Роль музыки в эмоциональном развитии ребенка

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Ширинских Тамара Васильевна,

музыкальный руководитель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №62               «Золотой улей»

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитать на его лице, в позе, жестах, во всём его поведении. Развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «видеть» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями.

Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человека к пониманию системы разноаспектных ценностно-смысловых переживаний. Именно специально организованная музыкальная деятельность, способная структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т.д., должна по праву стать важным аспектом педагогической деятельности.

Актуальность мною выбранной темы определяется потребностью нашего общества в эмоционально-чувственном воспитании. Ведь понимание эмоций и чувств является важным аспектом в становлении личности.

Работая музыкальным руководителем, я провела диагностику уровня развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку, в ходе которой выяснила, что у детей на недостаточном уровне сформированы  умения слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства, что говорит о низком уровне развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку. Проведя анкетирование родителей, я сделала вывод, что большинство из них не осведомлены в вопросах эмоционального развития личности, но положительно отнеслись бы к тому, чтобы их детей развивали, воспитывали в этом направлении.

Заинтересовавшись данной темой, я ознакомилась с трудами таких авторов, как Буренина А.И., Иванов А.А., Апраксина О.А., Карелина И.О., ознакомилась с программами музыкального воспитания дошкольников авторов Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры», Шуваловой А.В. «Музыка – хранительница эмоций». Изучив данную литературу, я подтвердила своё мнение о том, что художественно-творческая, музыкальная деятельность обеспечивает условия максимального расширения границ чувственно-эмоционального самовыражения детей.

Новизна опыта состоит в комбинации методик Радыновой О.П., Шуваловой А.В., направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкальную деятельность, приемлемых для работы с детьми 4 – 7 лет, и использование их в разделе программы музыкального развития Логиновой В.И. «Детство».

Проведя исследование, я обнаружила противоречия между необходимостью развития эмоционально-чувственной культуры дошкольников и:

  1. низким уровнем компетентности родителей по данному вопросу;
  2. отсутствием в ДОУ дополнительных специалистов, занимающихся художественно-эстетическим и эмоциональным развитием детей (изобразительной деятельности, хореографии, психолога);
  3. недостаточным количеством художественно-эстетических ценностей в непосредственном окружении ребёнка, оказывающих стимулирующее влияние на развитие эмоциональной сферы.

Целью моей деятельности стало развитие эмоционально-чувственной культуры дошкольников через различные виды музыкальной деятельности.

Гармоничное сочетание задач различных разделов программы «Детство» В.И.Логиновой, по которой работает наш детский сад, и опора на основные принципы музыкальной педагогики позволило сформулировать задачи моей работы:

  1. способствовать развитию мышления (осознания эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и т. д.);
  2. формировать умение понимать и чувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;
  3. развивать умение творческой интерпретации музыки различными средствами художественной выразительности.

Работа велась по трём направлениям:

  1. работа с воспитателями;
  2. работа с детьми;
  3. работа с родителями.

Основным направлением работы была работа с детьми. Мною был составлен перспективный план работы по эмоциональному развитию дошкольников 4 – 7 лет и разработаны конспекты тематических занятий, праздников и развлечений.

В младшем возрасте я решала следующие задачи:

  1. побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на произведения искусства;
  2. воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
  3. способствовать развитию эмоциональной сферы детей через участие в различных видах музыкальной деятельности.

Для решения этих задач был составлен цикл занятий с использованием разнообразных видов музыкальной деятельности, что позволило детям всесторонне познавать красоту окружающего мира. Предлагаемая система занятий позволяет создать условия для самовыражения, способствует формированию представлений о добре и красоте, побуждая детей к эмоциональному реагированию.

Занятия начинаются с музыкального приветствия, чтобы дети могли настроиться на совместную музыкальную деятельность, получить положительный настрой. Я использую такие упражнения-приветствия, как «Ласковое имя», «Передай приветик», «Колокольчик».

Развитие эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Поэтому на каждом занятии к детям приходят куклы, мягкие игрушки. С их помощью дети знакомятся с базовыми эмоциями. Игрушки побуждают детей к совместной творческой деятельности.

Обязательным элементом  занятия является слушание музыки, в ходе которого дети приобщаются к миру прекрасного. Для усиления эмоционального воздействия музыки, использую прием ознакомления с произведениями живописи соответствующей тематики. Так, при прослушивании музыкального произведения И. С. Баха «Шутка» предлагаю детям рассмотреть картину Ф.Хальса «Смеющиеся мальчики» и сравнить эмоции, выраженные художником и композитором — совпадают ли они.

