Роль музыки во всестороннем развитии ребенка

Валентина Коморная
Роль музыкального воспитания во всестороннем развитии дошкольника

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей с самого раннего возраста. Важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Музыка — одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду, — она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Музыкальное воспитание на ребенка — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке, это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание является всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Задачи музыкального воспитания формирования личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1. Воспитывать любовь к музыке.

2. Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Успешное значение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т. е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том,что оно: помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка.

Воспитание музыкальной культуры дошкольников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку — вот главная задача родителей и педагогов, которая является актуальной и сегодня.

Для осуществления этих целей необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов

музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

Музыка всегда являлась самым чудодейственным и тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве, и в жизни. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Для музыкальной педагогики важными вопросами являются проблемы музыкальных способностей дошкольников, их музыкальных потребностей и эмоциональной сферы, музыкальной диагностики как проверки точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, чувства ритма детей. Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность. Музыкальность — комплекс способностей человека, который формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности. Ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувство ритма, составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности. Именно наличие их у каждого наполняет

Читайте также:  Развитие ребенка до года беларусь

слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству, что способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и духовной культуры.

Источник

РОЛЬ  МУЗЫКИ   ВО    ВСЕСТОРОННЕМ  РАЗВИТИИ

 ЛИЧНОСТИ    РЕБЕНКА

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к. жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности.   Достижению   этой   высокой   цели   во   многом  способствует   и правильная организация музыкального воспитания детей.

Эстетическое воспитание направлено на разви­тие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хо­рошее и плохое, творчески самостоятельно дей­ствовать, приобщаясь  тем самым к различным видам художественной, деятельности, ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо раз­вивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности — способность чувство­вать характер, настроение музыкального произведения, сопе­реживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, пони­мать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио пе­чальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «Дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека.

Второй признак музыкальности — способность вслуши­ваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопостав­ляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низ­кий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают про­стейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность кон­трастных художественных образов (ласковый, протяжный харак­тер запева и энергичный, подвижный — припева), Постепенно на­капливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются перво­начальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности — проявление творче­ского отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, харак­терные для бодро марширующих пионеров, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т. д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах. Дети импровизируют простейшие попевки.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмо­циональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают свое­образную эстетическую окрашенность.

Музыка,   непосредственно   воздействуя   на   чувства ребенка   формирует   его   моральный   облик.    Воздействие   музыки   бывает   подчас   более   сильным, чем  уговоры  или   указания.  Знакомя детей  с  про­изведениями    различного    эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспиты­вают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чув­ства, возникающие при восприятии музыки, обогащают пережи­вания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют кол­лективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими пере­живаниями. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает хорошему звучанию, исполнению, и это воспри­нимается всеми как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример то­варищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного успешное выступление других детей служит изве­стным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные способности.

Читайте также:  Колесникова развитие ребенка от 2 до 3 лет скачать бесплатно

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения до­школьника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движе­ния под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импуль­сивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создает необхо­димые условия для формирования нравственных качеств лич­ности ребенка, закладывает первоначальные основы общей куль­туры будущего человека.

 Восприятие   музыки  тесно  связано  с  умственными       процессами,    т. е.     требует    внимания,    наблюдательности,     сообразительности.     Дети     прислушиваются   к звучанию,  сравнивают  звуки  сходные и различные,   знакомятся   с   их   выразительным   зна­чением,  отмечают  характерные смысловые особенности художест­венных   образов,   учатся   разбираться   в   структуре   произведения. Отвечая на вопросы воспитателя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: опреде­ляет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые по­пытки эстетической оценки требуют активной умственной деятель­ности и направляются педагогом.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие до­школьников новыми представлениями.

Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо вся­чески поддерживать пусть еще незначительные творческие прояв­ления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.

Когда взрослый ставит перед ребенком творческие  задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной ак­тивности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного тек­ста выразительным интонациям.

В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удо­вольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и осо­бенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изо­бразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом на­блюдается определенная последовательность: ребята слушают му­зыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыс­лить, фантазировать, творить.

Музыка,    воспринимаемая    слуховым    рецептором, воздействует   на   общее   состояние   всего   организма   человека    вызывает   реакции,  связанные  с  изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то мож­но вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние орга­низма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических осо­бенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связ­ки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лече­нии заикания), способствует выработке вокально-слуховой коор­динации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет ды­хание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и дви­жения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять ско­рость, степень напряжения, амплитуду, направление.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ре­бенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складыва­ется в процессе разнообразных видов и форм музыкальной дея­тельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятель­ность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Источник

Давлетбаева Светлана
Роль музыкального воспитания во всестороннем развитии дошкольника

Музыка возникла в глубокой древности. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Читайте также:  Истории развития ребенка с речевой патологией

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее познавательном значении.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду, — она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Музыкальное воспитание на ребенка – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке, это результат формирования личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие личности ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание является всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности ребенка.

Задачи музыкального воспитания формирования личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1. Воспитывать любовь к музыке.

2. Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах деятельности.

Современная педагогика имеет своей целью «сделать музыку естественной и потому необходимой частью жизни ребят», «постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой ребята способны расцвести, раскрыть творческие способности своего ума и сердца, которая может помочь им научиться «яснее и глубже чувствовать.

Одним из важнейших и любимых видов работы с детьми по музыкальному воспитанию является обучение игре на детских музыкальных инструментах. Этот вид музыкальной деятельности очень важен, т. к.:

— помогает развить творческие способности у детей,

— препятствует у детей возникновению «барьера неполноценности»,

развивает как образное мышление, так и творческое; совершенствует культуру движений как знакомых, так и новых, придуманных в процессе работы; социальные навыки закрепляются через сотрудничество в игре;

развивается внимание к звуку и его особенностям.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам.

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Источник