Роль народного творчества в развитии личности ребенка ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский — основоположник научной педагогики в России, ознакомиться с его работами весьма ценно для специалиста в сфере дошкольного образования. Одной из ведущих идей, положенных в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Под народностью Ушинский понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества. Он требовал, чтобы дети ,начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Ушинский доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык — выражение мысли в слове.
Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Древнему народному искусству был присущ синкретизм, нерасчлененность разных видов творчества. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями. Иными словами, народное творчество таит в себе мудрость поколений. Изучение народной культуры- ключ к культурному генофонду и раскрытие огромного потенциала личности.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, т.к., расширяя представления ребенка об окружающей действительности, он развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что принято называть духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и прочее. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, а движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. В игровой деятельности мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память, а так же внимание. К сожалению, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо, в том время, как это необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила. В подвижных же народных играх воспитываются еще и психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить, ведь они:
- Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
- Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
- Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
- Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
- Знакомят детей с древними традициями и обычаями.
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
- Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с печенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
- Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
- Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и развивает в детях культурные, социальные и духовные ценности .
Источник
Константин Дмитриевич Ушинский — российский педагог, основоположник научной педагогики в России. К.Д.Ушинский внес особый вклад в развитие отечественной педагогики. Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки.
Одной из ведущих идей, положенных в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Под народностью Ушинский понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети начиная с раннего возраста усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа. Исходя из этого, Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты».
Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык — выражение мысли в слове. Главное в развитии речи детей — развивать мыслительные способности, научить правильно выражать свои мысли.
Ушинский указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. Большое значение в первоначальном обучении родному языку Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества — пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.
Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, — строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».
Среди наук, изучающих человека, Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.
Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными возможностями. Среди учебных предметов народной школы он особенно ценил родной язык.
Одним из средств нравственного воспитания Ушинский считал убеждение, при этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей.Ушинский придавал важное значение формированию у детей привычек. Он установил важную закономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем скорее в нем укоренятся привычка и тем скорее искореняется, и чем старее привычки, тем труднее их искоренить. Ушинский говорил, что привычки укореняются повторением какого-нибудь действия; что нельзя торопиться при укоренении привычек, ибо закреплять сразу много привычек — значит заглушать один навык другим; что следует как можно чаще использовать приобретенные ценные привычки. Ушинский доказывал, что при формировании привычек ничто так сильно не действует, как пример взрослых, и что при этом вредна частая перемена воспитателей.Ушинский выступил против тех педагогов, которые считали задачей педагогики всячески облегчать процесс учения. Такую практику школьной работы Ушинский язвительно назвал «потешающей педагогикой», обусловливающей «такое препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове». При такой организации обучения ученики постепенно приобретают «гнусную привычку оставаться целые часы, ничего не делая и ничего не думая».Стремлениям педагогов всячески облегчить процесс обучения он противопоставил твердое убеждение в том, что учение есть труд, и труд серьезный. Ушинский хотел, чтобы все учение и жизнь учеников было организовано разумно. Не нужно надрывать сил ученика в умственной работе, необходимо не давать ему засыпать, необходимо постепенно приучать его к умственной работе. «Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд». Ушинский придавал важное значение смене умственного труда физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время. С этой точки зрения Ушинский ценил также игры детей, но нужно следить, чтобы ребенок никогда ей не пресыщался и привык, мало-помалу, без труда и принуждения покидать ее для работы.Наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников Ушинский считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. Родители должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении ребенка дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении. Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский — человек XIX века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век.
Школьные реформы XIX века
19 июля 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». По этому «Положению» цель начальных народных училищ определялась так: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц. В начальных школах преподавались закон божий, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке. Продолжительность обучения в «Положении» не указана. Фактически она была в лучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в «Положении» и возраст учащихся. Принимались в народные училища дети всех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным. Обычно обучение было бесплатным.
