Роль музыки в нравственно эстетическом развитии ребенка

Светлана Кудрина
Роль музыки в нравственно-эстетическом воспитании детей

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку — один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он.

Преодоление острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества. Их развитие оказывается все более связанным с формированием человека как высоконравственной духовной личности. Именно искусство и метод художественного познания обладают огромным потенциалом гуманитарного и нравственного воздействия, обеспечивая главнейшее условие развития личности — единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики. Все это обусловило возникновение важной задачи — воспитание нравственно — эстетически развитой личности ребенка.

Все выше сказанное определяет актуальность проблемы нравственно-эстетического воспитания детей, в котором большую роль играет музыка, обладающая ярко выраженным эмоциональным, психофизиологическим характером воздействия. Она создает и «предлагает» своеобразные модели эмоционально-чувственного отношения к окружающему, обогащая духовный опыт и способность к переживанию, становится все более значительным компонентом духовной жизни человека.

В последние годы много внимания уделяется проблеме создания новых технологий, в которых предполагается приоритет личностного начала: воспитание учащегося с развитым мировоззрением, системой ценностей, нравственно-эстетической культурой, высоким уровнем интеллекта, личности, способной к творческому самосовершенствованию.

Вопросы изучения и формирования нравственных и эстетических качеств личности ребенка освещаются в работах М. А. Верба, К. В. Гавриловец, И. И. Казимирской, Б. Т. Лихачева, А. Ж. Овчинниковой, Л. И. Рувинского, И. Ф. Свадковского, Н. Е. Щурковой и других.

В современных исследованиях раскрывается влияние комплекса искусств на формирование духовной культуры личности (В. В. Ванслов, Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, на формирование целостной картины мира и способности целостного восприятия явлений искусства (Л. В. Горюнова, Н. А. Терентьева, Н. П. Шишлянникова, на развитие творческих способностей ребенка и формирование личностной эстетической позиции (Г. Н. Кудина, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, на развитие эстетического сознания и формирования опыта чувств (Т. Н. Иванова, Е. П. Крупник, О. В. Непершина, В. Г. Ражников, Е. М. Торшилова., на формирование эстетического вкуса (О. И. Ворожейкина, Б. И. Ивасив).

Воздействие музыки на нравственно-эстетическое воспитание ребенка опирается на достижения теории и практики эстетического воспитания (Ю. Б. Алиев, М. С. Каган, Е. В. Квятковский, В. И. Лейбсон, Б. Т. Лихачев, основывается на глубоком переосмыслении идей Л. С. Выготского, Д. С. Лихачева, В. В. Соловьева, П. А. Флоренского (сохранение культурной среды, формирование широкого гуманитарного мышления, аксиологическая ценность искусства, его значимость для человечества и индивидуума).

Таким образом, в науке имеется комплекс исследований, на которых базируется нравственно-эстетическое воспитание средствами музыки.

Мир музыки — эмоциональная сфера психики человека. Сила ее в непосредственном пробуждении таких чувств, которые составляют субъективную и интимную сторону личности и ее переживаний. Самые гуманные чувства — сочувствие в горе, переживание печали, торжества победы, светлой радости — музыка вызывает легко и непосредственно своим звучанием и тем самым эмоционально воспитывает человека, подготавливая его к реальным переживаниям.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал — в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека. Музыка — это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

Музыка по своей природе социальна, коммуникативна. Она предназначена для общения, раскрывая мысли, чувства, переживания композитора и исполнителя, она ищет сочувствия вовне, сила ее воздействия на слушателей заключается в том, что она выражает свойственные и им самим чувства. Композитор и исполнитель, воплощая в музыке радость и горе, хорошее настроение и печаль, делятся сокровенными переживаниями со слушателями, но достигают понимания только тогда, когда вызывают сопереживание.

Читайте также:  Роль родителей в социальном и психическом развитии ребенка

Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству — формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Источник

Татьяна Федосова
Эстетическое воспитание в музыкальном развитии

Доклад:

«Эстетическое воспитание в музыкальном развитии».

Подготовила: музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №1 г. Лебедянь

Федосова Татьяна Анатольевна.