Важным компонентом музыкального занятия является исполнительство. Через пение, движение, игру дети проявляют себя, выражают  свои чувства и эмоции, погружаются в мир собственных переживаний.

На занятиях так же я использую игры и упражнения, которые не только развивают музыкальные способности детей, но и которые учат детей жить дружно, сплачивают их, помогают чувствовать других, сопереживать. Это такие игры, как «Карусель», «Волшебный мяч», «Это я! Узнай меня!».

Читайте также:  Развитие детской моторики для ребенка 3 года

Играть со словом не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а участие взрослых делает это занятие ещё более привлекательным. Поэтому в своей деятельности особое место уделяю речевым играм с использованием пиктограмм эмоций («Зайка», «Дружный дом» и др.). В таких играх дети проявляют большую выдумку и фантазию, избавляются от неуверенности, стеснительности.

Итогом проведения цикла занятий является организация досугов и развлечений эмоционально-эстетической направленности. В содержание досугов включаю варежковый театр «Сказка, приходи!», театр би-ба-бо «Колобок», что позволяет закрепить понимание различных эмоциональных состояний, передаваемых музыкой.

В среднем возрасте решаю следующие задачи:

  1. расширять диапазон воспринимаемых детьми эмоциональных состояний, закреплять умение их различать, используя различные выразительные средства;
  2. способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, обогащая словарь детей понятиями, передающими оттенки эмоциональных состояний;
  3. совершенствовать эмоциональную выразительность в процессе вовлечения детей в различные  виды музыкальной деятельности.

На этом возрастном этапе я расширяю задачи по эмоциональному развитию, пополняю «эмоциональный словарь». Для того чтобы сформировать у детей умение понимать, сравнивать и анализировать эмоции, отражаемые в искусстве, развивать умение правильно выражать и передавать чувства, на своих занятиях я использую такие наглядные материалы, как «Дерево эмоций», «Волшебные гномики».

Дошкольники этого возраста с большим удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие, как «Весёлая прогулка», «Игра в лесу». Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов.

Большую выдумку и фантазию дети проявляют в этюдах-драматизациях, которые способствуют развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений и сценок, используя мимику и пантомиму («Считалка», «Катилось яблочко», «Лиса, петухи кот», и др.).

Для закрепления понятий, полученных на занятиях, использую такие дидактические игры, как «Музыкальный календарь», «Музыкальная шкатулка», «Музыкально-цветовой светофор» и др.  

Для лучшего понимания смысла мира эмоций провожу игровые занятия с детьми: «В мире эмоций», «Путешествие мышонка». Итогом проведения циклов занятий в среднем возрасте стало итоговое занятие «Путешествие в волшебный лес», задачей которого было закрепить с детьми понятия  об основных эмоциях, совершенствовать  умение детей передавать эмоциональное состояние музыкального образа с помощью выразительных средств (мимики, пантомимы).

В старшем возрасте я ставила задачи:

  1. познакомить с возможностями музыки в передаче внутреннего эмоционального мира человека и окружающей жизни;
  2. побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в различных видах музыкальной деятельности, формировать умение выражать эмоции, возникающих при слушании музыки;
  3. формировать умение аргументировать свои суждения, используя музыкальную терминологию.

Занятия с детьми старшего возраста ориентированы на развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке, художественному слову. Кроме того, они дают детям возможность проявить усвоенные знания о средствах эмоциональной выразительности в процессе участия в различных видах музыкальной деятельности.

Важной составляющей эмоционального развития детей этого возраста является театральная деятельность, а самым эффективным видом деятельности в развитии театральных способностей детей являются игры-драматизации, такие, как «Кот Васька», «Ёжик и мышки», «Теремок». Эффективность эмоционального развития детей в процессе драматизации обеспечивается только с помощью синтеза пения, движения и театральной деятельности. Поэтому на своих занятиях использую пантомимические этюды, которые помогают детям выразить эмоциональные состояния героев, их образы («Как у наших у ворот», «Зазнайка»). В работе с детьми над мимикой лица использую пиктограммы. Дети выбирают карточку с изображением соответствующим настроению и образу героя и пытаются передать его. Развить пантомимические навыки детям помогают различные игры и упражнения: «Горе», «Радость», «Обида» и т.п. В игре «Музыкальная книжка» предлагаю рассмотреть ситуации, изображенные на картинках, и передать их в движении, эмоциях под музыку. Для развития мимики я использую упражнения: «Цветы», «Пробуем конфетки», «Ароматный чай», «Яблоки».

