка

Роль наследственных факторов в развитии ребенка thumbnail

На рост и развитие ребенка оказывают влияние как наследственные факторы, так и окружающая среда.

Наследственность—свойство живого организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного поколения к другому. Явление наследственности лежит в основе воспроизведения форм жизни по поколениям, что принципиально отличает живое от неживого. Наследственным аппаратом любой клетки являются молекулы ДНК. Они образуют в ядре клетки специфические структуры – хромосомы. Их число и форма строго постоянны для каждого вида животных и растительных организмов. Каждая пара хромосом специфична и имеет свой порядковый номер. ДНК хромосом содержит в закодированном виде всю наследственную информацию (программу развития будущего организма). Участок молекулы ДНК, в котором закодирована программа развития того или иного признака называется геном. Каждая молекула ДНК содержит сотни генов, их совокупность называется генотипом.

Знание законов наследственности позволяет понять механизмы передачи наследственной информации от родителей детям, закономерности формирования наследственно обусловленных признаков

и роль генов в процессах жизнедеятельности организма. Уменьшение генетического груза наследственных аномалий будет способствовать сохранению наследственной природы человека.

Различают хромосомную и внехромосомную наследственность. Хромосомная наследственность связана с распределением носителей наследственности (генов) в хромосомах. Передача признаков потомству прослеживается при наследовании таких наследственных признаков, которые в потомстве расщепляются по моногенному типу наследования в соответствии с законами Менделя. Законы Менделя являются эмпирическими правилами наследования, и они устанавливают численные соотношения отдельных признаков и их сочетаний, которые проявляются в гибридном потомстве при половом размножении.

Внехромосомная наследственность заключается в наследовании признаков, которые контролируются факторами, локализованными

в митохондриях. Наследственная информация распределяется между дочерними клетками случайно, поэтому четкого менделевского

расщепления в этих случаях не наблюдается. Все системы внехромосомной наследственности взаимодействуют с хромосомными генами или их продуктами.

Углубленное изучение наследственности началось в XIX веке,

а значительный прогресс в этой области был достигнут лишь в XX веке. После открытия Менделем (G. Mendel) в 1865 г. основных законов наследственности стало несомненным, что она определяется материальными факторами, позже получившими название генов. Однако еще в 1750 г. Мопертюи (P. L. М.Maupertuis) и в 1814 г. Адамс (J. Adams) описали некоторые особенности наследования отдельных признаков у человека. В 1875 г. Гальтон (F. Galton) предложил близнецовый метод для разграничения роли наследственности и среды в развитии признаков у человека. Он обосновал генеалогический метод анализа и разработал ряд статистических методов, из которых особенно ценен метод вычисления коэффициента корреляции.

В становлении представлений о природе наследственности большое значение имело создание Т. Морганом (Th. Morgan) и его школой хромосомной теории наследственности, было выявлено, что ген представляет собой материальную структуру в хромосомах ядра клетки.

Наследственная информация, заключенная в генах каждой особи, является итогом исторического развития данного вида и материальной основой будущей эволюции. Наследственность обеспечивает хранение и реализацию информации, в соответствии с которой осуществляются жизнь клетки, развитие особи и ее жизнедеятельность.

Реализация наследственной информации, записанной с помощью генетического кода – чередования нуклеотидов в ДНК зиготы, происходит в результате непрерывных взаимовлияний ядра и цитоплазмы, межклеточных взаимодействий и гормональной регуляции активности генов.

Ребенок получает от родителей по наследству: внешние признаки (форма отдельных частей тела, цвет глаз, тип конституции и др.), группу крови, свойства нервной системы, определенные задатки (мыслительную способность одаренность, память и т. д.), наследственные болезни.

В ходе развития генотип постоянно взаимодействует со средой. Совокупность всех свойств и признаков особи, сформировавшаяся

в результате взаимодействия генотипа с окружающей средой, получила название фенотипа. Некоторые наследственные признаки, например цвет глаз или группа крови, не зависят от условий среды.