На современном этапе развития перед обществом стоит первостепенная задача – воспитать всесторонне гармонично развитую личность. Немаловажную роль в этом играет эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

ФГОС уделяет большое понимание эстетическому воспитанию и приобщению детей к миру искусств.

Музыка – самый эмоциональный вид искусства, она имеет звуковую природу, временный характер, обобщенность образов, тем самым является «искусством чувств» как говорил П. И. Чайковский.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой — это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, т. к. она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует его вкусы. Гармоничность музыкально- эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Ведь музыкальные впечатления, полученные ребенком в период раннего и дошкольного детства, остаются в его памяти надолго, иногда навсегда.

Эстетика (от греческого – чувственный, чувствующий)— философская наука, изучающая сферу эстетического, как специфическое проявления целостного отношения между человеком и миром, а также – как область художественной деятельности детей.

Эстетическое воспитание дошкольников – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства, а также на развитие у ребенка способностей к творчеству, искусству и созиданию. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание дошкольников — это довольно широкое понятие. В него входят:

развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, быту, искусству, общественной жизни.

На этапе раннего детства заметную роль в эстетическом развитии детей играет музыка – как источник эстетического восприятия и первых эмоциональных переживаний.

Музыка – самый эмоциональный вид искусства, она имеет звуковую природу, временный характер, обобщенность образов, тем самым является «искусством чувств» как говорил П. И. Чайковский.

Музыка — сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств.

Задачи и содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т. е. развитие художественно-творческих способностей детей.

Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка — могучее средство самовоспитания… В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В. А. Сухомлинский.

Читайте также:  Центр развития ребенка 1678 москва

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.

Музыкальное искусство сильно воздействует на человека с момента его рождения и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Поэтому, воспитывая всесторонне развитых людей — физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкально- эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», — говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В. А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.

Музыка помогает и развивает умения распознавать эмоции, в чем наглядно можно убедиться на следующем примере. Детям заранее раздаются карточки с изображением различных вариантов мимики, отражающей чувство радости, гнева, грусти, удивления. После прослушивания музыкального фрагмента они поднимают одну из мимических карт, которая в наибольшей степени отвечает эмоциональному содержанию мелодии. Совпадение изображения на карточке с характером музыки свидетельствует об адекватности эмоционального восприятия.

Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения.

Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т. д.) и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений: авторская или народная песня; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т. д. Слушая музыку, ребенок ее анализирует, относит к определенному жанру.

Основа формирования музыкальной культуры детей – это сама музыка как вид искусства. Важно, чтобы ее содержание было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в доу

Л. C. Выготский писал: «. музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувств, творческая его перестройка и составляет психологическую основу музыки».

Ядром музыкальной культуры дошкольника является его музыкально- эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности при овладении определенными знаниями, умениями, навыками.

Индивидуальные проявления музыкальных способностей у одних детей выражены очень ярко (что является, конечно, признаком наличия природных задатков, у других – нет. Но это не следует рассматривать как доказательство отсутствия у ребенка музыкальных способностей. Дело в том, что проявление музыкальных способностей зависит и от природных задатков, и от воспитания.

В работе с детьми дошкольного возраста по слушанию музыки, которые строятся на основе ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру. Познавательные задачи решаются в тесной связи с развитием музыкальных способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства. Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.

Важнейшим средством музыкально- эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития детей дошкольного возраста являются и пение. Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают о природе, о дружбе, как живут люди. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обрядами, с трудом взрослых и т. д. Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно- эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте.

Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К. Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.

Содержание программы определяется задачами музыкально- эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.

Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности детей дошкольного возраста: музыкально- эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

Игра на детских музыкальных инструментах тоже интересная и полезная деятельность, потому что в процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность. Приобщение детей к игре на инструментах не является обязательным видом деятельности на каждом занятии. Я включаю детских ударно-шумовые музыкальных инструментов в другие виды деятельности (музыкально— ритмическая деятельность, слушание) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки, или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок).

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр. ; развития пластической и мимической выразительности.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания ребёнка-дошкольника.

Источник