Накопив определённый опыт актёрских навыков, перехожу к игре-спектаклю («Полянка», «Муха-Цокотуха»). Оформление обычной сюжетной музыкальной игры в игру-спектакль подводит детей к виду исполнительской деятельности от игры «для себя» к игре «для других». Это способствует росту творческой активности, эмоциональному переживанию музыкально-игрового образа. Гармоничное сочетание театрального искусства, музыки, движения вместе с развитием детского творчества, положительно влияет на эмоциональное развитие детей.

Итогом проведения работы по развитию эмоционально-чувственной культуры в старшем возрасте является музыкально-театрализованное представление «Как у батюшки Царя», в содержание которого включены разнообразные виды детской музыкально-творческой деятельности. Дети, при исполнении песенных, танцевальных номеров, театрализованных сценок, демонстрируют всё богатство знаний о мире эмоций, умение владеть средствами их выражения.

Вся работа строится на системе взаимодействия с воспитателями детского сада по вопросам эмоционального развития дошкольников. Мною  разработан перспективный план консультаций по вопросам эмоционального развития  дошкольников. Даю рекомендации воспитателям по оформлению дидактических игр, направленных на эмоциональное развитие дошкольников средствами музыки. Оказываю помощь в подборе музыкального материала воспитателям для создания эмоционального фона на их занятиях. Воспитатели проводят в группах предварительную работу, подготавливающую детей к восприятию материала на музыкальных занятиях, а так же закрепляют полученные знания и умения в самостоятельной деятельности детей вне занятий.

Укрепление связей с семьями воспитанников происходит не только через привлечение их к участию в организации и проведении праздников, но и через разъяснительную работу о необходимости развития эмоционально-чувственной культуры детей. Поэтому мною проводятся индивидуальные и коллективные консультации, открытые занятия  с демонстрацией приёмов воздействия на эмоциональную сферу детей. Для  проведения работы по эмоциональному развитию детей в семье, вниманию родителей предлагаю цикл игровых заданий, творческих упражнений.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям при беременности видео 30 недель

Для выяснения результативности своей работы я, ориентируясь на методику диагностики уровня музыкального развития А.В.Шуваловой, отобрала критерии, по которым провела диагностику эмоционального развития детей средствами музыки,  и, сравнив показатели, полученные в начале работы над темой опыта и после проведения работы, направленной на развитие эмоционально-чувственной культуры дошкольников сделала вывод, что в результате организованной мною целенаправленной систематической работы, у детей значительно повысился общий уровень эмоционально-чувственной культуры. Если в младшем возрасте высокий уровень отсутствовал, то в старшем он возрос до 70%, что свидетельствует об эффективности влияния на эмоциональное развитие детей использованных в ходе работы над опытом методов и приёмов.

Приобретённые детьми знания о средствах эмоциональной выразительности в музыке, умение воспринимать произведения искусства и выражать свои эмоции в музыкальной деятельности, стали фундаментом для дальнейшего развития эмоционально-чувственной культуры в школе, обогатили внутренний эмоциональный мир каждого ребёнка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. // Музыкальная палитра №4 / 2006.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей — М.: ООО «ИКТЦ», «ЛАДА», 2006. — 224с.- (Серия «Талантливому педагогу — заботливому родителю»).
  3. Ежкова Н. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента. // Дошкольное воспитание №8 / 2004.
  4. Званцугова А.А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности. // Дошкольная педагогика № 1 / 2007.
  5. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. // Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 2005.
  6. Кузнецова Г. Детское музыкальное исполнительство. // Дошкольное воспитание № 5 / 2008.
  7. Короткова Т.В., Шабельникова Е.Ю. Развитие эмоционального отношения дошкольников к окружающему звучащему миру. // Дошкольное образование Белгородчины: Проблемы. Находки, Опыт. Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Белгородской области. Выпуск 1. – Белгород: ЛитКараВан,2008.
  8. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Ярославль: Академия развития, 2008. – 240с.
  9. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. — Изд. 3-е. — М.: Музыка, 2007. – 63 с.
  10. Рогаткина Т. Синтез искусств: дорога в детство, или Новое измерение педагогики. Музыка и настроение. // Музыкальный руководитель №5 / 2006.
  11. Фадеева С. Музыка как объединяющее начало в эстетическом развитии. // Дошкольное воспитание № 7 / 2007.
  12. Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей.- М: ООО «ИДРИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008. – 189с.
  13. Художественное творчество в детском саду / Под редакцией Н.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2004.

Источник

Содержание

Введение

1. Значение развлечений в разностороннем развитии личности ребенка

2. Виды и формы развлечений

3. Роль музыки и ее место в развлечениях

4. Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных возрастных группах

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Проблеме эмоционального развития ребёнка, изучению роли эмоций в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру художественной и музыкальной культуры. В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру.

Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, и др.) Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего и младшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.

Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Для нашего исследования особую важность имеют выводы ученых (В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, М.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой, М.А. Медведевой, Б.М. Теплова и др.) о том, что активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально — творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка игра скачать

Феномен музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности. Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.И. Петрушин, С.Л. Рубинштейн и др.). Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет «множество жизненно важных задач… и призвана решать …самую главную — воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки. …В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей,…складываются общественные связи» [190, С.38].

Музыкальное воспитание, содержанием которого являются высокохудожественные образцы мирового музыкального искусства, позволяет формировать у детей представление об эталонах красоты. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, дети усваивают язык интонаций народной и классической музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают «интонационный словарь» (Б.В. Асафьев) произведений разных эпох и стилей.

Опыт же, накопленный в процессе восприятия шедевров музыкального искусства, лежит в основе культуры человека и влияет на формирование его личностных ценностей (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, А.И. Еатинене, Т.С. Комарова, Е.В. Назайкинский, О.П. Радынова, Т.Н. Таранова и др.).

Однако наряду с высокохудожественными произведениями народной, детской классической и современной музыки, в программе по музыкальному воспитанию дошкольников значительное место занимают произведения, специально созданные отечественными композиторами для детей. Многие из них не отвечают высоким требованиям художественности. Долгие годы требования к репертуару определялись идеологическими установками, узко педагогическими и дидактическими задачами. Требование простоты и доступности музыкальных произведений в практике музыкального воспитания зачастую приводило к выхолащиванию художественного содержания, к примитивному упрощению музыкального языка. Сущностная же, ценностная сторона музыкального искусства, по сути, не являлась предметом широкого практического изучения.

Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. В ряде работ последних лет (Е.А. Дубровская, А.И. Катинене, О.П. Радынова, P.M. Чумичева, Л.Н. Школяр и др.) показана возможность музыкального развития детей на произведениях классического наследия разных стилей и эпох. Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве дети эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают её содержание. Различный уровень эмоциональной отзывчивости характеризует уровень отношения субъекта к объекту взаимодействия, являясь объективным показателем данного отношения. В музыкальной педагогике он соотносится с избирательной восприимчивостью ребёнка к музыке, выражающейся в предпочтении музыкальных звуков по сравнению с немузыкальными [147]. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости связан с эмоциями высшего порядка, имеющими нравственное, эстетическое содержание, и требует целенаправленной работы по её формированию 9, 38, .66, 71, 197, 204, 219, 235]. Как личностное качество эмоциональная отзывчивость рассматривается на социально-нравственном уровне в связи с формированием межличностных отношений в общении и совместной деятельности (Р.С. Буре, М.В. Воробьева, Л.В. Лидак, Е.А. Шовкомуд и др.)

Большинство исследователей в отечественной музыкальной педагогике изучают эмоциональную отзывчивость на музыку как музыкальную способность («центр музыкальности» — Б.М.Теплов) и связывают её с проблемой музыкального познания [39, 59, 61, 198, 204, 228].

Основным признаком музыкальности Б.М. Теплов считает способность переживания музыки «как выражения некоторого содержания» [204, С.53]. Он пишет, что внеэмоциональным путем нельзя понять содержание музыки». Педагоги-музыканты также отмечают, что эмоциональная отзывчивость тесно связана с эмоциональной природой музыкального искусства, и указывают, что она развивается по тем же законам, которым подчиняется любой познавательный акт [197, С.55]. Таким образом, эмоциональная отзывчивость понимается как переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто как «эмоция, случайно возникшая во время музыки» [204, С.54], что и связывает её с эмоциями высшего порядка, имеющими в музыкальной деятельности эстетическое содержание.

Некоторые исследователи проблем музыкального воспитания дошкольников (Н.А. Ветлугина, E. Дзержинская, О.Ю. Лобанова, Р.В. Оганджанян, К.В. Тарасова и др.) подчеркивают широкую эстетическую природу эмоциональной отзывчивости и относят её к общим музыкальным способностям. Однако в теории музыкального воспитания детей этот вопрос не получил последовательной разработки. В методических рекомендациях по музыкальному воспитанию младших дошкольников ставится задача развития эмоциональной отзывчивости на музыку путем приобщения детей к миру музыкальной культуры. Однако способы решения этой задачи либо отсутствуют, либо носят слишком общий характер. Анализ исследований, касающихся данной проблемы, дает нам основание утверждать, что реальное влияние воспитания на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста остается одной из малоизученных педагогических проблем. В музыкально-педагогической литературе не содержится экспериментально подтверждаемых данных о роли накопления разнообразного интонационного опыта в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших дошкольников, хотя о необходимости использования шедевров музыкальной культуры в развитии личности говорится во многих научных трудах.

Источник