В то же время на развитие некоторых количественных признаков,

таких как рост и вес тела, факторы окружающей среды оказывают большое влияние. Проявление эффектов генов, обусловливающих, например, тучность, во многом зависит от питания, поэтому при помощи соответствующей диеты можно в определенной степени бороться с наследственно обусловленной полнотой.

Читайте также:  Особенности развития эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста

Материальные носители наследственности содержат информацию не только о нормальных, но и о патологических признаках. Так, различного рода мутации – генетический груз, накапливаемый в генофонде человека, являются причиной возникновения большого числа наследственных аномалий, от которых страдают сотни миллионов людей нашей планеты. Мутации в половых клетках могут быть связаны с изменением числа хромосом (увеличением или уменьшением) или с изменением их генного состава, поэтому различают хромосомные и генные болезни.

К генным болезням относятся врожденная глухота, некоторые формы шизофрении, альбинизм, дальтонизм, гемофилия и другие. Для гемофилии характерно то, что болеют ею только мужчины, хотя ген этого заболевания связан с женской половой хромосомой. Вторая половая хромосома в этой паре у женщин содержит «здоровый» ген, который доминирует над «больным» геном, а у мужчин оказывается только «больной» ген.

К числу хромосомных болезней относятся болезнь Дауна (умственная отсталость, связанная с появлением третьей лишней хромосомы в 21 паре), волчья пасть, шестипалость, аномалии глазного яблока (связаны с трисомией в 13–15 парах). Часто лишняя хромосома наблюдается у детей пожилых родителей.

Болезни с доминантным типом наследования или сцепленные

с полом обнаруживаются сравнительно легко. Труднее установить значение наследственности в развитии таких широко распространенных полигенных болезней с наследственным предрасположением, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, язвенная болезнь, шизофрения, бронхиальная астма и др. Частота возникновения

и тяжесть течения этих болезней зависят от конкретного сочетания факторов окружающей среды и наследственного предрасположения.

Раннее патогенное влияние на плод не является неизбежным, так как в процессе последующего развития может произойти компенсация нарушений. Зародыши отличаются не только высокой чувствительностью к повреждающим воздействиям, но и весьма большой

способностью к восстановлению нормального развития после возникших нарушений.

К факторам, нарушающим нормальный ход зародышевого развития, могут быть отнесены следующие:

1) местные патологические процессы в слизистой оболочке матки,

2) недостаток снабжения зародыша кислородом и питательными веществами,

3) поступление в кровь плода тех или иных вредных для него веществ (лекарственные препараты, алкоголь, никотин, наркотические препараты и др.).

Голод или недостаток в пище матери витаминов, белков приводят к гибели зародыша или к аномалии его развития. Одним из отрицательных факторов воздействия на развитие организма является

ионизирующее облучение. Наибольшей чувствительностью к лучевому воздействию обладают клетки нервной системы и кроветворных органов эмбриона. Лучистая энергия ведет к повреждению хромосомного набора половой клетки.

Большую опасность для плода представляют инфекционные заболевания матери. Вирусные заболевания, такие как корь, краснуха, оспа, грипп, гепатит, свинка оказывают негативное влияние на развивающийся плод преимущественно в первые месяцы беременности, дизентерия, туберкулез, сифилис, токсоплазмоз – в основном

во вторую и последнюю треть беременности.

Факторы, нарушающие нормальное развитие, воздействуют не только через организм матери, но через отцовский организм.

Для нормального развития любой клетки, в том числе сперматозоидов, требуются благоприятные условия. Неблагоприятные факторы внешней среды (ионизирующее излучение, изотопы в почве, строительных материалах, химические раздражители, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, неполноценное питание) могут нарушить нормальное развитие половых клеток и вызвать аномалии развития в организме зародыша.

В настоящее время известны более 2000 наследственных болезней, из каждых 100 новорожденных 4–7 детей имеют генетические дефекты.

В последние годы большое значение приобретают медико-генетические консультации, где врачи-генетики проводят точный научный расчет возможности проявления того или иного наследственного заболевания.