Учителями начальных училищ по «Положению» 1864 года имели право быть церковники или же светские лица. От духовных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ только по предоставлении удостоверений о их подготовленности, нравственности и благонадежности.
Дата добавления: 2015-06-13; просмотров: 2731; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8659 — | 7481 — или читать все…
Читайте также:
Источник
людмила пархоменко
Статья «Роль устного народного творчества в воспитании дошкольников»
«Язык есть самая живая, самая обильная и
прочная связь, соединяющая отжившие,
живущие и будущие поколения народа в
одно великое, исторически живое целое»
(К. Д. Ушинский статья «Родное слово»)
Развивая идеи К. Д. Ушинского, видный педагог В. Н. Сорока- Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его.
Известно, что через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, загадки и т. д., — это неоценимое богатство народа, громаднейший пласт культуры, показатель способностей и таланта народа.
Поэтому я обратилась к проблеме использования устного народного творчества в своей работе с детьми.
В первую очередь я подобрала и изучила методическую литературу, продумала собственный план деятельности по этой теме, составила картотеку малых жанров русского фольклора, отражающего специфику тех задач, которые поставила перед собой, работая с детьми. Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми, я стараюсь, как можно шире применять жанры устного народного фольклора, включаю их во все жизненные процессы детей, во все виды деятельности.
Хочу поделиться результатами лишь одного вида жанров устного народного творчества. Не для кого не секрет, какой огромной любовью пользуется у детей сказка, с которой они встречаются, начиная с раннего возраста. Нет, вероятно, ни одного ребенка, который без замирания сердца, без интереса, воспринимал бы сказку. Сказка является произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Поэтому, знакомя с русскими народными сказками, стараюсь донести до детей их богатое содержание, насыщенность художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами и другими). Очень рада, когда дети в повседневной жизни, в играх используют в своей речи такие выражения, как: «красна девица», «ясный сокол», «встань передо мной, как лист перед травой». Это развивает и обогащает речь детей, способствует развитию творчества. Сказка помогает мне вводить ребенка в некоторые воображаемые ситуации, учит его сравнивать и сопоставлять поступки сказочных персонажей, переживать вместе с героями, ставить себя на место положительного и отрицательного героя, тем самым, давая возможность выбора ребенку собственной позиции:
— «Докажи, что Аленушка лучше всех»;
—«Кого тебе жалко в этой сказке?»
—«Как бы ты поступил на месте волка?»;
— «Кто тебе больше всего понравился?» — подтверди словами из сказки.
Все это возбуждает творческую активность детей, заставляет делать выводы.
Сказки играют огромную роль в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников. В них содержится правила общения людей друг с другом,
вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим. Каково было мое удивление, когда в игровом упражнении «Давайте поздороваемся» Алена сказала, что раньше здоровались поклоном – «поклонился в пояс». Тут же дети вспомнили высказывание «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль!»
Читая и рассказывая сказки, предлагаю детям несколько пословиц. Мы их рассматриваем, а выбрать предлагаю одну, которая подходить к данной сказке. Например, к сказке «Морозко»: «Добро век не забудется», «Мир не без добрых людей»; к сказке «Лисичка – сестричка и волк»: «Всякая птичка свою песенку поет», «Вор у вора дубинку украл», «Попался на удочку» и т. д. Для ребенка сказки – это его жизнь, они требуют от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость. Поэтому вместе с детьми мы сделали несколько игр: «Назови сказку», «Собери сказку», «Зашифруй сказку». Детям очень нравится шифровать и моделировать знакомые сказки с помощью геометрических фигур, собирать сказку из деталей в одно целое, угадывать название, пересказывать эпизоды сказок.
Они с удовольствием обыгрывают сказки, используя настольный и кукольный театры. Изображают сказочных героев, рисуя их, вырезая, склеивая. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, а когда делаю – запоминаю».
Таким образом, при правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки оказывают огромное воспитательное воздействие на ребенка. Помогают с успехом решать задачи эстетического и нравственного развития детей дошкольного возраста.
Источник