Таким образом, исходным условием развития человека являются наследственные факторы, заложенные в генах. О значении наследственных задатков говорят факты раннего проявления особой одаренности у детей, например, музыкального дара, когда о музыкальном воспитании не могло быть речи. Например, Моцарт, будучи четырехлетним ребенком, написал свое первое, очень сложное произведение. Известны исторические факты родовых генных богатств, когда, например,

Читайте также:  Что подавать ребенку для развития

музыкальная или писательская одаренность проявлялась в течение многих поколений. В родословной Иоганна-Себастьяна Баха насчитывалось 58 музыкантов.

Каждый ребенок имеет свою генетическую основу, генетические задатки, но их реализация в значительной степени зависит от условий среды, то есть от условий жизни ребенка, воспитания и обучения. Поэтому задача родителей и педагогов заключается в своевременном выявлении природных способностей ребенка и создании условий для их дальнейшего развития. Наиболее полно они развиваются в благоприятных условиях внешней среды. Нормальные социально-гигиенические условия жизни, систематические занятия с ребенком, физические упражнения способствуют нормальному физическому и психическому развитию детей. Ребенок должен чувствовать любовь со стороны самых близких людей, для него одинаково вредны как чрезмерное внимание, так и «заброшенность». При отсутствии заботы дети растут ослабленными, часто болеют, отстают в умственном развитии.

Воспитание и обучение в значительной мере обусловливают те изменения, которые претерпевает человек с момента рождения и до наступления зрелости, его мировоззрение, взгляды, мораль, поступки

и все поведение в целом. Влияние внешней среды происходит через совокупность внутренних условий, относящихся к его индивидуальным особенностям. Из среды ребенок черпает для своего развития лишь то, что отвечает его потребностям и интересам. Поэтому на развитие ребенка оказывают влияния не только сами люди и вещи, но и те отношения, которые складываются у ребенка с ними. Если при педагогическом воздействии не учитывать опыт ребенка, особенности его личности и интересы, то педагогические воздействия не имели бы опоры. Так, в процессе обучения высокие достижения школьника зависят не только от мастерства учителя, но и от подготовки самого ученика, от его знаний, умений и навыков, от его способностей и интереса к делу, от взаимоотношений ученика с учителем и друзьями.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Личность
является результатом формирования в
условиях общественного, конкретно-исторического
существования человека, обучения и
воспитания. Что же является движущими
силами развития личности, а вместе с
тем и всех психических качеств и
процессов, устойчивое единство которых
она составляет?

В
истории психологии существовало два
направления в решении этого вопроса,
которые получили название биогенетической
и социогенетической концепции психического
развития личности.

Биогенетическая
концепция исходит из того, что развитие
личности человека определяется
биологическим, преимущественно
наследственным фактором. Поэтому
развитие личности носит спонтанный
(самопроизвольный) характер. По мнению
биогенетиков, человек от природы имеет
предрасположение не только к некоторым
особенностям протекания эмоциональных
реакций, особенностям темпа действий,
но и к определенному комплексу мотивов
(предрасположение к преступности у
одних, к успехам в административной
деятельности у других и т. п.). У человека
якобы от природы запрограммированы не
только формы его психической деятельности,
но и их содержание, изначально определены
этапы психического развития и порядок
их возникновения. Биогенетическая
концепция, представляющая личность
человека лишенной собственной активности,
продуктом действия фатальных биологических
факторов.

Социогенетическая
концепция рассматривает развитие
личности как результат прямых воздействий
окружающей ее социальной среды; человек,
по их мнению, «слепок со среды».
Социогенетики так же, как и биогенетики,
игнорируют собственную активность
развивающегося человека, отводят ему
пассивную роль существа, лишь
приспособляющегося к окружающей его
обстановке. Если следовать социогенетической
концепции, то остается необъясненным,
почему в одной и той же социальной среде
вырастают подчас столь разные люди.

Таким
образом, ни биогенетическая, ни
социогенетическая концепция не может
быть принята за основу понимания
закономерностей развития личности. Ни
та, ни другая не способна выявить движущие
силы психического развития. Не позволяет
это осуществить и предложенная немецким
психологом В. Штерном теория механического
взаимодействия или конвергенции двух
факторов (среды и наследственности), в
которой не преодолевались ошибки двух
концепций развития, а скорее удваивались.
Ошибочность этих концепций развития
личности состоит не в том, что в них
утверждается значение наследственности
или среды в развитии личности, а в том,
что в них механистически трактуются
различные влияния на личность, которая
рассматривается как «игрушка», всего
лишь как точка приложения внешних сил.
Личность человека тем самым лишается
активности.

Читайте также:  Обложка для истории развития ребенка скачать

Активность
личности обусловливается совокупностью
потребностей, побуждающей человека
через сложную систему осознанных и
неосознанных мотивов к деятельности.
Однако процесс удовлетворения потребностей
является внутренне противоречивым
процессом. Потребности, как правило, не
удовлетворяются немедленно после их
возникновения. Для их удовлетворения
необходимы материальные средства,
определенный уровень готовности личности
к деятельности, знания, умения и т. п.

Движущие
силы психического развития личности
выявляются в противоречии между
изменяющимися в деятельности потребностями
человека и реальным и возможностями их
удовлетворения.

Таким
образом, преодоление противоречий,
ведущее к развитию личности, происходит
в деятельности путем овладения
определенными средствами ее осуществления
(приемами, способами, операциями,
умениями, знаниями  и т. д.), что
осуществляется с помощью обучения. При
этом удовлетворение потребносте
посредством активной деятельности
закономерно порождает новую, более
высокую по уровню потребность.

В
качестве биологических предпосылок
развития Л. выступают индивидуальные
свойства человека. Б.Г. Ананьев выделил
2 класса:

1.
возрастно-половые свойства

2.
индивидуально-типические свойства

Исходя
из этих предпосылок в психологии Л.
рассматривается темперамент, задатки,
способности.

В
зарубежной психологии существует
типология Л., основанная на учете
формальных показателей (например,
телосложение), что фактически приравнивает
индивида к Л. Индивидуальные биологические
свойства (пол, задатки, конституция,
особенности обменных процессов) являются
лишь возможностями, органическими
предпосылками для развития Л.

Социальная
среда, как социальный фактор развития
Л. – это все, что окружает человека в
его социальной жизни, это конкретное
проявление, своеобразие общественных
отношений на определенном этапе их
развития.

Специфические
человеческие свойства (речь, сознание,
трудовая деятельность и пр.) не передаются
людям в порядке биологической
наследственности, а формируются у них
прижизненно, в процессе усвоения ими
культуры, созданной предшествующими
поколениями. Существуют достоверные
факты, которые свидетельствуют о том,
что если дети с самого раннего возраста
развиваются вне общества, то они остаются
на уровне развития животных, у них не
формируются речь, сознание, мышление,
нет вертикальной походки. Никакой личный
опыт человека не может привести к тому,
что у него самостоятельно сложатся
системы понятий. Участвуя в труде и
различных формах общественной
деятельности, люди развивают в себе те
специфические человеческие способности,
которые уже сформировались у человечества.
Необходимые условия усвоения ребенком
общественно-исторического опыта: 1)
общение ребенка со взрослыми людьми, в
ходе которого ребенок обучается
адекватной деятельности, усваивает
человеческую культуру; 2) чтобы овладеть
теми предметами, которые являются
продуктами исторического развития,
необходимо осуществить по отношению к
ним не любую, а такую адекватную
деятельность, которая будет воспроизводить
в себе существенные общественно
выработанные способы деятельности
человека и человечества. Усвоение
общественно-исторического опыта
выступает как процесс воспроизводства
в свойствах ребенка исторически
сложившихся свойств и способностей
человеческого рода. Без общества, без
усвоения общественно-исторического
опыта человечества стать человеком,
приобрести специфические человеческие
качества невозможно, даже если человеческое
существо обладает биологической
полноценностью. Но, с другой стороны,
не имея биологической полноценности
(олигофрения), морфологических свойств,
присущих человеку как биологическому
виду, невозможно даже под влиянием
общества, воспитания, образования
достичь высших человеческих качеств.

Жизнь
и деятельность человека обусловлены
единством и взаимодействием биологического
и социального факторов, при ведущей
роли социального фактора.

Соседние файлы в папке Психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник